Проект федерального закона
"Об обеспечении согласованного уровня жизни граждан
Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Глава 1. Общие положения
Глава 2. Общественно - государственная система согласования достойного
человека уровня жизни граждан Российской Федерации
Глава 3. Система общественно-государственного контроля за уровнем жизни
граждан Российской Федерации
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Задачи Закона
Задачей настоящего Закона является регулирование общественных отношений, возникающих в связи с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на достойную жизнь и свободное развитие человека.
Статья 2. Понятие достойной человека жизни
Под достойной человека жизнью в настоящем Законе понимается комплекс социально-экономических, духовных, экологических и иных условий, обеспечивающих реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на жизнь, соответствующую общепринятым мировым стандартам и сложившимся в обществе представлениям на основе реальных социально-экономических возможностей общества и государства.
Оценка состояния достойного человека уровня жизни определяется совокупностью конкретных количественных и качественных показателей, установленных настоящим Законом и иными федеральными законами и правовыми нормативными актами. Величина и качественные характеристики указанных показателей периодически определяются на основе достижения общественного согласия.
Статья 3. Показатели согласованного уровня жизни
Согласованный уровень жизни граждан Российской Федерации определяется следующими основными показателями:
1) объемом валового внутреннего продукта на душу населения;
2) объемом производства товаров первой необходимости;
3) уровнем инфляции;
4) уровнем безработицы;
5) величиной реальных доходов на душу населения;
6) размером реально выплачиваемой среднемесячной заработной платы работника;
7) соотношением прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда;
8) числом граждан с доходами ниже прожиточного минимума;
9) долей государственных расходов на образование, культуру, здравоохранение и социальное обеспечение;
10) соотношением доходов 10 процентов наиболее и наименее обеспеченного населения;
11) отношением среднего размера пенсии к прожиточному минимуму;
12) продолжительностью жизни человека (ожидаемой при рождении и фактической);
13) соотношением рождаемости и смертности населения;
14) объемом государственного и муниципального жилищного строительства;
15) объемом розничного товарооборота,
16) отклонением состояния окружающей среды от нормативов.
Дополнение и изменение перечня основных показателей, указанных в части 1 настоящей статьи, производится Федеральным законом, проект которого вносится в Государственную Думу Президентом Российской Федерации по инициативе Общественно-государственного совета по уровню жизни при Президенте РФ.
Единицы измерения и методика подсчета показателей уровня жизни граждан Российской Федерации устанавливаются указом Президента Российской Федерации на основании решения Общественно-государственного совета по уровню жизни при Президенте Российской Федерации.
Нормативными актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные показатели уровня жизни населения субъектов Российской Федерации, не противоречащие перечисленным в части 1 настоящей статьи основным показателям.
Статья 4. Основы государственной политики в сфере обеспечения достойного человека уровня жизни
Обеспечение достойного человека уровня жизни граждан Российской Федерации является одной из приоритетных государственных задач, решение которой обеспечивается проведением единой государственной политики, системой социальных, экономических, политических и иных мер воздействия, а также взаимодействием с профессиональными союзами и иными общественными объединениями, представляющими и защищающими интересы граждан в данной сфере.
Государство обеспечивает взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с общественными объединениями в целях создания общественно-государственной системы согласования достойного человека уровня жизни граждан Российской Федерации, в том числе и путем разработки и принятия в установленном порядке соответствующей федеральной программы.
Основными принципами государственной политики в сфере обеспечения достойного человека уровня жизни граждан Российской Федерации являются:
- соответствие общепризнанным принципам и нормам международного права Конституции и законодательству Российской Федерации;
- взаимодействие и взаимная ответственность государственных органов, органов местного самоуправления и общественных объединений;
- гласность и открытость деятельности;
- общественно-государственный контроль.
Нормативно-правовую основу государственной политики в области обеспечения достойного человека уровня жизни граждан Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон, иные законы и нормативно-правовые акты Российской Федерации, конституции, уставы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, а также международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией, Федеративный и иные договоры Российской Федерации и ее субъектов.
Глава 2. Общественно-государственная система согласования достойного
человека уровня жизни граждан Российской Федерации
Статья 5. Структура общественно-государственной системы согласования достойного человека уровня жизни граждан Российской Федерации
1. Общественно-государственную систему согласования достойного человека уровня жизни граждан Российской Федерации образуют органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения, действующие в данной сфере в форме, не противоречащей Конституции, законодательству и иным нормативно-правовым актам Российской Федерации, а также в соответствии со своими уставами (положениями).
2. Взаимодействие государственных органов, органов местного самоуправления и общественных объединений осуществляется в форме федерального, региональных и территориальных советов по уровню жизни, формируемых соответственно Президентом Российской Федерации, руководителями субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по согласованию с руководящими органами общественных объединений или их региональных (территориальных) подразделений.
Советы по уровню жизни формируются на трехсторонней основе из равного числа представителей государственных органов (органов местного самоуправления), союзов предпринимателей, а также профессиональных союзов и иных общественных объединений, защищающих интересы граждан Российской Федерации.
В целях взаимодействия и координации совместных усилий, а также для определения состава соответствующей части советов по уровню жизни общественные объединения и их региональные (территориальные) подразделения вправе создавать в установленном порядке федеральные, региональные и территориальные координационные советы, действующие на правах союза общественных объединений, и передавать им полномочия по участию в общественно-государственной системе обеспечения достойного человека уровня жизни граждан Российской Федерации.
Статья 6. Основные функции общественно-государственной системы согласования достойного человека уровня жизни граждан Российской Федерации
1. Основными функциями общественно-государственной системы согласования достойного человека уровня жизни граждан Российской Федерации являются:
- прогнозирование динамики уровня жизни граждан Российской Федерации;
- согласование годовых и перспективных основных показателей уровня жизни с учетом интересов основных слоев населения и социально-экономических возможностей общества;
- формирование условий для достижения и сохранения достойного человека уровня жизни граждан Российской Федерации;
- контроль за уровнем жизни граждан Российской Федерации и исполнением достигнутых договоренностей по основным показателям уровня жизни.
2. Устанавливаются следующие сроки принятия согласованных решений советами по уровню жизни:
- для территориальных советов (уровень местного самоуправления) - сентябрь-октябрь;
- для региональных советов (уровень субъекта Российской Федерации) - ноябрь-декабрь;
- для федерального Общественно-государственного совета по уровню жизни при Президенте Российской Федерации - январь-май.
Статья 7. Общественно-государственный совет по уровню жизни при Президенте Российской Федерации
Общественно-государственный совет по уровню жизни при Президенте Российской Федерации является федеральным общественно-государственным органом, обеспечивающим разработку и принятие Президентом Российской Федерации решений в сфере обеспечения достойного человека уровня жизни граждан Российской Федерации.
Статья 8. Порядок формирования и состав Общественно-государственного совета по уровню жизни при Президенте Российской Федерации
1. Общественно-государственный совет по уровню жизни при Президенте Российской Федерации формируется указом Президента Российской Федерации на трехсторонней основе в количестве 30 человек.
2. При формировании Общественно-государственного совета по уровню жизни при Президенте Российской Федерации в его состав в качестве постоянных членов входят:
- от федеральных органов государственной власти - Председатель Правительства Российской Федерации, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
- от союза предпринимателей - Председатель Федерации товаропроизводителей России, Председатель Ассоциации российских банков, Президент Торгово-промышленной палаты России;
- от общественных объединений - Председатель Федерации независимых профсоюзов России, Председатель Союза пенсионеров России, Председатель Совета ветеранов войны и труда.
Президент Российской Федерации назначает остальных членов Общественно-государственного совета от федеральных органов государственной власти и утверждает членов Общественно-государственного совета от общественных объединений по согласованному общественными объединениями предложению.
Статья 9. Полномочия Общественно-государственного совета по уровню жизни при Президенте Российской Федерации
Общественно-государственный совет по уровню жизни при Президенте Российской Федерации:
- обсуждает положение, сложившееся в сфере обеспечения уровня жизни граждан Российской Федерации, и предлагаемые правительственные меры;
- вырабатывает согласованную позицию по показателям уровня жизни, определенным в статье 3 настоящего Закона;
- в случае необходимости вносит предложения о введении дополнительных показателей уровня жизни граждан Российской Федерации;
- определяет единицы измерения и вырабатывает методики подсчета показателей уровня жизни граждан Российской Федерации;
- определяет согласованные принципы формирования очередного годового бюджета Российской Федерации, приоритеты важнейших инвестиционных программ, краткосрочные и долгосрочные ориентиры в политике приватизации, в сфере налогообложения и других социально значимых областях в соответствии с установленным приоритетом обеспечения достойного человека уровня жизни граждан Российской Федерации;
- определяет взаимные обязательства участвующих в работе совета членов;
- рассматривает отчеты участвующих в Общественно-государственном совете сторон о выполнении согласованных решений;
- контролирует выполнение согласованных решений.
Общественно-государственный совет по уровню жизни при Президенте Российской Федерации принимает согласованные решения по подлежащим его ведению вопросам как в рамках текущего бюджетного процесса, так и на более продолжительный период на основе решений региональных советов по уровню жизни.
Статья 10. Порядок работы Общественно-государственного совета по уровню жизни при Президенте Российской Федерации
Заседания Общественно-государственного совета по уровню жизни при Президенте Российской Федерации созываются Президентом Российской Федерации не реже одного раза в три месяца.
Председательствует на заседаниях Общественно-государственного совета по уровню жизни Президент Российской Федерации, а в случае его отсутствия по уважительной причине - лицо, определяемое членами совета путем голосования.
Общественно-государственный совет по уровню жизни при Президенте Российской Федерации вправе принимать решения, если в его заседании участвуют не менее половины членов каждой из сторон Общественно-государственного совета.
Решения Общественно-государственного совета по уровню жизни при Президенте Российской Федерации принимаются на основе общего согласия сторон и оформляются Соглашением по уровню жизни граждан Российской Федерации, подписываемым членами Общественно-государственного совета и утверждаемым указом Президента Российской Федерации. Решения по процедурным вопросам работы Общественно-государственного совета принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании его членов.
Решения Общественно-государственного совета по уровню жизни при Президенте Российской Федерации подлежат незамедлительному опубликованию в "Российской газете" и иных средствах массовой информации.
Согласование принципов и тактики действий участвующих в работе Общественно-государственного совета сторон осуществляется на основе солидарной ответственности за обеспечение достойного человека уровня жизни граждан Российской Федерации.
Общественно-государственный совет по уровню жизни при Президенте Российской Федерации действует на основании настоящего Федерального закона и Положения об Общественно-государственном совете, утвержденном Президентом Российской Федерации.
В заседаниях Общественно-государственного совета по уровню жизни при Президенте Российской Федерации вправе принимать участие руководители субъектов Российской Федерации, возглавляющие региональные советы по уровню жизни, и иные должностные лица, приглашаемые по решению совета с правом совещательного голоса.
Материально-техническое и организационное обеспечение деятельности Общественно-государственного совета по уровню жизни при Президенте Российской Федерации осуществляется аппаратом совета и соответствующими подразделениями Администрации Президента Российской Федерации.
Статья 11. Региональные и территориальные советы по уровню жизни
Региональные и территориальные советы по уровню жизни создаются в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и действуют на основании настоящего Федерального закона и нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации.
Решения региональных советов по уровню жизни принимаются с учетом решений территориальных советов по уровню жизни.
Статья 12. Полномочия федеральных органов государственной власти по обеспечению уровня достойной жизни граждан Российской Федерации
Федеральное Собрание Российской Федерации в первоочередном порядке рассматривает законопроекты, внесенные в целях реализации решений Общественно-государственного совета по уровню жизни при Президенте Российской Федерации. Правительство Российской Федерации:
- в месячный срок со дня утверждения Президентом Российской Федерации Соглашения по уровню жизни разрабатывает и принимает правительственную программу и план действий по реализации решений Общественно-государственного совета по уровню жизни при Президенте Российской Федерации;
- представляет на рассмотрение Общественно-государственного совета по уровню жизни при Президенте Российской Федерации ежеквартальную информацию об исполнении Соглашения по уровню жизни граждан Российской Федерации.
Глава 3. Система общественно-государственного контроля за уровнем
жизни граждан Российской Федерации
Статья 13. Структура и задачи системы общественно-государственного контроля за уровнем жизни граждан Российской Федерации
Система общественно-государственного контроля за уровнем жизни граждан Российской Федерации включает в себя органы государственной власти и местного самоуправления, общественные организации, Общественно-государственный совет по уровню жизни при Президенте Российской Федерации, региональные и территориальные советы по уровню жизни, а также иные организации, осуществляющие контроль за уровнем жизни граждан Российской Федерации.
Основными задачами общественно-государственной системы контроля за уровнем жизни граждан Российской Федерации являются:
- сбор, обработка и опубликование информации об уровне жизни граждан Российской Федерации;
- контроль за выполнением согласованных решений советов по уровню жизни;
- обращение в вышестоящие судебные и иные государственные органы, органы местного самоуправления, советы по уровню жизни в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением согласованных решений об уровне жизни граждан Российской Федерации.
Статья 14. Права органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации, общественных организаций, участвующих в советах по уровню жизни, по контролю за обеспечением достойного человека уровня жизни граждан Российской Федерации
Органы государственной власти и местного самоуправления, общественные организации, участвующие в советах по уровню жизни, имеют право:
- получать от органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций необходимую информацию по вопросам уровня жизни граждан Российской Федерации;
- обращаться к руководителям соответствующих советов по уровню жизни, в судебные инстанции в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением решений советов и требовать от них принятия мер по устранению нарушений и применения предусмотренных настоящим Федеральным законом санкций к виновным лицам;
- публиковать в государственных и иных средствах массовой информации заявления и иные документы, отражающие их позицию по вопросам обеспечения уровня достойной жизни граждан Российской Федерации.
Статья 15. Обнародование государственной информации о показателях уровня жизни граждан Российской Федерации
Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально публикуют информацию о выполнении утвержденных соответствующими советами по уровню жизни показателей уровня жизни граждан Российской Федерации и динамике этих показателей.
Статья 16. Ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение решений по обеспечению достойного человека уровня жизни граждан Российской Федерации
Органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, участвующие в деятельности советов по уровню жизни, несут ответственность за выполнение решений по обеспечению достойного человека уровня жизни граждан Российской Федерации.
В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения Соглашения об уровне жизни граждан Российской Федерации Президент Российской Федерации:
- в отношении Правительства Российской Федерации - принимает решение об его отставке;
- в отношении общественного объединения, руководитель которого подписал указанное выше Соглашение, - приостанавливает деятельность данного общественного объединения и ставит вопрос о прекращении деятельности данного общественного объединения в установленном законом порядке.
Ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение решений региональных и местных советов по уровню жизни определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 17. Ответственность за сокрытие или искажение информации о показателях уровня жизни граждан Российской Федерации
Статистическая и иная информация, характеризующая показатели уровня жизни граждан Российской Федерации, собираемая и распространяемая государственными и иными организациями и объединениями, а также частными лицами, должна соответствовать критериям объективности, правдивости и доступности.
Лица, виновные в сокрытии или искажении соответствующей информации, касающейся показателей уровня жизни граждан Российской Федерации, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации |
Б.Ельцин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.