Проект федерального закона
"О военной реформе в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. письмо о необходимости принятия проекта
предложения о разработке нормативных правовых актов
перечень законов и нормативных правовых актов
финансово-экономическое обоснование
справку о состоянии законодательства
Настоящий Федеральный закон определяет содержание, сроки и организацию военной реформы в Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, а также иные нормы, касающиеся военной реформы в Российской Федерации.
Статья 1. Цель принятия настоящего Федерального закона
Принятие настоящего Федерального закона имеет своей целью законодательное установление понятия и общего содержания военной реформы в Российской Федерации, обязательности выполнения государственными органами мер, направленных на установленное настоящим Федеральным законом совершенствование военной организации Российской Федерации (Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и военных органов) в соответствии со сроками и полномочиями указанных органов, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Статья 2. Понятие и содержание военной реформы в Российской Федерации
Под военной реформой в Российской Федерации (далее - военная реформа) понимается комплекс политических, экономических, правовых, собственно военных, военно-технических, социальных и иных мер, направленных на качественное преобразование Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, военных органов, оборонного производства и связанных с ними государственных органов и организаций с целью создания единого государственного военного института - Вооруженных Сил Российской Федерации, достаточного по своим возможностям для обороны страны и безопасности государства с приемлемыми для Российской Федерации затратами.
Военная реформа включает:
1) уточнение военно-доктринальных положений, определяющих военно-политические, военно-стратегические, военно-технические и экономические основы военного строительства;
2) совершенствование государственного руководства и органов управления Вооруженными Силами Российской Федерации;
3) приведение структуры, состава и численности Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствие с их задачами;
4) внедрение единой системы финансового обеспечения обороны страны и безопасности государства на основе законодательного установления порядка формирования, обоснования, согласования, утверждения, исполнения и контроля расходов на оборону страны и безопасность государства;
5) формирование законодательной базы, регулирующей государственную деятельность в области военной, военно-технической политики, а также в области контроля над вооруженными силами и вооружениями;
6) определение приоритетов развития оборонного промышленного комплекса и его частичной конверсии, обеспечение внедрения технологий двойного назначения;
7) создание социально-экономических условий и поэтапный переход к комплектованию рядового и сержантского состава военнослужащими, проходящими военную службу в добровольном порядке по контракту, в первую очередь формирование профессионального кадрового корпуса младших командиров.
8) создание единой системы правового, материального и социального обеспечения военнослужащих, гарантирующей общественную престижность военной службы и изменение нравственного климата прохождения военной службы, возрождение кодекса офицерской чести;
9) реорганизацию систем профессиональной подготовки военных кадров, подготовки и воспитания войск;
10) законодательное развитие системы гражданского контроля Вооруженных Сил Российской Федерации;
11) другие меры в области обороны страны и безопасности государства, соответствующие содержанию военной реформы.
Статья 3. Принципы военного строительства в период проведения военной реформы
Военное строительство в Российской Федерации проводится с соблюдением следующих основных принципов:
1) централизованное государственное управление военным строительством под руководством Президента Российской Федерации;
2) комплексное использование Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и военных органов при выполнении задач обороны страны и безопасности государства;
3) постепенность реорганизации органов управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками и воинскими формированиями по мере ввода в действие единых органов управления военной организацией Российской Федерации;
4) повышение роли мобилизационной подготовки и мобилизации в обеспечении военной безопасности Российской Федерации, поддержание высокой мобилизационной готовности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, военных органов и создаваемых на военное время специальных формирований;
5) обеспечение гарантий социальной защиты военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и военных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) приоритетное финансирование поддержания боевой готовности войск, программ разработки и производства новых перспективных образцов вооружения и военной техники, в первую очередь обеспечивающих сдерживание агрессии против Российской Федерации и ее союзников;
7) государственная поддержка учреждений и предприятий научного и промышленного оборонного комплекса, осуществляющих производство продукции военного и двойного назначения.
Статья 4. Сроки и этапы военной реформы
1. Основные мероприятия военной реформы проводятся в период с 1997 года по 2005 год.
2. Этапы военной реформы, их продолжительность и конкретная направленность определяются концептуальными положениями военной реформы (концепцией военного строительства в Российской Федерации), нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
3. Сроки и этапы проведения военной реформы могут уточняться в зависимости от возможностей государства по материальному и финансовому обеспечению военной реформы, а также в связи с изменениями военно-политической обстановки.
4. На первом этапе реформы осуществляются преимущественно меры по реорганизации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и военных органов, сохранению основного потенциала оборонного промышленного комплекса, обеспечению необходимой социальной защиты военнослужащих. Формируется законодательная база по всем направлениям военной реформы и военного строительства.
5. На втором этапе реформы осуществляется развертывание работ в оборонном промышленном комплексе в полном объеме, необходимом для оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации современным вооружением и военной техникой.
6. Завершение военной реформы или изменение сроков ее проведения устанавливаются (объявляются) федеральным законом.
Статья 5. Организация военной реформы
1. Военная реформа проводится в соответствии с единой концепцией военного строительства в Российской Федерации (далее - концепция военного строительства в Российской Федерации) на период военной реформы.
2. Организация военной реформы включает разработку, ежегодное уточнение и контроль выполнения:
1) концепции военного строительства в Российской Федерации;
2) программных документов военного строительства в Российской Федерации и необходимых для этого объемов финансирования;
3) федеральных государственных программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, федеральной программы обеспечения мобилизационной подготовки экономики, федеральных программ конверсии военного производства и развития национальной технологической базы, других федеральных целевых программ, а также программ выполнения международных договоров по контролю над вооруженными силами и вооружениями, обеспечения социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных со службы, а также членов их семей.
3. Перечень программных документов военного строительства определяется Правительством Российской Федерации по предложениям федеральных министерств и ведомств.
4. Федеральные органы исполнительной власти организуют выполнение программных документов военного строительства в соответствии законодательством Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.
5. В период военной реформы обеспечивается поддержание в необходимой боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и военных органов, а также осуществляются другие мероприятия по обеспечению обороны страны и безопасности государства, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Правовая основа военной реформы
Военная реформа в Российской Федерации проводится на основании настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации в области обороны страны и безопасности государства.
Статья 7. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации по проведению военной реформы
1. Президент Российской Федерации:
1) осуществляет руководство проведением военной реформы;
2) утверждает основные положения военной доктрины, приоритеты в военной, военно-технической политике и международной деятельности по контролю над вооруженными силами и вооружениями;
3) определяет и уточняет задачи Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и военных органов на период военной реформы;
4) утверждает концепцию, программы и планы военного строительства в Российской Федерации;
5) вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов о завершении, прекращении и возобновлении военной реформы, а также об изменении сроков ее проведения;
6) дает ежегодную оценку выполнения программы военного строительства и определяет основные изменения в концепции военного строительства, отражая их в ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации;
7) издает в соответствии со своими полномочиями нормативные правовые акты по вопросам военной реформы;
8) в случае возникновения исключительных обстоятельств, ставящих под угрозу интересы обороны страны и безопасности государства, издает указ о временном прекращении военной реформы или частичном ее сокращении и вносит в Государственную Думу соответствующий проект федерального закона.
2. Федеральное Собрание Российской Федерации:
Совет Федерации:
1) рассматривает расходы на проведение военной реформы, установленные принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете;
2) рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам военной реформы;
3) рассматривает и принимает постановления по основным вопросам государственной политики, связанным с содержанием и организацией военной реформы.
Государственная Дума:
1) рассматривает расходы на проведение военной реформы, устанавливаемые принимаемыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете;
2) принимает федеральные законы по вопросам военной реформы;
3) рассматривает и принимает постановления по основным вопросам государственной политики, связанным с содержанием и организацией военной реформы.
3. Правительство Российской Федерации:
1) осуществляет ежегодное прогнозирование и оценку возможностей государства по содержанию и всестороннему обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и военных органов;
2) определяет объем расходов федерального бюджета, необходимый для проведения военной реформы;
3) утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, федеральные программы конверсии военного производства, развития национальной технологической базы и другие федеральные целевые программы, программы обеспечения социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
4) представляет в Федеральное Собрание Российской Федерации программы выполнения международных договоров по контролю над вооруженными силами и вооружениями одновременно с внесением международных договоров на ратификацию;
5) осуществляет меры по обеспечению военной реформы, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
6) определяет перечень других федеральных программ военного строительства;
7) издает в соответствии со своими полномочиями нормативные правовые акты по вопросам военной реформы.
Статья 8. Руководство проведением военной реформы
1. Руководство проведением военной реформы осуществляет Президент Российской Федерации.
2. Организацию выполнения, порядок координации и контроля выполнения программ и планов военного строительства определяет Президент Российской Федерации.
Статья 9. Ограничения на деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и военных органов в период военной реформы
1. В период военной реформы не допускается:
1) создание новых воинских формирований и военных органов, а также увеличение численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и военных органов, если это не предусмотрено концепцией военного строительства и программами проведения военной реформы;
2) отвлечение воинских формирований и отдельных военнослужащих от исполнения прямых задач и обязанностей, связанных с военной службой.
2. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и военных органов к решению народнохозяйственных задач в чрезвычайных ситуациях, в том числе при ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляется в соответствии с федеральными законами.
Статья 10. Особенности комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и военных органов в период военной реформы
1. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется преимущественно по призыву. Призывной возраст устанавливается - 19 лет. Комплектование по контракту осуществляется преимущественно для замещения должностей сержантского состава.
2. Комплектование других войск, воинских формирований и военных органов осуществляется преимущественно по контракту в возрасте не моложе 21 года (комплектование по призыву не исключается).
3. Штатная численность Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и военных органов на каждый очередной год указывается в федеральном законе о федеральном бюджете.
Статья 11. Совершенствование системы подготовки военных кадров и повышение морально-психологического состояния личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и военных органов
В период военной реформы осуществляется:
1) поэтапный переход к единой системе подготовки военных кадров Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и военных органов на основе укрупнения военных учебных заведений, внедрения единых учебных программ, унификации специальностей и требований к офицерским кадрам, создания общей системы комплектования и распределения кадров.
2) целенаправленная государственная политика по укреплению авторитета Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и военных органов на основе восстановления и развития российских исторических военных традиций, организации военно-информационной и военно-патриотической работы с населением, поддержки героико-патриотического направления культуры и искусства;
3) развертывание систем информационного обеспечения, психологической, военно-социальной и культурно-досуговой работы с военнослужащими и членами их семей;
4) обеспечение психологической и социальной реабилитации военнослужащих, уволенных с военной службы в связи с военной реформой, с проведением их переподготовки и первоочередным трудоустройством по выбранным специальностям.
Статья 12. Финансово-экономическое обеспечение военной реформы
1. Проведение военной реформы обеспечивается:
1) ежегодным гарантированным выделением в федеральном бюджете ассигнований на национальную оборону в объеме не менее 5 процентов от планируемого валового внутреннего продукта Российской Федерации;
2) ежегодным гарантированным выделением в федеральном бюджете ассигнований на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства в объеме не более 2 процентов от планируемого валового внутреннего продукта Российской Федерации;
3) целевым приоритетным финансированием расходов на проведение военной реформы, в том числе на реорганизацию и боевую подготовку Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и военных органов, а также на переподготовку увольняемых военнослужащих и их адаптацию к новым условиям жизни;
4) увеличением к 2001 году суммарных расходов на закупки вооружения и военной техники, оплату научно-исследовательских и опытноконструкторских работ до уровня не менее 35 процентов, а к 2005 году - 45 процентов от общего объема ассигнований на национальную оборону и обеспечением ритмичного полномасштабного финансирования;
5) введением, начиная с 1998 года, единой системы централизованного финансирования обеспечения жильем военнослужащих, проходящих военную службу и увольняемых с военной службы;
6) целевым финансированием приоритетных работ в области военного, военно-технического сотрудничества, а также в области контроля над вооруженными силами и вооружениями, в соответствии с ратифицированными международными договорами и федеральными программами по их выполнению, с ежегодным уточнением затрат в рамках федерального закона о федеральном бюджете Российской Федерации на очередной год.
2. На первом этапе военной реформы законодательно устанавливается единый порядок формирования, обоснования, согласования, утверждения, исполнения и контроля расходов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и военных органов.
Статья 13. Организация развития и конверсии оборонного промышленного комплекса Российской Федерации в период военной реформы
1. Организация развития и конверсии оборонного промышленного комплекса Российской Федерации производится на основе утвержденных Правительством Российской Федерации федеральной государственной программы развития оборонного промышленного комплекса, федеральных программ конверсии военного производства и развития национальной технологической базы.
Указанные программы разрабатываются в соответствии с концепцией военного строительства и федеральной государственной программой вооружения, а также с учетом потребностей в создании и внедрении технологий двойного назначения.
2. Финансирование программных мероприятий по развитию оборонного промышленного комплекса и национальной технологической базы осуществляется из средств федерального бюджета и собственных средств предприятий.
Финансирование федеральной программы конверсии оборонного производства осуществляется в соответствии с федеральным законом.
3. Руководство проведением работ по реализации программных мероприятий и развитию оборонного промышленного комплекса осуществляется Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации принимает меры по привлечению российских и зарубежных инвесторов в развитие и конверсию оборонного промышленного комплекса, а также по закреплению квалифицированных кадров на предприятиях оборонного промышленного комплекса.
4. Необходимые состав и структура мобилизационных мощностей, объем потребных резервов, меры по их сохранению и поддержанию определяются в концепции военного строительства, федеральной программе обеспечения мобилизационной подготовки экономики и осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".
Статья 14. Обеспечение социальной защиты военнослужащих и членов их семей в период проведения военной реформы
1. Социальная защита военнослужащих и членов их семей обеспечивается:
1) гарантированным выполнением со стороны государства контракта, заключенного с военнослужащим;
2) установлением единой системы социальной защиты, материального обеспечения и денежного довольствия военнослужащих, льгот, гарантий и компенсаций с учетом занимаемых должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы независимо от принадлежности военнослужащих к Вооруженным Силам Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся другие войска, воинские формирования и военные органы;
3) повышением окладов месячного денежного содержания военнослужащих пропорционально увеличению минимального размера оплаты труда и не позднее срока, с которого федеральным законом устанавливается минимальный размер оплаты труда, а также своевременной их выплатой;
4) предоставлением военнослужащим и совместно проживающим с ними членами семьи жилых помещений в сроки, установленные федеральным законом, по нормам и в порядке, предусмотренными жилищным законодательством;
5) обеспечением права на охрану здоровья и отдыха военнослужащих;
6) улучшением бытовых условий военнослужащим, проходящим военную службу по призыву;
7) обеспечением военнослужащим права обучаться в военных и гражданских образовательных учреждениях профессионального образования;
8) обеспечением полной реализации прав, льгот и гарантий, установленных действующим законодательством для военнослужащих и членов их семей;
9) проведением индексации заработной платы гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и военных органов в сроки, установленные федеральным законодательством и при повышении минимального размера оплаты труда.
2. В период военной реформы принимаются меры по обеспечению жильем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей:
1) жилой фонд, предоставленный и предоставляемый военнослужащим со сроком прохождения военной службы менее 20 лет, переводится в разряд служебных жилых помещений, которые могут передаваться военнослужащим в постоянное пользование после прохождения ими 20 лет военной службы;
2) офицеры (прапорщики) не могут быть уволены из Вооруженных Сил, пока они не получат квартиры.
3. Уволенные с военной службы военнослужащие обеспечиваются работой. Для создания условий их трудоустройства организуется система переподготовки по гражданским специальностям, для чего используется как бюджетное, так и внебюджетное финансирование, а также предоставляется образовательным учреждениям, ведущим переподготовку, учебная база военно-учебных заведений во временное пользование и на безарендной основе.
4. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок реализации указанных выше мер по социальной защите военнослужащих и членов их семей во взаимосвязи с выполнением военнослужащими своих обязанностей и условий заключенных контрактов.
5. К окончанию военной реформы принимается единый кодекс социальной и правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Статья 15. Принципы и цели военного и военно-технического сотрудничества в период военной реформы
1. Организация военного и военно-технического сотрудничества осуществляется на основе приоритетности национальных интересов, принципов партнерства с иностранными государствами, политика и действия которых не наносят ущерба интересам Российской Федерации в области обороны и безопасности и не противоречат Уставу ООН.
2. Основными целями военного и военно-технического сотрудничества являются:
1) укрепление системы дружественных и союзнических отношений Российской Федерации с государствами-участниками Содружества Независимых Государств и другими государствами;
2) укрепление военно-политических позиций России в важных для нее регионах мира;
3) совершенствование форм и способов обеспечения коллективной безопасности, иной совместной военной, военно-технической деятельности Российской Федерации и других государств (коалиций государств);
4) сбалансированное обеспечение военно-политических, военно-технических и экономических интересов страны, эффективность военного и военно-технического сотрудничества;
5) приоритетное развитие и совершенствование отечественного военного производства для целей обороны и безопасности;
6) поддержка отечественной оборонной промышленности и совершенствование национальной технологической базы;
7) стимулирование инвестиций в экономику страны, улучшение баланса внешнеторговой деятельности, укрепление позиций Российской Федерации на международном рынке высокотехнологичной продукции.
Статья 16. Особенности заключения и выполнения международных договоров в области контроля над вооруженными силами и вооружениями в период военной реформы
1. Заключение Российской Федерацией международных договоров в области контроля над вооруженными силами и вооружениями осуществляется на основе приоритетности национальных интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности при наличии военно-политического, военно-технического, финансово-экономического обоснований, возможности их выполнения, а также с учетом действующих договоров в этой области и их совокупного влияния на обороноспособность страны.
2. Порядок взаимодействия органов исполнительной и законодательной власти и другие вопросы, связанные с разработкой, заключением и выполнением международных договоров в области контроля над вооруженными силами и вооружениями определяется федеральным законом.
3. При подписании и ратификации международных договоров в области контроля над вооруженными силами и вооружениями могут быть сделаны оговорки, учитывающие особенности их выполнения в период военной реформы.
4. Выполнение указанных международных договоров осуществляется после их ратификации Федеральным Собранием Российской Федерации по федеральным программам, разрабатываемым применительно к каждому, заключенному Российской Федерацией, международному договору. Программы представляются в Федеральное Собрание Российской Федерации одновременно со внесением международного договора на ратификацию и утверждаются федеральным законом.
5. В период проведения военной реформы не допускается заключение международных договоров, затрудняющих проведение военной реформы, противоречащих государственной программе вооружения или не соответствующих экономическим возможностям страны.
6. Прекращение или приостановление выполнения действующих международных договоров в области контроля над вооруженными силами и вооружениями, в случае возникновения исключительных обстоятельств, ставящих под угрозу интересы обороны и безопасности Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 17. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Срок действия настоящего Федерального закона определяется сроками проведения военной реформы.
2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации |
Б.Ельцин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.