Проект федерального закона N 97801824-2
"О защите прав граждан на рынке ценных бумаг"
Досье на проект федерального закона
См.: пояснительную записку
перечень законодательных актов для изменения
справку о состоянии законодательства
Глава 1. Общие положения
Глава 2. Дополнительные гарантии защиты прав и интересов
индивидуальных инвесторов, устанавливаемые настоящим
Федеральным законом
Глава 3. Защита права на полную и достоверную информацию
Глава 4. Право на поддержку со стороны органов государственного
регулирования рынка ценных бумаг при защите нарушенных или
оспоренных прав индивидуальных инвесторов в судебном
и административном порядках
Глава 5. Обеспечение права на получение компенсаций
Глава 6. Обеспечение права на создание общественных организаций по
защите интересов индивидуальных инвесторов
Глава 7. Право на свободный выбор услуг на рынке ценных бумаг
Глава 8. Дополнительные требования к эмитентам, осуществляющим
размещение ценных бумаг среди потенциально неограниченного
круга индивидуальных инвесторов
Глава 9. Дополнительные требования к профессиональным участникам,
предоставляющим услуги индивидуальным инвесторам на рынке
ценных бумаг
Глава 10. Дополнительные требования к профессиональным участникам,
предоставляющим услуги по обслуживанию коллективных
инвесторов
Глава 11. Дополнительные полномочия и ответственность федеральной
комиссии и других органов государственного регулирования
Глава 12. Заключительные положения
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение государственной и общественной защиты прав и интересов граждан Российской Федерации на рынке ценных бумаг, определение порядка предоставления гражданам компенсаций и иных форм возмещения ущерба, причиненного противоправными действиями на рынке ценных бумаг, а также установление дополнительных полномочий и ответственности федеральных органов исполнительной власти по защите прав и интересов граждан на рынке ценных Российской Федерации.
Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящим Федеральным законом устанавливаются:
- дополнительные требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, предоставляющим услуги индивидуальным инвесторам на рынке ценных бумаг Российской Федерации;
- дополнительные требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, предоставляющим услуги по обслуживанию коллективных инвестиций на рынке ценных бумаг Российской Федерации;
- дополнительные требования к эмитентам ценных бумаг в связи с эмиссией, размещением, обращением, обслуживанием и исполнением обязательств по ценным бумагам, приобретаемым индивидуальными инвесторами на рынке ценных бумаг Российской Федерации;
- порядок создания и основные принципы деятельности Федерального Общественно-государственного Фонда защиты вкладчиков и акционеров, порядок выплаты Фондом компенсаций гражданам, а также порядок осуществления контроля за деятельностью фонда;
- полномочия и ответственность федеральных органов исполнительной власти по защите прав и законных интересов граждан на рынке ценных бумаг.
2. Настоящий Федеральный закон не применяется к отношениям:
- по привлечению денежных средств во вклады банками и иными кредитными организациями;
- возникающим в связи с выпуском и обращением депозитных и сберегательных сертификатов кредитных организаций, а также эмиссией и обращением ценных бумаг, эмитентом или гарантом по которым выступают Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования; объектом которых выступают чеки, векселя и иные ценные бумаги, не отнесенные к эмиссионным ценным бумагам федеральными законами;
- ко всем иным отношениям; за исключением указанных в п.1 настоящей статьи.
3. Защита прав юридических лиц на рынке ценных бумаг осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 3. Термины и определения, используемые в настоящем Федеральном законе
В целях настоящего Федерального закона используются следующие термины и определения:
- индивидуальный инвестор - гражданин Российской Федерации, инвестирующий денежные средства или иное имущество в ценные бумаги и не являющийся профессиональным участником рынка ценных бумаг;
- коллективные инвесторы - акционерные и паевые инвестиционные фонды, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, и привлекающие средства индивидуальных инвесторов путем продажи последним акций или инвестиционных паев;
- коллективные инвестиции - инвестиции, осуществляемые индивидуальными инвесторами путем приобретения акций или инвестиционных паев инвестиционных фондов.
- профессиональный участник рынка ценных бумаг (далее профессиональный участник) - лицо, осуществляющее профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
- существенная информация - информация, необходимая инвестору для разумной оценки риска при принятии решения о приобретении ценной бумаги и выборе услуги, а также информация, признаваемая существенной федеральными законами Российской Федерации;
- Федеральная Комиссия - Федеральная Комиссия по рынку ценных бумаг;
- региональные отделения - региональные отделения Федеральной Комиссии по рынку ценных бумаг;
- органы государственного регулирования рынка ценных бумаг - Федеральная Комиссия, Министерство Финансов Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, федеральный антимонопольный орган, а также другие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование рынка ценных бумаг и контроль за осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в соответствии со своей компетенцией.
- регистрирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные органы, уполномоченные осуществлять государственную регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг;
- лицензирующие органы - органы, осуществляющие лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и контроль за деятельностью профессиональных участников, которым ими были выданы лицензии.
Статья 4. Условия приобретения ценных бумаг и выбора услуг на рынке ценных бумаг индивидуальными инвесторами
1. Принятие решения о приобретении ценной бумаги и выборе услуги осуществляется индивидуальными инвесторами самостоятельно с учетом разумной оценки риска и соблюдения должной предусмотрительности.
2. Индивидуальный инвестор вправе в связи с приобретением ценной бумаги потребовать у эмитента или профессионального участника доказательств государственной регистрации ценных бумаг или наличия лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. В случае отказа в предоставлении доказательств эмитент и профессиональный участник несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Статья 5. Общие принципы заключения договоров с индивидуальными инвесторами на рынке ценных бумаг
1. В связи с эмиссией, размещением и обращением ценных бумаг эмитентам и профессиональным участникам запрещается устанавливать обязательства с неопределенными или противоречивыми условиями в отношении прав индивидуальных инвесторов или обязанностей эмитентов и профессиональных участников. При возникновении спора по обязательству с неопределенными или противоречивыми условиями все сомнения подлежат рассмотрению в пользу индивидуального инвестора.
2. Индивидуальный инвестор вправе по основаниям, предусмотренным в пункте 1 настоящей статьи, при условии, что неопределенные или противоречивые условия являются существенными, расторгнуть договор с эмитентом или профессиональным участником и потребовать возмещения причиненных ему убытков.
3. Условия договоров, заключаемых эмитентами, профессиональными участниками с индивидуальными инвесторами, которые ограничивают их права либо ставят их в менее выгодное положение по сравнению с положением, которое они имели бы на основании норм, установленных законодательством Российской Федерации, являются ничтожными.
Статья 6. Общие принципы возмещения убытков и вреда, причиненных индивидуальным инвесторам на рынке ценных бумаг
Убытки, причиненные индивидуальному инвестору неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, а также вред, причиненный имуществу индивидуального инвестора на рынке ценных бумаг, подлежат возмещению в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Защита прав индивидуальных инвесторов государственными органами исполнительной власти
1. Защита прав индивидуальных инвесторов осуществляется федеральным органом по регулированию рынка ценных бумаг и его региональными отделениями, федеральным органом по управлению государственным имуществом и его территориальными органами, федеральным антимонопольным органом и его территориальными органами, а также другими органами в соответствии с их компетенцией в случаях и в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с их компетенцией.
2. Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы осуществляют защиту прав индивидуальных инвесторов при установлении случаев недобросовестной рекламы на рынке ценных бумаг и в других случаях и в порядке, установленном федеральными законами.
3. Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы осуществляют защиту прав индивидуальных инвесторов на свободный выбор услуг на рынке ценных бумаг на основе поддержки конкуренции на рынке ценных бумаг, предотвращения недобросовестной конкуренции и злоупотребления доминирующим положением в порядке, установленном федеральными законами.
4. Защита прав индивидуальных инвесторов при выпуске и обращении ценных бумаг в связи с приватизацией государственных и муниципальных предприятий осуществляется федеральным органом по управлению государственным имуществом и его территориальными органами, а также в судебном порядке.
Статья 8. Защита прав индивидуальных инвесторов саморегулируемыми организациями профессиональных участников
1. Саморегулируемые организации в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", иными правовыми актами Российской Федерации, а также правилами и стандартами саморегулируемой организации осуществляют контроль за исполнением своими членами законодательства Российской Федерации о защите прав индивидуальных инвесторов.
2. Контроль осуществляется саморегулируемыми организациями по собственной инициативе, на основании обращений Федеральной комиссии и ее региональных отделений и иных федеральных органов исполнительной власти, а также по заявлениям и жалобам индивидуальных инвесторов.
Формы, сроки и порядок проведения контрольных мероприятий в рамках саморегулируемой организации определяются ее учредительными документами, правилами и стандартами деятельности.
Глава 2. Дополнительные гарантии защиты прав и интересов
индивидуальных инвесторов, устанавливаемые настоящим
Федеральным законом
Статья 9. Дополнительные гарантии защиты прав и интересов индивидуальных инвесторов на рынке ценных бумаг, устанавливаемые настоящим Федеральным законом
1. Права и интересы индивидуальных инвесторов на рынке ценных бумаг гарантируются Конституцией Российской Федерации и другими законодательными актами Российской Федерации.
2. Настоящим Федеральным Законом устанавливаются следующие дополнительные гарантии обеспечения прав и интересов индивидуальных инвесторов на рынке ценных бумаг:
- право на получение полной и достоверной информации о ценных бумагах, допущенных к публичному обращению, эмитентах эмиссионных ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг, имеющих право обслуживать индивидуальных инвесторов - в порядке и объеме, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- право на поддержку со стороны органов государственного регулирования рынка ценных бумаг при осуществлении разбирательств в связи с нарушенными или оспоренными правами индивидуальных инвесторов в судебном и административном порядках в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- право на получение компенсаций в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
- право на создание общественных организаций, осуществляющих защиту прав индивидуальных инвесторов на рынке ценных бумаг;
- право свободного выбора профессиональных участников, предоставляющих услуги на рынке ценных бумаг;
- право на просвещение путем распространения на широкой и гласной основе образовательной информации в области защиты прав, связанных с ценными бумагами, с использованием в этих целях средств массовой информации, включения соответствующих требований в государственные общеобразовательные стандарты, программы высших и средних учебных заведений.
Глава 3. Защита права на полную и достоверную информацию
Статья 10. Федеральный центр обработки данных по ценным бумагам
1. В целях обеспечения прав индивидуальных инвесторов на получение полной и достоверной информации создается Федеральный Центр обработки данных по ценным бумагам (далее - Центр).
2. Целями создания и деятельности Центра является сбор, обработка и обеспечение публичного распространения информации о ценных бумагах, допущенных к публичному обращению, эмитентах ценных бумаг, допущенных к публичному обращению, профессиональных участниках рынка ценных бумаг, иной существенной информации о рынке ценных бумаг в Российской Федерации, а также присвоение идентификационных номеров ценным бумагам, выпущенным в Российской Федерации.
3. Центр создается как некоммерческая организация, не ставящая своей целью извлечение прибыли.
4. Учредителями Центра выступают Федеральное Агентство Правительственной Связи и Информации, Министерство финансов Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации и Федеральная Комиссия по рынку ценных бумаг.
5. Устав Центра утверждается Правительством Российской Федерации.
6. Руководитель Центра назначается на должность и может быть отстранен от должности Председателем Правительства Российской Федерации.
Статья 11. Обязанность Федеральной Комиссии предоставлять информацию по требованию индивидуального инвестора
1. Федеральная комиссия обязана в срок, не превышающий 30 дней с момента принятия соответствующих решений, осуществлять публикацию в "Вестнике Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг" официальной информации, содержащей:
сведения о выданных, аннулированных или приостановленных лицензиях на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
сведения о саморегулируемых организациях профессиональных участников;
сведения о проведенных Федеральной Комиссией на основании заявлений индивидуальных инвесторов разбирательствах и принятых решениях;
сведения о судебных решениях, вынесенных по искам Федеральной комиссии к эмитентам и участникам рынка ценных бумаг.
2. Федеральная комиссия и ее региональные отделения обязаны вести публичные базы данных, содержащие открытую и доступную для каждого заинтересованного лица информацию о примененных санкциях и лицах, совершивших правонарушения на рынке ценных бумаг, а также информацию в соответствии с Федеральным Законом "О рынке ценных бумаг".
3. Федеральная Комиссия и ее региональные отделения обязаны по требованию индивидуального инвестора в течение 7 дней предоставлять ему в письменном виде следующую информацию:
сведения о выданных, аннулированных или приостановленных лицензиях на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
сведения об организациях, имеющих лицензию на право профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, включая полное наименование, юридический и фактический адрес таких организаций, величину уставного и собственного капитала, а также наименования или имена всех юридических и физических лиц, которым принадлежит более 1% голосующих акций (долей) в уставном капитале таких организаций;
ежеквартальный отчет эмитента публично размещаемых эмиссионных ценных бумаг, составленный в соответствии с Федеральным Законом "О рынке ценных бумаг";
сообщения о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента в соответствии с Федеральным Законом "О рынке ценных бумаг";
сведения о саморегулируемых организациях профессиональных участников;
сведения о проведенных Федеральной Комиссией на основании заявлений индивидуальных инвесторов разбирательствах и принятых решениях;
сведения о ценных бумагах, допущенных к публичному размещению и обращению в Российской Федерации, а также сведения об эмитентах ценных бумаг, допущенных к публичному размещению и обращению в Российской Федерации;
сведения о судебных решениях, вынесенных по искам Федеральной комиссии к участникам рынка ценных бумаг;
справки о наличии лицензий на право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг у организаций и фирм, в отношении которых поступил запрос со стороны индивидуального инвестора;
официальные тексты любых постановлений и распоряжений, принятых Федеральной Комиссией.
4. За предоставление информации и сведений, указанных в пункте 3 настоящей статьи, Федеральная Комиссия и ее региональные отделения вправе взимать с индивидуального инвестора плату, не превышающую расходов по копированию документов и суммы административных расходов, связанных с подготовкой информации по запросу инвестора.
Статья 12. Обязанность других лицензирующих и регистрирующих органов предоставлять информацию по требованию индивидуального инвестора
1. Лицензирующий орган обязан вести публичные базы данных, содержащие открытую и доступную для каждого заинтересованного лица информацию о выданных, приостановленных и аннулированных лицензиях на право профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
2. Регистрирующий орган обязан вести публичные базы данных, содержащие открытую и доступную для каждого заинтересованного лица информацию о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, об аннулированных выпусках ценных бумаг и выпусках ценных бумаг, размещение которых приостановлено.
3. Объем информации, содержащийся в публичных базах данных, устанавливается федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 13. Обязанность эмитентов предоставлять информацию индивидуальным инвесторам
1. Эмитенты, осуществляющие размещение ценных бумаг среди потенциально неограниченного круга индивидуальных инвесторов, обязаны по требованию индивидуального инвестора предоставить ему:
- все зарегистрированные проспекты эмиссии ценных бумаг;
- копии годовых отчетов за последние 3 года;
- ежеквартальные отчеты за последние 3 квартала.
2. Требование о предоставлении информации эмитентом может исполняться реестродержателем, фондовой биржей или иным организатором торговли, а также иным профессиональным участником на основании договора с эмитентом.
За предоставление информации и сведений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, эмитент или профессиональный участник, действующий по договору с эмитентом, вправе взимать с индивидуального инвестора плату, не превышающую расходов по копированию документов, суммы почтовых расходов по пересылке информации инвестору и суммы административных расходов, связанных с подготовкой информации по запросу инвестора.
3. Контроль за обоснованностью размеров платы за предоставление информации, взимаемой эмитентами или профессиональными участниками, действующими по поручению эмитентов, возлагается на Федеральную комиссию.
Статья 14. Обязанность профессиональных участников предоставлять информацию индивидуальным инвесторам
1. Профессиональные участники, предлагающие услуги индивидуальным инвесторам на рынке ценных бумаг, обязаны предоставить по требованию индивидуального инвестора следующие документы и информацию:
- копию лицензии на право профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
- копию свидетельства о государственной регистрации;
- информацию о наименовании, адресе и контактных телефонах органа, выдавшего лицензию;
- информацию об уставном и собственном капитале профессионального участника;
- информацию о руководителе (президенте, генеральном директоре) профессионального участника;
- наименования или имена всех юридических и физических лиц, которым принадлежит более 1% голосующих акций (долей) в уставном капитале таких организаций;
- справку, в которой содержится вся вышеуказанная информация.
2. Брокеры в связи с продажей ценной бумаги обязаны предоставить индивидуальному инвестору по его требованию следующую информацию:
- о государственной регистрации выпуска ценных бумаг и его государственном регистрационном номере;
- проспект эмиссии, зарегистрированный и опубликованный в установленном порядке;
- письменное заключение о рисках, связанных с приобретением ценной бумаги данного вида и эмитента;
- отчет эмитента об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.
3. Профессиональные участники обязаны уведомить индивидуального инвестора о его праве получить информацию, указанную в пунктах 1 и 2 настоящей статьи. Профессиональные участники несут ответственность за неуведомление индивидуального инвестора о его праве получить информацию.
4. Профессиональный участник вправе требовать за предоставление индивидуальному инвестору в письменной форме информации, указанной в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, платы в размере, не превышающем затрат на ее копирование.
5. Нарушение пунктов 1-3 настоящей статьи, в том числе предоставление индивидуальному инвестору недостоверной или не полной существенной информации являются основанием для изменения или расторжения договора между индивидуальным инвестором и профессиональным участником, эмитентом по требованию индивидуального инвестора, в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, если иные последствия не установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6. Контроль за обоснованностью размеров платы за предоставление информации, взимаемой профессиональными участниками, возлагается на Федеральную Комиссию.
Статья 15. Контроль за распространением информации о ценных бумагах, допущенных к публичному обращению, эмитентах ценных бумаг, допущенных к публичному обращению, профессиональных участниках рынка ценных бумаг, имеющих право обслуживать индивидуальных инвесторов
1. Публичное распространение информации о ценах и котировках, объемах торгов, условиях спроса и предложения на государственные ценные бумаги информационными агентствами и другими коммерческими распространителями информации осуществляется на основании разрешения, выдаваемого Министерством Финансов Российской Федерации. Министерство Финансов вправе отказать в выдаче разрешения, если существуют значительные основания предполагать, что деятельность заявителя может привести к введению в заблуждение индивидуальных инвесторов, приобретающих государственные ценные бумаги.
2. Публичное распространение среди потенциально неограниченного круга индивидуальных инвесторов информации о ценах и котировках, объемах торгов, условиях спроса и предложения на негосударственные ценные бумаги, допущенные к публичному размещению и обращению в Российской Федерации, информационными агентствами и другими коммерческими распространителями информации осуществляется на основании разрешения, выдаваемого Федеральной Комиссией. Федеральная Комиссия вправе отказать в выдаче разрешения, если существуют значительные основания предполагать, что деятельность заявителя может привести к введению в заблуждение индивидуальных инвесторов, приобретающих государственные ценные бумаги.
3. Заявитель, которому отказано в выдаче разрешения, предусмотренного пунктом 1 или пунктом 2 настоящей статьи, вправе обжаловать решение органа, отказавшего в выдаче разрешения, в суд, арбитражный суд, либо в федеральный антимонопольный орган, который вправе принять решение, обязывающее орган, отказавший в выдаче разрешения, выдать разрешение заявителю.
4. Контроль за достоверностью и полнотой информации, предоставляемой индивидуальным инвесторам профессиональным участников, осуществляет орган, выдавший лицензию на право профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Статья 16. Нарушение права индивидуального инвестора на получение полной и достоверной информации
1. В случае отказа или уклонения эмитента, профессионального участника от предоставления информации в объеме, установленном настоящим Федеральным Законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации Индивидуальный инвестор имеет право направить жалобу в Федеральную Комиссию или ее региональное отделение, которая подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным Законом.
2. Индивидуальный инвестор имеет право обжаловать в суд отказ или уклонение эмитента, профессионального участника или уполномоченного федерального органа исполнительной власти от предоставления информации в объеме, установленном настоящим Федеральным Законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. При рассмотрении споров обязанность доказывать факт предоставления индивидуальному инвестору полной и достоверной информации возлагается на эмитентов, профессиональных участников и федеральные органы исполнительной власти.
4. Вред, причиненный вследствие непредоставления информации в объеме, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, возмещается индивидуальному инвестору по решению суда в полном объеме.
5. Федеральная комиссия несет ответственность за непредоставление индивидуальному инвестору информации, а также за нарушение сроков раскрытия и опубликования информации. Индивидуальный инвестор имеет право обжаловать вышеуказанные действия Федеральной комиссии в суде общей юрисдикции.
Глава 4. Право на поддержку со стороны органов государственного
регулирования рынка ценных бумаг при защите нарушенных или оспоренных
прав индивидуальных инвесторов в судебном и административном порядках
Статья 17. Защита прав индивидуальных инвесторов в судебном порядке
Защита прав индивидуальных инвесторов в судебном порядке осуществляется путем возбуждения дел в суде в соответствии с установленной федеральными законами процедурой.
Статья 18. Право индивидуального инвестора обратиться за поддержкой Федеральной комиссией при рассмотрении дел о защите прав индивидуальных инвесторов в судебном порядке
1. Индивидуальный инвестор вправе обратиться в Федеральную Комиссию с заявлением об оказании содействия с целью защиты нарушенных или оспоренных прав индивидуального инвестора в судебном или административном порядке.
2. Федеральная Комиссия принимает к рассмотрению заявления индивидуальных инвесторов об оказании содействия с целью защиты нарушенных или оспоренных прав индивидуального инвестора в судебном или административном порядке в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также иными законодательными актами Российской Федераций.
3. В течение одного месяца со дня подачи заявления Федеральная Комиссия обязана принять решение об оказании поддержки заявителю в соответствии с полномочиями, предоставленными ей Федеральным законом, а также иными законодательными актами Российской Федерации, либо направляет ему мотивированный отказ в письменном виде.
Статья 19. Защита неопределенного круга граждан, понесших ущерб на финансовом и фондовом рынках
Рассмотрение дел о защите прав неопределенного круга граждан, понесших ущерб на финансовом и фондовом рынках, производится по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Глава 5. Обеспечение права на получение компенсаций
Статья 20. Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров
1. Для защиты имущественных прав индивидуальных инвесторов, в том числе в судебном порядке, участия в исполнительном производстве с целью хранения, управления и реализации имущества организаций-должников, причинивших имущественный ущерб инвесторам, назначения и выплаты компенсаций инвесторам создается Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров (далее - фонд).
2. Основными целями деятельности фонда являются:
- осуществление компенсационных выплат лицам, которым был причинен имущественный ущерб на рынке ценных бумаг;
- формирование информационной базы данных и ведение реестра инвесторов, права которых были нарушены на рынке ценных бумаг;
- формирование информационной базы данных и ведение реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, нарушающих законодательство о защите инвесторов на рынке ценных бумаг;
- распространение имеющейся в фонде информации;
- хранение, управление и участие в реализации имущества или обеспечение функций контроля за соблюдением условий хранения и реализации имущества, предназначенного для удовлетворения имущественных прав инвесторов, нарушенных в результате противоправных действий на рынке ценных бумаг Российской Федерации, а также обеспечение распределения в соответствии с целями фонда средств, полученных от реализации указанного имущества, а также иного переданного в установленном порядке имущества.
3. Фонд является некоммерческой организацией.
4. В качестве учредителей фонда выступают Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Российский фонд федерального имущества, Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом, иные заинтересованные организации.
5. Устав Фонда утверждается Правительством Российской Федерации.
6. Руководитель Фонда назначается на должность и может быть отстранен от должности Председателем Правительства Российской Федерации.
7. Средства фонда формируются в порядке и на условиях, установленных Уставом Фонда и настоящим Федеральным законом.
8. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные источники формирования средств Фонда.
9. Управление имуществом и денежными средствами фонда осуществляется Российской Инвестиционной Корпорацией. Правительство Российской Федерации вправе назначить другое государственное финансовое учреждение для управления имуществом и денежными средствами Фонда.
10. Все денежные счета Фонда открываются в Сберегательном банке Российской Федерации.
11. Все принадлежащие Фонду ценные бумаги передаются в депозитарий Фонда - Сберегательный Банк Российской Федерации.
12. Финансовый контроль за деятельностью Фонда осуществляет Счетная Палата российской Федерации. Представители Счетной Палаты Российской Федерации имеют право беспрепятственного входа в помещения Фонда и право получения всей финансовой документации Фонда.
13. Независимый аудитор Фонда назначается Правительством Российской Федерации.
14. В фонде создается попечительский совет, который обеспечивает контроль за выполнением основных функций фонда и деятельностью управляющей компании, утверждает правила назначения и выплаты компенсаций и иных обязательных выплат индивидуальным инвесторам, осуществляет иные функции по руководству его деятельностью.
15. Председателем попечительского совета является Председатель Федеральной Комиссии по должности.
16. Правовое положение фонда и порядок осуществления им деятельности в части, неурегулированной настоящим Федеральным законом, определяется иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом фонда.
Статья 21. Порядок осуществления Фондом компенсационных и обязательных выплат
1. Фонд осуществляет за счет собственных средств выплаты компенсационного характера индивидуальным инвесторам, которые не могут получить присужденное по судебным решениям и приказам, ввиду отсутствия имущества и денежных средств должника.
2. Право на получение компенсации имеют индивидуальные инвесторы в связи с причинением ущерба профессиональными участниками, имеющими лицензию и в отношении зарегистрированных выпусков ценных бумаг, за исключением случаев, когда индивидуальные инвесторы были введены в заблуждение о наличии лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и государственной регистрации выпуска ценных бумаг.
3. Правом на получение компенсации не обладают:
- должностные лица и сотрудники Федеральной Комиссии, а также их ближайшие родственники;
- консультанты и советники Федеральной Комиссии, а также их ближайшие родственники;
- руководители и должностные лица профессиональных участников и их ближайшие родственники;
- должностные лица и сотрудники Фонда и их ближайшие родственники, а также советники и консультанты фонда.
4. Фонд вправе ограничить размер компенсаций индивидуальным инвесторам максимальной суммой выплат как из расчета на одного индивидуального инвестора, так и выплачиваемой индивидуальным инвесторам в пределах общего годового объема компенсационных выплат.
5. Фонд при выплате компенсаций возмещает только действительный ущерб и не компенсирует упущенной выгоды.
6. Обязательные выплаты осуществляются фондом на основании исполнительных документов взыскателей из имущества должников в тех случаях, когда фонд выступает в качестве законного представителя индивидуальных инвесторов - взыскателей в исполнительном производстве.
7. Обязательные выплаты производятся в пределах имущества должника, на которое обращено взыскание в судебном порядке. Фонд при распределении имущества между взыскателями обязан принять меры к выявлению круга потерпевших индивидуальных инвесторов.
Статья 22. Участие Федерального общественно-государственного фонда защиты прав вкладчиков и акционеров в исполнительном производстве и реализации имущества должников
1. Фонд является законным представителем индивидуальных инвесторов - взыскателей в исполнительном производстве в отношении имущества, на которое наложен арест в связи с исполнением решений по делам с участием индивидуальных инвесторов, за исключением лиц, которые самостоятельно обратились с исполнительными документами за взысканием.
2. Фонд осуществляет хранение, управление, проведение независимой оценки и реализацию арестованного имущества на торгах в порядке, установленном действующим гражданским процессуальным и гражданским законодательством Российской Федерации либо контроль за осуществлением указанных функций уполномоченными на то организациями, а также содействие органам принудительного исполнения.
3. Средства, вырученные от реализации указанного имущества, используются фондом для осуществления обязательных выплат индивидуальным инвесторам в соответствии с исполнительными документами в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Статья 23. Возмещение убытков членами саморегулируемой организации в отношении индивидуальных инвесторов
1. В целях возмещения индивидуальным инвесторам убытков, которые могут наступить вследствие причинения вреда имуществу индивидуальных инвесторов или нарушения договоров и иных обязательств с участием индивидуальных инвесторов, саморегулируемые организации создают гарантийные, компенсационные и иные специальные фонды.
2. Средства компенсационного фонда могут формироваться следующим образом:
путем ежемесячных отчислений членами саморегулируемой организации определенного процента с каждой совершенной сделки либо от их валового дохода за месяц;
путем выплат фиксированного характера ежемесячно либо раз в квартал в определенной кратности к минимальной месячной оплате труда либо по иному критерию.
Фонд может образовываться одним из указанных способов либо двумя указанными способами одновременно.
Минимальный размер фонда не может быть менее тысячекратного размера минимального размера оплаты труда из расчета на год.
3. Саморегулируемая организация самостоятельно определяет минимальный размер подлежащих выплате компенсаций, который не может быть менее половины суммы, подлежащей возмещению индивидуальному инвестору, с учетом установленного в пункте 2 настоящей статьи минимального размера компенсационного фонда.
4. Порядок образования фонда, выплаты возмещения индивидуальным инвесторам, возвращения доли в компенсационном фонде члену саморегулируемой организации при выходе из нее либо прекращении деятельности, определяются саморегулируемой организацией в соответствии с федеральными законами и нормативными актами Российской Федерации.
Глава 6. Обеспечение права на создание общественных организаций по
защите интересов индивидуальных инвесторов
Статья 24. Создание и регистрация общественных объединений индивидуальных инвесторов
1. Индивидуальные инвесторы вправе создавать общественные объединения, целью которых является защита прав и законных интересов индивидуальных инвесторов, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2. Общественные объединения индивидуальных инвесторов вправе обратиться с заявлением о регистрации в Федеральную Комиссию или ее региональные отделения.
3. Порядок регистрации общественных объединений индивидуальных инвесторов Федеральной Комиссией или ее региональными отделениями утверждается Федеральной Комиссией.
4. Федеральная Комиссия обязана оказывать содействие зарегистрированным общественным объединениям индивидуальных инвесторов в соответствии с настоящим Федеральным Законом.
Статья 25. Защита прав индивидуальных инвесторов общественными объединениями
1. Общественные объединения инвесторов федерального, межрегионального и регионального уровня вправе осуществлять защиту прав и интересов индивидуальных инвесторов в формах и порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации.
2. Общественные объединения инвесторов вправе обращаться в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с заявлением в защиту прав индивидуальных инвесторов или неопределенного круга граждан, понесших ущерб на финансовом и фондовом рынках в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.
3. Общественные объединения инвесторов вправе осуществлять контроль за соблюдением условий хранения и реализации имущества должников, предназначенного для удовлетворения их имущественных требований в связи с противоправными действиями на рынке ценных бумаг, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. Общественные объединения инвесторов вправе создавать собственные фонды компенсационного характера с целью снижения риска инвестирования и обеспечения правовой защиты индивидуальных инвесторов.
5. Общественные объединения инвесторов вправе осуществлять контроль за реализацией профессиональными участниками и органами государственного регулирования дополнительных гарантий и прав индивидуальных инвесторов, предусмотренных настоящим Федеральным Законом.
Глава 7. Право на свободный выбор услуг на рынке ценных бумаг.
Статья 26. Обеспечение права на свободный выбор услуг на рынке ценных бумаг
1. Право индивидуальных инвесторов на свободный выбор услуг на рынке ценных бумаг обеспечивается поддержкой конкуренции, предотвращением недобросовестной конкуренции и монополизации рынка услуг.
2. Ущерб, причиненный индивидуальным инвесторам в результате недобросовестной конкуренции и иных нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации, возмещается индивидуальным инвесторам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным Законом, федеральным антимонопольным законодательством и иными федеральными законами.
3. Обязанность по обеспечению права индивидуальных инвесторов на свободный выбор услуг на рынке ценных бумаг возлагается на федеральный антимонопольный орган, его территориальные отделения, иные государственные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.
Статья 27. Дополнительные гарантии права свободного выбора профессиональных участников, предоставляющих услуги на рынке ценных бумаг
1. Брокер, имеющий право на осуществление брокерской деятельности на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет брокерское обслуживание индивидуальных инвесторов основании лицензии на совершение банковских операций и договора с индивидуальным инвестором. Никаких иных лицензий и разрешений не требуется.
2. Банк или иное кредитное учреждение, имеющее право привлекать вклады частных лиц на основании лицензии Центрального Банка Российской Федерации, осуществляет депозитарное обслуживание индивидуальных инвесторов на основании лицензии на совершение банковских операций и договора с индивидуальным инвестором. Никаких иных лицензий и разрешений не требуется.
3. Брокер, обслуживающий индивидуальных инвесторов, осуществляет депозитарное обслуживание индивидуальных инвесторов на основании лицензии на право брокерской деятельности и договора с индивидуальным инвестором. Никаких иных лицензий и разрешений не требуется.
4. Депозитарий, обслуживающий индивидуальных инвесторов, имеет право передавать принятые на депозитарное хранение ценные бумаги индивидуальных инвесторов в другой депозитарий исключительно на основании письменного распоряжения индивидуального инвестора.
5. Никто не вправе принуждать индивидуальных инвесторов соглашаться на передачу ценных бумаг в какой-либо депозитарий против их воли.
Глава 8. Дополнительные требования к эмитентам, осуществляющим
размещение ценных бумаг среди потенциально неограниченного
круга индивидуальных инвесторов
Статья 28. Ограничения, связанные с эмиссией и размещением ценных бумаг
1. На рынке ценных бумаг Российской Федерации запрещается публичное размещение, реклама и предложение в любой иной форме неограниченному кругу индивидуальных инвесторов
- ценных бумаг, не прошедших государственную регистрацию;
- векселей, чеков и иных ценных бумаг, публичное размещение которых запрещено или не предусмотрено федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации;
- документов, хотя и удостоверяющих денежные обязательства и подлежащих выкупу, переуступке или иному отчуждению, но не являющихся ценными бумагами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Использование денежных средств и иного имущества, поступивших в оплату ценных бумаг, осуществляется исключительно в целях предусмотренных проспектом эмиссии, а в случае, если таковые не были предусмотрены, - в целях получения прибыли и надлежащего исполнения обязательств перед всеми индивидуальными инвесторами.
3. Убытки, причиненные в результате злоупотребления доверием инвесторов при выпуске ценных бумаг, возмещаются инвестору по решению суда из имущества эмитента, при недостаточности которого индивидуальному инвестору выплачивается компенсация в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
4. В случае обнаружения признаков недобросовестной рекламы приостановление размещения ценных бумаг осуществляется по согласованию с федеральными антимонопольными органами
Статья 29. Выкуп ценных бумаг на регулярной основе
1. Эмитенты вправе осуществлять выкуп собственных ценных бумаг у индивидуальных инвесторов на регулярной основе в случае, если это прямо предусмотрено условиями выпуска ценных бумаг и разрешено федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации для ценных бумаг данного вида.
2. Требования пункта 2 настоящей статьи не применяются в случаях продажи ценных бумаг на фондовой бирже, а также через организации, осуществляющие деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг, признанные в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Сделки, совершенные в нарушение настоящей статьи, могут быть признаны недействительными по иску индивидуального инвестора, Федеральной комиссии и ее региональных отделений и иных федеральных органов исполнительной власти, которым такое право предоставлено федеральными законами.
Глава 9. Дополнительные требования к профессиональным участникам,
предоставляющим услуги индивидуальным инвесторам
на рынке ценных бумаг
Статья 30. Дополнительные требования к брокерам, обслуживающим индивидуальных инвесторов на рынке ценных бумаг
Брокер, обслуживающий индивидуальных инвесторов, обязан исполнять направляемые ему поручения индивидуальных клиентов в приоритетном порядке по отношению к собственным операциям по покупке и продаже соответствующих ценных бумаг.
Статья 31. Дополнительные требования к депозитариям, обслуживающим индивидуальных инвесторов на рынке ценных бумаг
1. Депозитарием, обслуживающим индивидуальных инвесторов на рынке ценных бумаг может быть:
- брокер, выполняющий поручения индивидуального инвестора на покупку или продажу ценных бумаг;
- банк или иное кредитное учреждение, имеющее право привлекать вклады частных лиц на основании лицензии Центрального Банка Российской Федерации.
Никакие иные организации не имеют права предоставлять услуги по депозитарному обслуживанию индивидуальных инвесторов.
Статья 32. Дополнительные требования к управляющим компаниям инвестиционных фондов, привлекающих средства индивидуальных инвесторов
1. Собственный капитал управляющих компаний инвестиционных фондов, привлекающих средства индивидуальных инвесторов, не может быть менее 10 тысяч минимальных оплат труда, установленных действующим законодательством.
2. Приобретение нерезидентами акций (долей, паев), в капитале управляющих компаний инвестиционных фондов, привлекающих средства индивидуальных инвесторов, разрешается только в случае, когда нерезидент является управляющей компанией и действует в качестве таковой в стране происхождения не менее трех лет на момент приобретения акций (долей, пев) в уставном капитале управляющей компании инвестиционного фонда, привлекающего средства индивидуальных инвесторов на российском рынке ценных бумаг.
3. Управляющие компании инвестиционных фондов, привлекающих средства индивидуальных инвесторов, обязаны создать саморегулируемую организацию управляющих компаний.
4. Саморегулируемая организация в обязательном порядке создает компенсационный фонд в порядке, предусмотренном федеральными законами.
Статья 33. Ограничения на продажу ценных бумаг и иных документов индивидуальным инвесторам профессиональными участниками
1. Запрет на продажу индивидуальным инвесторам ценных бумаг и иных документов, перечисленных в пункте 1 Статьи 28 настоящего Федерального Закона, распространяется и в отношении профессиональных участников.
2. Профессиональные участники, предлагающие ценные бумаги индивидуальным инвесторам, обязаны убедиться, что указанные ценные бумаги не принадлежат к числу ценных бума и документов, продажа которых индивидуальным инвесторам запрещена в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. Сделки, совершенные профессиональными участниками в нарушение настоящей статьи, могут быть признаны недействительными по иску индивидуального инвестора, Федеральной комиссии, ее региональных отделений и иных органов исполнительной власти, которым такое право представлено федеральным законом.
4. Нарушение требований пунктов 1 и 2 настоящей статьи профессиональным участником является основанием для аннулирования или приостановления действия лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Статья 34. Возмещение ущерба, причиненного индивидуальному инвестору вследствие оказания услуг на рынке ценных бумаг
1. Ущерб, причиненный имуществу индивидуального инвестора неправомерными действиями профессионального участника при оказании услуг на рынке ценных бумаг, подлежит возмещению независимо от того, состоял индивидуальный инвестор в договорных отношениях с ним или нет.
2. Профессиональный участник может быть освобожден от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие объективного изменения конъюнктуры цен на рынке ценных бумаг или иных обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано в случае, если его наступлению способствовала грубая неосторожность индивидуального инвестора.
4. Убытки, причиненные индивидуальному инвестору неисполнением или надлежащим исполнением держателем реестра владельцев ценных бумаг своих обязательств по ведению реестра, возмещаются эмитентом.
Глава 10. Дополнительные требования к профессиональным участникам,
предоставляющим услуги по обслуживанию коллективных инвесторов.
Статья 35. Дополнительные требования к депозитариям, обслуживающим коллективных инвесторов
1. Депозитарием, обслуживающим коллективных инвесторов, может быть только кредитное учреждение, удовлетворяющее всем нижеперечисленным требованиям:
- имеющее разрешение (лицензию) Центрального Банка Российской Федерации на право привлечения вкладов частных лиц;
- имеющее уставный капитал в размере не менее 1 миллиона минимальных месячных оплат труда;
- выполняющее обязательные экономические нормативы, установленные Центральным Банком Российской Федерации;
- не являющееся брокером или дилером по ценным бумагам, передаваемым ей на депозитарное хранение коллективным инвестором, за исключением государственных ценных бумаг.
2. Центральный Банк Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к порядку открытия и ведения денежных счетов коллективных инвесторов, а также счетов депо коллективных инвесторов в кредитных учреждениях, осуществляющих депозитарное и расчетно-кассовое обслуживание коллективных инвесторов.
3. Все денежные счета коллективного инвестора в любых валютах открываются в только кредитном учреждении, являющемся депозитарием коллективного инвестора.
4. Требования настоящей статьи, предъявляемые к депозитариям, распространяются и на вторичных депозитариев, за исключением случаев, когда в качестве вторичного депозитария действует коллективный депозитарий, не менее 5 акционеров которого являются депозитариями, удовлетворяющими требованиям настоящей статьи.
Статья 36. Дополнительные требования к брокерам, обслуживающим коллективных инвесторов
1. Брокер, обслуживающий индивидуальных инвесторов, обязан исполнять направляемые ему поручения индивидуальных клиентов в приоритетном порядке по отношению к собственным операциям по покупке и продаже соответствующих ценных бумаг.
2. Федеральная Комиссия вправе установить дополнительные требования к порядку обслуживания брокерами коллективных инвесторов.
Статья 37. Дополнительные требования к независимым оценщикам
1. Независимым оценщиком по ценным бумагам, принадлежащим коллективным инвесторам, может быть только брокерская или аудиторская фирма.
2. В случае недобросовестной оценки имущества инвестиционного фонда и расчета стоимости ценной бумаги при ее выкупе индивидуальный инвестор вправе требовать возмещения убытков в размере не менее разницы между суммой, полученной при выкупе ценной бумаги, и ее действительной рыночной стоимостью на момент выкупа.
3. В целях определения действительной рыночной стоимости имущества инвестиционного фонда и подтверждения правильности финансовой отчетности по требованию индивидуальных инвесторов и за их счет может быть проведена аудиторская проверка.
В этом случае договор с аудитором заключает лицо, уполномоченное индивидуальными инвесторами.
4. Аудитор, действующий на основании договора с индивидуальными инвесторами, вправе получить от управляющей компании, инвестиционного фонда или иных проверяемых организаций все материалы и документы, необходимые для проведения проверки.
Глава 11. Дополнительные полномочия и ответственность федеральной
комиссии и других органов государственного регулирования
Статья 38. Полномочия Федеральной Комиссии в отношении эмитентов и профессиональных участников
1. Федеральная Комиссия в целях защиты прав индивидуальных инвесторов имеет следующие полномочия в отношении эмитентов и профессиональных участников:
проведение публичных слушаний по вопросам состояния законности на рынке ценных бумаг;
проведение разбирательств в случаях выявления нарушений, затрагивающих права индивидуальных инвесторов на рынке ценных бумаг;
представление индивидуальных инвесторов в ходе проведения судебных разбирательств.
2. В случаях, если настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, либо правовыми актами Федеральной комиссии не установлено иное, полномочия Федеральной комиссии по защите прав индивидуальных инвесторов осуществляются также ее региональными отделениями в соответствии с их компетенцией.
Статья 39. Обязанность Федеральной Комиссии рассматривать вопросы защиты прав индивидуальных, инвесторов в приоритетном порядке
1. Федеральная Комиссия обязана рассматривать вопросы защиты прав индивидуальных инвесторов в приоритетном порядке.
2. Жалобы и заявления индивидуальных инвесторов подлежат рассмотрению Федеральной Комиссией и ее региональными отделениями в срок, не превышающий двух недель со дня подачи жалоб или заявления.
3. Заявления индивидуальных инвесторов о предоставлении поддержки по защите нарушенных или оспоренных прав индивидуальных инвесторов в административном порядке подлежат рассмотрению в срок, не превышающий двух недель со дня подачи при заявления.
4. Заявления индивидуальных инвесторов о предоставлении поддержки по защите нарушенных или оспоренных прав индивидуальных инвесторов судебном порядке подлежат рассмотрению в срок, не превышающий одного месяца со дня подачи при заявления.
5. Отказ от предоставления поддержки по защите нарушенных или оспоренных прав индивидуальных инвесторов в административном или судебном порядке должен быть мотивирован и направляется индивидуальному инвестору в письменном виде.
Статья 40. Полномочия Федеральной Комиссии по защите прав индивидуальных инвесторов в судебном порядке
С целью защиты индивидуальных инвесторов в судебном порядке Федеральная комиссия и ее региональные отделения вправе:
обратиться в суд общей юрисдикции либо арбитражный суд с исковыми заявлениями в защиту прав индивидуальных инвесторов либо неопределенного круга граждан, понесших ущерб от правонарушений на финансовом и фондовом рынках;
вступать в судебные процессы по своей инициативе в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации в связи с осуществлением полномочий по защите прав индивидуальных инвесторов, а также государственных и общественных интересов;
обращаться с исками в суд или арбитражный суд с требованиями о ликвидации юридических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии, об аннулировании выпуска ценных бумаг, о признании сделок с ценными бумагами недействительными, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации.
Статья 41. Порядок осуществления полномочий Федеральной комиссией
Полномочия, указанные в статье 38 настоящего Федерального закона, Федеральная комиссия осуществляет самостоятельно либо в лице своих региональных отделений.
Указанные полномочия осуществляются председателем Федеральной комиссии, его заместителями, секретарем Федеральной комиссии и руководителями региональных отделений Федеральной комиссии.
Статья 42. Проведение Федеральной комиссией публичных слушаний по вопросам реализации и совершенствования законодательстве о ценных бумагах
1. Публичные слушания Федеральной Комиссии проводятся с целью анализа реализации законодательства о ценных бумагах, деятельности участников рынка ценных бумаг и перспектив его совершенствования, выявления проблемных вопросов правоприменительной практики, связанных с защитой индивидуальных инвесторов на рынке ценных бумаг.
Публичные слушания проводятся по инициативе Федеральной комиссии, членов Коллегии Федеральной Комиссии, членов Экспертного совета, федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, лицензирующих и регистрирующих органов, саморегулируемых организаций профессиональных участников.
2. Решение о проведении публичных слушаний, их теме, дате проведения, круге приглашенных лиц принимается Федеральной Комиссией по согласованию с лицом, выступившим с инициативой проведения публичных слушаний. Публичные слушания проводятся под председательством одного из представителей Федеральной Комиссии.
Публичные слушания должны заканчиваться принятием рекомендаций, которые должны быть учтены в нормотворческой и правоприменительной деятельности Федеральной комиссии, при подготовке предложений по совершенствованию законодательства для внесения в Правительство Российской Федерации или Президенту Российской Федерации по обсуждаемым вопросам. Рекомендации принимаются путем одобрения большинством участников публичных слушаний и могут быть опубликованы в средствах массой информации.
В случае выявления в ходе публичных слушаний фактов правонарушений на рынке ценных бумаг соответствующие предложения направляются в Федеральную комиссию, правоохранительные органы и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией для решения вопросов о применении санкций, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3. Регламент проведения публичных слушаний утверждается Федеральной комиссией.
Статья 43. Полномочия Федеральной комиссии по разбирательству дел о нарушениях прав индивидуальных инвесторов на рынке ценных бумаг
1. В случае наличия заявлений индивидуальных инвесторов Федеральная комиссия обязана провести разбирательство с целью выдачи предписаний, рекомендаций, а также принятия решений о факте нарушения прав.
Регламент проведения разбирательств утверждается Федеральной комиссией.
2. С целью подготовки к проведению разбирательства и установления обстоятельств нарушения прав индивидуальных инвесторов Федеральная комиссия вправе поручить независимому аудитору провести аудиторскую проверку деятельности эмитента или профессионального участника с возложением понесенных расходов на проверяемую организацию.
Оказание противодействия аудитору, уполномоченному Федеральной комиссией, является основанием для приостановления действия лицензии и применения иных санкций, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статья 44. Обязанности Федеральной Комиссии по рассмотрению заявлений индивидуальных инвесторов и раскрытию информации о заявлениях индивидуальных инвесторов
1. Федеральная Комиссия обязана принимать к рассмотрению все заявления индивидуальных инвесторов и проводить их рассмотрение в порядке и сроки, установленные настоящим Федеральным Законом.
2. Федеральная Комиссия обязана создать общедоступную систему раскрытия информации о заявлениях индивидуальных инвесторов и принятых решениях.
Статья 45. Обязанности Федеральной Комиссии по осуществлению программ обучения инвесторов
1. Федеральная Комиссия обязана осуществлять программы обучения инвесторов путем распространения на широкой и гласной основе образовательной информации в области защиты прав, связанных с ценными бумагами, с использованием в этих целях средств массовой информации, включения соответствующих требований в государственные общеобразовательные стандарты, программы высших и средних учебных заведений.
2. Федеральная Комиссия обязана разработать план-график осуществления программы обучения инвесторов и ежемесячно информировать всех заинтересованных лиц о ходе его реализации. Отчеты о реализации плана-графика должны быть общедоступными.
Статья 46. Обязанности Федеральной Комиссии по возврату средств инвесторов при несостоявшейся эмиссии ценных бумаг
Федеральная Комиссия обязана разработать порядок возврата средств инвесторов при несостоявшейся эмиссии ценных бумаг и осуществлять контроль за исполнением этого порядка.
Статья 47. Предписания Федеральной комиссии
1. Предписания Федеральной Комиссии представляют собой обязательные для исполнения всеми государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, на всей территории Российской Федерации, указания по вопросам, связанным с соблюдением законодательства о ценных бумагах и защите прав индивидуальных инвесторов, прекращению незаконных действий, исполнению обязанностей, замене руководителей профессионального участника.
2. Предписания Федеральной Комиссии направляются в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и в порядке, установленном Федеральной комиссией, с целью прекращения правонарушений на рынке ценных бумаг, истребования документов, необходимых для разбирательств Федеральной комиссии, для обеспечения явки лица на разбирательство, проводимое Федеральной комиссией и по иным вопросам, входящим в компетенцию Федеральной комиссии.
3. Предписания вступают в силу немедленно с момента их вынесения. Предписания утрачивают силу с момента их исполнения, либо отмены Федеральной комиссией, либо в соответствии с вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции или арбитражного суда.
Статья 48. Порядок обжалования решений и предписаний Федеральной комиссии
Решения и предписания Федеральной комиссии могут быть обжалованы заинтересованными лицами в суд общей юрисдикции или арбитражный суд в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 12. Заключительные положения
Статья 49. Защита прав иностранных инвесторов
1. Отношения, связанные с защитой прав иностранных инвесторов на рынке ценных бумаг, регулируются федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
2. В случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, правовой режим защиты инвесторов, установленный настоящим Федеральным законом, полностью либо в части может распространяться на иностранных инвесторов.
Статья 50. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликованная.
2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.