Проект федерального закона N 97700235-2
"О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"
Досье на проект федерального закона
финансово-экономическое обоснование
справку о состоянии законодательства
Глава I. Общие положения
Глава II. Мероприятия по предупреждению несостоятельности
(банкротства) кредитных организаций
Глава III. Мероприятия по финансовому оздоровлению
Глава IV. Временная администрация по управлению кредитной
организацией
Глава V. Реорганизация кредитной организации
Глава VI. Особенности несостоятельности (банкротства) кредитной
организации
Глава VII. Особенности ликвидации кредитной организации, признанной
несостоятельной (банкротом)
Глава VIII. Особенности упрощенных процедур несостоятельности
(банкротства) кредитных организаций
Глава IX. Особенности добровольного объявления кредитной организацией
о несостоятельности (банкротстве)
Глава X. Заключительные положения
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон устанавливает особенности регулирования проведения мероприятий по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также процедур признания кредитной организации несостоятельной (банкротом) и ее ликвидации.
Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:
арбитражный управляющий - лицо, назначаемое арбитражным судом после принятия заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) для обеспечения сохранности имущества и документации кредитной организации, а также проведения собрания кредиторов в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;
внешнее управление - применяемая в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" процедура, целью которой является восстановление платежеспособности должника;
конкурсное производство - процедура, применяемая к кредитной организации, признанной несостоятельной (банкротом), после отзыва лицензии на осуществление банковских операций, с целью соразмерного удовлетворения требований кредиторов;
кредиторы кредитной организации - лица, в том числе российские и иностранные юридические и физические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, перед которыми кредитная организация имеет задолженность. В случаях, установленных федеральными законами, от имени вкладчиков - физических лиц выступает Федеральная резервная корпорация гарантирования вкладов граждан в банках, от имени государства и муниципальных образований - налоговые и иные уполномоченные государственные или муниципальные органы;
органы управления кредитной организации - коллегиальные и единоличные органы кредитной организации, которые в соответствии с компетенцией, предусмотренной учредительными документами кредитной организации, участвуют в управлении кредитной организацией (включая руководителей кредитной организации, общее собрание учредителей (участников) кредитной организации или органы, их представляющие);
период наблюдения - процедура, применяемая с момента принятия арбитражным судом заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом). В отношении кредитных организаций применяется с особенностями настоящего Федерального закона;
руководители кредитной организации - лица, которые в соответствии с уставными документами кредитной организации исполняют управленческие функции, т.е. специально, постоянно или временно реализуют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности и обладают соответствующими правами.
Статья 3. Несостоятельность (банкротство) кредитной организации
Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается ее неспособность удовлетворить требования кредиторов об исполнении денежных обязательств и обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды за счет денежных средств и имущества в течение трех и более месяцев с наступления даты их исполнения.
Кредитная организация может быть признана несостоятельной (банкротом) только после отзыва лицензии на осуществление банковских операций.
Статья 4. Временная администрация по управлению кредитной организацией
Временная администрация по управлению кредитной организацией (далее - временная администрация) - орган специального управления кредитной организацией, назначаемый Банком России в порядке и на основаниях, определенных настоящим Федеральным законом и нормативными актами Банка России, с целью осуществления мероприятий по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации путем приостановления и (или) ограничения полномочий органов управления кредитной организации.
Банк России имеет право вводить временную администрацию до момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Статья 5. Особенности периода наблюдения в кредитной организации
Период наблюдения по отношению к кредитным организациям применяется после отзыва у них лицензии на осуществление банковских операций с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
Статья 6. Особенности процедуры внешнего управления
В отношении кредитных организаций процедура внешнего управления. предусмотренная Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", не применяется.
Статья 7. Конкурсный управляющий кредитной организацией
Конкурсный управляющий кредитной организацией (далее - конкурсный управляющий) - лицо, осуществляющее ликвидацию кредитной организации в случае признания ее несостоятельной (банкротом) и назначения арбитражным судом конкурсного производства.
Статьи 8. Аттестация руководителей временной администрации и конкурсных управляющих в кредитных организациях
1. Руководители временной администрации и конкурсные управляющие в кредитных организациях обязаны иметь аттестат руководителя временной администрации (конкурсного управляющего).
2. Аттестат руководителя временной администрации (конкурсного управляющего) выдается гражданину, имеющему законченное высшее экономическое или юридическое образование и проработавшему не менее трех лет в банковской системе, а также в аудиторских организациях, осуществляющих банковский аудит.
Граждане, получающие аттестат руководителя временной администрации (конкурсного управляющего), должны соответствовать квалификационным требованиям. Объем квалификационных требований, порядок и иные условия аттестации (в том числе, основания и порядок отзыва аттестата) определяются нормативными актами Банка России.
4. В случае недобросовестного исполнения своих обязанностей лицом, являющимся руководителем временной администрации и (или) конкурсным управляющим. Банк России имеет право:
отстранить указанное лицо от исполнения им своих обязанностей;
ввести запрет на осуществление обязанностей сроком до 1 года;
отозвать аттестат руководителя временной администрации (конкурсного управляющего).
Глава II. Мероприятия по предупреждению несостоятельности
(банкротства) кредитных организаций
Статья 9. Предупреждение несостоятельности (банкротства) кредитных организации
1. Мероприятия по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций осуществляются в целях сохранения доверия кредиторов и вкладчиков к банковской системе Российской Федерации.
2. Мероприятия, укатанные в пункте 1 настоящей статьи, осуществляются:
кредитной организацией;
учредителями (участниками) кредитной организации;
органами государственной власти;
Банком России либо по его требованию;
Федеральной резервной корпорацией гарантирования вкладов в банках (далее - Федеральная корпорация).
3. Для осуществления мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, Банк России может создать решением Совета директоров организацию при Банке России.
Указанная организация имеет право участвовать в мероприятиях, направленных на предотвращение несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также выступать от имени Банка России в суде при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.
Статья 10. Виды мероприятии по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций
1. В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляются следующие виды мероприятий по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций:
1) мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации;
2) введение временной администрации для приостановления и (или) ограничения полномочий органов управления кредитной организации;
3) реорганизация кредитной организации по требованию Банка России.
Статья 11. Обязанности учредителей (участников) кредитной организации по предупреждению ее несостоятельности (банкротства)
1. Учредители (участники) кредитной организации обязаны предпринимать меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации.
2. Учредители (участники) кредитной организации, владеющие 25 и более процентами акций (долей) ее уставного капитала, обязаны исполнять требования Банка России, связанные с осуществлением мероприятий, направленных на предотвращение несостоятельности (банкротства) кредитной организации, в случаях, формах и порядке, установленных настоящим Федеральным законом.
3. При отказе учредителей (участников) кредитной организации, владеющих 25 и более процентами уставного капитала кредитной организации, от исполнения требований Банка России, связанных с осуществлением мероприятий, направленных на предотвращение несостоятельности (банкротства) кредитной организации, решением арбитражного суда на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам кредитной организации в случае признания ее несостоятельной (банкротом).
Глава III. Мероприятия по финансовому оздоровлению
Статья 12. Виды мероприятий по финансовому оздоровлению
1. В целях финансового оздоровления кредитных организаций могут осуществляться следующие мероприятия:
1) оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) по требованию Банка России;
2) введение Банком России ограничений на выплату кредитной организацией дивидендов своим учредителям (участникам) и иным заинтересованным лицам, предоставление им займов (кредитов) и принятия на себя исполнения их обязательств перед третьими лицами,
3) изменение структуры активов кредитной организации по требованию Банка России.
4) изменение организационной структуры кредитной организации по требованию Банка России;
5) разработка и осуществление кредитной организацией по требованию Банки России плана мероприятии по финансовому оздоровлению;
6) иные мероприятия, осуществляемые в соответствии с нормативными актами Банка России.
2. Мероприятии по финансовому оздоровлению кредитных организаций могут осуществляться, если в процессе применения Банком России мер надзора установлено, что у кредитной организации имеется недостаток собственных средств и (или) возникли проблемы с текущей ликвидностью и в настоящее время либо в течение ближайших девяноста дней кредитная организация не способна обеспечить своевременное исполнение обязательств перед кредиторами (осуществление платежей в бюджет и внебюджетные фонды), а также в иных случаях, когда возникает реальная угроза интересам кредиторов и вкладчиков кредитной организации.
Статья 13. Оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) по требованию Банка России
1. Банк России имеет право потребовать от учредителей (участников) кредитной организации оказания ей финансовой помощи.
2. Указанное в пункте 1 настоящей статьи требование направляется учредителям (участникам), владеющим не менее чем 25 процентами акций (долей) уставного капитала кредитной организации в совокупности, так что каждый из них владеет не менее чем 5 процентами акций (долей) уставного капитала кредитной организации.
Учредители (участники) кредитной организации, связанные между собой взаимным участием, так что хотя бы одно лицо владеет в другом не менее чем 25 процентами акций, рассматриваются применительно к настоящей статье как одно лицо.
3. Требование должно содержать указание причин, на основании которых возникла необходимость финансовой помощи со стороны учредителей (участников) кредитной организации.
4. Лица, имеющие право направлять от имени Банка России требование, укачанное в пункте 1 настоящей статьи, определяются Советом директоров Банка России.
5. Финансовая помощь может быть оказана учредителями (участниками) кредитной организации в следующих формах:
размещение денежных средств на депозите со сроком возврата не менее одного года;
предоставление поручительств (банковских гарантий) по кредитам для кредитной организации;
установление отсрочки и (или) рассрочки платежа, если кредитная организация имеет задолженность перед учредителями (участниками);
перевод долга (с согласия кредиторов кредитной организации);
добровольный отказ от дивидендов;
дополнительный взнос в уставный капитал кредитной организации;
временная финансовая помощь кредитной организации;
отказ от требований к кредитной организации в установленном порядке, если кредитная организация является должником учредителя (участника);
в иных формах, необходимых и достаточных для восстановления ликвидности и платежеспособности кредитной организации.
Статья 14. Введение ограничения на выплату кредитной организацией дивидендов своим учредителям (участникам) и иным заинтересованным лицам, предоставление им займов (кредитов) и принятие на себя исполнения их обязательств перед третьими лицами
1. Банк России имеет право ввести ограничение на выплату кредитной организацией дивидендов своим учредителям (участникам) и иным заинтересованным лицам, предоставление им займов (кредитов) и принятие на себя исполнения их обязательств перед третьими лицами на срок до трех лет.
2. Предписание о введении ограничения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, направляется Банком России в кредитную организацию. Порядок и случаи введения ограничения определяются нормативными актами Банка России.
3. Предписание должно содержать указание на причины, на основании которых возникла необходимость введения ограничения, а также на вид ограничения н срок его действия.
Статья 15. Требование об изменении структуры активов кредитной организации
1. Банк России имеет право требовать у кредитной организации изменения структуры ее активов.
2. Требование должно содержать:
указанно причин, на основании которых возникли необходимость изменения структуры активов;
рекомендации по видам и срокам изменения структуры активов.
3. Лица, имеющие право направлять от имени Банка России требование, указанное в пункте 1 настоящей статьи, определяются Советом директоров Банка России.
4. Кредитная организация обязана в течение 10 дней со дня направления Банком России требования, указанного в пункте 1 настоящей статьи, представить в Банк России свои предложения об изменении структуры активов или внести на рассмотрение предложения о проведении иных мероприятий по финансовому оздоровлению, соответствующих требованиям настоящего Федерального закона.
Статья 16. Требование о изменении организационной структуры кредитной организации
1. Банк России имеет право требовать у кредитной организации изменения ее организационной структуры, в том числе закрытия обособленных структурных подразделений (филиалов и представительств).
Изменение структуры кредитной организации, связанное с существенным изменением условий труда ее работников либо их увольнением, должно осуществляться в соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации.
2. Требование об изменении структуры кредитной организации должно содержать:
указание причин, на основании которых возникла необходимость изменения структуры кредитной организации;
рекомендации по характеру изменения структуры кредитной организации и срокам осуществления такого рода изменения.
3. Лица, имеющие право направлять от имени Банка России требование, указанное в пункте 1 настоящей статьи, определяются Советом директоров Банка России.
4. Кредитная организация обязана в течение 10 дней со дня направления Банком России требования, указанного в пункте 1 настоящей статьи, представить в Банк России свои предложения об изменении организационной структуры или внести на рассмотрение предложения о проведении иных мероприятий по финансовому оздоровлению, соответствующих требованиям настоящего Федерального закона.
Статья 17. Разработка и осуществление кредитной организацией плана мероприятий по финансовому оздоровлению по требованию Банки России
1. Банк России имеет право требовать у кредитной организации разработки и осуществления плана мероприятий по финансовому оздоровлению.
2. Лица, имеющие право направлять от имени Банка России требование, указанное в пункте 1 настоящей статьи, определяются Советом директоров Банка России.
3. План мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации должен содержать:
оценку финансового состояния кредитной организации;
формы участия учредителей (участников) кредитной организации и третьих лиц в ее финансовом оздоровлении;
меры по сокращению расходов на содержание кредитной организации;
меры по получению дополнительных доходов (бизнес-план);
срок восстановления платежеспособности (текущей ликвидности) кредитной организации.
Иные требования, а также форма плана мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации устанавливаются нормативными актами Банка России.
Статья 18. Последствия невыполнения требований Банка России по проведению мероприятий по финансовому оздоровлению
Неисполнение требований Банка России, предусмотренных статьями 13-17 настоящего Федерального закона, является основанием для введения Банком России временной администрации либо применения иных мер в порядке надзора, установленных федеральными законами.
Глава IV. Временная администрация по управлению
кредитной организацией
Статья 19. Назначение временной администрации
1. Банк России назначает временную администрацию в случаях, предусмотренных федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в порядке осуществления мероприятий по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации.
2. Временная администрация действует в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о временной администраций по управлению кредитной организации, утвержденным Советом директоров Банка России.
3. Временная администрация возглавляется руководителем, который распределяет обязанности между членами временной администрации и несет ответственность за деятельность временной администрации.
Статья 20. Срок действия временной администрации
1. Временная администрация действует с момента назначения до выполнения ею задач, установленных Банком России, но не более 18 месяцев.
2. Банк России имеет право продлевать срок действия временной администрации после отзыва лицензии на осуществление банковских операций (в том числе и на срок более 18 месяцев) до момента формирования органов, осуществляющих реорганизацию или ликвидацию кредитной организации, либо назначить конкурсного управляющего.
Статья 21. Порядок назначения и состав временной администрации
1. Порядок назначения и состав временной администрации определяется нормативными актами Банка России.
2. Руководитель временной администрации обязан иметь аттестат на драю участия в осуществлении временного управления кредитной организацией.
Нормативными актами Банка России может быть предусмотрен перечень лиц, на которых данное требование не распространяется.
3. В случае необходимости Банк России вправе изменять состав временной администрации.
Статья 22. Функции временной администрации
1. Временная администрация:
осуществляет полномочия, возложенные на органы управления кредитной организации;
распоряжается имуществом кредитной организации в пределах, установленных настоящим Федеральным законом;
принимает меры по обеспечению сохранности имущества кредитной организации;
проводит анализ финансового состояния кредитной организации в целях определения возможности восстановления ее платежеспособности;
устанавливает кредиторов кредитной организации и размеры их требований;
осуществляет мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации;
определяет признаки преднамеренного или фиктивного банкротства;
созывает собрание кредиторов в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;
уведомляет кредиторов о назначении временной администрации; осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
2. При осуществлении возложенных полномочий временная администрация имеет право:
предъявлять от своего имени требования в арбитражный суд;
обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества кредитной организации;
обращаться в Банк России с ходатайством об отстранении руководителей кредитной организации, если при введении временной администрации правомочия органов управления кредитной организации были ограничены;
получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности кредитной организации;
назначать уполномоченных представителей временной администрации в филиалы, представительства кредитной организации:
назначать уполномоченных представителей временной администрации в дочерние кредитные организации, в которых кредитная организация владеет более чем 50 процентами уставного капитала в целях предотвращения передачи средств дочерней кредитной организации, ущемляющей ее интересы.
3. В случае приостановления полномочий органов управления временная администрация не вправе осуществлять следующие полномочия собрания учредителей (участников) кредитной организации:
1) внесение изменений и дополнений в учредительные документы кредитной организации (за исключением случаев приведения учредительных документов в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации);
2) увеличение или уменьшение уставного капитала кредитной организации;
3) прекращение деятельности кредитной организации.
Указанные решения собрания учредителей (участников) кредитной организации могут быть приняты только с согласия руководителя временной администрации.
Статья 23. Полномочия органов управления кредитной организации в период деятельности временной администрации
1. Полномочия органов управления кредитной организации на период деятельности временной администрации приостанавливаются, если иное не установлено актом Банк России о введении временной администрации.
Органы управления кредитной организации в течение трех дней с момента назначения временной администрации обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации, печатей и штампов, материальных и иных ценностей временной администрации.
2. Если полномочия органов управления кредитной организации не приостановлены, то органы управления продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными актом Банка России о введении временной администрации.
3. При установлении ограничений на осуществление органами управления своих полномочий, указанных в пункте 2 настоящей статьи:
1) органам управления кредитной организации запрещается совершать следующие решения:
о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации кредитной организации;
о создании или участии в иных юридических лицах;
о разрешении выплаты дивидендов;
о размещении облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг; об участии в качестве членов ассоциаций и иных объединений.
2) только с согласия временной администрации могут совершаться следующие сделки:
связанные с передачей недвижимого имущества в аренду, в залог, внесение в качестве вклада в уставный капитал третьих лиц, а также с распоряжением таким имуществом иным образом;
связанные с распоряжением другим имуществом, балансовая стоимость которого составляет более чем 10 процентов балансовой стоимости активов кредитной организации;
связанные с получением и выдачей кредитов, выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, новацией, отступным, а также учреждением доверительного управления.
3. Противодействие со стороны руководителей кредитной организации осуществлению функций временной администрации несет за собой наступление ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 24. Обращение временной администрации в суд, арбитражный суд в целях осуществления мероприятий по предупреждению несостоятельности (банкротства)
1. Временная администрация имеет право обратиться в суд, арбитражный суд с требованием:
о приостановлении производства по делам, связанным с обращением взыскания с кредитной организации денежных средств и иного имущества;
о прекращении начисления неустоек (пени, штрафов), процентов, применения финансовых санкций по всем видам задолженности;
о снятии ранее наложенных мер по обеспечению требований кредиторов кредитной организации;
о приостановлении исполнения ранее принятых в отношении кредитной организации решений судов, арбитражных судов, связанных с имущественными взысканиями;
о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитном организации;
о приостановлении взыскания со счетов кредитной организации денежные средств по требованиям, подлежащим удовлетворению в бесспорном (безакцептном) порядке;
о снятии ранее наложенных арестов и иных ограничений по распоряжению имуществом кредитной организации;
о разрешении осуществить отказ (полный или частичный) от исполнения договоров кредитной организации, неисполненных к моменту введения временной администрации при наличии обстоятельств;
о признании сделок кредитной организации, совершенных ею в период не более чем за 6 месяцев до момента введения временной администрации, недействительными.
2. Суд, арбитражный суд может удовлетворить требования временной администрации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, если удовлетворение указанных требований способствует восстановлению платежеспособности (ликвидности) кредитной организации и обеспечивает в последующем удовлетворение требований кредиторов, а также осуществление обязательных платежей в бюджет (внебюджетные фонды) в порядке, установленном федеральными законами.
Статья 25. Счет кредитной организации в период функционирования временной администрации
1. Временная администрация имеет право ограничить количество счетов кредитной организации, открытых в иных кредитных организациях. При указанном ограничении иные счета кредитной организации подлежат закрытию, если иное не установлено временной администрацией. Остатки денежных средств с этих счетов перечисляются на корреспондентский счет кредитной организации, открытый в учреждении Банка России в установленном порядке (основной счет).
2. На основной счет кредитной организации зачисляются денежные средства, поступающие в процессе осуществления банковских операций, иных сделок, совершаемых кредитной организацией.
С основного счета оплачиваются расходы на содержание временной администрации и осуществляются выплаты кредиторам.
Статья 26. Расходы временной администрации
Расходы временной администрации, включая оплату труда членов временной администрации, транспортные и иные расходы, связанные с деятельностью временной администрации, осуществляются за счет кредитной организации, а в случае отсутствия средств кредитной организации либо их недостатка - за счет денежных средств учредителей (участников) кредитной организации пропорционально их долям (акциям).
Расходы временной администрации производятся вне очереди, установленной гражданским законодательством.
Статья 27. Собрание кредиторов в период деятельности временной администрации
1. Собрание кредиторов в период деятельности временной администрации созывается и осуществляет свою деятельность в порядке, установленном положением Банка России о временной администрации по управлению кредитной организацией и иными нормативными актами Банка России.
2. Собрание кредиторов принимает решения:
1) о заключении мирового соглашения;
2) об обращении в Банк России с ходатайством о замене руководителя временной администрации, о прекращении деятельности временной администрации.
Статья 28. Мировое соглашение
1. Мировое соглашение заключается в порядке, установленном Федеральным законом "О банкротстве (несостоятельности)" со следующими особенностями:
мировое соглашение подписывается руководителем временной администрации, а также всеми кредиторами, проголосовавшими за его принятие;
мировое соглашение после утверждения его арбитражным судом прилагается к отчету руководителя временной администрации.
2. Утверждение мирового соглашения арбитражным судом является основанием для прекращения деятельности временной администрации.
Статья 29. Отчет временной администрации
Временная администрация отчитывается перед Банком России в порядке, установленном нормативными актами Банка России.
Статья 30. Прекращение временной администрации
1. Временная администрация прекращает свою деятельность в порядке и на основаниях, установленных нормативными актами Банка России.
2. Прекращение деятельности временной администрации влечет восстановление полномочий органов управления кредитной организации. Руководители кредитной организации, отстраненные на период деятельности временной администрации от исполнения своих обязанностей, продолжают исполнять возложенные на них обязанности, если они не освобождены от них в соответствии с законодательством о труде.
3. Сообщение о прекращении деятельности временной администрации публикуется в "Вестнике Банка России".
Глава V. Реорганизация кредитной организации
Статья 31. Реорганизация кредитной организации
1. Реорганизация кредитной организации в целях настоящего Федерального закона осуществляется по требованию Банка России в порядке, установленном федеральными законами и нормативными актами Банка России.
2. Указанное в пункте 1 настоящей статьи требование направляется: учредителям кредитной организации, владеющим не менее чем 35 процентами акций (долей) уставного капитала кредитной организации в совокупности, так что каждый из них владеет не менее чем 5 процентами акций (долей) уставного капитала кредитной организации.
Участники (учредители) кредитной организации, связанные между собой взаимным участием, так что хотя бы одно лицо владеет в другом не менее чем 25 процентами акций, рассматриваются применительно к настоящей статье как одно лицо;
руководителям кредитной организации, которые должны созвать собрание учредителей (участников) в сроки, установленные пунктом 3 настоящей статьи, правомочное принять решение по вопросу реорганизации кредитной организации.
3. Срок для проведения собрания учредителей (участников) кредитной организации по вопросу ее реорганизации в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи устанавливается:
для кредитных организаций, созданных в форме обществ с ограниченной или дополнительной ответственностью, а также для паевых банков - не более 7 дней;
для кредитных организаций, созданных в форме закрытых акционерных обществ, а также, для кредитных организаций, созданных в форме открытых акционерных обществ с числом акционеров не более 50 - не более 14 дней;
для кредитных организаций с числом акционеров от 50 до 500 - в течение 25 дней;
для кредитных организаций с числом акционеров свыше 500 - в течение 30 дней.
4. Требование должно содержать определение причин, на основании которых возникла необходимость проведения реорганизации кредитной организации, и рекомендации о форме реорганизации.
5. Лица, имеющие от имени Банка России право направлять требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, определяются Советом директоров Банка России.
Глава VI. Особенности несостоятельности (банкротства)
кредитной организации
Статья 32. Рассмотрение дела о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации
Дело о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, на основании заявления лиц, укачанных в статье 33 настоящего Федерального закона, если требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее тысячи минимальных размеров оплат труда, установленных федеральным законом, и если эти требования не исполняются в течение трех и более месяцев с наступления даты их исполнения (в том числе, до момента отзыва лицензии на осуществление банковских операций).
Статья 33. Лица, имеющие право на обращение в арбитражный суд
1. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) обладают:
1) кредитная организация-должник (далее - кредитная организация);
2) кредитор кредитной организации (кроме граждан, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада);
3) Банк России;
4) прокурор;
5) налоговый или иной уполномоченный государственного органа - по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
6) Федеральная корпорация (в отношении обязательств, возникающих перед гражданами из договора банковского вклада).
2. Арбитражный суд возбуждает дело о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации по заявлению Банка России:
1) если основанием отзыва лицензии на осуществление банковских операций явилось неудовлетворительное финансовое положение кредитной организации, неисполнение ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами;
2) если в процессе ликвидации кредитной организации выявилось, что ее имущества не достаточно для удовлетворения требований всех кредиторов (за исключением учредителей (участников) кредитной организации) либо при ликвидации отсутствующей кредитной организации.
Статья 34. Лица, участвующие в деле
Лицами, участвующими в деле о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации, являются лица, указанные в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)", а также:
кредитная организация;
Банк России - при возбуждении дела по заявлению Банка России; Федеральная корпорация - при возбуждении дела о несостоятельности (банкротстве) банка по заявлению Федеральной корпорации.
Статья 35. Лица, участвующие в процессе
Лицами, имеющими право на участке в арбитражном процессе по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации, являются, лица, указанные в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)", а также:
Банк России - в случаях, когда он не заявлял самостоятельное требование о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом);
Федеральная корпорация (при возбуждении дела о несостоятельности (банкротстве) банка) - в случаях, когда она не заявляла самостоятельное требование о признании банка несостоятельным (банкротом).
Статья 36. Заявление кредитной организации о признании ее несостоятельной (банкротом)
1. Копии заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) направляются:
в Банк России;
в Федеральную корпорацию (при подаче заявления банком);
2. К копии заявления кредитной организации прилагается копия приказа Банка России об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.
Статья 37. Заявление кредитора о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом)
1. Копии заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) направляются:
в кредитную организацию;
в Банк России;
в Федеральную корпорацию.
2. К копии заявления кредиторов кредитной организации прилагается копия приказа Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операции.
Статья 38. Заявление Банка России
1. К заявлению Банка России прилагается копия приказа Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
2. Банк России освобождается от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом).
3. Одновременно с направлением заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) Банк России может представить в арбитражный суд кандидатуры лиц для назначения на должность конкурсного управляющего.
Статья 39. Заявление Федеральной корпорации
1. Федеральная корпорация при неисполнении банком своих обязательств перед вкладчиками имеет право обратиться с заявлением о признании банка несостоятельным (банкротом) в интересах вкладчиков банка, если совокупность требований вкладчиков к банку, переуступленных Федеральной корпорации, составляет сумму не менее установленной в статье 3 настоящего Федерального закона.
2. Заявление Федеральной корпорации должно соответствовать требованиям, установленным в отношении заявлений кредиторов, если иное не предусмотрено федеральными законами или не вытекает из существа правоотношений.
Статья 40. Принятие заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом)
В определении о принятии заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) арбитражный суд указывает о введении периода наблюдения и назначении арбитражного управляющего, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья 41. Отказ в принятии заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом)
Судья отказывает в принятии заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом), если нарушены условия, предусмотренные статьей 32, а также требования, предъявляемые к заявлениям статьями 36-39 настоящего Федерального закона и соответствующими положениями Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". При этом заявление возвращается без рассмотрения.
Статья 42. Подготовка дела к судебному разбирательству
При принятии заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) арбитражный суд в течение 3 дней должен направить копию определения о принятии указанного заявления в Банк России.
О принятии заявления о признании банка несостоятельным (банкротом) арбитражный суд в течение 3 дней извещает Федеральную корпорацию.
Статья 43. Сроки рассмотрения дела о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации.
1. Дело о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации должно быть рассмотрено арбитражным судом в заседании в срок, не превышающий месяца с момента принятия решения собранием кредиторов о назначении конкурсного управляющего, но не более чем три месяца с момента принятия заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом).
2. Если собрание кредиторов в течение трех месяцев со дня принятия арбитражным судом заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) не приняло решение о назначении конкурсного управляющего, то арбитражный суд, рассматривающий дело о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации, может обратиться в Банк России с запросом о представлении кандидатуры конкурсного управляющего.
3. Дело о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) по заявлению Банка России, представившего кандидатуру конкурсного управляющего, рассматривается арбитражным судом в заседании в срок, не превышающий месяца со дня подачи заявления.
Статья 44. Особенности периода наблюдения в кредитной организации
1. Период наблюдения в кредитной организации вводится с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
2. Арбитражный управляющий не назначается:
если в кредитной организации действует временная администрация; если Банк России, направивший заявление о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом), представляет кандидатуру на должность конкурсного управляющего.
3. Арбитражный суд, в случае необходимости, может обратиться в Банк России с запросом о представлении кандидатур на должность арбитражного управляющего. Банк России в недельный срок должен направить свои предложения в арбитражный суд, принявший заявление.
4. Собрание кредиторов, созываемое арбитражным управляющим в период наблюдения в кредитной организации, не может принимать решения о введении внешнего управления.
Статья 45. Решения и определения арбитражного суда
Арбитражный суд направляет копии решений и определений в Банк России в течение 3 дней с момента принятия решения или определения.
Статья 46. Решение о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом)
Решение арбитражного суда о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) и об открытии конкурсного производства подлежит немедленному исполнению, если иное не установлено арбитражным судом.
Если к моменту проведения заседания арбитражного суда по делу о несостоятельности (банкротстве) собрание кредиторов не представит кандидатуру конкурсного управляющего, то арбитражный суд принимает решение о назначении конкурсного управляющего в течение недели с момента представления такой кандидатуры Банком России.
Глава VII. Особенности ликвидации кредитной организации,
признанной несостоятельной (банкротом)
Статья 47. Порядок ликвидации кредитной организации, признанной несостоятельной (банкротом)
1. О начале процедуры ликвидации кредитной организации в связи с признанием ее несостоятельной (банкротом) Банк России вносит соответствующую запись в Книгу государственной регистрации кредитных организаций.
2. Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация - прекратившей свое существование - с момента внесения в Книгу государственной регистрации кредитных организаций записи о ликвидации кредитной организации.
Статья 48. Назначение конкурсного управляющего арбитражным судом
1. Для проведении ликвидации кредитной организации, признанной несостоятельной (банкротом), арбитражный суд назначает конкурсного управляющего из числа лиц, указанных в статье 8 настоящего Федерального закона.
2. Копия определения арбитражного суда о назначении конкурсного управляющего направляется в Банк России в течение трех дней с момента вынесения.
Банк России в течение 10 дней с момента получения указанного определения арбитражного суда решает вопрос об открытии конкурсному управляющему счета в учреждении Банка России.
3. В течение 10 дней с момента открытия счета конкурсному управляющему в учреждении Банка России на указанный счет перечисляются остатки средств с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, а также со счетов, открытых в иных кредитных организациях, и иные средства кредитной организации, включая обязательные резервы, депонированные кредитной организацией в Банке России.
Статья 49. Публикация сведений о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации
Конкурсный управляющий в течение 20 дней с момента своего назначения публикует за счет имущества кредитной организации в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", в "Вестнике Банка России", а также в печати по месту расположения кредитной организации объявление о решении арбитражного суда о признании кредитном организации несостоятельной (банкротом) и об открытии конкурсного производства.
Статья 50. Завершение ликвидации кредитной организации
1. Копия определения арбитражного суда направляется в Банк России.
2. С момента принятия арбитражным судом решения о завершении ликвидации кредитной организации Банк России делает запись о ликвидации кредитной организации в Книге записей о государственной регистрации кредитных организаций.
Статья 51. Документы ликвидируемой кредитной организации
После ликвидации кредитной организации в Государственную архивную службу Российской Федерации должны быть переданы документы в соответствии с перечнем, утверждаемым Государственной архивной службой Российской Федерации совместно с Банком России.
Статья 52. Последствия заключения мирового соглашения
Если в процессе ликвидации кредитной организации заключено мировое соглашение, утвержденное арбитражным судом, то кредитная организация имеет право обратиться в Банк России с ходатайством о выдаче лицензии на осуществление банковских операций в порядке, установленном Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". При этом кредитная организация имеет право сохранить наименование, которое она имела до момента отзыва лицензии на осуществление банковских операций.
Глава VIII. Особенности упрощенных процедур несостоятельности
(банкротства) кредитных организаций
Статья 53. Признание ликвидируемой кредитной организации несостоятельной (банкротом)
1. Право на подачу заявления о признании ликвидируемой кредитной организации несостоятельной (банкротом) имеют:
1) Банк России;
2) кредиторы кредитной организации.
2. Арбитражный суд назначает рассмотрение дела о признании ликвидируемой кредитной организации несостоятельной (банкротом) по заявлению лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не позднее чем через месяц после вынесения определения о принятии заявления.
3. Арбитражный суд может обратиться в Банк России и государственный орган по делам о банкротстве с запросом о представлении кандидатуры на должность конкурсного управляющего.
Статья 54. Признание отсутствующей кредитной организации несостоятельной (банкротом)
1. Если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций учредители (участники) кредитной организации не принимают решения о ее ликвидации, местонахождение органов управления кредитной организации неизвестно и установить его не представляется возможным, оставшиеся активы кредитной организации заведомо не позволяют покрыть судебные издержки по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации, Банк России имеет право подать заявление о признании отсутствующей кредитной организации несостоятельной (банкротом).
2. При направлении заявления Банк России одновременно представляет документы, свидетельствующие о невозможности установить местонахождение кредитной организации, а также предлагает кандидатуры лиц на должность конкурсного управляющего.
3. Арбитражный суд в течение 10 дней с момента принятия заявления Банка России о признании отсутствующей кредитной организации несостоятельной (банкротом) выносит решение о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) и ее ликвидации.
Глава IX. Особенности добровольного объявления
кредитной организацией о несостоятельности (банкротстве)
Статья 55. Особенности добровольного объявления кредитной организацией о несостоятельности (банкротстве)
1. Кредитная организация имеет право объявить о своей несостоятельности (банкротстве) только после отзыва лицензии на осуществление банковских операций.
2. Банк России открывает ликвидационной комиссии кредитной организации, объявившей о несостоятельности (банкротстве), счет в учреждении Банка России, на который перечисляются остатки средств с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, а также со счетов, открытых в иных кредитных организациях, и иные средства, принадлежащие кредитной организации (кроме обязательных резервов, депонированных в Банке России).
Банк России перечисляет средства, депонированные в обязательных резервах, после согласования реестра требований кредиторов.
Глава X. Заключительные положения
Статья 56. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 1998 года.
Статья 57. Правительству Российской Федерации и Банку России в течение трех месяцев с момента опубликования настоящего Федерального закона привести в соответствии с ним свои нормативные акты.
Статья 58. Банку России в течение трех месяцев с момента принятия настоящего Федерального закона разработать нормативные акты, непосредственно указанные в настоящем Федеральном законе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.