Письмо Президента РФ от 21 августа 1996 г. N Пр-1774
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю представленный для подписания и обнародования федеральный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровье (специальном образовании)" (далее именуется - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 18 июля 1996 г. и одобренный Советом Федерации 7 августа 1996 г.
Представленный Федеральный закон не соответствует нормам Конституции Российской Федерации и правилам юридической техники.
Наиболее существенные недостатки Федерального закона заключаются в следующем.
1. В пункте 2 статьи 4 Федерального закона предусматривается, что "по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в случае противоречия между Федеральным законом "Об образовании", другими федеральными законами и настоящим Федеральным законом действуют нормы настоящего Федерального закона".
Данное положение Федерального закона представляется совершенно недопустимым, поскольку Конституцией Российской Федерации не предусмотрено наделение федеральных законов разной юридической силой.
Кроме того, наблюдается противоречие между пунктами 1 и 2 статьи 4 Федерального закона, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 4 законодательство Российской Федерации об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья состоит как из положений настоящего Федерального закона, так и Федерального закона "Об образовании".
2. Статья 6 Федерального закона не соответствует статье 73 Конституции Российской Федерации. Полномочия Российской Федерации в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья следует определять с учетом пункта "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации. В соответствии с этим должно быть изменено и содержание указанной статьи.
3. В главе III Федерального закона регулируются вопросы, связанные с формами получения специального образования: обучение на дому (статья 11), интегрированное обучение (статья 14), обучение в специальных образовательных учреждениях (статья 15), логопедическая служба (статья 16) и другие. В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 7 Федерального закона лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на бесплатное обследование психолого-медико-педагогической комиссией или медико-социальной экспертной комиссией.
Как следует из пункта 3 статьи 29, пункта 4 статьи 31, абзаца второго пункта 3 статьи 39 Федерального закона соответствующие расходы на обеспечение указанных форм получения специального образования производятся из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Правомерность такого подхода вызывает сомнение по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Полагаем, что регулирование на федеральном уровне вопросов использования бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренное указанными статьями федерального закона, вступает в противоречие с закрепленным в статье 73 Конституции Российском Федерации принципом; вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
4. В пункте 1 статьи 23 Федерального закона предусматривается, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации создают постоянные межведомственные психолого-медико-педагогические комиссии. Однако данное положение противоречит Конституции Российской Федерации, так как субъекты Российской Федерации в этом отношении самостоятельны.
5. Предусматривая в пункте 2 статьи 31, что Правительство Российской Федерации издает федеральный научно-методический центр специального образования, представленный Федеральный закон по существу, вторгается в сферу деятельности Правительства Российской Федерации, нарушая тем самым конституционный принцип разделения властей. Данный подход представляется незаконным ввиду невозможности регулирования федеральными законами вопросов деятельности органов, подведомственных Правительству Российской Федерации.
6. Пунктом 2 статьи 39 Федерального закона устанавливается, что если, по мнению лица с ограниченными возможностями здоровья или его законного представителя, специальные образовательные условия по ранее действовавшему законодательству предпочтительнее, чем предусматриваемые настоящим Федеральным законом, то они вправе требовать сохранения прежних специальных образовательных условий.
Указанное положение Федерального закона является незаконным.
Представленный Федеральный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)", нуждается в тщательной редакционной доработке.
|
Б.Ельцин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Президента РФ от 21 августа 1996 г. N Пр-1774
Текст письма официально опубликован не был