Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О таможенном тарифе"
Подготовка новой редакции Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", принятого в 1993 г., вызвана следующими обстоятельствами:
- в течение 1993-1997гг. в правовой системе Российской Федерации произошли серьезные изменения (приняты новая Конституция, Гражданский кодекс, Закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и другие), которые должны быть учтены в таможенном законодательстве;
- в Законе не могли быть отражены правовые стандарты и положения Всемирной торговой организации, начавшей действовать в январе 1995 г. Их применяют более 130 государств мира. Стандарты и положения ВТО представляют собой обобщение мировой практики, которая должна быть достаточно точно учтена в Законе безотносительно к членству России в ВТО. Вместе с тем, новая редакция Закона, учитывающая эти нормы, способна усилить позиции России в ходе переговоров о присоединении к ВТО;
- Закон не смог обеспечить стабильных условий для развития долгосрочных торговых сделок, наиболее выгодных для российских экспортеров и импортеров. Частые изменения ставок таможенных пошлин и правил применения таможенного тарифа не только снизили эффективность внешней торговли, но и отрицательно сказались на притоке инвестиций и развитии кооперационных видов производств;
- в Законе недостаточно развиты положения по защите экономики России от материального ущерба, наносимого недобросовестной конкуренцией иностранных товаропроизводителей;
- Закон и практика его применения выявили опасную несбалансированность прав и обязанностей таможенных органов и лиц, занимающихся внешнеторговой предпринимательской деятельностью;
- Закон не создал достаточной правовой основы для использования таможенного тарифа в качестве инструмента внешнеторговой политики, обеспечивающего экономическую безопасность России, защиту ключевых отраслей национальной экономики и содействующего необходимым структурным преобразованиям в промышленности, в Законе отсутствуют правовые положения, устанавливающие методологические основы расчета ставок пошлин и развития товарной номенклатуры таможенного тарифа.
На исправление указанных недостатков действующего Закона и направлен вносимый законопроект.
Принципиальные изменения, вносимые в закон Российской Федерации
"О таможенном тарифе"
Законопроект содержит два положения, принципиально изменяющих порядок и принципы установления таможенного тарифа и таможенных льгот:
1. Законопроектом предусмотрено расширение возможностей исполнительной власти по реагированию на недобросовестную конкуренцию иностранных товаропроизводителей на внутреннем рынке России. Тем самым усиливается роль Правительства Российской Федерации в использовании оперативных методов тарифного регулирования - применения сезонных, специальных, компенсационных и антидемпинговых пошлин, тарифных квот и преференций, разрешенных Генеральным Соглашением о тарифах и торговле и правилами Всемирной торговой организации.
В то же время, в отличие от установленного действующим Законом порядка, по которому "Ставки ввозных таможенных пошлин в пределах, установленных настоящим Законом, определяются Правительством Российской Федерации" (ст.3, п.2) законопроектом устанавливается, что изменения ставок таможенных пошлин, дополнительное их включение и исключение из таможенного тарифа осуществляется федеральными законами об изменениях и дополнениях в настоящий Федеральный закон на основании представления Правительства, которое вносится в Государственную Думу, как правило не чаще, чем один раз в год. Таможенный тариф Российской Федерации прилагается к настоящему Федеральному закону и является неотъемлемой его частью (ст.1 п.3, ст.3 пп.1 и 3).
Таким образом, предлагается передать функции утверждения базовых тарифных ставок и номенклатуры Таможенного тарифа от правительства парламенту с ограничением частоты их пересмотра. Тем самым, осуществляется шаг в направлении создания стабильной и предсказуемой системы таможенного тарифа в полной аналогии с мерами по совершенствованию отечественного налогового законодательства и в соответствии с международной практикой.
2. Статья 34 действующего Закона содержит противоречивую формулу, одновременно утверждая, что тарифные льготы устанавливаются настоящим Законом и, что тарифные льготы предоставляются исключительно по решению Правительства. Дополнительную неопределенность вопросу о таможенных льготах придает нерасшифрованность понятия индивидуального характера льготы.
Как следствие, "пробиваемое" по разнообразным каналам предоставление таможенных льгот на индивидуальной основе в последние годы приобрело не только массовый, но и чрезвычайно скандальный характер, а в экономической жизни страны возникли своеобразные циклы, выражающиеся в периодических громких кампаниях по отмене льгот с последующим их стремительным возрождением.
Статьей 23 представляемого законопроекта устанавливается, что применение индивидуальных таможенных льгот для отдельных лиц (групп лиц), товаров и транспортных средств запрещается, за исключением случаев, указанных в содержащемся в статье перечне.
Таким образом, законопроект предусматривает, что освобождение от уплаты таможенных пошлин может осуществляться только в отношении лиц и товаров, подпадающих под утверждаемый Законом закрытый перечень.
Основные методологические и редакционные изменения, вносимые в
закон Российской Федерации "О таможенном тарифе"
1. Основные понятия, используемые в Законе (ст.2), приведены в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации, со стандартами и нормами ВТО, ГАТТ и Киотской конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур, в частности, в отношении понятий таможенной территории, таможенной пошлины, таможенного тарифа, тарифных квот, таможенной стоимости товара, взаимозависимых лиц и др.
Необходимо специально отметить, что в определение таможенной территории (ст.2, п.4) введено положение о запрете каких-либо ограничений на перемещение товаров, транспортных средств, валютных ценностей в пределах таможенной территории Российской Федерации, что должно содействовать сохранению единого экономического и правового пространства в стране и является одним из важнейших требований ВТО (единство таможенной территории).
2. Аналогично основным понятиям Закона в соответствие со статьями 1-7 Таможенного кодекса ВТО (Соглашения об интерпретации статьи VII ГАТТ) приведены положения, касающиеся определения таможенной стоимости товара, содержащиеся в разделе III (статьи 11-18) законопроекта. То же относится и к разделу II "Таможенные пошлины".
При этом, в частности, предусматривается право декларанта получить от таможенных властей письменное заявление об основаниях непризнания декларированной таможенной стоимости (ст. 12, п.5), а также право декларанта получить товар под гарантию в форме депозита в случае разногласий с определением таможенной стоимости (ст. 18). Добавлено положение о включении в таможенную стоимость расходов по страхованию (ст.12, п.2а), пропущенное в тексте действующего Закона, вследствие чего применение цен СИФ таможенными органами в настоящее время является по существу незаконным.
3. Весьма важным является положение законопроекта (ст.5, п.3), предусматривающее внесение в федеральный бюджет таможенной пошлины и других таможенных сборов. Тем самым устанавливается исключительное право федерального бюджета на использование таможенных доходов, а также включение таможенных сборов, предусмотренных Таможенным кодексом, в состав таможенных пошлин, поскольку именно так (как дополнительные пошлины) они будут интерпретированы ВТО. Ст.5, п.1 содержит важное техническое дополнение о том, что пошлина рассчитывается и взимается по ставке, действующей на момент подачи таможенной декларации;
4. Законопроект (ст.4) перечисляет критерии расчета ставок таможенных пошлин и формирования товарной номенклатуры таможенного тарифа, на базе которых могут быть разработаны развернутые практические методики. Введение этих достаточно общих положений в текст законопроекта имеет целью поставить дополнительный барьер произвольным и субъективным действиям в сфере таможенного обложения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.