Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О трудовом коллективе"
Необходимость принятия Закона "О трудовом коллективе" определяется следующими обстоятельствами.
Во-первых, реальностью настоящего времени является коллективный характер процесса производства товаров и услуг, в котором субъектами трудовых отношений являются собственники, предприниматели, работодатели и производители. Действующее законодательство Российской Федерации определяет статус и широкие права собственников, предпринимателей и работодателей. В отношении непосредственных производителей адекватного законодательства нет. Этим самым нарушается конституционный принцип равноправия сторон, без чего не может быть обеспечена социальная стабильность общества.
Во-вторых, непосредственные производители действующим законодательством лишены возможности участвовать в проводимых экономических реформах, хотя именно они являются источниками общественного продукта и услуг.
В-третьих, коллективный производитель - трудовой коллектив - один из субъектов трудовых отношений как таковой практически исчез из правового поля российского законодательства.
В-четвертых, в настоящее время наемный работник практически не защищен от произвола работодателя.
В-пятых, реальностью стало существование на одном предприятии одновременно нескольких профессиональных союзов, а также неучастие в профсоюзах значительной части работников предприятия и отсутствие профсоюзов вообще на многих частных предприятиях. Из этого следует, что ни один из органов профсоюзов не может представлять интересы всего трудового коллектива и что для этого необходимо существование специальных органов самоуправления - Советов трудовых коллективов.
Все это обуславливает социальный заказ общества на разработку и принятие закона "О трудовом коллективе".
Потребность в таком законе определяется не только политическими, но и экономическими мотивами.
Экономическое благосостояние общества во многом определяется уровнем эффективности производства, являющегося единственным фактором, на базе которого могут быть решены все интересы общества и государства. Создание условий максимального благоприятствования проявлению и реализации творческой инициативы может обеспечить высокую эффективность коллективного производственного процесса. И в этом одну из важнейших ролей может и должно сыграть законодательство. Закон "О трудовом коллективе" - одна из составляющих такого законодательства.
Определяющей правовой основой для разработки и принятия Федерального закона "О трудовом коллективе" являются конституционные положения о том, что единственным источником власти в Российской Федерации является народ (п.1 ст.3), о гарантируемом праве на самоуправление (ст. 12 и глава 8) и о праве на объединения (ст.30).
При разработке настоящего проекта Закона существенное затруднение представляло собой многообразие форм собственности: государственные, муниципальные, частные или смешанные предприятия, акционерные общества и т.п. Чтобы преодолеть это, были выделены и изложены общие для предприятий всех форм собственности полномочия и права трудовых коллективов и отражены их особенности в случае предприятий с контрольным пакетом у государства или работников предприятия.
В проекте закона сделана попытка учесть современные правоотношения между работниками и трудовыми коллективами, с одной стороны, и собственниками, предпринимателями и работодателями, с другой стороны, а также опыт применения Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)". Это нашло свое отражение не только в полномочиях трудовых коллективов, а и в их обязанностях и ответственности, в обязанностях и ответственности работодателей, в гарантиях прав трудовых коллективов и их членов.
Особое внимание уделено социальному сотрудничеству трудовых коллективов, собственников и работодателей.
В целях исключения и предотвращения противопоставления органов самоуправления трудового коллектива и органов профсоюзов Закон устанавливает линию раздела приоритетов деятельности указанных органов (профсоюзов - социально-бытовые вопросы, охрана труда, коллективный договор и т.п.; трудового коллектива - отношения собственности, участие в управлении и развитии производства, отдельные договоры и т.п.) и сотрудничество в защите и разрешении интересов всех членов коллектива.
Отмеченные выше особенности настоящего проекта Закона, как предполагается, обеспечат равенство сторон в производственных отношениях непосредственных производителей с собственниками и работодателями и при разрешении своих интересов, и в сфере производства, и в сфере социально-бытовых проблем.
Настоящий проект Закона был рассмотрен в ряде трудовых коллективов и получил одобрительную поддержку со стороны конференции Союза трудовых коллективов предприятий г.Жуковского Московской области и конференции Союза трудовых коллективов предприятий Московской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.