Проект федерального закона N 95065647-1
"Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)"
Досье на проект федерального закона
См.: пояснительную записку
справку о состоянии законодательства
перечень законодательных актов для изменения
предложения о разработке нормативно-правовых актов
Глава I. Общие положения
Глава II. Права в области специального образования лиц
с ограниченными возможностями здоровья, их
родителей (иных законных представителей)
Глава III. Организация специального образования
Глава IV. Управление системой специального образования
Глава V. Обеспечение условий для получения специального
образования
Глава VI. Обеспечение специального образования кадрами
Глава VII. Международная деятельность Российской Федерации
в области специального образования
Глава VIII. Заключительные и переходные положения
Настоящий Федеральный закон принимается в целях создания законодательной базы для удовлетворения потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья в получении образования, адаптации указанных лиц к обществу.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные термины
Для целей настоящего Федерального закона основные термины имеют следующее значение:
специальное образование - дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия для получения образования;
лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования;
ребенок - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
взрослый -лицо, достигшее возраста восемнадцати лет;
недостаток - физический или психический недостаток, подтвержденный психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях повторной, экспертизой;
физический недостаток - подтвержденные в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека либо хронические соматическое или инфекционное заболевания;
психический недостаток - подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, последствие повреждения мозга, а также нарушение умственного развития, в том числе умственная отсталость, задержка психического развития, создающие трудности в обучении;
сложный недостаток - совокупность физических и (или) психических недостатков, подтвержденных в установленном порядке:
тяжелый недостаток - подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания и приобретением элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки;
специальные условия для получения образования - условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья;
интегрированное обучение - совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;
образовательное учреждение общего назначения - образовательное учреждение, созданное для обучения лиц, не имеющих ограничений по состоянию здоровья для получения образования;
специальное образовательное учреждение - образовательное учреждение, созданное для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
специальное образовательное подразделение - структурное подразделение образовательного учреждения общего назначения, созданное для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
образовательное учреждение интегрированного обучения - образовательное учреждение общего назначения, в котором созданы специальные условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья совместно с лицами, не имеющими таких ограничений;
обучение на дому - освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицом, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому педагогическими работниками соответствующих образовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных средств обучения;
государственное именное образовательное обязательство - именной документ, устанавливающий обязанность органов государственной власти Российской Федерации или органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществлять в соответствии со специальными нормативами финансирование образования лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении их в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от форм освоения образовательных программ;
полное государственное обеспечение - обеспечение лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в государственных специальных образовательных учреждениях - интернатах и специальных образовательных подразделениях - интернатах государственных образовательных учреждений общего назначения, питанием, одеждой, обувью, мягким инвентарем, необходимым оборудованием и индивидуальными техническими средствами.
Статья 2. Участники отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения физических и юридических лиц, участвующих в осуществлении специального образования:
лиц с ограниченными возможностями здоровья, являющихся гражданами Российской Федерации;
родителей (иных законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья, а также законных представителей или уполномоченных в установленном порядке представителей взрослых с ограниченными возможностями здоровья;
педагогических, медицинских и иных работников, участвующих в осуществлении специального образования, а также педагогических работников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья;
государственных органов, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных, негосударственных организаций, их должностных лиц, а также лиц, участвующих в осуществлении специального образования.
Статья 3. Цели специального образования
1. Специальное образование обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья получение образования в соответствии с их способностями и возможностями в адекватной их здоровью среде обучения в целях адаптации этих лиц к обществу и интеграции (реинтеграции) в общество, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки их к трудовой деятельности и семейной жизни.
2. Если лицо с ограниченными возможностями здоровья признано инвалидом, специальное образование входит в индивидуальную программу реабилитации инвалида в соответствии с законодательством о социальной защите инвалидов.
Статья 4. Законодательство Российской Федерации в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
1. Законодательство Российской Федерации в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья включает в себя Конституцию Российской Федерации, Закон Российской Федерации "Об образовании", настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ними другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
2. При регулировании правовых отношений в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, применяются правила международного договора.
Статья 5. Государственная политика в области специального образования
1. Государство обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения бесплатного образования в соответствии с их способностями и возможностями.
2. Реализация государственной политики в области специального образования осуществляется на основе федеральной программы развития специального образования, утверждаемой федеральным законом. Федеральная программа развития специального образования разрабатывается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с привлечением общественных объединений лиц с ограниченными возможностями здоровья, общественных объединений родителей (иных законных представителей) этих лиц и иных общественных объединений.
Расходы федерального бюджета на финансирование специального образования выделяются в федеральном бюджете отдельной строкой.
3. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации предоставляют в соответствии с законодательством налоговые, таможенные и иные льготы организациям, осуществляющим специальное образование.
Статья 6. Вопросы специального образования, находящиеся в ведении Российской Федерации
1. В области специального образования ведению Российской Федерации подлежат:
1) установление федеральных компонентов специальных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и общего образования;
2) определение правового статуса языка жестов, системы Брайля, других специальных средств общения, получения и передачи информации;
3) определение единых принципов и нормативов создания специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и принципов итоговой аттестации этих лиц.
4) утверждение типовых положений о специальных образовательных учреждениях соответствующих типов и видов; определение особенностей создания специальных образовательных учреждений, лицензирования их образовательной деятельности, а также особенностей государственной аккредитации, реорганизации и ликвидации специальных образовательных учреждений: установление порядка лицензирования индивидуальной трудовой деятельности в области специального образования;
5) установление особенностей финансирования и нормативов финансирования в соответствии с государственным именным образовательным обязательством;
6) установление предусмотренных федеральным законом льгот для лиц, работающих в области специального образования;
7) организация научно-исследовательской деятельности в области специального образования;
8) организация государственного контроля за качеством специального образования и государственного надзора и контроля за исполнением законодательства Российской Федерации в области специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: создание условий для участия общественных объединений в решении вопросов в области специального образования.
Глава II. Права в области специального образования лиц
с ограниченными возможностями здоровья, их родителей
(иных законных представителей)
Статья 7. Права в области специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
1. Лицо, полагающее, что его возможности получить образование ограничены по состоянию здоровья, имеет право на освидетельствование в целях установления его права на получение специального образования и государственного именного образовательного обязательства.
2. Лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на:
1) бесплатное обследование психолого-медико-педагогической комиссией или медико-социальной экспертной комиссией;
2) бесплатную медико-психолого-педагогическую коррекцию физического и (или) психического недостатков с момента их обнаружения независимо от степени их выраженности в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии;
3) бесплатное дошкольное образование, начальное общее и основное общее образование с возраста шести - восьми лет в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной учебной программой. Сроки освоения основных общеобразовательных программ начального общего и основного общего образования определяются типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и не могут быть менее чем девять лет;
4) получение бесплатного образования в специальном образовательном учреждении, образовательном учреждении интегрированного обучения, специальном образовательном подразделении или в образовательном учреждении общего назначения в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями);
5) бесплатное образование в образовательном учреждении независимо от его организационно-правовой формы в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) независимо от формы получения образования, гарантируемое государственным, именным образовательным обязательством;
6) обеспечение в соответствии с социальными или медицинскими показаниями транспортными средствами для доставки в ближайшее соответствующее образовательное учреждение. Порядок обеспечения транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации;
7) трудоустройство по окончании обучения в соответствии с полученными образованием и (или) профессиональной подготовкой в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами.
Статья 8. Права родителей (иных законных представителей) лиц с ограниченными возможностями здоровья
1. Родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья имеют право:
1) присутствовать при обследовании ребенка психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждать результаты обследования, оспаривать заключение этой комиссии в порядке, установленном пунктом 5 статьи 23 настоящего Федерального закона;
2) участвовать в разработке и реализации индивидуальных учебных программ;
3) поступать вне конкурса в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, для получения бесплатного образования по соответствующей педагогической специальности. Это право предоставляется родителям при условии, если они имеют образование, необходимое для освоения соответствующих образовательных программ среднего профессионального или высшего профессионального образования;
4) на возмещение затрат на обучение ребенка по индивидуальной учебной программе в семье в размере, определяемом государственным именным образовательным обязательством, при условии выполнения индивидуальной учебной программы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
5) получать консультации по вопросам специального образования.
2. Права, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, предоставляются также иным законным представителям лиц с ограниченными возможностями здоровья. Положения подпункта 1 пункта 1 настоящей статьи применяются в отношении законных представителей взрослых с ограниченными возможностями здоровья с учетом положений пункта 7 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Статья 9. Государственное обеспечение лиц с ограниченными возможностями здоровья
На полном государственном обеспечении в государственных специальных образовательных учреждениях-интернатах и специальных образовательных подразделениях - интернатах государственных образовательных учреждений общего назначения находятся лица с ограниченными возможностями здоровья:
неслышащие и спабослышащие;
незрячие и спабовидящие;
с тяжелыми нарушениями речи;
с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
умственно отсталые;
с выраженными (глубокими) нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения;
имеющие трудности в обучении, обусловленные задержкой психического развития;
Глава III. Организация специального образования
Статья 10. Формы получения специального образования
Лица с ограниченными возможностями здоровья могут получать специальное образование в специальных образовательных учреждениях, специальных образовательных подразделениях, образовательных учреждениях общего назначения в формах, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании".
Статья 11. Обучение на дому
1. Для лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих образовательные учреждения, соответствующие органы управления образованием обязаны организовать обучение на дому.
2. Обучение на дому осуществляется образовательным учреждением, в котором постоянно учатся лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, или ближайшим к их месту жительства соответствующим образовательным учреждением, имеющим государственную аккредитацию, на основании заключения лечебного учреждения в отношении детей, страдающих соматическими заболеваниями, либо на основании психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертной комиссии в остальных случаях. Обучение на дому осуществляется на основе договора между органом управления образованием, образовательным учреждением, обучающимся и (или) его законными представителями.
3. Обучение на дому финансируется в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона.
Типовое положение об организации обучения на дому утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Форма договора об обучении на дому утверждается соответствующими федеральными (центральными) государственными органами управления образованием.
Статья 12. Обучение в условиях стационарного лечебного учреждения
1. В целях реализации права граждан на образование, создания условий для его получения органы управления образованием и органы здравоохранения обязаны организовывать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на длительном (более чем двадцать один день) лечении в стационарных лечебных учреждениях, в соответствии с общеобразовательными программами.
2. Общеобразовательное учреждение по месту нахождения стационарного лечебного учреждения осуществляет обучение детей в различных формах. Организационные вопросы обучения регулируются договором между стационарным лечебным учреждением и общеобразовательным учреждением.
3. Обучение в условиях стационарного лечебного учреждения финансируется в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона.
Форма договора об организации обучения в условиях стационарного лечебного учреждения утверждается соответствующими федеральными органами исполнительной власти, к компетенции которых относятся вопросы образования и здравоохранения.
Статья 13. Обучение в образовательном учреждении общего назначения
1. Лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на обучение в образовательном учреждении общего назначения в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" при наличии соответствующего заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
2. Лица с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в образовательном учреждении общего назначения, вправе пользоваться во время занятий услугами помощника.
Статья 14. Интегрированное обучение
1. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации способствуют развитию интегрированного обучения.
2. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья организуется интегрированное обучение в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями), если образовательное учреждение интегрированного обучения располагает необходимыми специальными условиями для получения образования. Образовательное учреждение интегрированного обучения не вправе отказать таким лицам в приеме на обучение в связи с наличием у них физических и (или) психических недостатков при отсутствии противопоказаний к обучению и (или) профессиональному образованию и ограничений для работы по конкретной профессии (специальности).
В образовательном учреждении интегрированного обучения число лиц с ограниченными возможностями здоровья не должно составлять более чем двадцать процентов общего числа обучающихся, воспитанников.
Образовательное учреждение интегрированного обучения со дня зачисления в него лица с ограниченными возможностями здоровья пользуется правом на его финансирование за счет средств федерального бюджета и (или) средств бюджета субъектов Российской Федерации в размере, установленном соответствующим государственным именным образовательным обязательством.
3. Совместное обучение и воспитание лиц с психическими или сложными недостатками и лиц, не имеющих таких недостатков, не должны отрицательно сказываться на результатах обучения лиц, не имеющих таких недостатков. Лица с психическими или сложными недостатками, успешно осваивающие образовательную программу образовательного учреждения интегрированного обучения, могут быть отчислены за невозможностью совместного обучения из этого образовательного учреждения на основании решения совета образовательного учреждения, предварительно согласованного с психолого-медико-педагогической комиссией. При этом органы исполнительной власти, к компетенции которых относятся вопросы образования, в течение месяца принимают меры по продолжению этими лицами обучения в адекватной для них форме.
Статья 15. Специальные образовательные учреждения
1. В Российской Федерации создаются и действуют специальные образовательные учреждения, типы и виды которых определяются в соответствии с реализуемыми ими образовательными программами, деятельностью по реабилитации и возрастом обучающихся, воспитанников.
2. В Российской Федерации могут создаваться и действовать специальные образовательные учреждения для лиц:
1) с нарушениями речи - тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков:
2) с нарушением слуха - неслышащих, слабослышащих и позднооглохших;
3) с нарушениями зрения - незрячих, слабовидящих и поздноослепших с косоглазием и амблиопией:
4) с нарушениями психики - задержкой психического развития, умственно отсталых, с глубокой умственной отсталостью;
5) с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
6) со сложными нарушениями, в том числе со слепоглухотой;
7) с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения;
8) подверженных хроническим соматическим или инфекционным заболеваниям.
Специальные образовательные учреждения могут создаваться для обучения совместно лиц с различными физическими и (или) психическими недостатками, если это не препятствует успешному освоению образовательных программ и для такого обучения нет медицинских противопоказаний.
Статья 16. Логопедическая служба
1. Для оказания помощи детям, имеющим различные нарушения речи и обучающимся в образовательных учреждениях общего назначения, организуется логопедическая служба.
Исходя из количества детей, нуждающихся в логопедической помощи, эта помощь может осуществляться посредством:
введения в штат образовательного учреждения общего назначения должности учителя-логопеда;
создания в структуре органа управления образованием логопедического кабинета;
создания логопедического центра - учреждения с правами юридического лица.
2. Типовое положение о логопедической службе утверждается федеральным органом исполнительной власти, к компетенции которого относятся вопросы общего образования и начального профессионального образования.
Статья 17. Центры реабилитации
1. В целях обучения и (или) воспитания лиц со сложными и (или) с тяжелыми недостатками создаются центры реабилитации различных профилей. Государственные центры реабилитации (не менее чем один в каждом субъекте Российской Федерации) создаются федеральными органами исполнительной власти.
2. Задачами центров реабилитации являются формирование навыков общения и самообслуживания, элементарных трудовых навыков и организация занятий по индивидуальным учебным программам.
Занятия в центрах реабилитации организуются по программам индивидуального и (или) группового обучения с количеством обучающихся в группе не более чем десять человек, а со сложным дефектом не более чем шесть человек.
3. Центр реабилитации является юридическим лицом. Типовое положение о центре реабилитации утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 18. Особенности приема в образовательные учреждения лиц с ограниченными возможностями здоровья
Прием в образовательные учреждения лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании", и на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертной комиссии. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья конкурс при приеме в общеобразовательные учреждения и (или) образовательные учреждения начального профессионального образования не проводится.
Статья 19. Перевод лиц с ограниченными возможностями здоровья из специальных образовательных учреждений в другие образовательные учреждения
1. Перевод лиц с ограниченными возможностями здоровья из специальных образовательных учреждений одного типа или вида в специальные образовательные учреждения другого типа или вида, в образовательные учреждения интегрированного обучения или в образовательные учреждения общего назначения осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертной комиссии и с согласия родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних детей. Вопрос о переводе рассматривается, как правило, по истечении года со дня поступления в специальное образовательное учреждение, если более ранний срок переосвидетельствования не соответствует интересам обучающегося, воспитанника.
2. В случае реорганизации или ликвидации специального образовательного учреждения орган управления образованием, которому подведомственно данное учреждение, обеспечивает перевод обучающихся, воспитанников с их согласия или с согласия родителей (иных законных представителей) в другие специальные образовательные учреждения или в соответствующие образовательные учреждения интегрированного обучения.
Статья 20. Специальные образовательные учреждения закрытого типа. Специальные образовательные подразделения образовательных учреждений, созданных при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы
1. Для детей, имеющих физические и (или) психические недостатки, совершивших общественно опасные деяния, достигших возраста одиннадцати лет и признанных в судебном порядке общественно опасными, создаются специальные образовательные учреждения закрытого типа, учредителями которых могут быть только федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Направление таких детей в специальные образовательные учреждения закрытого типа осуществляется по решению суда с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии в порядке, установленном федеральным законом.
2. В образовательных учреждениях, созданных при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, создаются специальные образовательные подразделения для осужденных лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Статья 21. Специальные государственные образовательные стандарты
1. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых в соответствии с государственными образовательными стандартами невозможно в силу особенностей их физических и (или) психических недостатков, устанавливаются специальные государственные образовательные стандарты. Специальные государственные образовательные стандарты профессионального образования не устанавливаются.
2. Порядок разработки, утверждения и введения специальных государственных образовательных стандартов определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 22. Особенности итоговой аттестации лиц с ограниченными возможностями здоровья
1. Итоговая аттестация лиц, имеющих физические недостатки и освоивших образовательные программы соответствующего уровня, проводится в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".
2. Итоговая аттестация лиц, имеющих психические или сложные недостатки и освоивших образовательные программы для специальных образовательных учреждений, проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, к компетенции которого относятся вопросы специального образования.
Статья 23. Психолого - медико - педагогические комиссии медико-социальные экспертные комиссии
1. Диагностика физических и (или) психических недостатков детей, установление их прав на специальное образование и создание специальных условий для получения образования, а также консультирование родителей (иных законных представителей) по всем вопросах физических и (или) психических недостатках детей осуществляются постоянными межведомственными психолого-медико-педагогическими комиссиями.
Психолого-медико-педагогические комиссии создаются из расчета в среднем одна комиссия на десять тысяч детей, проживающих на данной территории, но не менее чем одна психолого-медико-педагогическая комиссия на территории каждого субъекта Российской Федерации.
В целях научно-методического обслуживания психолого-медико-педагогической комиссией и разрешения конфликтов между психолого-медико-педагогической комиссией и родителями (иными законными представителями) детей с ограниченными возможностями здоровья создаются федеральные психолого-медико-педагогические центры из расчета один центр на десять комиссий, но не более чем один психолого-медико-педагогический центр на территории каждого субъекта Российской Федерации. При количестве комиссий менее десяти в одном субъекте Российской Федерации для нескольких субъектов Российской Федерации создается один федеральный психолого-медико-педагогический центр.
Психолого-медико-педагогические комиссии и федеральные психолого-медико-педагогические центры создаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
2. Основными функциями психолого-медико-педагогической комиссии являются:
1) проведение возможно более раннего бесплатного психолого-медико-педагогического обследования детей, выявление особенностей их развития в целях установления диагноза и определения адекватных специальных условий для получения образования;
2) удостоверение права ребенка с ограниченными возможностями здоровья на специальное образование, составление соответствующего заключения;
3) составление рекомендаций к индивидуальному плану обучения;
4) подтверждение, уточнение и изменение ранее установленного диагноза;
5) консультирование родителей (иных законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья;
6) консультирование педагогических, медицинских и социальных работников по вопросам, связанным со специальными условиями для получения детьми образования, их правами и правами родителей (иных законных представителей);
7) формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, детской патологии (недостаточности) и предоставление собранной информации соответствующим органам управления образованием, органам здравоохранения и органам социальной защиты населения.
3. В состав психолого-медико-педагогической комиссии в обязательном порядке входят:
психолог;
врачи - психиатр, невропатолог, ортопед, отоларинголог, окулист, терапевт (педиатр), физиотерапевт;
специалисты в области специального образования - логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, социальный педагог:
юрист;
представители соответствующих органов управления образованием, органов здравоохранения и органов социальной защиты населения.
4. Направление детей на психолого-медико-педагогическую комиссию осуществляется по заявлению родителей (иных законных представителей), решению суда, а также с согласия родителей (иных законных представителей) по инициативе соответствующих органов управления образованием, органов здравоохранения, органов социальной защиты населения, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, социальной защиты населения или общественных объединений, занимающихся в соответствии с их учредительными документами вопросами защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья. При направлении детей на обследование по решению суда согласие родителей (иных законных представителей) не требуется.
Учреждения здравоохранения обязаны в течение десяти дней направить ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию при установлении у него явных признаков физического и (или) психического недостатков в целях определения специальных условий для получения им образования.
5. Результаты обследования ребенка отражаются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии, которое является основанием для направления ребенка с согласия родителей (иных законных представителей) в специальное образовательное учреждение, в организации обучения на дому или в образовательные учреждения интегрированного обучения. Члены психолого-медико-педагогической комиссии обязаны хранить профессиональную тайну, в том числе соблюдать конфиденциальность заключения.
В случае несогласия родителей (иных законных представителей) с заключением психолого-медико-педагогической комиссии в течение месяца со дня подачи ими заявления соответствующий психолого-медико-педагогический центр проводит повторную экспертизу.
Заключение повторной экспертизы может быть обжаловано в суд.
6. Психолого-медико-педагогическая комиссия и психолого-медико-педагогический центр являются юридическими лицами. Положения о психолого-медико-педагогической комиссии и о психолого-медико-педагогическом центре утверждаются Правительством Российской Федерации.
7. Функции психолого-медико-педагогической комиссии в отношении взрослых выполняют медико-социальные экспертные комиссии. Положение о медико-социальной экспертной комиссии утверждается Правительством Российской Федерации.
Обжалование заключений медико-социальных экспертных комиссий осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 24. Документы, удостоверяющие право на специальное образование
1. Право на получение специального образования удостоверяется документом, выдаваемым ребенку (его законному представителю) психолого-медико-педагогической комиссией или взрослому (его законному представителю) медико-социальной экспертной комиссией. Форма документа устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. Специальные условия для получения образования определяются на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертной комиссии.
3. На основании документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, орган исполнительной власти, к компетенции которого относятся вопросы финансирования образования, выдает лицу с ограниченными возможностями здоровья (его законному представителю) государственное именное образовательное обязательство. Форма государственного именного образовательного обязательства, порядок расчета его цены и порядок получения этого обязательства устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Должностные лица психолого-медико-педагогических комиссий и медико-социальных экспертных комиссий в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи. Лица, виновные в вынесении психолого-медико-педагогической комиссией или медико-социальной экспертной комиссией умышленно неправильного заключения, незаконной выдаче документов, указанных в пунктах 1, 2 и 3 настоящей статьи, несут дисциплинарную, административную, имущественную и уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Глава IV. Управление системой специального образования
Статья 25. Органы управления специальным образованием
1. Управление специальным образованием в Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти, к компетенции которых относятся вопросы образования, и соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2. Органы исполнительной власти, к компетенции которых относятся вопросы образования, принимают и реализуют совместные программы и проводят совместные мероприятия, направленные на охрану здоровья граждан, профилактику инвалидности, социальную адаптацию лиц с ограниченными возможностями здоровья, профилактику правонарушений, медико-социальную реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для координации этой деятельности, обмена информацией и опытом по вопросам специального образования могут создаваться межведомственные комиссии.
Органы исполнительной власти, к компетенции которых относятся вопросы образования, информируют психолого-медико-педагогические комиссии, психолого-медико-педагогический центр и медико-социальные экспертные комиссии о своих решениях в области специального образования.
Статья 26. Особенности реорганизации и ликвидации специальных образовательных учреждений
Реорганизация государственных, муниципальных специальных образовательных учреждений, а также их ликвидация могут осуществляться, если обучающимся, воспитанникам гарантируется продолжение обучения в адекватных специальных условиях для получения образования. При реорганизации или при ликвидации негосударственных специальных образовательных учреждений обучающимся, воспитанникам гарантируется реализация прав на образование в государственных, муниципальных образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
Статья 27. Особенности лицензирования деятельности специальных образовательных учреждений, их аттестации и государственной аккредитации
1. Лицензирование деятельности специальных образовательных учреждений проводится в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" с соблюдением следующих условий:
1) лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается специальному образовательному учреждению соответствующими федеральными (центральными) государственными органами управления образованием, за исключением образовательных учреждений, указанных в пункте 3 статьи 29 настоящего Федерального закона;
2) особым предметом экспертизы является наличие специальных условий для получения образования, для негосударственных специальных образовательных учреждений также возможность их финансирования в соответствии с установленными нормативами.
2. Аттестация и государственная аккредитация специального образовательного учреждения проводятся в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании", с соблюдением следующих условий:
1) аттестация специального образовательного учреждения проводится при положительном результате итоговой аттестации не менее чем половины выпускников в истекшем учебном году;
2) государственная аккредитация специального образовательного учреждения проводится только федеральными (центральными) государственными органами управления образованием на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации.
Статья 28. Контроль за деятельностью в области специального образования
1. Контроль за деятельностью в области специального образования осуществляется соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции в формах, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами.
Контроль за деятельностью государственных, муниципальных образовательных учреждений, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья, осуществляют их учредители.
2. Общественный контроль за деятельностью в области специального образования осуществляется общественными объединениями, занимающимися в соответствии с их учредительными документами вопросами защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья.
3. Надзор за исполнением законодательства о специальном образовании осуществляют органы прокуратуры.
Глава V. Обеспечение условий для получения специального образования
Статья 29. Финансирование специального образования
1. Финансирование образовательного учреждения, в котором обучается лицо с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется учредителем, а также за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в размере, установленном государственным именным образовательным обязательством.
2. Финансирование специального образования осуществляется в размерах федерального норматива, установленного для образовательных учреждений общего назначения соответствующих типов и видов в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".
За счет государственных именных образовательных обязательств производится оплата затрат на создание специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение указанных лиц учебниками, учебными пособиями, индивидуальными техническими средствами обучения и транспортными средствами.
3. За счет средств федерального бюджета производятся расходы на обеспечение государственных именных образовательных обязательств лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования, а также в специальных образовательных учреждениях, за исключением специальных образовательных учреждений для детей с задержкой психического развития и (или) умственно отсталых детей.
4. Нормативы финансирования по государственным именным образовательным обязательствам за счет средств федерального бюджета устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Расходы федерального бюджета на специальное образование относятся к защищенным текущим расходам федерального бюджета.
5. Государственное именное образовательное обязательство исполняется при передаче лицом (его законным представителем) документов, предусмотренных статьей 24 настоящего Федерального закона, администрации образовательного учреждения, в которое данное лицо принято для обучения.
6. Лицам с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся в образовательных учреждениях общего назначения, которые не имеют специальных образовательных подразделений, не выдаются государственные именные образовательные обязательства. Расходы на оплату труда помощника обучающегося и стоимость индивидуальных технических средств обучения возмещаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
7. Финансирование логопедической службы осуществляется ее учредителями.
8. Осуществляемое по заключению лечебного учреждения обучение на дому лиц, имеющих соматические заболевания, а также их обучение в период пребывания в стационарном лечебном учреждении финансируются образовательным учреждением, в котором постоянно обучаются данные лица. Обучение на дому лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляемое по заключению психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертной комиссии, финансируется за счет государственных именных образовательных обязательств.
9. Создание необходимых условий для преподавательской деятельности специалиста с ограниченными возможностями здоровья осуществляется за счет средств учредителя соответствующего образовательного учреждения.
Статья 30. Материально-техническая база специальных образовательных учреждений, образовательных учреждений интегрированного обучения и специальных образовательных подразделений
1. За специальным образовательным учреждением, образовательным учреждением интегрированного обучения и специальным образовательным подразделением в целях обеспечения деятельности, предусмотренной их уставами, учредитель (учредители) или уполномоченный собственником орган закрепляет объекты права собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Материально-техническая база таких образовательных учреждений или образовательных подразделений в зависимости от их типов и видов включает в себя помещения, сооружения, необходимые для обучающихся, воспитанников, а также оборудование и индивидуальные технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для организации коррекционных и реабилитационных кабинетов, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания, выполнения иных функций, предусмотренных уставом соответствующего образовательного учреждения или образовательного подразделения.
Статья 31. Научно - методическое обеспечение специальных образовательных учреждений, образовательных учреждений интегрированного обучения и специальных образовательных подразделений
1. Специальные образовательные учреждения образовательные учреждения интегрированного обучения и специальные образовательные подразделения обеспечиваются учебниками и учебными пособиями в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Издание указанных учебников и учебных пособий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
2. Научно-методическое обеспечение специальных образовательных учреждений, образовательных учреждений интегрированного обучения и специальных образовательных подразделений осуществляет Правительство Российской Федерации через уполномоченные им органы и учреждения.
В целях научно-методического обеспечения специальных образовательных учреждений, образовательных учреждений интегрированного обучения и специальных образовательных подразделений Правительство Российской Федерации создает федеральный научно-методический центр специального образования.
3. Развитие интегрированного обучения и совершенствование системы специального образования осуществляются на базе экспериментальных специальных образовательных учреждений. Правовой статус и порядок финансирования экспериментальных специальных образовательных учреждений определяются Правительством Российской Федерации.
4. При разработке и утверждении федерального бюджета предусматриваются расходы на научные исследования в области специального образования.
Глава VI. Обеспечение специального образования кадрами
Статья 32. Право на педагогическую и медицинскую деятельность в области специального образования
1. К педагогической и медицинской деятельности в специальных образовательных учреждениях и образовательных учреждениях интегрированного обучения допускаются лица в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "Об образовании" и Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
К работе в специальных образовательных учреждениях и образовательных учреждениях интегрированного обучения допускаются лица, не имеющие медицинских противопоказаний.
Бесплатные медицинские обследования работников специальных образовательных учреждений и работников образовательных учреждений интегрированного обучения осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде при приеме на работу и периодически.
2. Руководители, педагогические и медицинские работники государственных специальных образовательных учреждений, государственных образовательных учреждений интегрированного обучения и специальных образовательных подразделений государственных образовательных учреждений принимаются на работу по срочному трудовому договору (контракту).
3. Индивидуальная трудовая деятельность педагогических работников в соответствии с основными образовательными программами, а также психологов и медицинских работников в области обучения, воспитания и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе соответствующих лицензий. Порядок лицензирования устанавливается законодательством Российской Федерации.
Статья 33. Подготовка специалистов в области специального образования
1. Образовательный минимум основных образовательных программ среднего педагогического и высшего педагогического образования, устанавливаемый федеральным компонентом соответствующего государственного образовательного стандарта, включает в себя изучение основ дефектологии и коррекционной педагогики.
2. Подготовка специалистов в области специального образования осуществляется в специализированных образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях послевузовского профессионального образования, а также на специальных факультетах и курсах в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.
3. Подготовка специалистов в области специального образования осуществляется на основе целевого приема.
Перечень специальностей, по которым ведется подготовка, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Сверх контрольных цифр целевого приема, финансируемого за счет средств федерального бюджета, образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования могут осуществлять прием студентов на дополнительные места в пределах численности, установленной лицензией, на основе договоров с оплатой юридическими или физическими лицами.
Статья 34. Социальные гарантии и льготы работникам, участвующим в осуществлении специального образования
1. Работникам, участвующим в осуществлении специального образования, помимо прав и льгот, установленных законодательством Российской Федерации для работников образовательных учреждений, предоставляется право на оплату труда по повышенным на 15 - 30 процентов тарифным ставкам (окладам) в зависимости от типов и видов образовательных учреждений, а также от сложности выполняемой работы.
Перечень соответствующих должностей и работ утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. В случае увеличения численности обучающихся, воспитанников в классах (группах) сверх нормативной численности, установленной для образовательного учреждения соответствующего типа или вида, тарифные ставки (оклады) работников, указанных в пункте 1 настоящей статьи, повышаются на один процент за каждый процент превышения нормативной численности обучающихся, воспитанников.
Повышение тарифной ставки (оклада) не производится, если превышение нормативной численности обучающихся, воспитанников в классах (группах) произошло по вине администрации образовательного учреждения.
3. Незрячий педагогический работник соответствующего образовательного учреждения вправе иметь секретаря, работа которого оплачивается за счет средств учредителя.
Глава VII. Международная деятельность Российской Федерации
в области специального образования
Статья 35. Международная деятельность Российской Федерации в области специального образования
1. Российская Федерация осуществляет международную деятельность в области специального образования и содействует развитию международного сообщества в области специального образования, в том числе на основе международных договоров Российской Федерации.
2. Органы, учреждения, государственные и негосударственные организации, связанные со специальным образованием, заинтересованные физические лица имеют право участвовать в международных программах и проектах в области специального образования, в том числе по подготовке специалистов.
3. Органы, учреждения, государственные и негосударственные организации, связанные со специальным образованием, вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации:
1) устанавливать связи с иностранными и международными организациями специального образования, в том числе проводить совместные исследования, обмен специалистами, технологиями, программами, обучающимися, воспитанниками;
2) создавать с участием иностранных лиц специальные образовательные учреждения, а также организации по обеспечению их деятельности;
3) осуществлять самостоятельно внешнеэкономическую деятельность.
Статья 36. Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях иностранных государств
1. Лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на обучение в образовательных учреждениях иностранных государств. Это право реализуется по личной инициативе или в соответствии с условиями международных договоров Российской Федерации.
2. Лицам с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся в образовательных учреждениях иностранных государств, возмещаются затраты на обучение в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении Российской Федерации соответствующих типа и вида. Возмещение указанных затрат осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Глава VIII. Заключительные и переходные положения
Статья 37. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вводится в действие со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 статьи 39, абзацев первого и третьего пункта 3 статьи 39, пункта 2 статьи 40 настоящего Федерального закона. Подпункт 6 пункта 2 статьи 7 настоящего Федерального закона вводится в действие с 1 сентября 2000 года.
Статья 38. Применение ранее принятых законов и иных нормативных правовых актов в области специального образования
Законы и иные нормативные правовые акты в области образования, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, изданным на его основе иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Статья 39. Порядок реализации отдельных положений настоящего Федерального закона
1. Расходы на введение в действие положений настоящего Федерального закона финансируются за счет средств федерального бюджета, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или соглашением между Российской Федерацией и субъектом (субъектами) Российской Федерации.
2. Создание специальных условий для получения образования в государственных образовательных учреждениях осуществляется за счет средств учредителей и должно быть закончено до 1 сентября 2000 года.
3. Создание психолого-медико-педагогических комиссий из расчета одна комиссия не более чем на сто тысяч детей, проживающих на данной территории, но не менее чем одна психолого-медико-педагогическая комиссия на территории каждого субъекта Российской Федерации должно быть завершено до 1 января 1999 года, в соответствии с пунктом 1 статьи 23 настоящего Федерального закона - до 1 сентября 2005 года.
Российская Федерация предоставляет субсидии субъектам Российской Федерации в случае недостатка у них средств для финансирования психолого-медико-педагогических комиссий.
Создание федеральных психолого-медико-педагогических центров должно быть завершено до 1 января 1999 года. Целевой прием обучающихся в образовательные учреждения высшего профессионального образования планируется с учетом обеспечения психолого-медико-педагогических комиссий, психолого-медико-педагогических центров и медико-социальных экспертных комиссий соответствующими специалистами.
Статья 40. О приведении нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом
1. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
2. Предусмотренные настоящим Федеральным законом нормативные правовые акты должны быть изданы в срок до 1 января 1999 года.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.