Заключение по проекту федерального закона
"Об иммунопрофилактике инфекционных болезней человека"
(первое чтение)
Законопроект предусматривает регулирование вопросов, относящихся по Конституции Российской Федерации (статья 72) к предметам совместного ведения, и до рассмотрения его в первом чтении подлежит направлению субъектам Российской Федерации для дачи предложений и замечаний (статьи 102, 106 Регламента Государственной Думы).
Законопроект предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, в связи с чем согласно части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации необходимо предварительное заключение Правительства Российской Федерации. В этом случае необходимо заключение Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам (постановление Государственной Думы от 18 октября 1996 года N 692-IIГД).
Требует уточнения пункт 1 статьи 2, так как в Конституции Российской Федерации нет конкретных статей, предусматривающих проведение иммунопрофилактики населения. Кроме того, требует уточнения и согласования со статьей 76 Конституции Российской Федерации пункт 2 этой же статьи.
Нуждается в уточнении редакция статьи 5, пункта 5 статьи 12 о том, что финансирование мероприятия по иммунопрофилактике населения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, поскольку субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют собственные бюджеты. При такой редакции законопроект вторгается в компетенцию субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Ряд положений законопроекта не согласуется с положениями Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (статьи 21, 27, 44, 64). Так, требуют уточнения и согласования подпункт "а" пункта 2 статьи 6, абзац 3 статьи 8, пункт 3 статьи 19, пункт 2 статьи 26, касающиеся ограничения прав граждан в случае отказа от иммунизации, право на надбавки и доплаты к заработной плате медицинским работникам, установления контроля за качеством, эффективностью и безопасностью иммунобиологических препаратов, прав на социальные льготы для инвалидов.
Принимая во внимание, что главой IV (статьи 22 и 23) и главой V (статьи 28-30) предусматривается ответственность за причинение вреда здоровью граждан вследствие иммунизации и осуществлении иммунопрофилактики, предлагается объединить их в одну соответствующую главу. Кроме того, положения указанных статей следует согласовать с положениями главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации и раздела ХII Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Полагаем, что из пункта 1 статьи 26 следует исключить слова "имеют право на бесплатную медицинскую помощь" как излишние, поскольку право на бесплатную медицинскую помощь гарантируется статьей 41 Конституции Российской Федерации.
Статьей 27 устанавливается административная, уголовная ответственность за нарушение настоящего федерального закона. Однако, эта норма носит декларативный характер, поскольку эти виды ответственности действующим законодательством не предусмотрены.
Законопроект следует доработать с учетом требований законодательной техники, в соответствии с которыми основным элементом в законодательных актах является статья, которая делится на части, а в случае построения отдельных частей, насчитывающих по несколько нормативно-правовых предписаний - на пункты и подпункты. При этом при обозначении пунктов применяется их цифровое обозначение (пункты - арабская цифра с точкой, подпункты - арабская цифра с одной скобкой).
Начальник Отдела правовой
экспертизы законопроектов по
социальному законодательству |
Е.В.Трушин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.