Проект федерального Закона
"О финансировании деятельности политических объединений"
Досье на проект федерального закона
Глава 1. Общие положения
Глава 2. Порядок финансирования деятельности политических объединений
Глава 3. Финансовая ответственность и отчетность политических
объединений
Глава 4. О введении в действие настоящего закона
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цели и предмет регулирования настоящего Закона
1.1. Целями настоящего закона являются определение порядка финансового и материального обеспечения деятельности политических объединений, а также государственного контроля и публичного раскрытия информации об их финансовой деятельности, гарантирующие равные условия для участия граждан и общественных объединений в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
1.2. Предметом регулирования настоящего закона являются гражданские отношения, складывающиеся между политическими объединениями, участвующими в избирательных кампаниях, референдумах и иных политических акциях, а также гражданами и юридическими лицами, содействующими политическим объединениям, - с одной стороны, и Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями - с другой.
Статья 2. Основные понятия.
В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:
2.1. Политическая деятельность - деятельность граждан и их объединений, направленная на реализацию права граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе - путем участия в референдумах и выборах в органы государственной власти и местного самоуправления. К политической деятельности относятся также пропаганда и агитация, индивидуальные и коллективные обращения, проведение собраний, митингов и демонстраций, иные мирные формы побуждения к определенным действиям или отказу от определенных действий выборных должностных лиц и иных субъектов политической деятельности, за исключением осуществляемой в указанных формах защиты прав и законных интересов граждан.
2.2. Политическое объединение - общественное объединение любой организационно-правовой формы, предусмотренной Законом "Об общественных объединениях", одной из уставных целей или задач которого является политическая деятельность. К политическим объединениям относятся также избирательные объединения, избирательные блоки и иные добровольные объединения двух и более политических объединений, а также региональные и местные отделения политических объединений.
2.3. Политическая партия - политическое объединение, созданное в организационно-правовой форме общественной организации, основанной на фиксированном индивидуальном членстве.
2.4. Финансирование политического объединения - формирование имущества общественного объединения, в том числе - формирование избирательных и иных фондов за счет поступлений, предусмотренных законом.
2.5. Финансирование деятельности политических объединений - исполнение обязательств политического объединения перед гражданами и юридическими лицами, а также перед государством и муниципальными образованиями, возникших из договоров, вследствие причинения вреда и из иных предусмотренных гражданским законодательством оснований.
2.6. Финансирование избирательной кампании политического объединения - исполнение обязательств политического объединения, возникших из оснований, непосредственно связанных с участием политического объединения в выборах.
Статья 3. Законодательство о политических объединениях.
3.1. Деятельность политических объединений регулируется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общественных объединениях", федеральным законодательством о выборах и референдуме, настоящим Законом и иным гражданским законодательством.
Глава 2. Порядок финансирования деятельности политических
объединений.
Статья 4. Порядок финансирования избирательных кампаний.
4.1. Финансирование избирательных кампаний политических объединений осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законодательством о выборах, с учетом общего порядка финансирования политических объединений и их финансовой деятельности, определенного настоящим Законом.
4.2. Исполнение обязательств политических объединений, вытекающих из договоров, связанных с участием в выборах, осуществляется не позднее одного месяца после дня выборов. Если политическое объединение не исполнит своих обязательств по финансированию избирательной кампании к вышеуказанному сроку, то избирательная комиссия обращается в суд, который принимает решение об ответственности политического объединения в соответствии с настоящим Законом.
4.3. Исчерпание средств избирательного фонда не освобождает политическое объединение от исполнения обязательств, возникших из оснований, связанных с участием в соответствующих выборах. В этом случае политическое объединение обязано восполнить недостаток средств избирательного фонда за счет иных источников, предусмотренных гражданским законодательством. Если при этом сумма исполненных обязательств превышает установленную федеральным законом предельную сумму финансирования избирательной кампании, то избирательная комиссия обращается в суд, который принимает решение об ответственности политического объединения в соответствии с настоящим Законом.
4.4. Политические объединения, входящие в избирательный блок, несут солидарную ответственность по его обязательствам, если иное не предусмотрено учредительными документами избирательного блока.
Статья 5. Порядок финансирования деятельности политического объединения
5.1. Исполнение обязательств политического объединения не может быть возложено на третье лицо, если иное не предусмотрено договором между двумя и более политическими объединениями.
5.2. Не допускается использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте для финансирования деятельности политических объединений.
5.3. Исполнение политическим объединением неденежных обязательств, возникающих из договора, обеспечивается неустойкой.
5.4. Политическое объединение, его региональное или местное отделение, приобретшее права юридического лица, открывает один основной расчетный счет в банковском учреждении по месту государственной регистрации общественного объединения или его отделения.
5.5. Наличные денежные средства, поступающие в качестве взносов и пожертвовании, могут расходоваться только после внесения этих средств в полном объеме на основной расчетный счет политического объединения.
5.6. На период избирательных кампаний по выборам в органы государственной власти и местного самоуправления участвующие в них избирательные объединения и избирательные блоки образуют избирательные фонды и открывают для этих целей специальные расчетные счета в отделениях Сберегательного банка Российской Федерации по месту государственной регистрации соответствующего политического объединения.
5.7. Финансирование деятельности избирательных объединений, связанной с участием в выборах, осуществляется исключительно через расчетные счета соответствующих избирательных фондов, создаваемых отдельно для каждой из избирательных кампаний, решение об участии в которой принято высшим органом соответствующего политического объединения.
5.8. Финансирование иной деятельности политического объединения, не связанной с участием в выборах, осуществляется исключительно через основной расчетный счет, открываемый политическим объединением.
5.9. Использование политическим объединением для финансирования своей деятельности иных расчетных счетов, помимо основного расчетного счета и расчетных счетов избирательных фондов, не допускается, равно как и финансирование деятельности политического объединения из средств, находящихся на расчетных счетах иных юридических лиц.
Статья 6. Собственность политических объединений.
6.1. В собственности или пользовании политических объединений может находиться любое имущество, денежные, материальные, интеллектуальные и иные средства, владение и аренда которых не противоречат действующему законодательству и уставу объединения.
6.2. Использование политическими объединениями государственной собственности (зданий, сооружений, предприятий, транспорта, оргтехники, типографского и иного оборудования и т.п.), за исключением установленных законом случаев, запрещается.
6.3. Иная (негосударственная) собственность, используемая политическими объединениями в своих уставных целях, должна быть оформлена соответствующими договорами и документами об аренде, приобретении в собственность, передаче в траст, лизинг и проч... или взятии на баланс данных объединений.
6.4. Не допускается использование политическими объединениями финансовых и материальных средств, интеллектуальной и иной собственности в неуставных целях. Имущество и финансовые средства политических объединений не подлежат распределению между членами политического объединения.
6.5. В случае ликвидации или реорганизации политического объединения его имущество направляется на цели, предусмотренные уставом объединения.
Статья 7. Политические объединения и государственные средства массовой информации.
7.1. Информация и материалы политических объединении в период избирательной кампании размешаются в государственных и муниципальных периодических печатных средствах массовой информации, а также на государственных радио и телевидении в порядке, предусмотренном действующим законодательством о выборах и о политической рекламе.
Статья 8. Источники и размеры финансирования политических объединений.
8.1. Допускаются следующие источники и размеры финансирования общероссийских и межрегиональных политических объединений:
а) членские взносы - не более 100.000 минимальных ежемесячных окладов в год,
б) добровольные пожертвования физических лиц - не более 50.000 минимальных ежемесячных окладов в год,
в) добровольные пожертвования юридических лиц - не более 50.000 минимальных ежемесячных окладов в год,
г) собственные средства объединений (прибыль от деятельности коммерческих предприятий, находящихся в собственности или учрежденных политическим объединением, либо поступления из официальных фондов политического объединения) - в объеме не более 50.000 минимальных ежемесячных окладов в год,
д) средства региональных отделений политических объединений - не более 10.000 минимальных ежемесячных окладов в год,
е) государственные субсидии - не более 5.000 минимальных ежемесячных окладов в год (...)
Размер пожертвования одного физического лица не должен превышать 100 минимальных ежемесячных окладов в год, а одного юридического лица - 1000 минимальных ежемесячных окладов в год.
Предельная сумма расходов политического объединения не должна превышать 265.000 минимальных ежемесячных окладов в год.
8.2. Допускаются следующие источники и размеры финансирования региональных и местных политических объединений:
а) членские взносы - не более 5.000 минимальных ежемесячных окладов в год,
б) добровольные пожертвования физических лиц - не более 5.000 минимальных ежемесячных окладов в год,
в) добровольные пожертвования юридических лиц - не более 5.000 минимальных ежемесячных окладов в год,
г) собственные средства объединений (прибыль от деятельности коммерческих предприятий, находящихся в собственности или учрежденных региональным отделением политического объединения, либо поступления из официальных фондов регионального отделения политического объединения) - не более 5.000 минимальных ежемесячных окладов в год,
д) федеральных средств политического объединения - не более 1.000 минимальных ежегодных окладов в год,
е) государственные (муниципальные) субсидии - не более 1.000 минимальных ежемесячных окладов в год.
Размер пожертвования одного физического лица не должен превышать 100 минимальных ежемесячных окладов в год, а одного юридического лица - 1000 минимальных ежемесячных окладов в год.
Предельная сумма расходов регионального отделения политического объединения не должна превышать 22.000 минимальных ежемесячных окладов в год.
8.3. Не допускается использование для финансирования политических объединений денежных и материальных средств, собственниками которых являются:
а) иностранные граждане, лица без гражданства, зарубежные юридические лица, международные организации;
б) религиозные и благотворительные организации;
в) государство и муниципальные образования - кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом и законами о выборах;
г) предприятия, в которых доля собственников, перечисленных в подпунктах а) - в), составляет не менее 25%, либо в которых их представители являются руководителями (управляющими) или членами исполнительного органа управления предприятия.
8.4. В названный выше объем финансирования не входят средства, используемые политическими объединениями непосредственно в ходе избирательных кампаний и поступающие в избирательные фонды объединений или в фонды выдвинутых объединением кандидатов.
Статья 9. Фонды политических объединений
9.1. С целью более эффективного привлечения финансовых и иных средств политические объединения могут создавать различные фонды.
9.2. Число фондов не может быть ограничено.
9.3. Финансовые и иные средства, привлекаемые этими фондами, являются одним из источников финансирования политических объединений и входят в общий объем регулируемого финансирования.
9.4. Источники финансирования фондов политических объединений аналогичны источникам финансирования политических объединений как таковых. Размеры привлекаемых фондами средств ограничены п. "г" ст. 8.1. и п. "г" ст. 8.2.
9.5. Фонды политических объединений не имеют права заниматься коммерческой деятельностью, но могут учреждать или приобретать в собственность коммерческие предприятия.
9.6. Официальными фондами политического объединения являются фонды, учрежденные политическим объединением или его региональным отделением. В зависимости от уровня учредителя фонды политических объединений могут быть федеральными или региональными.
Статья 10. Иные ограничения на финансовую и финансово-хозяйственную деятельность политических объединений и их налогообложение
10.1. Политические объединения не имеют права заниматься коммерческой деятельностью, но могут учреждать или приобретать в собственность коммерческие предприятия.
10.2. В отношении политических объединений и их региональных отделений применяются нормы налогообложения, касающиеся некоммерческих организаций. Средства, поступающие на расчетные счета политических объединений, в их кассы, а также в официальные фонды политического объединения в виде членских взносов и добровольных пожертвований физических и юридических лиц, равно как и поступающие в распоряжение политического объединения средства учрежденных ими или находящихся в их собственности предприятий и фондов, не облагаются налогом на добавленную стоимость.
10.3. Налогообложение учрежденных политическим объединением или его региональными отделениями предприятий производится на общих основаниях - в соответствии с налоговым законодательством РФ и субъектов Федерации, за исключением случаев, оговоренных в ст. 10.2. настоящего закона.
Глава 3. Финансовая ответственность и отчетность
политических объединений
Статья 11. Реестры политических объединений.
11.1. Министерство юстиции РФ и органы юстиции субъектов Федерации ведут специальные реестры политических объединений.
11.2. Реестры политических объединений должны содержать следующую информацию:
- юридические и фактические адреса политических объединений и их региональных отделений, телефоны центральных и региональных штаб-квартир,
- списки руководителей и финансово-ответственных лиц (казначеев) объединений и их региональных отделений с указанием их контактных телефонов,
- банковские реквизиты объединений и их региональных отделений,
- годовые финансовые отчеты политических объединений и их региональных отделений.
Статья 12. Финансовая отчетность политических объединений.
12.1. Политические объединения должны представлять ежегодные финансовые отчеты в Министерство юстиции России.
12.2. В финансовом отчете политического объединения должны быть отражены источники и размеры финансовых поступлений и материальных приобретений. К финансовому отчету прилагается копия баланса объединения за отчетный год.
Отчет представляются в Минюст не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.
12.3. Министерство юстиции РФ готовит Сводный отчет о финансовой деятельности политических объединений и представляет его в Счетную палату РФ не позднее 15 марта года, следующего за отчетным. Сводный отчет, после утверждения его Счетной палатой, публикуется в одном из официальных изданий Министерства юстиции РФ.
12.4. Счетная палата РФ в 10-дневный срок обязана ознакомиться со Сводным отчетом о финансовой деятельности политических объединений и в течение этого срока либо утвердить его, либо направить в Министерство юстиции РФ запрос о дополнительной проверке финансовой деятельности того или иного объединения. Министерство юстиции обязано произвести дополнительную проверку в 10-дневный срок.
12.5. Региональное отделение политического объединения составляет свой финансовый отчет и представляет его в орган юстиции субъекта Федерации в порядке, предусмотренном настоящим законом и нормативными актами субъекта Федерации, в срок не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.
12.6. Орган юстиции субъекта Федерации готовит Сводный отчет о финансовой деятельности региональных отделений политических объединений (а также политических объединений регионального уровня) и представляет его в Счетную палату данного субъекта Федерации в срок не позднее 15 марта года, следующего за отчетным. Сводный отчет, после утверждения его Счетной палатой, публикуется в одном из официальных изданий субъекта Федерации.
12.7. Счетная палата субъекта Федерации в 10-дневный срок обязана ознакомиться со Сводным отчетом о финансовой деятельности региональных отделений политических объединений (а также политических объединений регионального уровня) и в течение этого срока либо утвердить отчет, либо направить в орган юстиции запрос о дополнительной проверке финансовой деятельности регионального отделения того или иного политического объединения (а также политических объединений регионального уровня). Дополнительная проверка производится в 10-дневный срок.
12.8. В случае непредставления политическим объединением или его региональным отделением финансового отчета в указанный срок или представления с нарушением требований настоящего закона, органы юстиции вправе поставить вопрос о ликвидации данного объединения или его регионального отделения в судебном порядке.
12.9. Порядок дополнительной проверки финансовой деятельности политических объединений и их региональных отделений, а также рассмотрения дел в суде по фактам нарушения настоящего закона во время избирательных кампаний устанавливается избирательным законодательством.
Статья 13. Финансовая ответственность политических объединений
13.1. Лицом, ответственным за ведение финансовой деятельности и обеспечение отчетности политического объединения является казначей объединения, утверждаемый съездом (конференцией) объединения по предложению его исполнительного органа.
13.2. Казначей несет ответственность за осуществление финансовой деятельности и использование имущества политического объединения в порядке, предусмотренном действующим гражданским и уголовным законодательством.
13.3. Отношения между политическим объединением и казначеем регулируются настоящим законом, иными законами и нормативными актами, касающимися финансовой деятельности, а также уставом политического объединения.
13.4. В случае нарушения казначеем действующего законодательства политическое объединение вправе применить уставные меры привлечения казначея к ответственности либо обратиться в суд.
13.5. Политическое объединение не несет ответственности за финансовую деятельность своих региональных отделений - в случае самостоятельного осуществления ими финансовой деятельности, региональные отделения не несут ответственности за финансовую деятельность политического объединения в целом.
13.6. В случае нарушения тем или иным политическим объединением настоящего Закона Министерство юстиции РФ или орган юстиции субъекта РФ вправе направить иск в суд по месту нахождения политического объединения о денежном штрафе, замораживании счета политического объединения или его ликвидации.
Глава 4. О введении в действие настоящего закона.
Статья 14. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.