Проект федерального закона N 97801824-2
"О защите прав граждан на рынке ценных бумаг"
Досье на проект федерального закона
Глава 1. Общие положения
Глава 2. Защита индивидуальных инвесторов в отношениях,
связанных с эмиссией и размещением ценных бумаг
Глава 3. Защита индивидуальных инвесторов в отношениях,
связанных с обращением ценных бумаг
Глава 4. Защита индивидуальных инвесторов в отношениях по
оказанию услуг на рынке ценных бумаг
Глава 5. Защита индивидуальных инвесторов, осуществляющих
коллективные инвестиции на рынке ценных бумаг
Глава 6. Защита прав индивидуальных инвесторов государственными
органами исполнительной власти
Глава 7. Защита прав индивидуальных инвесторов в судебном порядке
Глава 8. Защита прав индивидуальных инвесторов саморегулируемыми
и общественными организациями
Глава 9. Заключительные положения
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение государственной и общественной защиты прав и интересов граждан Российской Федерации на рынке ценных бумаг, создание государственных гарантий для свободного осуществления инвестиций в ценные бумаги российских эмитентов, предоставление гражданам компенсаций и иных форм возмещения ущерба, причиненного противоправными действиями на рынке ценных бумаг, а также пресечение незаконной деятельности, связанной с эмиссией и обращением ценных бумаг в Российской Федерации.
Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящим Федеральным законом обеспечивается защита прав граждан (далее - индивидуальных инвесторов) в отношениях, возникающих в связи с эмиссией, обращением ценных бумаг и оказанием услуг на рынке ценных бумаг в Российской Федерации.
2. Настоящий Федеральный закон не применяется к отношениям:
по привлечению денежных средств во вклады банками и иными кредитными организациями;
возникающим в связи с выпуском и обращением депозитных и сберегательных сертификатов кредитных организаций, а также эмиссией и обращением ценных бумаг, эмитентом или гарантом по которым выступают Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования;
объектом которых выступают чеки, векселя и иные неэмиссионные ценные бумаги.
3. Защита прав юридических лиц на рынке ценных бумаг осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 3. Законодательство о защите прав индивидуальных инвесторов на рынке ценных бумаг
Отношения по защите прав индивидуальных инвесторов на рынке ценных бумаг регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 4. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
индивидуальный инвестор - гражданин Российской Федерации, инвестирующий денежные средства или иное имущество в ценные бумаги и не являющийся профессиональным участником рынка ценных бумаг;
ценная бумага - эмиссионная ценная бумага, признаваемая или квалифицируемая в качестве таковой в порядке, установленном федеральными законами и иными правовыми актами;
профессиональный участник рынка ценных бумаг (далее профессиональный участник) - лицо, осуществляющее профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
услуги на рынке ценных бумаг - предоставляемые на профессиональной основе услуги по хранению и ведению реестра владельцев ценных бумаг, депозитарному обслуживанию, а также любая иная деятельность на рынке ценных бумаг, осуществляемая на условиях договоров поручения, комиссии, доверительного управления, консультационного и информационного обслуживания и иных гражданско-правовых обязательств;
существенная информация - информация, необходимая инвестору для разумной оценки риска при принятии решения о приобретении ценной бумаги и выборе услуги, а также информация, признаваемая существенной федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации;
Федеральная комиссия - Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;
региональные отделения - региональные отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг;
регистрирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные органы, уполномоченные осуществлять государственную регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг;
лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, иные органы, осуществляющие лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и контроль за деятельностью профессиональных участников, которым ими были выданы лицензии.
Статья 5. Государственные и иные гарантии охраны прав и интересов индивидуальных инвесторов на рынке ценных бумаг
На рынке ценных бумаг индивидуальным инвесторам гарантируются права:
на получение полной и достоверной информации в порядке и объеме, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации;
на защиту нарушенных или оспоренных прав в судебном и административном порядках в соответствии с законодательством Российской Федерации;
на получение компенсаций в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
на создание общественных организаций, осуществляющих защиту прав индивидуальных инвесторов на рынке ценных бумаг;
на просвещение путем распространения на широкой и гласной основе образовательной информации в области защиты прав, связанных с ценными бумагами, с использованием в этих целях средств массовой информации, включения соответствующих требований в государственные общеобразовательные стандарты, программы высших и средних учебных заведений;
иные права в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 6. Нарушение права индивидуального инвестора на получение полной и достоверной информации
1. Индивидуальный инвестор имеет право обжаловать в суд отказ или уклонение эмитента, профессионального участника или уполномоченного федерального органа исполнительной власти от предоставления информации в объеме, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Вред, причиненный вследствие непредоставления информации в объеме, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, возмещается индивидуальному инвестору по решению суда в полном объеме.
При рассмотрении споров обязанность доказывания факта предоставления индивидуальному инвестору полной и достоверной информации возлагается на эмитентов, профессиональных участников и федеральные органы исполнительной власти.
Статья 7. Ограничения на рынке ценных бумаг
1. В связи с эмиссией, размещением и продажей ценных бумаг запрещается эмитентам и профессиональным участникам устанавливать обязательства с неопределенными или противоречивыми условиями в отношении прав индивидуальных инвесторов или обязанностей эмитентов и профессиональных участников.
При возникновении спора по обязательству с неопределенными или противоречивыми условиями все сомнения подлежат рассмотрению в пользу индивидуального инвестора.
2. Индивидуальный инвестор вправе по основаниям, предусмотренным в пункте 1 настоящей статьи, при условии, что неопределенные или противоречивые условия являются существенными, расторгнуть договор с эмитентом или профессиональным участником и потребовать возмещения причиненных ему убытков.
3. Условия договоров, заключаемых эмитентами, профессиональными участниками с индивидуальными инвесторами, которые ограничивают их права либо ставят их в менее выгодное положение по сравнению с положением, которое они имели бы на основании норм, установленных законодательством Российской Федерации, являются ничтожными.
Статья 8. Условия приобретения ценных бумаг и выбора услуг на рынке ценных бумаг
1. Принятие решения о приобретении ценной бумаги и выборе услуги осуществляется индивидуальными инвесторами самостоятельно с учетом разумной оценки риска и соблюдения должной предусмотрительности.
2. Индивидуальный инвестор вправе в связи с приобретением ценной бумаги потребовать у эмитента или профессионального участника доказательств государственной регистрации ценных бумаг или наличия лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и несет риск последствий непредъявления такого требования.
Статья 9. Условия осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
1. При осуществлении деятельности на рынке ценных бумаг эмитенты и профессиональные участники должны действовать добросовестно и разумно, обеспечивая соблюдение прав и законных интересов индивидуальных инвесторов.
2. Профессиональные участники обязаны соблюдать установленные законами и иными правовыми актами Российской Федерации нормативы достаточности собственных средств для удовлетворения требований индивидуальных инвесторов и иных кредиторов.
3. Юридические лица, осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии, подлежат ликвидации по решению арбитражного суда.
Требование о ликвидации юридического лица по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, может быть предъявлено в суд Федеральной комиссией, лицензирующим органом и иными государственными органами исполнительной власти, которым такое право предоставлено федеральными законами.
4. Лица, виновные в осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг без лицензии, несут уголовную и иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Статья 10. Возмещение убытков и вреда, причиненных индивидуальным инвесторам на рынке ценных бумаг
Убытки, причиненные индивидуальному инвестору неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, а также вред, причиненный имуществу индивидуального инвестора на рынке ценных бумаг, подлежат возмещению в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Глава 2. Защита индивидуальных инвесторов в отношениях,
связанных с эмиссией и размещением ценных бумаг
Статья 11. Ограничения, связанные с эмиссией и размещением ценных бумаг
1. На рынке ценных бумаг Российской Федерации запрещается публичное размещение, реклама и предложение в любой иной форме неограниченному кругу индивидуальных инвесторов:
ценных бумаг, не прошедших государственную регистрацию;
векселей, чеков и иных ценных бумаг, публичное размещение которых запрещено или не предусмотрено федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации;
документов, хотя и удостоверяющих денежные обязательства и подлежащих выкупу, переуступке и иному отчуждению, но не являющихся ценными бумагами в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
2. Ценные бумаги, не прошедшие государственную регистрацию, являются ничтожными.
Сделки с ценными бумагами и иными документами, выпуск которых осуществлен с нарушением требований, закрепленных в пункте 1 настоящей статьи, являются ничтожными.
Последствия ничтожности ценной бумаги устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации.
Лица, виновные в осуществлении выпуска ничтожных ценных бумаг, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 12. Недобросовестные действия при осуществлении эмиссии ценных бумаг
1. Внесение в проспект эмиссии или в решение о выпуске ценных бумаг, либо другие документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, недостоверной или недостаточно полной информации, повлекшее заблуждение индивидуальных инвесторов, является основанием для признания выпуска ценных бумаг недействительным по иску индивидуального инвестора, Федеральной комиссии, ее региональных отделений или иного органа исполнительной власти, которому право на предъявление такого требования предоставлено Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" или признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся.
2. Суд может отказать в признании выпуска ценных бумаг недействительным в случае, если с учетом обстоятельств эмиссии ценных бумаг это противоречит интересам большинства индивидуальных инвесторов либо общественным интересам.
3. Использование денежных средств и иного имущества, поступивших в оплату ценных бумаг, осуществляется исключительно в целях, предусмотренных проспектом эмиссии, а в случае, если таковые не были предусмотрены, - в целях получения прибыли и надлежащего исполнения обязательств перед всеми индивидуальными инвесторами.
4. Убытки, причиненные в результате злоупотребления доверием инвесторов при выпуске ценных бумаг, возмещаются инвестору по решению суда из имущества эмитента, при недостаточности которого индивидуальному инвестору выплачивается компенсация в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Статья 13. Последствия недействительности выпуска ценных бумаг и ничтожности ценной бумаги
1. В случае признания выпуска ценных бумаг недействительным или несостоявшимся:
государственный регистрирующий орган аннулирует его регистрацию;
ценные бумаги недействительного выпуска являются ничтожными.
2. В силу ничтожности ценной бумаги индивидуальный инвестор вправе требовать по своему выбору от эмитента или профессионального участника, продавшего ему такую ценную бумагу, возврата денежной суммы, внесенной в оплату ценной бумаги, а также уплаты на эту сумму процентов за пользование чужими средствами, в порядке, предусмотренном статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, и возмещения сверх суммы процентов причиненных индивидуальному инвестору убытков.
Статья 14. Приостановление размещения ценных бумаг
1. Регистрирующие органы или Федеральная комиссия приостанавливают размещение выпуска ценных бумаг в интересах индивидуальных инвесторов в случаях:
признания ценных бумаг ничтожными;
нарушения эмитентом процедуры эмиссии ценных бумаг, а также совершение иных нарушений в ходе эмиссии и размещения выпуска ценных бумаг в случае, если они повлекли нарушение имущественных интересов индивидуальных инвесторов или могут повлечь такие нарушения в будущем;
обнаружения признаков недобросовестной рекламы ценных бумаг;
обнаружения признаков недобросовестной эмиссии ценных бумаг или злоупотребления доверием индивидуальных инвесторов при выпуске ценных бумаг.
В случае обнаружения признаков недобросовестной рекламы приостановление размещения ценных бумаг осуществляется по согласованию с федеральными антимонопольными органами.
2. На период приостановления размещения выпуска ценных бумаг совершение сделок по продаже ценных бумаг такого выпуска прекращается.
Сделки по продаже ценных бумаг индивидуальным инвесторам, совершенные эмитентом или профессиональными участниками в период приостановления выпуска ценных бумаг, могут быть признаны недействительными по иску индивидуального инвестора, Федеральной комиссии, ее региональных отделений или регистрирующего органа.
3. Возобновление размещения выпуска ценных бумаг осуществляется эмитентом и профессиональными участниками по письменному разрешению регистрирующего органа или Федеральной комиссии после устранения нарушения, явившегося основанием приостановления размещения выпуска ценных бумаг.
Глава 3. Защита индивидуальных инвесторов в отношениях,
связанных с обращением ценных бумаг
Статья 15. Ограничения продажи ценных бумаг индивидуальным инвесторам
1. Запрещается продажа индивидуальным инвесторам ценных бумаг и иных документов, признаваемых ничтожными в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Сделки, совершенные в нарушение настоящей статьи, могут быть признаны недействительными по иску индивидуального инвестора, Федеральной комиссии, ее региональных отделений и иных органов исполнительной власти, которым такое право представлено федеральным законом.
2. Нарушение пункта 1 настоящей статьи профессиональным участником является основанием для аннулирования или приостановления действия лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Статья 16. Предоставление индивидуальному инвестору информации в связи с продажей ценной бумаги
1. Эмитенты и профессиональные участники в связи с продажей ценной бумаги обязаны предоставить индивидуальному инвестору информацию:
о государственной регистрации выпуска ценных бумаг и его государственном регистрационном номере;
о наличии лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
содержащуюся в проспекте эмиссии, зарегистрированном и опубликованном в установленном порядке;
о рисках, связанных с приобретением ценной бумаги данного вида и эмитента.
2. Профессиональный участник вправе требовать за предоставление индивидуальному инвестору в письменной форме информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, платы в размере, не превышающем затрат на ее копирование.
3. Нарушение пунктов 1 и 2 настоящей статьи, в том числе предоставление индивидуальному инвестору недостоверной или не полной существенной информации являются основанием для изменения или расторжения договора между индивидуальным инвестором и профессиональным участником, эмитентом по требованию индивидуального инвестора, в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, если иные последствия не установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 17. Выкуп ценных бумаг на регулярной основе
1. Эмитенты вправе осуществлять выкуп собственных ценных бумаг у индивидуальных инвесторов на регулярной основе в случае, если это прямо предусмотрено условиями выпуска ценных бумаг и разрешено федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации для ценных бумаг данного вида.
2. Профессиональные участники и иные лица не вправе осуществлять выкуп ценных бумаг у индивидуальных инвесторов на регулярной основе, в том числе устанавливать в этих целях котировки ценных бумаг, иначе как по договору с эмитентом и в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Требования настоящего пункта не применяются в случаях продажи ценных бумаг на фондовой бирже, а также через организации, осуществляющие деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг, признанные в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Сделки, совершенные в нарушение настоящей статьи, могут быть признаны недействительными по иску индивидуального инвестора, Федеральной комиссии и ее региональных отделений и иных федеральных органов исполнительной власти, которым такое право предоставлено федеральными законами.
Глава 4. Защита индивидуальных инвесторов в отношениях
по оказанию услуг на рынке ценных бумаг
Статья 18. Возмещение ущерба, причиненного индивидуальному инвестору вследствие оказания услуг на рынке ценных бумаг
1. Ущерб, причиненный имуществу индивидуального инвестора неправомерными действиями профессионального участника при оказании услуг на рынке ценных бумаг, подлежит возмещению независимо от того, состоял индивидуальный инвестор в договорных отношениях с ним или нет.
2. В связи с настоящей статьей возмещению подлежит ущерб, причиненный имуществу индивидуального инвестора неправомерными действиями профессионального участника при оказании услуг на рынке ценных бумаг, в виде:
утраты ценной бумаги профессиональным участником;
неполучения или уменьшения дохода по ценной бумаге, в случае, если размер дохода был обусловлен условиями обязательства, закрепленного ценной бумагой;
понижения рыночной стоимости ценной бумаги.
3. Профессиональный участник может быть освобожден от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие объективного изменения конъюнктуры цен на рынке ценных бумаг или иных обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано в случае, если его наступлению способствовала грубая неосторожность индивидуального инвестора.
Статья 19. Нарушение прав индивидуальных инвесторов в связи с ведением реестра владельцев именных ценных бумаг
1. Отказ от внесения записи в реестр владельцев именных ценных бумаг не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Индивидуальный инвестор вправе обжаловать в суд отказ или уклонение держателя реестра от внесения записи в реестр владельцев именных ценных бумаг. По решению суда держатель реестра владельцев именных ценных бумаг вносит соответствующую запись в реестр владельцев именных ценных бумаг.
2. Индивидуальный инвестор вправе по своему выбору предъявить требование о возмещении вреда или убытков, причиненных ему неправомерными действиями держателя реестра владельцев именных ценных бумаг.
Убытки, причиненные индивидуальному инвестору неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства по ведению реестра, возмещаются эмитентом.
Глава 5. Защита индивидуальных инвесторов, осуществляющих
коллективные инвестиции на рынке ценных бумаг
Статья 20. Использование имущества, переданного по договору коллективного инвестирования
1. Имущество, в том числе денежные средства, передаваемые индивидуальными инвесторами по договору коллективного инвестирования, используется исключительно в интересах индивидуальных инвесторов в соответствии с условиями обязательства, федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Доходы, полученные от коллективного инвестирования на рынке ценных бумаг, подлежат распределению между индивидуальными инвесторами в порядке, установленном условиями обязательства в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
2. Управляющая компания обязана обеспечить раздельный учет и хранение имущества индивидуальных инвесторов от собственного имущества.
На имущество индивидуальных инвесторов, переданное по договору коллективного инвестирования, не может быть обращено взыскание по долгам управляющей компании, оно не включается в ликвидационную массу при ее ликвидации.
Статья 21. Недобросовестная оценка имущества инвестиционного фонда
1. В случае недобросовестной оценки имущества инвестиционного фонда и расчета стоимости ценной бумаги при ее выкупе индивидуальный инвестор вправе требовать возмещения убытков в размере не менее разницы между суммой, полученной при выкупе ценной бумаги, и ее действительной рыночной стоимостью на момент выкупа.
2. В целях определения действительной рыночной стоимости имущества инвестиционного фонда и подтверждения правильности финансовой отчетности по требованию индивидуальных инвесторов и за их счет может быть проведена аудиторская проверка.
В этом случае договор с аудитором заключает лицо, уполномоченное индивидуальными инвесторами.
3. Аудитор, действующий на основании договора с индивидуальными инвесторами, вправе получить от управляющей компании, инвестиционного фонда или иных проверяемых организаций все материалы и документы, необходимые для проведения проверки.
Глава 6. Защита прав индивидуальных инвесторов государственными
органами исполнительной власти
Статья 22. Защита прав индивидуальных инвесторов государственными органами исполнительной власти
Защита прав индивидуальных инвесторов осуществляется федеральным органом по регулированию рынка ценных бумаг и его региональными отделениями, федеральным органом по управлению государственным имуществом и его территориальными органами, федеральным антимонопольным органом и его территориальными органами, а также другими органами в соответствии с их компетенцией в случаях и в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с их компетенцией.
Статья 23. Защита прав индивидуальных инвесторов антимонопольными органами
Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы осуществляют защиту прав индивидуальных инвесторов при установлении случаев недобросовестной рекламы на рынке ценных бумаг и в других случаях и в порядке, установленном федеральными законами.
Статья 24. Защита прав индивидуальных инвесторов в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий
Защита прав индивидуальных инвесторов при выпуске и обращении ценных бумаг в связи с приватизацией государственных и муниципальных предприятий осуществляется федеральным органом по управлению государственным имуществом и его территориальными органами, а также в судебном порядке.
Статья 25. Защита прав индивидуальных инвесторов Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг и ее региональными отделениями
1. Федеральная комиссия в целях защиты прав индивидуальных инвесторов имеет следующие полномочия в отношении эмитентов и профессиональных участников:
проведение публичных слушаний по вопросам состояния законности на рынке ценных бумаг;
проведение административных разбирательств в случаях выявления правонарушений, затрагивающих права индивидуальных инвесторов на рынке ценных бумаг;
наложение штрафов на коммерческие и некоммерческие организации и административных взысканий на должностных лиц за правонарушения, затрагивавшие права индивидуальных инвесторов;
выдача обязательных для исполнения предписаний по устранению нарушений законодательства, о представлении необходимой информации, о явке для участия в публичных слушаниях и разбирательствах, проводимых Федеральной комиссией.
2. В случаях, если настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, либо правовыми актами Федеральной комиссии не установлено иное, полномочия Федеральной комиссии по защите прав индивидуальных инвесторов осуществляются также ее региональными отделениями в соответствии с их компетенцией.
Статья 26. Порядок осуществления полномочий Федеральной комиссии
1. Полномочия, указанные в статье 25 настоящего Федерального закона, Федеральная комиссия осуществляет самостоятельно либо в лице своих региональных отделений.
Указанные полномочия осуществляются председателем Федеральной комиссии, его заместителями, секретарем Федеральной комиссии и руководителями региональных отделений Федеральной комиссии.
2. Председатель Федеральной комиссии, его заместители и секретарь Федеральной комиссии вправе рассматривать дела о нарушении федерального законодательства о защите индивидуальных инвесторов и применять санкции в пределах полномочий, предоставленных Федеральной комиссии настоящим Федеральным законом. Руководитель регионального отделения Федеральной комиссии вправе рассматривать дела о нарушениях законодательства, связанных с нарушением прав индивидуальных инвесторов и применять санкции в виде предупреждения, наложения штрафа на юридических лиц в размере до 500 минимальных размеров оплаты труда и административного взыскания в виде штрафа в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда.
Статья 27. Информирование индивидуальных инвесторов Федеральной комиссией
1. С целью информирования индивидуальных инвесторов и предупреждения их о совершенных и возможных правонарушениях на рынке ценных бумаг Федеральная комиссия в "Вестнике Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг" официально публикует информацию, содержащую:
сведения об аннулировании или приостановлении лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
сведения о саморегулируемых организациях профессиональных участников;
сведения о проведенных административных разбирательствах и административных взысканиях, наложенных Федеральной комиссией;
сведения о судебных решениях, вынесенных по искам Федеральной комиссии к участникам рынка ценных бумаг.
2. Федеральная комиссия и ее региональные отделения обязаны вести публичные базы данных, содержащие открытую и доступную для каждого заинтересованного лица информацию о примененных санкциях и лицах, совершивших правонарушения на рынке ценных бумаг, о выданных лицензиях и зарегистрированных выпусках ценных бумаг.
Статья 28. Информирование индивидуальных инвесторов регистрирующим органом
Регистрирующий орган обязан вести публичные базы данных, содержащие открытую и доступную для каждого заинтересованного лица информацию о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, об аннулированных выпусках ценных бумаг и выпусках ценных бумаг, размещение которых приостановлено.
Объем информации, содержащийся в публичных базах данных, устанавливается федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 29. Проведение Федеральной комиссией публичных слушаний по вопросам реализации и совершенствования законодательства о ценных бумагах
1. Публичные слушания Федеральной комиссии проводятся с целью анализа реализации законодательства о ценных бумагах в деятельности участников рынка ценных бумаг и перспектив его совершенствования, выявления проблемных вопросов правоприменительной практики, связанных с защитой индивидуальных инвесторов на рынке ценных бумаг.
Публичные слушания проводятся по инициативе членов Федеральной комиссии, членов Экспертного совета, федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, лицензирующих и регистрирующих органов, саморегулируемых организаций профессиональных участников.
2. Решение о проведении публичных слушаний, их теме, дате проведения, круге приглашенных лиц принимается Федеральной комиссией. Публичные слушания проводятся под председательством одного из членов Федеральной комиссии.
Публичные слушания могут заканчиваться принятием рекомендаций, которые могут быть учтены в законодательной и правоприменительной деятельности Федеральной комиссии, при подготовке предложений по совершенствованию законодательства для внесения в Правительство Российской Федерации или Президенту Российской Федерации по обсуждаемым вопросам. Рекомендации принимаются путем одобрения большинством участников публичных слушаний и могут быть опубликованы в средствах массой информации.
В случае выявления в ходе публичных слушаний фактов правонарушений на рынке ценных бумаг соответствующие предложения направляются в Федеральную комиссию, правоохранительные органы и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией для решения вопросов о применении санкций, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3. Регламент проведения публичных слушаний утверждается Федеральной комиссией.
Статья 30. Полномочия Федеральной комиссии по разбирательству дел о правонарушениях на рынке ценных бумаг
1. В случае выявления правонарушений на рынке ценных бумаг Федеральная комиссия по собственной инициативе, а также на основании поступивших заявлений проводит административные разбирательства с целью выдачи предписаний, наложения штрафов и административных взысканий.
Регламент проведения административных разбирательств утверждается Федеральной комиссией.
2. С целью подготовки к проведению административного разбирательства и установления обстоятельств правонарушения Федеральная комиссия вправе поручить независимому аудитору провести аудиторскую проверку деятельности эмитента или профессионального участника с возложением понесенных расходов на проверяемую организацию.
Оказание противодействия аудитору, уполномоченному Федеральной комиссией, является основанием для приостановления действия лицензии, наложения штрафа и применения иных санкций, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3. Наложение административных взысканий Федеральной комиссией производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 31. Полномочия Федеральной комиссии по наложению штрафов
1. Федеральная комиссия налагает денежные штрафы на эмитентов и профессиональных участников, на коммерческие и некоммерческие организации за нарушения законодательства о ценных бумагах и защите прав индивидуальных инвесторов в следующих размерах:
неисполнение требований федерального законодательства, правовых актов Федеральной комиссии, иного законодательства Российской Федерации о защите прав индивидуальных инвесторов - штраф в размере до десяти тысяч минимальных размеров оплаты труда;
непредставление документов и информации, затребованных Федеральной комиссией, - за каждый день просрочки против сроков, установленных Федеральной комиссией, штраф в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда;
представление документов, содержащих недостоверную, или неполную информацию, - штраф в размере до 1000 минимальных размеров оплаты труда;
неисполнение предписаний Федеральной комиссии - штраф в размере до 1500 минимальных размеров оплаты труда;
задержка сроков исполнения предписания Федеральной комиссии - за каждый день просрочки штраф в размере до 500 минимальных размеров оплаты труда.
2. Штраф уплачивается в течение десяти дней с даты получения соответствующей организацией решения Федеральной комиссии. При неуплате штрафа в указанный срок штраф взыскивается в судебном порядке по иску Федеральной комиссии.
3. Уплата штрафа не освобождает юридическое лицо от исполнения обязанности.
4. Денежные суммы, взысканные в виде штрафов, зачисляются в федеральный бюджет.
Статья 32. Полномочия Федеральной комиссии по наложению административных взысканий
1. Федеральная комиссия налагает административные взыскания на должностных лиц эмитентов и профессиональных участников, коммерческих и некоммерческих организаций за следующие нарушения:
непредставление документов и информации, затребованной Федеральной комиссией, либо представление документов и информации с задержкой сроков, указанных Федеральной комиссией, - штраф в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда;
представление документов, содержащих недостоверную или неполную информацию, - штраф в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда;
неисполнение предписаний Федеральной комиссии, задержка сроков исполнения предписания Федеральной комиссии - штраф в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда;
воспрепятствование деятельности аудиторов, которым поручено проведение аудита профессионального участника и эмитента, - штраф в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда.
2. Виды административных взысканий, налагаемых на должностных лиц, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Уплата штрафа не освобождает должностное лицо от исполнения возложенной на него обязанности.
Статья 33. Предписания Федеральной комиссии
1. Предписания Федеральной комиссии представляют собой обязательные для исполнения всеми государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, на всей территории Российской Федерации, указания по вопросам, связанным с соблюдением законодательства о ценных бумагах и защите прав индивидуальных инвесторов, прекращению незаконных действий, исполнению обязанностей, замене руководителей профессионального участника.
2. Предписания Федеральной комиссии направляются в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и в порядке, установленном Федеральной комиссией, с целью прекращения правонарушений на рынке ценных бумаг, истребования документов, необходимых для разбирательств Федеральной комиссии, для обеспечения явки лица на разбирательство, проводимое Федеральной комиссией и по иным вопросам, входящим в компетенцию Федеральной комиссии.
3. Предписания вступают в силу немедленно с момента их вынесения. Предписания утрачивают силу с момента их исполнения, либо отмены Федеральной комиссией, либо в соответствии с вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции или арбитражного суда.
Статья 34. Порядок обжалования решений и предписаний Федеральной комиссии
Решения и предписания Федеральной комиссии могут быть обжалованы заинтересованными лицами в суд общей юрисдикции или арбитражный суд в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 7. Защита прав индивидуальных инвесторов в судебном порядке
Статья 35. Защита прав индивидуальных инвесторов в судебном порядке
Защита прав индивидуальных инвесторов в судебном порядке осуществляется путем возбуждения дел в суде в соответствии с установленной федеральными законами подведомственностью по инициативе индивидуальных инвесторов, профессиональных участников и их саморегулируемых организаций или Федеральной комиссии и ее региональных отделений.
Статья 36. Защита прав индивидуальных инвесторов Федеральной комиссией в судебном порядке
С целью защиты индивидуальных инвесторов в судебном порядке Федеральная комиссия и ее региональные отделения вправе:
обратиться в суд общей юрисдикции либо арбитражный суд с исковыми заявлениями в защиту прав индивидуальных инвесторов либо неопределенного круга граждан, понесших ущерб от правонарушений на финансовом и фондовом рынках;
вступать в судебные процессы по своей инициативе в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации в связи с осуществлением полномочий по защите прав индивидуальных инвесторов, а также государственных и общественных интересов;
обращаться с исками в суд или арбитражный суд с требованиями о ликвидации юридических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии, об аннулировании выпуска ценных бумаг, о признании сделок с ценными бумагами недействительными, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации.
Статья 37. Защита неопределенного круга граждан, понесших ущерб на финансовом и фондовом рынках
Рассмотрение дел о защите прав неопределенного круга граждан, понесших ущерб на финансовом и фондовом рынках, производится по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Глава 8. Защита прав индивидуальных инвесторов саморегулируемыми
и общественными организациями
Статья 38. Защита прав индивидуальных инвесторов саморегулируемыми организациями профессиональных участников
1. Саморегулируемые организации в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", иными правовыми актами Российской Федерации, а также правилами и стандартами саморегулируемой организации осуществляют контроль за исполнением своими членами законодательства Российской Федерации о защите прав индивидуальных инвесторов.
2. Контроль осуществляется саморегулируемыми организациями по собственной инициативе, на основании обращений Федеральной комиссии и ее региональных отделений и иных федеральных органов исполнительной власти, а также по заявлениям и жалобам индивидуальных инвесторов.
Формы, сроки и порядок проведения контрольных мероприятий в рамках саморегулируемой организации определяются ее учредительными документами, правилами и стандартами деятельности.
Статья 39. Порядок рассмотрения заявлений и жалоб индивидуальных инвесторов саморегулируемой организацией
1. Саморегулируемая организация рассматривает обращения к ней индивидуального инвестора с заявлением либо жалобой на действия ее участника (члена), его должностных лиц и специалистов в порядке, предусмотренном ее учредительными документами, правилами и стандартами.
2. По итогам рассмотрения саморегулируемая организация может принять следующие решения:
о применении к нарушителю санкций, установленных правилами и стандартами саморегулируемой организации;
о рекомендации возместить индивидуальному инвестору причиненный ущерб во внесудебном порядке;
об исключении профессионального участника из числа членов саморегулируемой организации и обращении к Федеральной комиссии с заявлением о принятии мер по аннулированию или приостановлению действия лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
о направлении материалов разбирательства для рассмотрения в правоохранительные и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.
3. Саморегулируемая организация обязана сообщить в Федеральную комиссию о проведенных разбирательствах и принятых решениях.
4. В случае непринятия мер по законным и обоснованным жалобам индивидуальных инвесторов, несоблюдения законодательства о защите индивидуальных инвесторов на рынке ценных бумаг Федеральная комиссия вправе применить к саморегулируемой организации санкции, установленные Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" и иными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 40. Возмещение убытков членами саморегулируемой организации в отношении индивидуальных инвесторов
1. В целях возмещения индивидуальным инвесторам убытков, которые могут наступить вследствие причинения вреда имуществу индивидуальных инвесторов или нарушения договоров и иных обязательств с участием индивидуальных инвесторов, саморегулируемые организации создают гарантийные, компенсационные и иные специальные фонды.
2. Средства компенсационного фонда могут формироваться следующим образом:
путем ежемесячных отчислений членами саморегулируемой организации определенного процента с каждой совершенной сделки либо от их валового дохода за месяц;
путем выплат фиксированного характера ежемесячно либо раз в квартал в определенной кратности к минимальной месячной оплате труда либо по иному критерию.
Фонд может образовываться одним из указанных способов либо двумя указанными способами одновременно.
Минимальный размер фонда не может быть менее тысячекратного размера минимального размера оплаты труда из расчета на год.
3. Саморегулируемая организация самостоятельно определяет минимальный размер подлежащих выплате компенсаций, который не может быть менее половины суммы, подлежащей возмещению индивидуальному инвестору, с учетом установленного в пункте 2 настоящей статьи минимального размера компенсационного фонда.
4. Порядок образования фонда, выплаты возмещения индивидуальным инвесторам, возвращения доли в компенсационном фонде члену саморегулируемой организации при выходе из нее либо прекращении деятельности, определяются саморегулируемой организацией в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 41. Защита прав индивидуальных инвесторов общественными объединениями
1. Общественные объединения инвесторов федерального, межрегионального и регионального уровня вправе осуществлять защиту прав и интересов индивидуальных инвесторов в формах и порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации.
2. Общественные объединения инвесторов вправе обращаться в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с заявлением в защиту прав индивидуальных инвесторов или неопределенного круга граждан, понесших ущерб на финансовом и фондовом рынках в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.
3. Общественные объединения инвесторов вправе осуществлять контроль за соблюдением условий хранения и реализации имущества должников, предназначенного для удовлетворения их имущественных требований в связи с противоправными действиями на рынке ценных бумаг, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. Общественные объединения инвесторов вправе создавать собственные фонды компенсационного характера с целью снижения риска инвестирования и обеспечения правовой защиты индивидуальных инвесторов.
Статья 42. Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров
1. Для защиты имущественных прав индивидуальных инвесторов, в том числе в судебном порядке, участия в исполнительном производстве с целью хранения, управления и реализации имущества организаций-должников, причинивших имущественный ущерб инвесторам, назначения и выплаты компенсаций инвесторам создается Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров (далее - фонд).
Основными целями деятельности фонда являются:
осуществление компенсационных выплат лицам, которым был причинен имущественный ущерб на рынке ценных бумаг;
формирование информационной базы данных и ведение реестра инвесторов, права которых были нарушены на рынке ценных бумаг;
формирование информационной базы данных и ведение реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, нарушающих законодательство о защите инвесторов на рынке ценных бумаг;
распространение имеющейся в фонде информации;
хранение, управление и участие в реализации имущества или обеспечение функций контроля за соблюдением условий хранения и реализации имущества, предназначенного для удовлетворения имущественных прав инвесторов, нарушенных в результате противоправных действий на рынке ценных бумаг Российской Федерации, а также обеспечение распределения в соответствии с целями фонда средств, полученных от реализации указанного имущества, а также иного переданного в установленном порядке имущества.
2. Фонд является некоммерческой организацией.
В качестве учредителей фонда выступают общественные организации инвесторов, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Российский фонд федерального имущества, Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом, иные заинтересованные организации.
3. Средства фонда формируются в порядке и на условиях, установленных нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
4. Управление имуществом и денежными средствами фонда осуществляется одной или несколькими управляющими компаниями, имеющими лицензию на управление соответствующим родом имущества.
5. В фонде создается попечительский совет, который обеспечивает контроль за выполнением основных функций фонда и деятельностью управляющей компании, утверждает правила назначения и выплаты компенсаций и иных обязательных выплат индивидуальным инвесторам, осуществляет иные функции по руководству его деятельностью.
6. Правовое положение фонда и порядок осуществления им деятельности в части, неурегулированной настоящим Федеральным законом, определяется иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 43. Порядок осуществления компенсационных и обязательных выплат
1. Фонд осуществляет за счет собственных средств выплаты компенсационного характера индивидуальным инвесторам, которые не могут получить присужденное по судебным решениям и приказам, ввиду отсутствия имущества и денежных средств должника.
Право на получение компенсации имеют индивидуальные инвесторы в связи с причинением ущерба профессиональными участниками, имеющими лицензию и в отношении зарегистрированных выпусков ценных бумаг, за исключением случаев, когда индивидуальные инвесторы были введены в заблуждение о наличии лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и государственной регистрации выпуска ценных бумаг.
2. Фонд вправе ограничить размер компенсаций индивидуальным инвесторам максимальной суммой выплат как из расчета на одного индивидуального инвестора, так и выплачиваемой индивидуальным инвесторам в пределах общего годового объема компенсационных выплат.
Фонд при выплате компенсаций возмещает только действительный ущерб и не компенсирует упущенной выгоды.
3. Обязательные выплаты осуществляются фондом на основании исполнительных документов взыскателей из имущества должников в тех случаях, когда фонд выступает в качестве законного представителя индивидуальных инвесторов - взыскателей в исполнительном производстве.
Обязательные выплаты производятся в пределах имущества должника, на которое обращено взыскание в судебном порядке. Фонд при распределении имущества между взыскателями обязан принять меры к выявлению круга потерпевших индивидуальных инвесторов.
Статья 44. Участие Федерального общественно-государственного фонда защиты прав вкладчиков и акционеров в исполнительном производстве и реализации имущества должников
1. Фонд является законным представителем индивидуальных инвесторов - взыскателей в исполнительном производстве в отношении имущества, на которое наложен арест в связи с исполнением решений по делам с участием индивидуальных инвесторов, за исключением лиц, которые самостоятельно обратились с исполнительными документами за взысканием.
2. Фонд осуществляет хранение, управление, проведение независимой оценки и реализацию арестованного имущества на торгах в порядке, установленном действующим гражданским процессуальным и гражданским законодательством Российской Федерации либо контроль за осуществлением указанных функций уполномоченными на то организациями, а также содействие органам принудительного исполнения.
3. Средства, вырученные от реализации указанного имущества, используются фондом для осуществления обязательных выплат индивидуальным инвесторам в соответствии с исполнительными документами в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Глава 9. Заключительные положения
Статья 45. Защита прав иностранных инвесторов
1. Отношения, связанные с защитой прав иностранных инвесторов на рынке ценных бумаг, регулируются федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
2. В случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, правовой режим защиты инвесторов, установленный настоящим Федеральным законом, полностью либо в части может распространяться на иностранных инвесторов.
Статья 46. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.