Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс Российской Федерации"
Бесконтрольный оборот продукции, услуг и зрелищ не только т.н. "сексуального" (эротического), но и откровенно порнографического характера, а также попытки легализации ввоза, изготовления и распространения порнографии в новом Уголовном Кодексе Российской Федерации, привели к дезорганизации работы правоохранительных органов по борьбе с порнопреступностью и порождающими ее причинами.
В частности, в новом Уголовном Кодексе, вступившем в действие с 1 января 1997 года, введена статья 242, карающая только за т.н. "незаконное" изготовление, хранение и распространение порнографии. При этом граница между "законным" и "незаконным" не определена. Из числа незаконных действий необоснованно исключены ввоз порнографических материалов и предметов на территорию Российской Федерации и хранение с целью распространения, а в число порнографических материалов не вошли аудиоматериалы и компьютерные программы. Сами же преступные деяния оцениваются как имеющие небольшую степень тяжести, с наказанием не превышающим двух лет лишения свободы.
Подобная редакция статьи 242 противоречит Международной Конвенции "О пресечении обращения порнографических изданий и торговле ими", ратифицированной СССР и не денонсированной Российской Федерацией.
В том же Кодексе такие опасные преступления против общественной нравственности как вовлечение в занятие проституцией (статья 240) и организация и содержание притонов для занятий проституцией (статья 241) признаются имеющими самое большее - среднюю степень тяжести, со сроком наказания в основном до 5 лет лишения свободы.
Между тем разгул порнопреступности в огромном многообразии форм (клубы "по сексуальным интересам", службы знакомств для сексуального партнерства, кабинеты "эротического массажа", службы "секс по телефону", кабинеты эротической татуировки, эротические фотостудии для индивидуальной съемки по заказу и др.) начинает приобретать характер общенационального бедствия. Известно, что "оборот продукции, услуг и зрелищных мероприятий сексуального характера", а иначе говоря - порнобизнес не только подрывает основы общественной нравственности и отечественной культуры, но и является питательной средой для роста общеуголовной преступности, а также увеличения числа и тяжести преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
Настоящий проект федерального закона имеет целью:
уточнить и расширить сферу действия статей Уголовного Кодекса, карающих за преступления против общественной нравственности;
привести их содержание в соответствие с культурными, национальными и религиозно-нравственными традициями народов России, а равно с ратифицированными в установленном порядке международными договорами и соглашениями Российской Федерации;
ужесточить уголовное наказание за преступления против нравственного здоровья общества;
ввести в Уголовный Кодекс новые статьи, карающие за такие тяжкие преступления как развращение подрастающего поколения через вовлечение в сферу порнобизнеса (статья 242.2) и массовое растление людей путем насаждения "массовой" "сексуальной" псевдокультуры.
Предлагаемый проект федерального закона носит антикризисный характер, обусловливающий жесткость вводимых мер уголовного наказания. Нормализация социально-экономической обстановки и возвращение к культурным, национальным и религиозно-нравственным традициям российской жизни, возможно, позволят пересмотреть предлагаемые нормы в сторону смягчения.
В предлагаемой редакции статьи 242 "Ввоз, изготовление и распространение порнографических материков или предметов" к предмету данного преступления отнесены не только соответствующие печатные издания, кино- или видеопродукция, но и аудиопродукция (например, магнитофонные пленки с записями или компакт-диски с песнями непристойного содержания) и компьютерные программы.
В отличие от принятой в действующем Уголовном Кодексе, предлагаемая редакция статьи 242 устанавливает ответственность также за ввоз на территорию Российской Федерации и хранение с целью распространения порнографических материалов или предметов.
Содержание статьи приведено в соответствие с Международной Конвенцией "О пресечении обращения порнографических изданий и торговле ими".
Ужесточается наказание, которое предлагается назначать только в виде лишения свободы на срок от 2 до 8 лет, в зависимости от тяжести содеянного.
Для пресечения деятельности по организации и участию в зрелищах т.н. "сексуального характера" вводится новая статья 241.1, наказывающая за любые формы публичного показа или оглашения (включая передачу по электронным СМИ) продукции "сексуального характера".
С целью недопущения вовлечения несовершеннолетних в оборот "сексуальной продукции и услуг" вводится карающая за это тяжкое преступление статья 241.1. Статья предусматривает наказание не только за вовлечение, но и за использование изображений несовершеннолетних в "обороте продукции и услуг сексуального характера".
В предлагаемых новых редакциях статей Кодекса ужесточается наказание за вовлечение в занятие проституцией (статья 240) и организацию и содержание притонов для занятий проституцией (статья 241), признающихся тяжкими преступлениями.
В статье 240 к способам вовлечения в занятие проституцией добавлено совращение (нравственное растление), под которым понимаются любые умышленные действия, направленные на расшатывание нравственных норм, препятствующих вовлечению в проституцию у лица, вовлекаемого в это занятие, а равно воспитание нигилистического отношения к общепринятым нормам полового поведения и интимной жизни людей у несовершеннолетних.
Проект закона не предусматривает увеличения бюджетных расходов. Напротив - широко вводимая в нем в качестве меры наказания конфискация имущества порнодельцов позволит пополнить государственные доходы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.