Справка к проекту федерального закона
"О государственной политике Российской Федерации в отношении
соотечественников за рубежом"
Проект федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" не имеет прецедентов в мировой законотворческой практике, что связано с одной стороны, с уникальностью сложившейся для России ситуации, когда десятки миллионов граждан единого союзного государства вдруг оказались на территории иностранных национальных государств, а с другой стороны, с тем, что в международной юридической и договорной практике до настоящего времени отсутствует строгое правовое определение понятия "соотечественник". Важно также, что речь идет не о частных мерах по поддержке соотечественников, а именно о государственной политике в этой области.
Эти обстоятельства определили исходную задачу при создании указанного законопроекта - необходимость на государственном уровне и при строгом юридическом подходе дать исчерпывающее определение понятию "соотечественник" с учетом специфических обстоятельств российской действительности, когда состав этой категории лиц весьма разнороден, что предполагает и различие в их правах и обязанностях государства в отношении к ним.
В проекте закона дано такое определение с разделением соотечественников на ряд групп. Формулируются также основания и порядок отнесения соотечественников к установленным в законопроекте группам.
Предусматривается, что принадлежность соотечественника к той или иной группе удостоверяется выдачей ему документа установленного образца.
Глава II законопроекта посвящена изложению принципов и целей государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, представляющей собой совокупность политических, правовых, социально-экономических, культурных, материально-финансовых, организационных мер, предпринимаемых в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации в целях поддержания и развития связей с соотечественниками, защиты их основных свобод и прав человека и гражданина и законных интересов, оказания им поддержки.
Глава III посвящена изложению правовых основ отношений Российской Федерации с соответствующими группами соотечественников, которые основываются на Конституции Российской Федерации, предлагаемом Федеральном законе, других федеральных законах и нормативных правовых актах и соответствующих им законах и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.
В частности, рассматриваются вопросы гражданства в отношениях с соотечественниками и правовое положение соотечественников на территории Российской Федерации.
В законопроекте рассматриваются также основные направления, порядок и формы деятельности Российской Федерации в отношениях с соотечественниками по реализации государственной политики России в этой области.
Сюда входят, в частности: защита основных свобод, гражданских, политических, экономических, культурных и иных прав соотечественников, поддержка соотечественников в экономической и социальной областях, в области культуры, языка и образования, а также в информационной области. Рассматриваются также вопросы переселения и обустройства соотечественников в России.
В законопроекте формулируются организационные основы деятельности по реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников. Этот раздел включает, в частности, перечень участников (субъектов) отношений Российской Федерации с соотечественниками, полномочия Российской Федерации и субъектов Федерации в этих отношениях, вопросы государственного управления, контроля и обязанностей государства в отношении соотечественников.
Рассматриваются также вопросы финансирования деятельности Российской Федерации в области отношений с соотечественниками.
Порядок распределения и использования государственных ассигнований на эти цели определяется Правительством России.
В законе прямо не предусматриваются расходы, связанные с его осуществлением. Фактические расходы будут определяться Президентом и Правительством в зависимости от финансового состояния страны.
Предполагается возможность создания для финансовой поддержки соотечественников государственно-общественных и общественных фондов.
Возможность, порядок и условия предоставления льгот и преимуществ соотечественникам и их организациям, организациям и лицам, оказывающим поддержку соотечественникам определяются Правительством Российской Федерации.
Предусматривается ведение государственного мониторинга в области отношений с соотечественниками.
Законопроект носит рамочный характер. На его основе могут быть приняты другие федеральные законы и нормативные акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.