Проект федерального закона N 97801920-2
"О социальных основах государственной алкогольной политики
Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Глава I. Общие положения
Глава II. Предметы ведения Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления по реализации
государственной алкогольной политики Российской Федерации
Глава III. Средства реализации государственной алкогольной политики
Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации
Глава IV. Районы социального бедствия, вызванного алкоголизацией
Глава V. Контроль за осуществлением государственной алкогольной
политики Российской Федерации и научно - информационное
обеспечение ее реализации
Глава VI. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон является законодательной основой по реализации обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по оздоровлению алкогольной ситуации в России и ее отдельных местностях. Настоящий Федеральный закон устанавливает принципы, цели и содержание государственной алкогольной политики Российской Федерации, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по контролю и управлению алкогольной ситуацией и способы реализации этих полномочий.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Государственная алкогольная политика Российской Федерации
1. Противоречие между исторически сложившимся использованием алкогольных напитков в качестве пищевых продуктов, удовлетворяющих социальные и психологические потребности человека, и нанесением алкоголем ущерба его психическому и физическому здоровью, а массовым употреблением алкогольных напитков - ущерба жизнеспособности населения Российской Федерации и ее безопасности обязывают Российскую Федерацию установить особый порядок регулирования производства, оборота, рекламы и потребления алкогольных напитков, а также защиты от его негативных последствий.
2. Государственная алкогольная политика Российской Федерации - часть социальной политики Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, направленная на защиту от негативного воздействия потребления алкогольных напитков жизни и здоровья людей, их права на достойное существование и развитие. Государственная алкогольная политика Российской Федерации обеспечивает сокращение потребления алкогольных напитков и его вредных последствий при удовлетворении права человека на приобретение и употребление алкогольных напитков.
3. Свобода экономической деятельности в области производства и оборота этилового спирта и другой алкогольной продукции и ее рекламы ограничивается в пределах, позволяющих защитить права и законные интересы человека и гражданина от негативных последствий потребления алкогольных напитков.
4. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают оказание наркологической помощи населению, развивают социальные службы по реабилитации больных алкоголизмом и их семей, иную профилактическую антиалкогольную работу государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, поддерживают каждого участвующего в этой работе, а также трезвенническое движение, обеспечивают исполнение алкогольного законодательства Российской Федерации.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о государственной алкогольной политике Российской Федерации
Законодательство Российской Федерации о государственной алкогольной политике Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона и принятых на его основе других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:
алкогольное законодательство - законодательство Российской Федерации о государственной алкогольной политике;
алкоголь - этиловый спирт (этанол). Этиловый спирт является ядовитым веществом (вариант: и наркотическим средством);
алкогольный напиток - раствор этилового спирта, полученный естественным или производственным путем, употребляемый в пищу;
алкогольная продукция - раствор этилового спирта определенной концентрации, получаемый в результате прохождения производственного цикла, придающего ему качество пищевого продукта, соответствующего установленным государственным стандартам;
алкоголепотребление - социальное явление, выражающееся в употреблении населением алкогольных напитков и иных спиртосодержащих жидкостей;
злоупотребление алкогольными напитками - нахождение в состоянии опьянения в запрещенных законом ситуациях, употребление алкогольных напитков в количествах, вызывающих среднюю или тяжелую степень опьянения, или систематическое употребление алкогольных напитков, вызывающее нравственную и (или) физическую деградацию личности;
алкоголизация и деалкоголизация - социальный процесс нарастания (алкоголизация) или угасания (деалкоголизация) негативных последствий алкоголепотребления в зависимости от изменения его интенсивности и характера;
алкогольная ситуация - сложившаяся на определенный момент на конкретной территории комплексная характеристика производства и оборота алкогольной продукции, алкоголепотребления, его последствий и средств деалкоголизации. Алкогольная ситуация отражает степень опасности для общества потребления алкоголя и его негативных последствий;
государственное ведение производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукцией - определение федеральным конституционным законом или федеральным законом формы собственности на производство или оборот этилового спирта и алкогольной продукции, установление федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации характера государственного регулирования и контроля за их производством и оборотом алкогольной продукции;
государственная монополия и производство, оборот, иное использование этилового спирта и (или) алкогольной продукции - средство устранения угрозы безопасности Российской Федерации и ее части со стороны алкоголизации путем установления федеральным законом исключительного права государства на производство, оборот, иное использование этилового спирта и (или) алкогольной продукции. Федеральным законом может быть установлена полная или частичная государственная монополия на производство, экспорт, импорт, оптовую и розничную торговую алкогольной продукцией на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.
Статья 4. Цели государственной алкогольной политики Российской Федерации
Государственная алкогольная политика Российской Федерации осуществляется в целях:
защиты физического и психического здоровья граждан от вредного влияния алкоголепотребления;
сокращения негативных последствий потребления алкоголя;
постепенного снижения уровня потребления алкогольных напитков;
улучшения структуры потребления и качества потребляемых алкогольных напитков;
антиалкогольного воспитания подрастающего поколения и защита его от пьянства и алкоголизма;
формирования у взрослого населения цивилизованного отношения к употреблению алкогольных напитков;
декриминализация рынка алкогольной продукции и защиты общества от незаконного производства и оборота алкогольной продукции и ее суррогатов;
обеспечения наркологического лечения и социальной реабилитации лиц, больных алкоголизмом.
Статья 5. Принципы государственной алкогольной политики Российской Федерации
Основными принципами государственной алкогольной политики Российской Федерации являются:
приоритетность решения социальных задач перед экономическими;
построение государственной алкогольной политики в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, с учетом рекомендаций мирового сообщества по регулированию алкогольной ситуации, а также отечественного и зарубежного опыта антиалкогольной работы;
комплексность решения задач государственной алкогольной политики на основе сочетания мер экономического, правового, воспитательного и организационного характера, поощрения негосударственных инициатив в антиалкогольной деятельности;
поддержка и стимулирование деятельности физических и юридических лиц, направленной на профилактику пьянства и борьбу с ним;
культивирование умеренности и воздержания в потреблении алкогольных напитков;
формирование здорового, трезвого образа жизни;
последовательное изменение структуры потребления алкоголя в сторону увеличения в ней доли пива, натуральных виноградных и других слабоалкогольных напитков, обеспечение соблюдения стандартов качества этих напитков;
обеспечение права каждого гражданина на получение объективной информации об алкоголе и последствиях его потребления;
признание права каждого совершеннолетнего гражданина определять свое отношение к употреблению алкоголя;
обеспечение защиты граждан, семьи, иных субъектов от неправомерных действий лиц, злоупотребляющих алкогольными напитками;
обязательность антиалкогольного просвещения детей и подростков во всех учебных заведениях, обеспечение защиты подрастающего поколения от последствий пьянства и алкоголизма взрослых;
приоритетность мер профилактического, культурно-воспитательного характера, мер по разумному ограничению алкоголепотребления без ущемления прав человека;
назначение принудительного лечения от алкоголизма и ограничение в связи с этим прав человека только по решению суда исключительно в случае совершения им правонарушения, связанного с алкогольной деградацией, и при наличии соответствующего медицинского заключения.
Глава II. Предметы ведения Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации
государственной алкогольной политики Российской Федерации
Статья 6. Предметы ведения Российской Федерации по реализации государственной алкогольной политики Российской Федерации
К ведению Российской Федерации относится:
установление основ алкогольной политики Российской Федерации, обеспечение соответствия и основ алкогольного законодательства;
федеральные программы профилактики и борьбы с пьянством и алкоголизмом, производства и оборота алкогольной продукции;
разработка программ лечения и профилактики алкоголизма в рамках базовых федеральных программ социальной защиты и оказания медицинской помощи населению;
регулирование защиты прав и свобод граждан от действий лиц, злоупотребляющих алкогольными напитками, и экономической деятельности юридических и физических лиц, способствующей алкоголизации;
обеспечение устранения угрозы безопасности Российской Федерации, населению отдельных ее местностей со стороны алкоголизации, установление правового режима районов социального бедствия;
установление полной или частичной государственной монополии на производство, оборот, иное использование этилового спирта и алкогольной продукции и обеспечение ее исполнения в части возложенных на федерацию полномочий;
производство и оборот этилового спирта;
внешнеэкономические отношения по экспорту, импорту и транзитной транспортировке этилового спирта и алкогольной продукции;
введение институтов антиалкогольной профилактики в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство;
международные договоры и международные отношения по вопросам государственной алкогольной политики;
организация официального статистического учета данных об алкогольной ситуации;
обеспечение реализации государственной алкогольной политики за счет средств федерального бюджета;
установление льгот по федеральным налогам и сборам в связи с осуществлением деятельности, способствующей деалкоголизации;
создание федеральных фондов по обеспечению реализации государственной алкогольной политики.
Статья 7. Ведение Российской Федерацией производством и оборотом этилового спирта
Установление правил производства, оборота и иного использования этилового спирта относится к ведению Российской Федерации.
Статья 8. Совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится:
обеспечение соответствия законов субъектов Российской Федерации, относящихся к алкогольному законодательству, и принятых в их развитие нормативных правовых актов Федеральному закону "Об основах алкогольной политики" и другому федеральному законодательству;
защита прав и свобод граждан от опасных действий лиц, злоупотребляющих алкогольными напитками, от экономической деятельности юридических и физических лиц, способствующей алкоголизации;
устранение угрозы безопасности населению отдельных местностей Российской Федерации со стороны алкоголизации, установление правового режима районов социального бедствия;
разграничение государственной собственности на имущество, представляющее собой средства производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции и на саму эту продукцию, и реализации этого права собственности;
реализация государственной монополии на производство, оборот, иное использование этилового спирта и алкогольной продукции;
вопросы антиалкогольного воспитания, научное обеспечение разработки и реализации государственной алкогольной политики;
государственная поддержка и стимулирование участия органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических лиц и граждан в антиалкогольной работе, трезвеннического движения;
оказание государственной наркологической помощи населению, защита семьи от пьянства и его последствий, социальная защита в трудных жизненных ситуациях, связанных с пьянством и алкоголизмом;
установление оснований предоставления льгот по налогообложению в связи в осуществлением антиалкогольной деятельности;
установление административной ответственности за нарушение алкогольного законодательства, регулирование профилактической работы с лицами, нарушающими алкогольное законодательство;
координация деятельности государственных органов по реализации государственной алкогольной политики;
координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации в части реализации государственной алкогольной политики и международных договоров по контролю за алкогольной ситуацией;
выявление нарушений алкогольного законодательства, противодействие незаконному производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции;
установление государственных стандартов качества этилового спирта и алкогольной продукции;
установление квот на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции, лицензирование производства и оборота этилового, спирта и алкогольной продукции;
установление государственных стандартов по социальному и медицинскому обслуживанию, связанному с оказанием наркологической помощи населению и социальной защитой в трудных жизненных ситуациях, обусловленных злоупотреблением алкогольными напитками.
Статья 9. Государственная монополия на оптовую реализацию этилового спирта и другой алкогольной продукции
Импорт, экспорт, поставка, закупка и реализация (далее - оборот) оптовых и мелкооптовых партий этилового спирта и другой алкогольной продукции с содержанием этилового спирта свыше 18% от объема единицы продукции, осуществляется государственными юридическими лицами и их объединениями, уполномоченными на то органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 10. Предмет ведения органов местного самоуправления по реализации государственной алкогольной политики Российской Федерации
К предмету ведения органов местного самоуправления относятся:
регламентация вопросов реализации спиртных напитков, не урегулированных федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации;
разработка и реализация местных программ регулирования потребления алкогольных напитков и выполнение федеральных и региональных программ в сфере алкогольной политики;
координация деятельности государственных учреждений и общественных организаций в осуществлении алкогольной политики;
осуществление контроля за реализацией алкогольных напитков, создание условий для цивилизованного потребления алкоголя;
осуществление мер по социальной реабилитации больных алкоголизмом;
привлечение в пределах своей компетенции к ответственности лиц, виновных в правонарушениях, связанных с незаконным оборотом алкоголя и злоупотреблением алкогольными напитками.
Глава III. Средства реализации государственной алкогольной политики
Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации
Статья 11. Ограничение оборота алкогольных напитков
1. В Российской Федерации запрещается:
реализация алкогольных напитков, не прошедших государственный контроль и не имеющих сертификатов качества и марок акцизного сбора;
производство и реализация алкогольной продукции без лицензии, выданной уполномоченными на то государственными органами;
реализация разрешенных к производству в целях личного потребления алкогольных напитков домашней выработки;
реализация алкогольных напитков лицам, не достигшим 18-летнего возраста;
рекламирование алкогольных напитков (кроме мест их реализации);
оптовая реализация алкогольной продукции физическими лицами и негосударственными юридическими лицами;
розничная продажа алкогольной продукции в нарушение установленных федеральным законом правил.
2. С учетом местных условий субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут устанавливать другие ограничения оборота алкогольных напитков.
Статья 12. Средства реализации субъектами Российской Федерации полномочий по осуществлению государственной алкогольной политики Российской Федерации
Средствами реализации субъектами Российской Федерации полномочий по осуществлению государственной алкогольной политики Российской Федерации являются:
разработка и реализация региональных программ профилактики и борьбы с пьянством и алкоголизмом;
регламентация вопросов в сфере реализации алкогольных напитков, не урегулированных на федеральном уровне и требующих учета местных особенностей;
проведение культурно-просветительских и иных мероприятий, направленных на профилактику пьянства и алкоголизма, воспитание ответственного отношения к употреблению алкоголя;
оказание поддержки общественным объединениям, фондам, имеющим задачу пропаганды здорового образа жизни, охрану здоровья населения, проведение культурно-просветительской и культурно-оздоровительной работы;
разработка программ по профилактике и лечению алкоголизма в рамках региональных программ оказания социальной и медицинской помощи населению;
сбор и анализ статистической и социологической информации об алкогольной обстановке в регионе, изучение и распространение передового опыта в предупреждении и решении проблем, связанных со злоупотреблением алкоголем;
создание учреждений социальной реабилитации и адаптации лиц, злоупотребляющих алкоголем, и помощи членам их семей.
Статья 13. Разграничение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по ограничению розничной торговли алкогольной продукцией
Договором между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации о разграничении полномочий по предмету совместного ведения субъекту Российской Федерации может быть предоставлено право на изменение или дополнение правил розничной торговли алкогольной продукцией, а также внесение в связи с этим изменений и дополнений в административное законодательство, действующее на территории данного субъекта Российской Федерации.
Изменения и дополнения, вносимые законом субъекта Российской Федерации в правила розничной торговли алкогольной продукцией, не могут выражаться в прямом или комплексном полном запрете на розничную торговлю алкогольной продукцией.
Статья 14. Государственная поддержка участия в реализации государственной алкогольной политики Российской Федерации
1. Государство гарантирует и обеспечивает защиту предусмотренных законодательством Российской Федерации прав и законных интересов граждан и юридических лиц участвующих в реализации государственной алкогольной политики Российской Федерации.
2. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления оказывают поддержку деятельности по реализации государственной алкогольной политики Российской Федерации в форме:
предоставления в соответствии с федеральными законами льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей, иных льгот;
предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий и компетенции налоговых и иных льгот;
материально-технического обеспечения и субсидирования общественных объединений и благотворительных организаций по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления;
финансирования на конкурсной основе программ общественных объединений и благотворительных организаций;
размещения на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов;
передачи в собственность общественных объединений и благотворительных организаций государственного и муниципального имущества в процессе его разгосударствления и приватизации, осуществляемой в порядке, предусмотренном законом.
3. В соответствии с федеральным законом Правительство Российской Федерации вправе присвоить отдельным наименованиям алкогольной продукции отечественных производителей, стабильно подтверждающих при аттестации высокое качество своей продукции, знак "Алкогольный напиток высшего качества".
Присвоение знака "Алкогольный напиток высшего качества" дает право на снижение ставки акциза на производство данного наименования алкогольной продукции в пределах, устанавливаемых федеральным законом.
Статья 15. Реклама алкогольной продукции
В Российской Федерации запрещается реклама алкогольной продукции, кроме мест ее производства, хранения, оптовой и розничной торговли.
Законом субъекта Российской Федерации может быть разрешена реклама изготовленных отечественными производителями пива и алкогольной продукции крепостью не свыше 12%, получаемой без добавления алкоголя в нее в процессе производства.
На бутылке (иной емкости) поступившей в розничную продажу алкогольной продукции, содержащей более 1,5 процентов алкоголя, помещается специальная предупреждающая надпись о вреде алкоголя для здоровья и недопустимости употребления алкоголя детьми и беременными женщинами. Минимальные размеры и текст этой надписи устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства здравоохранения Российской Федерации, исходя из необходимости обеспечения ее непроизвольного зрительного восприятия.
Статья 16. Права потребителей алкогольной продукции
Право человека на приобретение в розничной торговле алкогольной продукции признается его экономическим правом.
Российская Федерация гарантирует право на приобретение в розничной торговле алкогольной продукции каждому дееспособному гражданину в возрасте 18 лет и старше.
Российская Федерация гарантирует и защищает право потребителей алкогольной продукции на приобретение в розничной торговле алкогольной продукции качества, соответствующего государственным стандартам на эту продукцию.
Ограничения на приобретение в розничной торговле алкогольной продукции вводятся законом в пределах, обеспечивающих защиту здоровья детей, нравственности и охрану общественного порядка.
Полный запрет на розничную торговлю алкогольной продукцией на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях может быть установлен:
федеральных законом, принятым референдумом Российской Федерации или на основе референдума Российской Федерации;
при введении в действие положения о районе социального бедствия, вызванного алкоголизацией.
Статья 17. Изготовление алкогольных напитков для личного потребления
Российская Федерация гарантирует каждому дееспособному гражданину в возрасте 18 лет и старше право на изготовление алкогольных напитков для личного потребления.
Лицо, изготовившее алкогольный напиток для личного потребления, несет в установленном законом порядке ответственность за опасные для жизни и здоровья других лиц последствия употребления изготовленного им алкогольного напитка.
Коллективное изготовление алкогольных напитков для личного потребления с использованием аппаратов для перегонки алкогольной массы не допускается.
Изготовление в крупных размерах, определяемых законом, алкогольных напитков для личного потребления с использованием аппаратов для перегонки алкогольный массы может быть произведено с разрешения органов местного самоуправления.
Статья 18. Государственные целевые программы по реализации государственной алкогольной политики Российской Федерации
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации разрабатывают и обеспечивают исполнение целевых программ по реализации государственной алкогольной политики Российской Федерации.
Указанные целевые программы и их разделы могут входить в иные целевые программы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Исполнение целевых программ по реализации государственной алкогольной политики Российской Федерации включает в себя размещение государственных социальных заказов на выполнение работ, предусмотренных указанными целевыми программами.
Статья 19. О социальной реабилитации больных алкоголизмом, членов их семей и лиц, пострадавших от противоправных действий больных алкоголизмом
Российская Федерация гарантирует право человека и гражданина, больного алкоголизмом, и членов его семьи на социальную реабилитацию в государственной, муниципальной или частной системах социальных служб.
Российская Федерация обеспечивает социальную защиту лиц, пострадавших от противоправных действий больных алкоголизмом, и оказание социальных услуг и иной помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в связи со злоупотреблением алкогольными напитками или из-за действия лиц, злоупотребляющими алкогольными напитками.
Государственная алкогольная политика Российской Федерации предусматривает использование института социальной реабилитации лиц, больных алкоголизмом, в сочетании с лечением от алкоголизма в качестве альтернативы уголовной или административной ответственности, назначаемой решением суда в целях исправления, перевоспитания, реабилитации лиц, совершивших преступление или административное правонарушение.
Статья 20. Охрана здоровья граждан от опасных последствий употребления алкоголя
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан Российская Федерация гарантирует и защищает право человека и гражданина на охрану его жизни и здоровья от опасных последствий употребления алкоголя.
Российская Федерация устанавливает стандарты качества наркологической помощи и обеспечивает контроль за их соблюдением.
Наркологическая помощь оказывается лечебно-профилактическими учреждениями, санитарно-профилактическими учреждениями, иными предприятиями или учреждениями, входящими в государственную, муниципальную и частную систему здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой.
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления по поручению соответствующих органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации устанавливают порядок и условия выдачи лицензий предприятиям, учреждениям и организациям государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения и лицам, занимающимся частной медицинской практикой по оказанию наркологической помощи.
Право на наркологическую помощь граждан, отбывающих наказание в виде лишения свободы, гарантируется уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
Недобровольное лечение от алкоголизма может быть назначено судом в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации при вынесении обвинительного приговора за совершение преступления, связанного с заболеванием виновного алкоголизмом.
Государственная алкогольная политика Российской Федерации предусматривает разработку и внесение изменений и дополнений в уголовное и административное законодательство Российской Федерации, позволяющее использовать принудительное лечение от алкоголизма в качестве альтернативы уголовному наказанию или административной ответственности в целях исправления, перевоспитания и социальной реабилитации больных алкоголизмом, совершивших преступление или административное правонарушение.
Статья 21. Антиалкогольное воспитание
Обязательный минимум содержания основных общеобразовательных программ, устанавливаемый государственными образовательными стандартами, включает в себя преподавание основ знаний о последствиях употребления алкоголя для человека и общества, о формировании цивилизованного отношения к употреблению алкоголя, о преимуществах воздержания от употребления алкогольных напитков.
Обеспечивается преемственность преподавания основ антиалкогольных знаний между образовательными программами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Профессиональные образовательные программы включают в себя преподавание основ знаний о влиянии употребления алкоголя на качество профессиональной деятельности.
Формирование общей культуры личности в соответствии с общеобразовательными программами нацелено на подготовку учащегося к осознанному выбору здорового образа жизни, опирающегося на полное воздержание от употребления алкогольных напитков или на цивилизованное их употребление.
Статья 22. Регулирование трудовых отношений в целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц от угроз, создаваемых действиями лиц, злоупотребляющих алкогольными напитками в ходе исполнения ими профессиональных обязанностей
Перечень профессий, несовместимых с заболеванием алкоголизмом, устанавливает Правительство Российской Федерации.
Перечень видов деятельности, несовместимых с состоянием опьянения, устанавливается федеральным законом. Федеральный закон устанавливает критерии состояния опьянения в период занятия этими видами деятельности, порядок определения этих критериев, а также ответственность лиц, уличенных в этом.
Настоящий Федеральный закон предоставляет право включения в трудовые соглашения и правила, регулирующие трудовую (служебную) деятельность, запрета на нахождение в состоянии опьянения или употребления алкогольных напитков в период исполнения трудовых (служебных) обязанностей.
Нарушение такого правила может быть в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации основанием для расторжения трудового договора (контракта) по инициативе администрации.
Статья 23. Уголовная ответственность лиц, совершивших преступления в состоянии опьянения
В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации совершение преступления в состоянии опьянения не исключает уголовной ответственности за преступное деяние.
Состояние опьянения при совершении преступления может быть признано смягчающим вину обстоятельством только при совершении преступления, представляющего собой неосторожное бездействие, а из других деяний - только превышение пределов необходимой обороны.
Статья 24. Административная ответственность за административные правонарушения, совершение которых связано со злоупотреблением алкогольной продукцией
В соответствии с административным законодательством Российской Федерации может быть признано административным правонарушением выполнение в состоянии опьянения какой-либо работы с источником повышенной опасности, а равно допуск к такой работе лица, находящегося в состоянии опьянения, если это нарушение не влечет уголовной ответственности.
Состояние опьянения при совершении административного правонарушения может быть признано обстоятельством, отягчающим ответственность.
Состояние опьянения при совершении административного правонарушения может быть признано смягчающим вину обстоятельством только при совершении административного правонарушения, представляющего собой неосторожное бездействие.
Статья 25. Гражданско-правовая защита семьи и детства от угроз, создаваемых действиями лиц, злоупотребляющих алкогольными напитками
Гражданин, который вследствие злоупотребления алкогольными напитками ставит семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским и гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации. Над такими гражданами устанавливается попечительство.
Родители, больные алкоголизмом, могут быть лишены родительских прав в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Диагноз "алкоголизм", поставленный беременной женщине, является медицинским показанием к принудительному прерыванию беременности.
Статья 26. Права граждан на получение информации об алкогольной ситуации в Российской Федерации и ее отдельных местностях
В соответствии с законодательством Российской Федерации об информации граждане Российской Федерации имеют право на получение достоверной информации о состоянии алкогольной ситуации в Российской Федерации и ее отдельных местностях.
Право на получение такой информации и ее достоверность гарантируются ежегодной публикацией отчета Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию; Российской Федерации о реализации государственной алкогольной политики Российской Федерации, обеспечением Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации проведения научных исследований состояния алкогольной ситуации и публикаций результатов этих исследований.
Научные исследования и анализ статистической информации о состоянии алкогольной ситуации проводятся в соответствии с государственной целевой программой научных исследований по проблемам государственной алкогольной политики Российской Федерации.
Глава IV. Районы социального бедствия, вызванного алкоголизацией
Статья 27. Район социального бедствия, вызванного алкоголизацией, и основы установления его правового положения
Территория отдельной местности Российской Федерации в случае создания алкоголизацией угрозы безопасности проживающего на ней населения, подрыва социальной основы его жизни и деятельности, признается в соответствии с федеральным конституционным законом районом вызванного алкоголизацией социального бедствия.
Целью признания районом вызванного алкоголизацией социального бедствия является нормализация условий жизни и деятельности его жителей, устранение угрозы их безопасности со стороны алкоголизации.
Президент Российской Федерации по согласованию с главой исполнительной власти субъекта Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом, вводит на территории отдельной местности Российской Федерации положение района социального бедствия, вызванного алкоголизацией.
Президент Российской Федерации поручает Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен район социального бедствия, вызванного алкоголизацией, временного специального государственного органа по выводу этого района из положения социального бедствия, вызванного алкоголизацией.
Особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан в районе социального бедствия, вызванного алкоголизацией, предусматривает ограничение прав граждан и юридических лиц на свободу экономической деятельности в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, установление ограничений на розничную продажу алкогольной продукции вплоть до полного запрета на ее продажу, а также на производство гражданами алкогольных изделий в целях личного потребления.
Статья 28. Основания признания территории отдельной местности Российской Федерации районом социального бедствия, вызванного алкоголизацией
1. Территория отдельной местности Российской Федерации может быть признана в соответствии с федеральным конституционным законом районом социального бедствия, вызванного алкоголизацией, лишь в условиях, когда обстоятельства, являющиеся основанием признания его таким районом, представляют собой реальную и неизбежную угрозу безопасности граждан, возможности самого их существования на территории этой местности.
Признание районом социального бедствия, вызванного алкоголизацией, возможно лишь в случаях, когда права и свободы граждан можно защитить от вредных последствий алкоголизации только при ограничении права на свободу экономической деятельности в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, права граждан - потребителей на получение этой продукции и права производства алкогольных изделий гражданами в целях личного потребления.
2. Основания для признания районом социального бедствия, вызванного алкоголизацией:
сокращение численности и воспроизводства населения по причинам, связанным с алкоголизацией, до размеров, угрожающих возможности выживания населения как общности, проживающей в этой местности;
сокращение численности трудоспособного населения и ослабление его способности трудиться вследствие причин, связанных с алкоголизацией, до размеров, угрожающих возможности населения этой местности обеспечивать свое существование;
распространение посягательств на жизнь, здоровье, личное достоинство и имущество жителей данной местности, обусловленных алкоголизацией, до размеров, создающих невыносимые условия для проживания на территории этой местности.
Статья 29. Средства устранения угрозы безопасности граждан на территории района социального бедствия, вызванного алкоголизацией
Правительство Российской Федерации на основании федерального конституционного закона принимает Положение о районе социального бедствия, вызванного алкоголизацией, обеспечивает совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и обеспечивает исполнение указа Президента Российской Федерации о признании территории отдельной местности Российской Федерации районом социального бедствия, вызванного алкоголизацией.
Правительство Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого введено положение района социального бедствия, вызванного алкоголизацией, принимает федеральную целевую программу действий по выводу данного района из положения социального бедствия, вызванного алкоголизацией.
Программа действий по выводу района из положения социального бедствия, вызванного алкоголизацией, предусматривает:
обеспечение дополнительной наркологической помощи населению;
введение дополнительных мер социальной защиты населения от алкоголизации;
предоставление району дополнительной федеральной финансовой и иной помощи по устранению экономических, социальных и иных причин, вызванных алкоголизацией, а также предоставление дополнительной финансовой и иной помощи в тех же целях субъектом Российской Федерации;
сбор и анализ информации об исполнении федеральной целевой программы и результатах деятельности по выводу района из положения социального бедствия, вызванного алкоголизацией, проведение в этих же целях научных исследований.
Программа действий по выводу района из положения социального бедствия, вызванного алкоголизацией, включает в себя мероприятия по установлению особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан, устанавливаемого в соответствии со статьей 27 настоящего Федерального закона.
Статья 30. Прекращение действия положения района социального бедствия, вызванного алкоголизацией, на территории отдельной местности Российской Федерации
Прекращение действия положения района социального бедствия, вызванного алкоголизацией, на территории отдельной местности Российской Федерации производится Президентом Российской Федерации при устранении созданной алкоголизацией угрозы безопасности граждан, проживающих на территории этого района.
При сохранении угрозы, созданной алкоголизацией безопасности граждан, на территории отдельной местности Российской Федерации, по истечении трех лет со дня введения на территории этой отдельной местности положения района социального бедствия, вызванного алкоголизацией, Президент Российской Федерации по согласованию с главой исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право продлить срок действия данного положения, но не более чем на два года каждый раз.
Глава V. Контроль за осуществлением государственной алкогольной
политики Российской Федерации и научно-информационное
обеспечение ее реализации
Статья 31. Контроль за осуществлением государственной алкогольной политики Российской Федерации
Контроль за осуществлением государственной алкогольной политики Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации.
Для организации и контроля работы по осуществлению алкогольной политики Российской Федерации учреждается специальный федеральный орган исполнительной власти.
Специальный федеральный орган исполнительной власти по контролю за реализацией алкогольной политики Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации назначает ответственных по реализации алкогольной политики Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.
Должностные лица, уполномоченные осуществлять контроль за оборотом алкогольных напитков, вправе:
производить осмотр мест производства, хранения и продажи алкогольных напитков;
требовать от юридических и физических лиц представления документов, касающихся оборота алкогольных напитков;
при выявлении нарушений установленных правил в пределах своей компетенции привлекать виновных к ответственности.
Правительство Российской федерации ежегодно представляет в Государственную Думу отчет о реализации настоящего Федерального закона.
Статья 32. Научно - информационное обеспечение алкогольной политики Российской Федерации
Научно-информационное обеспечение алкогольной политики Российской Федерации осуществляется Федеральным научно-методическим центром по проблемам алкогольной политики, созданном при Правительстве Российской Федерации.
Глава VI. Заключительные положения
Статья 33. Финансовое обеспечение реализации государственной алкогольной политики Российской Федерации
Финансовое обеспечение государственной алкогольной политики Российской Федерации осуществляется за счет:
отчисления не менее 3 процентов от сумм, получаемых от акциза на производство алкогольной продукции на целевые счета местных бюджетов, бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета;
сумм, полученных в виде штрафов за нарушения алкогольного законодательства;
добровольных взносов (пожертвований), в том числе целевых, от юридических и физических лиц.
Добровольные взносы (пожертвования) зачисляются на отдельный внебюджетный счет и исключаются из сумм, подлежащих налогообложению.
Физические и юридические лица, внесшие средства на проведение мероприятий по осуществлению государственной алкогольной политики Российской Федерации, вправе знать, на что эти средства израсходованы. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать в пределах своей компетенции льготы по налогообложению этих лиц.
Статья 34. Ответственность за нарушение алкогольного законодательства Российской Федерации
Лица, виновные в нарушении алкогольного законодательства Российской Федерации, несут уголовную, административную и иную ответственность в порядке и на основаниях согласно действующему законодательству.
Статья 35. О вступлении настоящего Федерального закона в силу
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Нормативные правовые акты, принятие которых прямо предусмотрено настоящим Федеральным законом или вытекает из него, принимаются Правительством Российской Федерации в течение трех месяцев со дня его официального опубликования.
Договоры о рекламе алкогольной продукции, заключенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, исполняются до истечения срока договора, но не более чем в течение года с момента вступления в силу настоящего Федерального закона.
Президент Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.