Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 97044227-2 "Об акционерных и паевых инвестиционных фондов"
Принятие представленного законопроекта вызвано необходимостью устранения в законодательстве пробелов, позволяющих злоупотреблять доверием неискушенных инвесторов на рынке ценных бумаг и повышения инвестиционной активности путем использования эффективных форм организации коллективного инвестирования. Это, а также неясность статуса инвестиционных фондов, возникшая после вступления в силу федеральных законов Российской Федерации "Об акционерных обществах" и "О рынке ценных бумаг", требуют, чтобы этот законопроект был рассмотрен и принят как можно быстрее.
Основные задачи, которые решает проект закона:
закрепление на уровне закона уже известных в России форм организации коллективного инвестирования, а также приобретенного опыта их деятельности и опыта регулирования этой деятельности с учетом уровня развития рынка;
создание единой правовой базы регулирования деятельности по осуществлению коллективного инвестирования, снижающей риск злоупотребления доверием неискушенных инвесторов;
закрепление принципов осуществления коллективного инвестирования, сложившихся в мировой практике, обеспечивающих тем самым возможность признания российских акционерных и паевых инвестиционных фондов со стороны мирового сообщества и, следов только, привлечение на российский рынок не только внутренних, но и иностранных инвестиций.
Решение указанных задач должно содействовать повышению инвестиционной активности профессиональных и неискушенных инвесторов, развитию рынка в России в целом.
Проект закона об инвестиционных фондах регулирует две формы организации коллективного инвестирования - акционерные и паевые инвестиционные фонды. Акционерные инвестиционные фонды известны в России как инвестиционные фонды и специализированные инвестиционные фонды приватизации. Паевые инвестиционные фонды являются так называемой договорной формой организации коллективного инвестирования. В отличие от акционерного инвестиционного фонда паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом, в основе его конструкции лежит договор коллективного инвестирования, заключаемый между инвестором и управляющей компанией.
Поскольку деятельность по осуществлению коллективного инвестирования, связана с привлечением средств большого количества неискушенных инвесторов и поэтому имеет большое социальное значение первостепенную роль при регулировании коллективного инвестирования имеет установление в проекте закона действенных средств обеспечения зашиты интересов инвесторов. Эффективная система средств зашиты является одним из важнейших средств повышения доверия профессиональных и неискушенных инвесторов к фондам организации коллективного инвестирования, а значит и их инвестиционной активности. Основу системы зашиты интересов инвесторов составляет организационная структура, создание которой в соответствии с проектом закона является условием осуществления деятельности акционерного инвестиционного фонда и создания паевого инвестиционного фонда. Эта структура включает в себя специализированного депозитария, аудитора, а в определенных проектом закона случаях - также независимого оценщика. Проект закона предусматривает, что деятельность всех этих лиц, подлежит лицензированию, а порядок регистрации проспекта эмиссии акций акционерных инвестиционных фондов и правил паевых инвестиционных фондов предусматривает изучение независимости участников организационной структуры друг от друга, ее финансовой устойчивости в целом, а также способности выполнения обязанностей перед инвесторами, Среди требований предъявляемых проектом закона к управляющим компаниям паевых инвестиционных фондов - требования к их организационно-правовой форме, собственному капиталу, опыту, профессионализму и репутации их сотрудников. Лишь те из юридических лиц, которые отвечают установленным законом требованиям могут получить лицензию на осуществление деятельности по коллективному инвестированию. Подобные требования предъявляются и к специализированному депозитарию, роль которого заключается в том, чтобы хранить активы акционерных и паевых инвестиционных фондов, контролировать соответствие распоряжения этими активами закону, иным нормативным актам, а в случае паевого инвестиционного фонда, - также правилам этого паевого инвестиционного фонда, а также контролировать состав и структуру активов инвестиционных фондов, правильность оценки их стоимости и определения стоимости чистых активов инвестиционных фондов. Проект закона определяет полномочия специализированного депозитария таким образом, что бы он был способен реально препятствовать злоупотреблению исполнительными органами акционерного инвестиционного фонда и управляющими компаниями паевых инвестиционных фондов своими правами по распоряжению имуществом инвестиционных фондов.
Деятельность акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний паевых инвестиционных фондов контролируется ФКЦБ. Кроме ФКЦБ контроль за деятельностью акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний паевых инвестиционных фондов должен осуществляться также и со стороны саморегулируемых организаций. В соответствии с проектом закона эти саморегулируемые организации вправе устанавливать дополнительные к предусмотренным проектом закона и актами ФКЦБ требования к своим участникам. Саморегулируемые организации должны составить по сути самостоятельный уровень регулирования и контроля за деятельностью своих участников, основанный на их стремлении к установлению высоких стандартов деятельности и правил добросовестной конкуренции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.