Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 97700760-2 "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органах"
Досье на проект федерального закона
Данный законопроект разработан Верховным Судом Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", в соответствии с которым структура, полномочия и порядок деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органов устанавливаются федеральным законом.
Судебный департамент определен в проекте как федеральный государственный орган по обеспечению деятельности судов общей юрисдикции (включая военные суды), мировых судей и органов судейского сообщества.
Ввиду того, что в названном федеральном конституционном законе не раскрыто понятие организационного обеспечения деятельности судов, в данном проекте указывается на то, что под обеспечением судебной деятельности понимается осуществление системы государственных мер организационного, кадрового, финансового, материально-технического и иного ресурсного характера в целях создания условий для полного и независимого осуществления правосудия.
Исходя из того, что мировые судьи субъектов Российской Федерации входят в судебную систему России, что они будут обладать единым статусом наравне с судьями федеральных судов и руководствоваться в своей деятельности установленными федеральными законами правилами судопроизводства, что финансирование их будет производиться из федерального бюджета, в проекте предлагается возложить обеспечение деятельности этой категории судей на Судебный департамент и его органы на местах. В противном случае, т.е. если обеспечение деятельности мировых судей будет возложено не на Судебный департамент, а, например, на органы юстиции, в субъектах Российской Федерации возникнет ситуация, когда исполнением по существу одной и той же функции будут заниматься параллельно два государственных органа, что недопустимо как с точки зрения необходимости единства в организации работы судов, так и учитывая неизбежные финансовые затраты на содержание не одного, а двух государственных аппаратов.
Поскольку Судебный департамент образуется при Верховном Суде Российской Федерации, а основной и единственной его задачей явится обеспечение судебной деятельности, в законопроекте указывается на то, что Судебный департамент подотчетен Председателю Верховного Суда Российской Федерации и Совету судей Российской Федерации (статья 2), невыполнение требований которых о надлежащем кадровом, организационном и ресурсном обеспечении судов должно служить основанием для решения вопроса согласно трудовому законодательству о соответствии занимаемой должности руководителей Судебного департамента и (или) входящего в его систему органа (статья 5).
Система Судебного департамента весьма проста. Ее образуют сам Судебный департамент и подотчетные ему департаменты при Верховных Судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов (статья 3).
Предполагается наделить Судебный департамент широким кругом полномочий. Однако все они без исключения преследуют цель - обеспечить нормальные условия для работы судов (статья 6).
На основании положений названного выше Федерального конституционного закона в проекте уделено внимание вопросам финансирования как судов, так и самой системы Судебного департамента.
Закреплено также правило, в соответствии с которым Судебный департамент производит раздельное материально-техническое, финансовое и иное ресурсное обеспечение судов разных уровнен и мировых судей (статья 7).
В главе 3 законопроекта нашли отражение вопросы организации деятельности Судебного департамента. Указано, в частности, на то, что он самостоятельно принимает решения по вопросам своей компетенции за исключением лишь тех, которые требуют согласования с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации (статья 13).
Что касается структуры Судебного департамента, то разработчики проекта пришли к выводу о том, что в нем она должна быть определена в общей форме с указанием на то, что этот государственный орган имеет в своем составе соответствующие управления и отделы для реализации возложенных на Судебный департамент полномочий. Названия конкретных подразделений Судебного департамента в проекте не приводятся исходя из того, что в случае изменения полномочий того или иного управления либо отдела, а, следовательно, и его названия, пришлось бы каждый раз вносить соответствующее изменение в данный федеральный закон.
Большое внимание в проекте уделено полномочиям, организации деятельности и структуре органов Судебного департамента непосредственно в субъектах Российской Федерации. Как уже отмечалось, такими органами будут департаменты при республиканских, краевых, областных и соответствующих им судах, подотчетные Генеральному директору Судебного департамента, председателю суда, при котором образован департамент, и совету судей субъекта Российской Федерации.
Представляется, что постоянный контроль за деятельностью департамента со стороны указанных должностных лиц и органа судейского сообщества будет способствовать эффективной работе департамента. Основной гарантией правильного финансового и иного ресурсного обеспечения судов явится, безусловно, подотчетность департамента органам судейского сообщества.
Законопроект обсуждался на заседаниях Совета по судебной реформе при Президенте Российской Федерации и Совета судей России, на IV (чрезвычайном) Всероссийском съезде судей, которые одобрили его принципиальные положения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.