Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О спасении отечественного товарного производства"
Острый бюджетный кризис, который неумолимо обостряется, вызван непродуманной налоговой политикой, проводимой в последние 5 лет. В основе кризиса лежит сворачивание отечественного товарного производства из-за постоянного и изощренного изъятия оборотных средств и инвестиционных ресурсов (амортизация, прибыль) предприятий. В результате рост сумм взаимных неплатежей, невыплаты заработной платы и задолженности по налоговым платежам, рост цен и безработица, снижение покупательной способности населения и объемов товарного производства.
Для предотвращения дальнейшего движения по сворачиваемой спирали к социальному взрыву необходимо кардинально и в возможно короткие сроки изменить основы налоговой политики и бухгалтерского учета.
К сожалению необходимо констатировать, что предложенный Правительством РФ Налоговый Кодекс по сути своей не только консервирует пороки действующей, удушающей товарное производство, системы налогообложения, но и усугубляет ситуацию.
Только два примера. Предложено увеличить НДС на продукцию сельского хозяйства с 10 до 22%, что автоматически приведет к росту цен на продовольствие, одежду и обувь и к снижению покупательной способности населения на другие промышленные товары, а значит закрытие многих производств, расходы на продовольствие в бюджете большинства семей составляют большую его часть.
Также предложено взимать НДС при торговле с государствами СНГ, что приведет к полному разрыву экономических связей и потере рынка СНГ для российских товаров. При этом сами авторы Налогового Кодекса признают, что данная норма противоречит общепринятой мировой практике и предлагают отменить ее при торговле со странами СНГ с 2000 года.
Налог на добавленную стоимость, увеличивающий стоимость любого изделия на любом из производственных переделов на 20-30% (с учетом доли НДС в амортизации), в условиях отсутствия оборотных средств, неэффективных коэффициентах загрузки и высокой материало и энергоемкости имеющихся производственных мощностей при оптовых ценах на отечественные энергосистемы и основные конструкционные материалы, превышающих в 1,5-2 раза цены мирового рынка делает товарное производство в стране экономически бесперспективным.
Предлагаемый проект федерального закона "О спасении отечественного товарного производства" ставит своей целью с одной стороны развязать порочный круг свертывания товарного производства и обеспечить ясную, прогнозируемую, контролируемую и собираемую систему финансирования бюджета, а с другой стороны, дать мощный импульс к росту товарного производства, сохранению прежних и созданию новых оплачиваемых мест и на этой основе обеспечить выполнение обязательств государства перед своими гражданами.
Достижение поставленных целей обеспечивается:
1. Отменой с 1.07.97 г. налога на добавленную стоимость, что автоматически приводит к:
а) снижению стоимости энергоресурсов и транспортных расходов на 15-25% для всего промышленного производства и бюджетной сферы;
б) возможности снижения отпускной цены на собственную продукцию с целью увеличения рынка сбыта, повышению ее ценовой конкурентоспособности, и снижению себестоимости за счет роста объема товарной продукции и производительности труда и снижения доли условно-постоянных расходов в себестоимости продукции;
в) увеличению наличных оборотных средств предприятий на величину снижения цен по элементам затрат в себестоимости выпускаемой продукции;
г) снижению расходов бюджетов всех уровней на 10-15% или на 80-120 трлн.рублей на закупки энергоносителей для городского транспорта и тепла для обогрева жилья, содержание армии и силовых структур, дотации селу и на северный завоз и т.д.;
д) росту доходов предприятий и началу уменьшения накопившейся задолженности по взаиморасчетам, по выплате заработной платы и долгам в бюджеты и не бюджетные фонды;
е) упрощению и удешевлению бухгалтерской отчетности и снижению затрат на содержание налоговых органов по контролю за этими налогами.
2. Вводом трех новых налогов, которые просты в исчислении, легко регулируемы, предсказуемы и контролируемы в собираемости и которые призваны заместить выпадающую часть доходов бюджета из-за отмены НДС:
а) налог на энергоносители, который устанавливается ежегодно фиксированной величиной в рублях на единицу продукции.
Исходя из состояния дел в экономике предлагается на данном этапе налогом на энергоносители обложить производителей углеводородного сырья, добываемого из недр (нефть, газ, газовый конденсат и т.п.), продукты нефтепереработки, вырабатываемые в качестве топлив и смазок для двигателей внутреннего сгорания, вырабатываемые электроэнергию и тепло.
Взимание этого налога призвано с одной стороны величиной налога и соответственно доступностью не восполняемых энергоносителей принуждать более экономно потреблять их, а с другой создаются условия по перераспределению в рамках федерального бюджета по сути своей доходов от природной ренты между всей нацией.
В России всего около 50 нефте и газо добывающих организаций. 28 самостоятельных нефтеперерабатывающих предприятий, около 1500 предприятий вырабатывающих электроэнергию и несколько тысяч вырабатывающих тепло. Поэтому контроль за количеством произведенной продукции, а соответственно и за собираемостью налога максимально упрощается.
На данном этапе предлагается не облагать налогом на энергоносители уголь и мазут. Отсутствие налога на уголь с учетом отмены НДС и снижения железнодорожных тарифов и стоимости энергоносителей позволит большинство шахт России сделать вновь рентабельными, снизить социальную напряженность в угледобывающих бассейнах и снизить или совсем отказаться от дотаций из федерального бюджета угольной отрасли.
Отсутствие налога на мазут объем производства которого сегодня превышает 45% объема перерабатываемой нефти позволяет за счет снижения цепи потребления мазута расширить платежеспособный рынок внутри страны и реализовывать его на экспорт без убытков. Последнее позволяет не переносить убытки от реализации мазута на производство топливных компонентов, ароматики, синтетических волокон и пластмасс и сделать эти продукты более доступными для отечественных товаропроизводителей.
Налог на энергоносители должен устанавливаться только фиксированной величиной, чтобы исключить влияние на потребителя высокой себестоимости добычи нефти и ее переработки. И это же позволяет совершенно четко прогнозировать и контролировать собираемость налога.
Расчеты показывают, что сбора уже этого налога достаточно для покрытия выбывающего НДС (см. экономическое обоснование).
б) Налог на потребление, который устанавливается фиксированной величиной на единицу изделия. Законодатель получает возможность в зависимости от экономической ситуации в стране вводить своеобразный налог на более обеспеченные слои населения через установление налога на приобретение путем установления фиксированной надбавки к цене.
Наиболее дефицитных и высокорентабельных товаров или предметов роскоши.
При этом этот налог устанавливается для всех видов товаров независимо от страны происхождения. Критерий один: единица товара произведена или прошла таможенную границу - должен быть уплачен налог. Данный налог также легко прогнозируется, регулируется, контролируется и собирается.
в) Налог с оборота, который устанавливается в виде процентной надбавки к подбавке торгующих организаций. Величина налога и конкретная налогооблагаемая база устанавливается региональным законодательством. Механизм взимания налога будет понуждать торгующие организации с целью удержания доли рынка не завышать торговые надбавки. Данный налог целиком будет поступать в региональные и местные бюджеты. Соответственно региональное законодательство всегда будет балансировать между желанием иметь больше поступлений в свой бюджет и боязнью высокими ставками вытолкнуть торговлю в соседний регион.
г) Региональным законодательным органам предоставляется право для формирования доходной части собственных бюджетов устанавливать дополнительный налог на энергоносители.
3. Внедрение в методику бухгалтерского учета, введенного Постановлением СМ СССР N 633 от 29.06.79 г.. механизма защиты от обесценивания в условиях инфляции стоимости основных фондов и оборотных средств.
Индексация вложенного капитала позволяет инвестору с определенной долей уверенности смотреть в будущее.
С принятием данного положения устраняются не только главное препятствие к проекту инвестиций в нашу промышленность, но и одна из основных причин оттока российских денег за границу.
4. Введением альтернативной системы налогообложения, создающей условия для роста товарного производства.
Переход на альтернативную систему будет осуществляться предприятиями самостоятельно на добровольной основе.
В основе альтернативной системы лежат следующие принципы:
а) неуменьшение поступления в бюджеты ниже фактических платежей за 1996 г.;
б) переоформление всех долгов государству и государственным структурам в долгосрочный кредит государству под символический процент, т.е. расчистка счетов юридического лица от долгов с одновременным запретом всех не денежных форм взаиморасчетов (бартер, давальческое сырье и т.п.);
в) введение льгот по ценообразованию на ЖД-тарифы и налогообложению на прирост объемов товарной продукции и прибыли.
Таким образом можно с уверенностью утверждать, что перечисленных нововведений позволит не только остановить дальнейшее развитие экономического кризиса, грозящего перерасти в социальный бунт, но и создать действенные экономические предпосылки для экономического подъема России.
В.Машинский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.