Проект федерального закона N 97801693-2
"О системе управления государственным долгом Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См.: пояснительную записку
справку о состоянии законодательства
перечень законов и нормативных правовых актов
финансово-экономическое обоснование
Статья 1. Предмет и сфера регулирования
Настоящий Федеральный Закон определяет состав и структуру государственного долга Российской Федерации, принципы и порядок управления им и контроля за его состоянием, состоянием платежного баланса Российской Федерации, устанавливает порядок обслуживания государственного долга, а также определяет соответствующие полномочия органов государственной власти и других государственных учреждений.
Статья 2. Понятие государственного долга Российской Федерации
Государственный долг Российской Федерации представляет собой совокупность долговых обязательств Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, а также в иностранной валюте, перед российскими и иностранными юридическими (физическими) лицами, иностранными государствам, международными организациями и иными субъектами международного права.
Государственные долговые обязательства Российской Федерации, если иное не вытекает их федеральных законов и международных соглашений, обеспечиваются принадлежащим ей на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ей юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Статья 3. Формы государственного долга Российской Федерации
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
- кредитов, привлеченных от имени Российской Федерации у кредитных учреждений, иностранных государств и международных финансовых организаций;
- государственных займов, осуществляемых посредством выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации в порядке установленном федеральным законом;
- государственных гарантий Российской Федерации, выданных в счет третьих лиц;
- иных финансовых обязательств, принятых на себя Российской Федерацией и отнесенных к долговым обязательствам Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и Бюджетным Кодексом.
Статья 4. Состав государственного долга Российской Федерации
Государственный долг Российской Федерации состоит из долга бывшей Российской Империи, в части принятой на себя Российской Федерацией, долга бывшего Союза ССР, в части принятой на себя Российской Федерацией, и вновь возникшей задолженности Российской Федерации.
Включение в состав государственного долга Российской Федерации отдельных видов долговых обязательств бывшей Российской Империи и определение настоящей стоимости указанных обязательств осуществляется на основе федерального закона.
Урегулирование финансовых обязательств Российской Федерации, вытекающих из долговых обязательств Российской Империи осуществляет от имени Российской Федерации Правительство Российской Федерации на основе зачета взаимных обязательств путем заключения двух и многосторонних международных соглашений с иностранными государствами и международными финансовыми организациями.
Долговые обязательства бывшего Союза ССР, в части, принятой на себя Российской Федерацией, и выраженные в иностранной валюте, составляют государственный долг типа А.
Долговые обязательства бывшего Союза ССР, в части принятой на себя Российской Федерацией, и выраженные в рублях, составляют государственный долг типа Б.
Вновь возникающая, в порядке и при условиях определяемых федеральными законами, задолженность Российской Федерации, связанная с восстановлением гарантированных сбережений граждан Российской Федерации, составляет государственный долг типа И.
Прочая вновь возникающая задолженность Российской Федерации составляет государственный долг типа К.
Статья 5. Срочность государственных долговых обязательств Российской Федерации
Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.
Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, а также срока обращения, не допускается.
Долговые обязательства Российской Федерации перед физическими лицами, составляющие государственный долг типа Б, подлежат погашению до начала погашения государственного долга типа И.
Статья 6. Понятие резидентности
В целях настоящего федерального закона под резидентом Российской Федерации понимается институциональная единица, имеющая на экономической территории Российской Федерации центр экономического интереса.
Экономическая территория Российской Федерации включает в себя географическую территорию, находящуюся под юрисдикцией Правительства Российской Федерации, воздушное пространство, территориальные воды и ту часть континентального шельфа, расположенного в международных водах, в отношении которого Российская Федерация пользуется исключительным правом или имеет право на рыбную ловлю или добычу полезных ископаемых, а также территориальные анклавы, расположенные на географической территории других стран (территории посольств, консульств, военных баз, научных станций).
Институциональная единица имеет центр экономического интереса в пределах Российской Федерации, если, размещаясь на экономической территории Российской Федерации и владея на праве собственности жилыми помещениями, производственными зданиями и другими сооружениями, она занимается хозяйственной деятельностью или ведет экономические операции в значительных масштабах и намеревается продолжать их в течение неопределенно долгого или определенного, но довольно продолжительного периода.
Порядок отнесения юридических и физических лиц, а также корпораций и государственных учреждений к резидентам Российской Федерации устанавливается федеральным законодательством о валютном регулировании и контроле.
Статья 7. Внутренний и внешний государственный долг
В целях контроля за состоянием платежного баланса и международной инвестиционной позиции Российской Федерации государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. К внутреннему государственному долгу относятся долговые обязательства Российской Федерации перед резидентами Российской Федерации. К внешнему государственному долгу относятся долговые обязательства Российской Федерации перед нерезидентами Российской Федерации.
На внутренний долг относятся государственные гарантии Российской Федерации, если возможные выплаты, наступающие при неисполнении гарантированного обязательства, осуществляются в пользу резидентов Российской Федерации.
На внешний долг относятся государственные гарантии Российской Федерации, если возможные выплаты, наступающие при неисполнении гарантированного обязательства, осуществляются в пользу нерезидентов Российской Федерации.
В целях валютного регулирования и контроля в рамках государственного долга типа К выделяются долговые обязательства, выраженные в валюте Российской Федерации, и долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте.
Контроль за выпуском и обращением государственных займов в иностранной валюте возлагается на Центральный Банк Российской Федерации и другие органы валютного контроля.
Статья 8. Государственные внутренние и внешние заимствования Российской Федерации
Государственными внутренними заимствованиями Российской Федерации являются привлекаемые из внутренних источников от юридических и физических лиц-резидентов кредиты, а также займы, первичное размещение большей части которых проводится среди резидентов Российской Федерации, по которым возникают государственные долговые обязательства Российской Федерации.
Государственными внешними заимствованиями Российской Федерации являются привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты, а также займы, первичное размещение большей части которых проводится среди нерезидентов Российской Федерации, по которым возникают государственные долговые обязательства Российской Федерации.
Отнесение государственного займа к государственным внутренним или внешним заимствованиям осуществляется в соответствии с федеральным законом.
Статья 9. Платежный баланс и государственные внешние заимствования Российской Федерации
Платежный баланс Российской Федерации представляет собой статистический отчет, где в систематизированном и агрегированном виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях резидентов Российской Федерации с резидентами других стран за определенный период времени.
При составлении программ внутренних и внешних заимствований на очередной финансовый год Министерство финансов Российской Федерации должно учитывать влияние, оказываемое операциями по привлечению внешних заимствований, на платежный баланс Российской Федерации, и при подготовке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год представить в Государственную Думу оценочный прогноз этого влияния.
Правительство Российской Федерации совместно с Центральным банком (Банком России) осуществляют контроль за состоянием и объемом государственного внутреннего и внешнего долга, платежным балансом Российской Федерации, а также процессами взаимной конвертации внутренних и внешних заимствований.
Учет государственного внешнего и внутреннего долга должен быть согласован со структурой и методикой, применяемой при расчете агрегатов платежного баланса Российской Федерации.
Статья 10. Единая система учета и регистрации государственных заимствований Российской Федерации
В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственных заимствований Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации.
Казначейство Российской Федерации ведет Государственные книги (реестры) внутреннего и внешнего долга Российской Федерации (далее - Государственная долговая книга). Порядок ведения Государственной долговой книги определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 11. Государственная долговая книга Российской Федерации
Государственная долговая книга Российской Федерации представляет собой систему учета и регистрации в структуре Казначейства Российской Федерации всех государственных заимствований, произведенных Российской Федерацией (государственный долг типа К), и их условий, а также включает в себя реестр государственного долга типа И.
Государственная долговая книга Российской Федерации безвозмездно предоставляет владельцам долговых обязательств Российской Федерации, выпущенных в форме ценных бумаг, услуги по учету прав и хранению принадлежащих им государственных ценных бумаг Российской Федерации и целевых долговых обязательств всех видов и в любой форме выпуска.
В случае если долговые обязательства Российской Федерации выпущены в форме ценных бумаг на предъявителя, основными условиями выпуска может быть предусмотрен порядок перерегистрации указанных ценных бумаг на имя конкретного собственника путем занесения записи об этом в Государственную долговую книгу.
Статья 12. Политика в отношении государственного долга Российской Федерации
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации осуществляет определение политики в отношении государственного долга Российской Федерации на основе предложений, представляемых Правительством Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации.
При утверждении федерального бюджета Российской Федерации на предстоящий финансовый год Федеральным Собранием Российской Федерации устанавливается:
- верхний предел государственного долга типа Б;
- верхний предел и порядок формирования государственного долга типа И. Если это предусмотрено федеральным законом, данный показатель может быть установлен в специальных денежных единицах;
- верхний предел государственного долга типа К;
- верхний предел на предоставление гарантий Правительства Российской Федерации третьим лицам на очередной финансовый год;
- программа государственных заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год, включающая программу государственных внешних заимствований с выделением займов, каждый из которых превышает сумму, эквивалентную 100 млн. долларов США;
Объем государственных заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год не может превышать суммарной величины годовых платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного долга Российской Федерации и расходов на государственные инвестиции, запланированные в федеральном бюджете.
Методика учета и отражения в федеральном бюджете дефицита, внутренних и внешних источников его покрытия, а также объема государственного долга должна обеспечивать однозначную зависимость между размерами дефицита федерального бюджета и приростом государственного долга типа К в течение любого рассматриваемого временного интервала. Размер внутренних (внешних) источников покрытия дефицита федерального бюджета должен совпадать с объемом внутренних (внешних) заимствований Российской Федерации. Методология, отличная от указанной, может быть использована лишь при учете краткосрочных государственных долговых обязательств, что, однако, не должно приводить к неполному отражению расходов по обслуживанию государственного долга в соответствующих расходных статьях федерального бюджета.
Статья 13. Управление государственным долгом Российской Федерации
Управление государственным долгом Российской Федерации, в том числе определение Основных условий выпуска и размещения государственных ценных бумаг Российской Федераций осуществляется Правительством Российской Федерации. Порядок и процедура эмиссии, а также механизм принятия решения об эмиссии государственных ценных бумаг Российской Федерации регулируются федеральным законом.
При составлении проекта федерального бюджета Правительство Российской Федерации разрабатывает программу государственных заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год, с учетом которой совместно с Центральным Банком Российской Федерации производит прогнозный расчет основных агрегатов платежного баланса Российской Федерации на конец очередного финансового года, который представляет в Федеральное Собрание Российской Федерации в составе материалов к проекту федерального бюджета.
Текущее управление всеми типами государственного долга, кроме типа А, в рамках их верхних пределов и в соответствии с программой государственных заимствований осуществляет Казначейство Российской Федерации.
Текущая задолженность федерального бюджета перед бюджетными организациями и учреждениями может быть переоформлена на государственный долг Российской Федерации только путем принятия соответствующего федерального закона, при условии, что данная задолженность образовалась в условиях исполнения федерального бюджета в режиме секвестра.
Статья 14. Обслуживание государственного долга Российской Федерации
Обслуживание государственного долга Российской Федерации типов Б, К, оформленного в государственные ценные бумаги, производится Центральным банком Российской Федерации, его учреждениями либо иными кредитными учреждениями в порядке установленном Основными условиями выпуска и обращения государственных ценных бумаг Российской Федерации, посредством осуществления операций по размещению государственных ценных бумаг Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Обслуживание государственного долга типа А осуществляет специализированный государственный банк Российской Федерации на основе агентских соглашений и отдельных поручений Правительства Российской Федерации. По согласованию с Правительством Российской Федерации специализированный государственный банк Российской Федерации может привлекать к обслуживанию государственного долга типа А иные кредитные учреждения.
Обслуживание государственного долга типа И, оформленного в целевые долговые обязательства, а также части долговых обязательств типа К, по которым учет прав владельцев ведет Государственная долговая книга Российской Федерации, может осуществлять Государственная долговая книга Российской Федерации.
Затраты по размещению, рефинансированию, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
Статья 15. Контроль за состоянием государственного долга Российской Федерации
Контроль за состоянием государственного долга Российской Федерации осуществляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации посредством:
- получения от органов исполнительной власти необходимых документов и материалов в процессе регулярного контроля за ходом исполнения федерального бюджета;
- рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета;
- поручений Счетной палате Российской Федерации о проведении плановых и внеочередных проверок Казначейства Российской Федерации, Государственной долговой книги Российской Федерации и специализированного государственного банка - агента Правительства Российской Федерации по обслуживанию государственного долга типа А;
- вынесения оценки деятельности исполнительных органов по исполнению отдельных показателей федерального бюджета.
Статья 16. Передача государственных ценных бумаг Российской Федерации в дар Российской Федерации в счет сокращения государственного долга Российской Федерации
В целях обеспечения для граждан Российской Федерации и юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, возможности передачи в дар Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации и сокращения государственного долга, Главный Казначей Российской Федерации имеет право от имени Правительства Российской Федерации принимать в дар государственные ценные бумаги Российской Федерации, включенные в состав государственного долга, с условием их изъятия из обращения и последующего уничтожения.
Факт передачи дар государственных ценных бумаг Российской Федерации в дар Российской Федерации фиксируется в Государственной долговой книге.
Статья 17. Опубликование данных о государственном долге Российской Федерации
Данные о состоянии государственного долга типа К, ежемесячно публикуются Казначейством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации ежегодно публикует сводные данные о состоянии государственного долга Российской Федерации за предыдущий финансовый год в разбивке на внешний и внутренний, по основным группам кредиторов, видам валют и срокам погашения, подготовленный на основе данных предоставленных Казначейством Российской Федерации.
Статья 18. Вступление в силу
Настоящий закон вступает в силу с 1 января 1998 года.
Президент Российской Федерации |
Б.Н.Ельцин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.