Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О биржах и биржевой деятельности"
Актуальность представленного проекта Федерального закона "О биржах и биржевой деятельности" обусловлена следующим.
Регулирующий в настоящее время биржевую деятельность Закон Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле" был принят 20 февраля 1992 года. Он сыграл свою положительную роль в упорядочении биржевой деятельности в рамках гражданского законодательства, гарантировал свободное установление цен на биржевые товары и обеспечил правовые гарантии участникам биржевой торговли.
Однако, за прошедшее время эволюционное развитие биржевой деятельности привело к тому, что деятельность бирж во многом стала ориентироваться не на организацию товародвижения и восстановление хозяйственных связей (как это было в самом начале), а на обслуживание торгового процесса, который подразумевает котировку цен, предоставляет возможность производителям и потребителям застраховать свою цену и прибыль, оперативно и точно провести расчеты по биржевым сделкам, обеспечивает гарантии исполнения сделок участникам биржевой торговли. Вследствие этого, трактовка биржи как элемента товаропроводящего канала, которая во-многом определяет концепцию действующего Закона Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле", видоизменяется и дополняется новыми характеристиками биржи, как измерителя и стабилизатора цен на важнейшие ресурсы, что соответствует классической модели функционирования бирж в развитой рыночной экономике.
Таким образом, изменения в практике биржевой торговли, касающиеся целей, задач и функций товарных бирж, необходимость повышения ответственности участников биржевой торговли по выполнению своих обязательств перед клиентами и усиления гарантий бирж по исполнению биржевых сделок, а также отсутствие государственного регулирования фьючерсных рынков привели к необходимости кардинальной переработки концепции законодательной базы, регулирующей биржевую деятельность, и вынесению на рассмотрение новой редакции вышеупомянутого закона под названием "О биржах и биржевой деятельности".
Концепция представленного проекта закона рассматривает биржу как классический институт рыночной экономики, имеющий единую организационную, экономическую и правовую основы, вне зависимости от специфики конкретного вида товара, составляющего ее биржевой оборот.
Вместе с тем, учитывая, что вопросы биржевой торговли валютными ценностями и ценными бумагами, уже урегулированы действующим законодательством в рамках специальных федеральных законов, отношения, связанные с биржевым оборотом валютных ценностей и ценных бумаг, исключены из компетенции настоящего законопроекта.
Определяя организационные формы осуществления биржевой деятельности, законопроект предусматривает, что биржевая торговля может осуществляться как на биржах, так и в рамках обособленных подразделений валютных и фондовых бирж, на которых организован оборот иного, кроме валютных ценностей и ценных бумаг, имущества. Такие подразделения также признаются организаторами биржевой торговли и их деятельность регламентируется настоящим законопроектом.
Серьезным препятствием для развития биржевого фьючерсного рынка стали положения действующего Закона Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле" о запрете на учредительство и членство на бирже органов государственной власти и управления, а также банков, кредитных учреждений, страховых, инвестиционных компаний и фондов, что не позволяло создать эффективно функционирующую инфраструктуру биржевой фьючерсной торговли и обеспечить возможно большее число участников. Данный недостаток действующего законодательства полностью устранен в представленном законопроекте.
Тенденции отхода бирж от торговли реальным товаром и переориентация на работу с инструментами форвардного и фьючерсного рынка привели к необходимости более широкой формулировки понятия биржевого товара и совершаемых с ним биржевых сделок. Так, в проекте закона определены особые виды сделок, которые могут совершаться исключительно в ходе биржевой торговли, в частности, фьючерсные и опционные биржевые сделки, предметом которых являются фьючерсные контракты и опционы.
В свою очередь развитие фьючерсного и, особенно, опционного рынка предполагает значительное расширение количества участников биржевой торговли, в связи с чем на бирже все актуальней становятся вопросы законодательного регулирования взаимоотношений клиента, биржевого посредника и биржи. В этой связи в законопроект внесены положения, регламентирующие обязанности, права и ответственность биржевых посредников перед своими клиентами, а также в целях снижения рисков, связанных с расчетами по совершенным сделкам, установлены обязанности биржи по обеспечению расчетного обслуживания фьючерсной и опционной биржевой торговли и гарантий исполнения обязательств участниками биржевой торговли.
В законопроекте принципиально изменен подход к государственному регулированию биржевой деятельности.
Законопроектом предусмотрено преобразовать Комиссию по товарным биржам при ГАК России в Федеральную комиссию по биржевой деятельности Российской Федерации в качестве федерального государственного органа при федеральном антимонопольном органе. В законопроекте существенно уточнены и расширены функции Федеральной комиссии, ее полномочия в области государственного регулирования биржевой деятельности. Предусмотрена адекватная ответственность лиц, нарушивших законодательство о биржевой деятельности. Размеры применяемых штрафов, в отличие от ныне действующего закона, установлены в выражении, кратном минимальным размерам оплаты труда.
Упорядочен вопрос о лицензировании биржевой деятельности, исчерпывающим образом описаны виды биржевой деятельности, подлежащие лицензированию, а также полномочия Федеральной комиссии по биржевой деятельности по выдаче, продлению срока действия, приостановке действия и аннулированию лицензий, признания недействительности сделок, совершенных лицами без лицензий и ликвидации действующих без лицензии юридических лиц.
В целом законопроект, базируясь на нормах действующего гражданского права и нормативных конструкциях, сложившихся в гражданских отношениях, способствует построению цивилизованных рыночных отношений и предоставляет всем участникам биржевой деятельности законодательную возможность стабильного ведения биржевой торговли и защиту своих интересов в ходе биржевой деятельности.
Принятие представленного на рассмотрение законопроекта позволит усовершенствовать биржевую торговлю, обеспечить ее переход на качественно новый уровень, а также позволит биржам занять соответствующее место в российской экономике в качестве основной ценообразующей структуры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.