Пояснительная записка
к проекту Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации
и проекту Федерального закона "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Проект Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Концепции судебной реформы в Российской Федерации и Уголовного кодекса Российской Федерации.
В проекте УПК решаются следующие задачи:
- демократизация уголовного процесса, освобождение его от бюрократических проволочек, приближение к населению органов и должностных лиц, осуществляющих производство по уголовным делам;
- повышение правоохранительной и правозащитной роли суда, освобождение его от обвинительных функций;
- расширение круга участников процесса, прав сторон в суде, реальное обеспечение их процессуального равенства;
- усиление защиты прав потерпевшего;
- создание единой системы взаимосвязанных процессуальных норм, их дифференциация;
- повышение эффективности производства на досудебных и судебных стадиях уголовного процесса.
В числе принципов уголовного процесса, наряду с теми, которые известны действующему законодательству, провозглашены и зафиксированы новые, в частности такие как презумпция невиновности; осуществление судопроизводства на основе состязательности сторон; оценка доказательств по внутреннему убеждению; свобода обжалования процессуальных действий и решений.
В проекте регламентированы основания и виды уголовного преследования и обвинения. В зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование и обвинение осуществляется в публичном, частно-публичном и частном порядке.
В проекте УПК закреплено конституционное положение, согласно которому исключительное право осуществления правосудия принадлежит суду как органу судебной власти. На досудебных стадиях уголовного процесса судьи в порядке судебного контроля рассматривают жалобы на действия и решения органов уголовного преследования, а также выносят решения о применении заключения под стражу и некоторых других мер процессуального принуждения, дают согласие на производство отдельных следственных действий (осмотр, обыск и выемка в жилом помещении, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров).
Значительное место занимают нормы, определяющие процессуальный статус прокурора, следователя, потерпевшего, обвиняемого, защитника, других участников процесса. По сравнению с действующим законодательством права участников процесса существенно расширены. При этом введено новое для уголовно-процессуального законодательства понятие - стороны в суде: сторона обвинения (прокурор, как государственный обвинитель, потерпевший, его законный представитель, гражданский истец и его представитель) и сторона защиты (подсудимый, его законный представитель, защитник, гражданский ответчик и его представитель). Состязательность и равноправие сторон являются неотъемлемыми условиями ведения судопроизводства. Это обеспечивается заложенными в проекте положениями, предусматривающими:
- равные права сторон заявлять ходатайства, а также отводы;
- состязательный порядок участия сторон в допросе подсудимого и свидетелей, а также в судебных прениях;
- равное право сторон на обжалование (опротестование) действий и решений суда.
Прокурор, участвуя в производстве по уголовному делу, осуществляет уголовное преследование, надзор за соблюдением законов при возбуждении уголовного дела и его расследовании, в суде выступает как сторона в процессе и поддерживает государственное обвинение.
Основная форма расследования традиционная - это предварительное следствие. Досудебное производство проводится по большинству уголовных дел органами предварительного следствия в соответствии с установленной подследственностью; органами дознания - по некоторым категориям дел в порядке, предусмотренном для производства предварительного следствия. По преступлениям небольшой тяжести, когда лицо, совершившее преступление, известно на момент возбуждения уголовного дела, в десятидневный срок проводится дознание с некоторыми упрощениями процессуального порядка досудебного производства при соблюдении конституционных прав подозреваемого, обвиняемого.
Ряд изменений и дополнений внесен в процессуальный статус потерпевшего с тем, чтобы в максимальной степени обеспечить его процессуальное равенство с обвиняемым (подсудимым).
Важными, с точки зрения гарантий прав потерпевшего, являются нормы, в соответствии с которыми судебное разбирательство должно быть продолжено при отказе обвинителя от обвинения, если на этом настаивает потерпевший; потерпевшему предоставлено право обжаловать в суд отказ в возбуждении уголовного дела, приостановление и прекращение уголовного дела. По делам частного обвинения потерпевший вправе осуществлять уголовное преследование и выступать в суде в качестве частного обвинителя.
Широкие права, связанные с участием в доказательном процессе, предоставляются подозреваемому, обвиняемому, их защитникам, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям. Они вправе, в частности, заявлять ходатайства о допросе свидетелей, производстве экспертиз и других следственных действий; представлять как в устной, так и в письменной форме сведения, а также предметы и документы, которые могут служить доказательствами по делу; участвовать с разрешения следователя в проводимых по их ходатайству следственных действиях; заявлять ходатайства о признании доказательств недопустимыми; участвовать в проводимых в суде допросах, в исследовании доказательств; участвовать в судебных прениях, высказывать свое мнение о доказанности или недоказанности обвинения, виновности или невиновности обвиняемого; представлять суду в письменном виде формулировки решений по этим вопросам.
Защитнику, кроме того, предоставлено право опрашивать частных лиц; запрашивать справки, характеристики и иные документы из различных организаций, учреждений, предприятий; запрашивать с согласия подзащитного мнение специалистов по вопросам, требующим специальных познаний.
К участию в деле в качестве защитника допускаются адвокаты. По решению суда в качестве защитников также могут быть допущены близкие родственники, законные представители обвиняемого и другие лица. Защитник допускается к участию в деле с момента предъявления обвинения либо признания лица подозреваемым. Предусмотрены случаи обязательного участия защитника.
В соответствии с принципом презумпции невиновности обязанность доказывания наличия оснований уголовной ответственности и вины обвиняемого лежит на органах уголовного преследования - прокуроре, следователе, органе дознания, дознавателе, а в судебном заседании - на обвинителе. Обвиняемый (подсудимый) в соответствии с конституционным принципом не обязан доказывать свою невиновность. Нормы УПК предоставляют ему возможность воспользоваться правом давать показания, но освобождают его от обязанности самоизобличения. От обязанности давать показания, изобличающие обвиняемого, освобождены его близкие родственники.
Перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, т.е. предмет доказывания, сформулирован таким образом, чтобы в процессе расследования и судебного разбирательства устанавливались не только обстоятельства, свидетельствующие о совершении лицом уголовно-наказуемого деяния и наличии в его действиях вины, но и обстоятельства, которые оправдывают данное лицо или смягчают его вину.
Закреплено содержащееся в Конституции Российской Федерации положение, согласно которому недопустимо использование доказательств, полученных с нарушением установленных законом правил. Такие доказательства, если они обнаружатся в процессе предварительного расследования и судебного разбирательства, признаются недопустимыми и не имеющими юридической силы. При рассмотрении дела суд, сохраняя объективность и беспристрастность, обязан обеспечить сторонам обвинения и защиты необходимые условия для всестороннего и полного исследования доказательств. В то же время суду предоставлено право по собственной инициативе принимать все предусмотренные законом меры для собирания доказательств. При этом в основу выводов суда могут быть положены только те данные, которые получены, проверены и оценены судом в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы, все неустраненные сомнения в виновности лица толкуются в его пользу.
Нормы, регламентирующие виды и правила применения мер процессуального принуждения, в значительной степени воспроизводят соответствующие положения действующего законодательства. Следует отметить некоторые новеллы: введена новая мера пресечения - домашний арест, существенно изменена мера пресечения в виде подписки о невыезде, исключена такая мера пресечения как поручительство общественной организации. В соответствии с конституционными принципами о свободе и личной неприкосновенности граждан применение заключения под стражу и домашнего ареста допускается только на основании судебного решения. При этом необходимо указать, что содержание под стражей в порядке меры пресечения не должно продолжаться более двух месяцев. При необходимости этот срок может быть продлен судом до восемнадцати месяцев, а для ознакомления обвиняемого с материалами дела еще до шести месяцев. Дальнейшее продление срока не допускается.
В проекте УПК закреплено конституционное положение, согласно которому исключительное право осуществления правосудия принадлежит суду, как органу судебной власти и последовательно проводится идея освобождения суда от несвойственных ему функций, в первую очередь от обвинительных: возбуждения уголовного дела, вручения подсудимому копии обвинительного заключения, оглашения обвинительного заключения в судебном разбирательстве, обязанности суда первым допрашивать подсудимого, потерпевшего, свидетеля; обязанности продолжать судебное разбирательство при отказе государственного обвинителя от обвинения; возвращения по своей инициативе уголовного дела на дополнительное расследование в случае установления неполноты предварительного следствия и дознания.
При разработке проекта авторы исходили из того, что существующая судебная система дополняется институтом мировых судей. Предусмотрено, что все суды (Верховный Суд РФ только в случаях предусмотренных федеральным законом, а дела особой сложности - с согласия обвиняемого) будут рассматривать дела по первой инстанции, а районные и вышестоящие суды будут осуществлять пересмотр решений нижестоящих судов в апелляционном и кассационном порядке. Предлагаемый порядок судопроизводства направлен на приближение судов к населению, упрощает обращение гражданина в суд, способствует быстрому рассмотрению уголовных дел в судах, своевременному, без неоправданной задержки пересмотру решений нижестоящих судов; обеспечивает выполнение конституционного положения о том, что решение по любому делу может быть пересмотрено вышестоящим судом; оставляет за Верховным судом Российской Федерации осуществление высшего судебного надзора за деятельностью нижестоящих судов.
Подсудность уголовных дел определена следующим образом. Мировому судье подсудны дела частного обвинения и дела о преступлениях, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Мировые судьи будут рассматривать около 40 составов преступлений, предусмотренных новым Уголовным кодексом Российской Федерации. Дела о преступлениях, за которые наказание не превышает 15 лет лишения свободы, рассматриваются в районном суде. Верховному суду республики, краевому, областному суду, судам городов федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, подсудны дела о преступлениях, за которые по закону может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы, смертной казни, а также дела о преступлениях, переданных в эти суды по ходатайству обвиняемого и его защитника в целях обеспечения объективности судебного разбирательства.
В целях демократизации судопроизводства, повышения правоохранительной роли суда внесен ряд важных новелл в регламентацию порядка производства в суде первой инстанции. Прежде всего, вопрос о достаточности оснований для назначения судебного разбирательства будет в ряде случаев решаться не единолично судьей по материалам дела, а после проведения предварительного слушания с участием сторон. Проведение предварительного слушания будет обязательно, в частности, по делам, рассматриваемым с участием присяжных заседателей, при обнаружении судьей существенных нарушений уголовно-процессуального закона при проведении расследования, при наличии ходатайств о направлении дела на дополнительное расследование или о его прекращении либо для решения вопроса о допустимости доказательств.
При рассмотрении дел по первой инстанции суд действует в составе единоличного судьи, коллегии из трех профессиональных судей либо судьи и двух народных заседателей, судьи и присяжных заседателей. Единолично судьей рассматриваются дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, за которые максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает 5 лет лишения свободы. Дела о преступлениях, предусматривающих наказание до 15 лет лишения свободы рассматриваются судьей и двумя народными заседателями. Дела о преступлениях, предусматривающих наказание свыше 15 лет лишения свободы, пожизненное лишение свободы или смертную казнь, будут рассматриваться судом с участием присяжных заседателей или коллегией из трех профессиональных судей.
В соответствии с принципом состязательности установлено, что по каждому делу в суде должен участвовать обвинитель: по делам, по которым проведено предварительное следствие - прокурор, как государственный обвинитель; по делам, рассматриваемым мировым судьей, - представитель органа дознания; по делам частного обвинения - потерпевший, как частный обвинитель.
Существенным образом трансформирован порядок пересмотра судебных решений, не вступивших в законную силу. Существующий ныне кассационный порядок обжалования и пересмотра приговоров, не вступивших в законную силу не в полной мере обеспечивает своевременное исправление судебных ошибок. Проверку законности и обоснованности этих приговоров суды кассационной инстанции проводят лишь по письменным материалам, что не всегда позволяет отменить или изменить неправосудный приговор. В целях обеспечения своевременного и максимально полного исправления судебных ошибок до вступления приговоров в законную силу в проекте предусматривается новый порядок проверки их законности - апелляционный и кассационный.
В апелляционном порядке рассматриваются жалобы и протесты на не вступившие в законную силу решения мировых судей. Жалобы и протесты рассматриваются судом, являющимся вышестоящим по отношению к тому, который вынес приговор - районным судом. Судебное разбирательство в апелляционном порядке производится судом в составе трех профессиональных судей. При этом суд апелляционной инстанции вправе непосредственно исследовать доказательства, а также проверять обоснованность применения процессуальных норм, то есть решать вопросы факта и права. Апелляционная инстанция вправе признать доказанными факты, которые не были установлены по приговору суда первой инстанции и, наоборот, отвергнуть факты, которые судом первой инстанции были признаны доказанными. Судебное рассмотрение в апелляционной инстанции завершается постановлением нового приговора. При этом оправдательный приговор может быть отменен апелляционной инстанцией с вынесением обвинительного не иначе как по протесту прокурора, либо по жалобе органа дознания или потерпевшего (частного обвинителя) или их представителей на необоснованность оправдания подсудимого. При изменении приговора суда первой инстанции апелляционный суд вправе применить закон о более тяжком преступлении или назначить более строгое наказание только в случае, когда по этим основаниям был принесен протест прокурором либо подана жалоба органом дознания, потерпевшим, частным обвинителем или их представителями, но в пределах предъявленного обвинения.
В кассационном порядке рассматриваются жалобы и протесты на не вступившие в законную силу приговоры суда первой инстанции (за исключением приговоров мировых судей) и суда апелляционной инстанции. Рассмотрение жалоб и протестов в кассационном порядке производится коллегией из трех профессиональных судей. Предметом кассационного рассмотрения является проверка правильности применения уголовного закона к установленным судом фактам и соблюдение при рассмотрении и разрешении дела норм уголовного судопроизводства. Существенно расширены полномочия кассационной инстанции по исследованию доказательств. В законопроекте предусмотрено, что кассационная инстанция вправе назначить экспертизу, истребовать материалы, допросить свидетеля и потерпевшего.
Введение "двойного контроля" (апелляционного и кассационного) и возможность проверки законности не вступивших в законную силу приговоров не только по вопросам права, но и по фактической стороне, обеспечит возможность своевременного выявления и устранения судебных ошибок.
Для устранения возможных судебных ошибок по делам, по которым судебные решения вступили в законную силу (такие случаи полностью исключить нельзя), предлагается, во-первых, сохранить существующий порядок возобновления производства по делу ввиду вновь открывшихся обстоятельств и, во-вторых, предусмотреть возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных решений по протестам лиц, которым это право предоставляется законодательствам Российской Федерации.
Судебными инстанциями, правомочными пересмотреть приговор, определение и постановление суда, вступившие в законную силу, будут являться Президиум Верховного Суда Российской Федерации, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации, Президиумы Верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов.
Приговоры и постановления мировых судей, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены президиумом Верховного Суда республики, краевого, областного суда, судов городов федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа. Приговоры, определения и постановления районных судов, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены также президиумом Верховного суда республики, краевого, областного суда, судов городов федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа. Приговоры, определения и постановления Верховного суда республики, краевого, областного суда, судов городов федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации.
В законопроекте сохраняется порядок, при котором граждане могут обращаться за защитой своих прав и законных интересов к прокурору. Прокурор в пределах своей компетенции, при наличии к тому оснований, вправе принести протест на состоявшиеся по делу судебные решения.
Как и в действующем УПК в проекте имеются главы, регламентирующие производство по делам о преступлениях несовершеннолетних и по делам о применении принудительных мер медицинского характера. Вместе с тем разработан и внесен в проект новый важный раздел "Ходатайства и жалобы". С учетом конституционного положения о праве каждого гражданина на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, разработана и включена в проект новая глава о производстве по возмещению вреда, причиненного незаконными действиями суда и органов, осуществляющих досудебное производство по уголовному делу. В ней содержатся нормы, предусматривающие основания и условия возникновения права на возмещение вреда, характер и размер подлежащего возмещению ущерба, порядок его возмещения. Впервые в проект включен и раздел о порядке взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими учреждениями и должностными лицами иностранных государств по вопросам, связанным с оказанием правовой помощи по уголовным делам, выдачей лиц, совершивших преступления, и передачей осужденных для отбывания наказания в государства, гражданами которых они являются.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.