Проект федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации
"О таможенном тарифе"
Досье на проект федерального закона
финансово-экономическое обоснование
Статья 1. Внести изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" (Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета, 1993, N 23, ст.821; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 32, ст.3204; N 48, ст.4567; 1996, N 1, ст.4), изложив его в следующей редакции:
"Федеральный закон
"О таможенном тарифе Российской Федерации"
Раздел I. Общие положения
Раздел II. Таможенные пошлины
Раздел III. Таможенная стоимость товара
Раздел IV. Страна происхождения товара
Раздел V. Тарифные преференции и запрещение применения индивидуальных
тарифных льгот
Раздел VI. О таможенно - тарифной комиссии Правительства Российской
Федерации
Раздел VII. Заключительные положения
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Цель Федерального закона и сфера его применения
1. Целью настоящего Федерального закона является создание правовой основы формирования и применения Таможенного тарифа Российской Федерации.
2. Настоящий Федеральный закон действует на единой таможенной территории Российской Федерации.
3. Формирование и утверждение Таможенного тарифа Российской Федерации, в том числе ставок таможенных пошлин, его товарной классификации, введение специфических ставок вместо или наряду с адвалорными а также внесение других изменений и дополнений в Таможенный тариф Российской Федерации осуществляется исключительно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе используются основные понятия в следующих значениях:
1) Таможенный тариф Российской Федерации - систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности перечень ставок ввозных и вывозных пошлин, которые применяются в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;
2) Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (далее - Товарная номенклатура) - система классификации ввозимых (импортных) и вывозимых (экспортных) товаров, основанная на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Совета таможенного сотрудничества по разделам, группам, товарным позициям, субпозициям и подпозициям с присвоением им соответственно цифрового кода;
3) таможенная пошлина - платеж, который взимается таможенными органами Российской Федерации при ввозе (импорте) товара на таможенную территорию Российской Федерации или в отдельных случаях при вывозе (экспорте) товара с таможенной территории Российской Федерации;
4) таможенная территория Российской Федерации - территория, в пределах которой действует единое законодательство Российской Федерации, регулирующее условия и порядок ввоза и вывоза товаров и транспортных средств. Единую таможенную территорию Российской Федерации составляют ее сухопутные территории, территориальные и внутренние воды. Устанавливать какие-либо ограничения перемещения товаров, транспортных средств, валютных ценностей в пределах единой таможенной территории Российской Федерации запрещается законом, за исключением ограничений, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций;
5) таможенная граница Российской Федерации - пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон, таможенных складов;
6) свободная (особая) экономическая зона - ограниченный участок государственной территории Российской Федерации, в которой в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации действует таможенный режим свободной таможенной зоны (свободного склада), а также особый режим предпринимательской деятельности в соответствии с федеральными законами о свободных (особых) экономических зонах;
7) товар - перемещаемое через таможенную границу Российской Федерации движимое имущество любых видов и форм собственности и имущество, отнесенное гражданским законодательством Российской Федерации к недвижимому имуществу: подлежащие государственной регистрации ввозимые или вывозимые наземные средства транспорта, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты (за исключением транспортных средств, указанных в пункте 8 настоящей статьи), тепловая, электрическая и иные виды энергии;
8) транспортные средства - транспортные средства, включая контейнеры и иное транспортное оборудование, которые используются при перемещении через таможенную границу Российской Федерации исключительно для международной перевозки пассажиров и товаров);
9) лица - коммерческие и некоммерческие организации и граждане Российской Федерации и (или) иностранных государств, лица без гражданства, перемещающие товары и (или) транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации;
10) декларант - лицо, перемещающее товары и транспортные средства через таможенную границу, которое заявляет (декларирует), представляет и предъявляет товар и (или) транспортное средство для таможенного оформления от собственного имени, либо таможенный брокер (посредник);
11) таможенный брокер (посредник) - лицо, осуществляющее декларирование и иные операции по таможенному оформлению за счет и по поручению представляемого лица;
12) таможенная стоимость товара - стоимость товара, которая определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом и используется для целей взимания таможенной пошлины с товара и применения иных мер государственного регулирования внешней торговли, для целей осуществления валютного контроля за внешнеторговыми сделками и расчетов через банки по ним, а также для целей ведения таможенной статистики;
13) тарифные льготы - отдельные временные изъятия из общего порядка взимания таможенных пошлин в форме снижения ставок таможенных пошлин или освобождения от уплаты таможенных пошлин, за исключением тарифных преференций;
14) тарифные преференции - льготные ставки ввозных таможенных пошлин, предоставляемые Российской Федерацией определенным товарам, происходящим из отдельных стран или групп стран. Преференциальные ставки пошлин оформляются в виде перечня товаров, с указанием ставок пошлин и списка стран, которым они предоставлены и прилагаются к Таможенному тарифу;
15) тарифные квоты - определенное количество или стоимость ввозимых товаров, в отношении которых действуют более низкие, чем базовые, ставки ввозных таможенных пошлин;
16) режим наибольшего благоприятствования (принцип наиболее благоприятствуемой нации) - условие международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которым Российской Федерацией и другим договаривающимся государством взаимно предоставляются все права, преимущества и льготы в отношении таможенных пошлин, налогов, сборов и нетарифных мер государственного регулирования внешней торговли, которыми пользуется и будет пользоваться любое третье государство;
17) сезонные пошлины - более низкие или более высокие ставки таможенных пошлин в отношении конкретных товаров, действующие в определенные периоды времени (сезоны) в пределах года.
Статья 3. Таможенный тариф Российской Федерации. Основные цели его применения. Порядок его утверждения, внесения изменений и дополнений в него
1. Таможенный тариф Российской Федерации прилагается к настоящему Федеральному закону и является неотъемлемой его частью.
2. Таможенный тариф является главным инструментом осуществления государственной внешнеторговой политики Российской Федерации и выполняет следующие функции:
- формирование товарной структуры внешней торговли Российской Федерации;
- содействие прогрессивным структурным изменениям в экономике Российской Федерации;
- стимулирование национальной экономики;
- обеспечение эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику, укрепления торгово-экономического сотрудничества России со странами-участницами Содружества Независимых Государств.
3. Изменения ставок таможенных пошлин, содержащихся в Таможенном тарифе Российской Федерации, дополнительное включение новых товарных позиций в Таможенный тариф Российской Федерации и их исключение из Таможенного тарифа Российской Федерации, а также замена адвалорных ставок специфическими или комбинированными, осуществляется федеральными законами об изменениях и дополнениях в настоящий Федеральный закон на основании мотивированного представления Правительства Российской Федерации (с экономическими расчетами-обоснованиями по каждому товару, а также предложениями по развитию классификации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности), которое вносится в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации как правило на чаще, чем один раз в год.
4. Для обеспечения стабильности в исполнении внешнеторговых сделок и непричинения неоправданных убытков для сторон таких сделок изменения в таможенном тарифе Российской Федерации вступают в силу не ранее, чем через 60 дней с даты вступления в силу федерального закона о внесении изменений или дополнений в Таможенный тариф Российской Федерации, если новые ставки таможенных пошлин не являются более льготными по сравнению с прежними ставками таможенных пошлин или если прежние таможенные пошлины вовсе не отменены. Указанное положение не распространяется на сезонные, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, которые вводятся и применяются в особом порядке в соответствии со статьями 9 и 10 настоящего Федерального закона.
Раздел II. Таможенные пошлины
Статья 4. Принципы установления ставок таможенных пошлин
1. Таможенная пошлина на ввозимый товар рассчитывается на основе объективных, поддающихся количественной оценке критериев, в числе которых: разница между средневзвешенной мировой и внутренней оптовыми ценами за трехлетний период, предшествующий такому сопоставлению; доля иностранного товара в товарообороте на внутреннем рынке Российской Федерации; уровень таможенного обложения в странах-основных импортерах; качество импортного и российского товара (оцениваемое по его технико-экономическим характеристикам); обеспечение достаточного уровня конкуренции на национальном рынке; социальная и экономическая значимость импортируемого товара; баланс интересов отечественных производителей и потребителей товаров; торгово-политические интересы России.
2. Товарная номенклатура таможенного тарифа Российской Федерации основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров по разделам, группам, товарным позициям, субпозициям и подпозициям до шестизначного товарного кода включительно. Более высокая товарная детализация таможенного тарифа с выходом за шестизначный код осуществляется в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Товарная номенклатура таможенного тарифа утверждается при принятии настоящего федерального закона и изменяется по представлению Правительства Российской Федерации в установленном в настоящем законе порядке. Развитие (детализация) товарной номенклатуры таможенного тарифа осуществляется на основе учета объективных критериев, к числу которых относится: содействие повышению степени обработки товаров российского производства; учет интересов российских товаропроизводителей и потребителей; торгово-политические интересы Российской Федерации; необходимость выполнения международных обязательств; требования антимонопольной политики; экономическая безопасность России.
Статья 5. Взимание таможенной пошлины
1. Таможенная пошлина исчисляется таможенным органом Российской Федерации и взимается с декларанта по ставке, действующей на момент подачи таможенной декларации. В случае пересчета валют используется валютный курс, действующий на момент платежа.
2. Начисление адвалорной таможенной пошлины на товар осуществляется на основе таможенной стоимости данного товара в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
3. Поступления от взимания таможенной пошлины и других таможенных сборов вносятся в федеральный бюджет.
Статья 6. Ставки таможенных пошлин.
1. Ставки таможенных пошлин являются едиными для всей таможенной территории Российской Федерации и не подлежат изменению в зависимости от лица, перемещающего товар через таможенную границу Российской Федерации, вида товара и вида внешнеторговой сделки и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
2. В таможенный тариф Российской Федерации включены:
адвалорные ставки таможенных пошлин, устанавливаемые в процентах к таможенной стоимости товара, которая определяется в соответствии со статьями 12 - 17 настоящего Федерального закона;
специфические ставки таможенных пошлин, устанавливаемые в определенном размере за единицу товара (метрические тонны, кипы, штуки и т.д.);
комбинированные ставки таможенных пошлин, устанавливаемые как сочетание адвалорной и специфической ставок таможенной пошлины.
Замена адвалорной ставки на специфическую или введение комбинированной ставки производится в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Статья 7. Ставки таможенных пошлин для стран, пользующихся режимом наибольшего благоприятствования, и стран, не пользующихся этим режимом
1. В Таможенном тарифе Российской Федерации установлены автономные, базовые ставки ввозных (импортных) таможенных пошлин. Эти ставки применяются в отношении товаров, происходящих из стран, в торговых отношениях с которыми Российская Федерация в соответствии с международными договорами применяет режим наибольшего благоприятствования (принцип наиболее благоприятствуемой нации).
2. В отношении товаров, происходящих из стран, в торговых отношениях с которыми режим наибольшего благоприятствования (принцип наиболее благоприятствуемой нации) Российской Федерацией не применяется, ставки базовых ввозных (импортных) таможенных пошлин увеличиваются вдвое.
Статья 8. Конвенционные таможенные пошлины
В случае, если международными договорами Российской Федерации установлены иные ставки таможенных пошлин, чем те, которые предусмотрены в Таможенном тарифе Российской Федерации, то применяются ставки таможенных пошлин, установленные указанными международными договорами Российской Федерации (конвенционные таможенные пошлины).
Статья 9. Сезонные таможенные пошлины
1. Сезонные таможенные пошлины устанавливаются с учетом сезонных колебаний в балансе производства и потребления товаров, в частности, сельскохозяйственных товаров, в Российской Федерации с целью оперативного государственного регулирования ввоза (импорта) и вывоза (экспорта) товаров. При этом в случае применения сезонных таможенных пошлин базовые таможенные пошлины не применяются.
2. Срок действия сезонной таможенной пошлины не может превышать шести месяцев в календарном году, а ее размер, как правило, не должен отклоняться более чем на 50 процентов от базовой ставки таможенной пошлины на данный товар.
3. Сезонная таможенная пошлина устанавливается Правительством Российской Федерации по мотивированному представлению федерального органа исполнительной власти, указанному в части четвертой статьи 12 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", согласованному с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Статья 10. Специальные, антидемпинговые и компенсационные таможенные пошлины
1. Специальные таможенные пошлины применяются на основании статьи 18 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" в качестве временных защитных мер в целях защиты отечественных отраслей экономики в случае нанесения им серьезного ущерба или угрозы нанесения серьезного ущерба возросшим импортом прямо конкурирующих или подобных товаров.
2. Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого вывоза, если такой ввоз такого товара наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров или препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации. Порядок расследования указанных случаев и введения антидемпинговых пошлин определяется специальным законодательством Российской Федерации.
3. Компенсационные пошлины (меры) применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, при производстве или экспорте которых использовались прямо или косвенно субсидии, если ввоз такого товара наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров, либо препятствует организации или расширению их производства. Порядок расследования указанных случаев и введения компенсационных пошлин (мер) определяется специальным законодательством Российской Федерации.
Раздел III. Таможенная стоимость товара
Статья 11. Принципы определения таможенной стоимости товара
Статьи с 12 по 16 устанавливают методы определения таможенной стоимости импортируемых товаров. Основной метод, устанавливаемый настоящим Федеральным законом, - определение таможенной стоимости как цены, реально уплаченной за импортируемый товар (статья 12).
В том случае, если цена не может быть определена на основе статьи 12, используются методы, указанные в статьях 13 и 14, то есть цена, реально уплаченная за импортированный примерно в то же время, из той же страны, на аналогичных коммерческих условиях, идентичный или однородный товар.
Переход к этим методам осуществляется путем консультации между таможенным органом и декларантом, в ходе которой обе стороны предоставляют друг другу имеющуюся у них информацию о таможенной стоимости идентичных или однородных товаров.
Статьи 15 и 16 представляют два метода определения таможенной стоимости, которые используются только в том случае, если таможенная стоимость не может быть определена на основании статей 12, 13 и 14 настоящего Федерального закона. В этом случае, до перехода к методам, установленным в статьях 15 и 16, таможенный орган должен сообщить декларанту свое окончательное решение в письменной форме с указанием объективных причин невозможности определения таможенной стоимости на базе статей 12, 13 и 14.
Любые решения, инструкции и административные правила, касающиеся определения таможенной стоимости на базе статей 12-16, вступают в силу по истечении 60 дней после их опубликования.
Статья 12. Определение таможенной стоимости товара по цене сделки
1. Декларант (или таможенный брокер в соответствии с договором декларанта с ним) обязан заявить (декларировать) таможенному органу Российской Федерации таможенную стоимость товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации. Таможенная стоимость товара определяется декларантом в соответствии с настоящим Федеральным законом. Контроль за правильностью определения таможенной стоимости товара осуществляется таможенным органом Российской Федерации, производящим таможенное оформление товара. При несогласии с таможенным органом в отношении таможенной оценки товара декларант вправе обжаловать его решение в вышестоящий таможенный орган и (или) обжаловать его в судебном порядке.
2. Таможенная стоимость товара, ввозимого (импортируемого) на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимого (экспортируемого) с таможенной территории Российской Федерации определяется в соответствии с общими принципами таможенной оценки товара, принятыми в международной практике. Таможенная стоимость товара не должна определяться на базе произвольных оценок как со стороны декларанта, так и со стороны таможенных органов Российской Федерации.
Под таможенной стоимостью товара, ввозимого (импортируемого) на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимого (экспортируемого) с территории Российской Федерации, понимается действительная цена товара, которая в соответствии с условиями этой сделки фактически уплачена или подлежит уплате (цена сделки).
В таможенную стоимость товара включаются также следующие расходы покупателя при ввозе (импорте), которые он понес, но которые не были включены в фактически уплаченную или подлежащую уплате цену:
а) расходы по транспортировке товара при импорте до пункта ввоза (импорта) на таможенную территорию Российской Федерации, включая расходы по погрузке, выгрузке и перегрузке (перевалке) товара, а также стоимость страхования товара;
б) комиссионные и брокерские вознаграждения;
в) стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, если в соответствии с Товарной номенклатурой она рассматривается как единое целое с перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации товаром;
г) стоимость упаковки и маркировки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке и маркировке;
д) та часть стоимости, которая соответствует предоставленным покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для (производства или реализации перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации товара) следующих товаров и услуг:
сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и другие комплектующие изделия, являющиеся составной частью перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации товара;
инструменты, штампы, формы и другие подобные предметы, использованные при производстве перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации товара;
вспомогательные материалы, израсходованные при производстве перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации товара;
инженерная проработка, опытно-конструкторские работы, дизайн, художественное оформление, эскизы и чертежи;
е) лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель обязался осуществить в качестве условия покупки перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации товара;
ж) платежи за предоставление исключительного или преимущественного права продажи товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации.
3. Определение таможенной стоимости товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации, по цене сделки не применяется, если:
а) существуют ограничения в отношении распоряжения либо использования покупателем оцениваемого товара, за исключением:
ограничений, устанавливаемых законодательством Российской Федерации на ввозимый (импортируемый) на таможенную территорию Российской Федерации товар;
ограничений географического региона, в котором товар может быть перепродан;
ограничений, существенно не влияющих на цену товара;
б) продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено;
в) данные, использованные декларантом (таможенным брокером) при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально или не являются количественно определенными и достоверными;
г) стороны сделки являются взаимозависимыми лицами, за исключением тех случаев, когда их взаимная связь не повлияла на цену сделки, что должно быть доказано декларантом.
Под взаимозависимыми лицами понимаются лица, удовлетворяющие хотя бы одному из следующих признаков:
- являются сотрудниками или директорами (руководителями) предприятий друг друга;
- являются юридически признанными партнерами в бизнесе;
- являются работодателем и служащим;
- одна из сторон сделки внесла вклад (пай) или обладает акциями с правом голоса в уставном (складочном) капитале другой стороны сделки, которые составляют не менее чем пять процентов уставного (складочного) капитала;
- обе стороны сделки находятся под прямым или косвенным контролем третьего лица;
- стороны сделки совместно контролируют, прямо или косвенно третье лицо;
- одна из сторон сделки находится под прямым или косвенным контролем другой стороны сделки;
- стороны сделки или их должностные лица являются членами одной семьи.
4. Таможенная стоимость не должна включать следующие расходы или платежи при условии, что они выделены из цены действительно уплаченной за импортированные товары:
- расходы на строительство, возведение, сборку или обслуживание или оказание технического содействия после ввода таких импортированных товаров, как промышленные установки или оборудование;
- транспортные расходы после импорта;
- пошлины и налоги Российской Федерации.
5. Если таможенная администрация имеет разумные сомнения в правильности и точности декларируемой таможенной стоимости и считает, что таможенная стоимость не может быть определена в соответствии с положениями настоящей статьи, до принятия окончательного решения она должна сообщить декларанту свои основания для сомнения в письменной форме. Декларанту должна быть дана разумная возможность для ответа. Когда окончательное решение принято, таможенная администрация должна сообщить декларанту в письменном виде свое решение и его основания. В тех случаях, когда таможенная стоимость не может быть определена в соответствии со статьей 12, обычно должна быть проведена консультация между декларантом и таможенной администрацией с целью достижения согласия о таможенной стоимости, определяемой на основании статей 13 и 14. В этом случае обе стороны должны предоставить друг другу информацию о таможенной стоимости идентичных или однородных товаров.
Статья 13. Определение таможенной стоимости товара по цене сделки с идентичным товаром
1. Если таможенная стоимость не может быть определена согласно положениям статьи 12, таможенная стоимость товара определяется по цене сделки с идентичным товаром. Под идентичным товаром понимается товар, одинаковый во всех отношениях с оцениваемым товаром, включая следующие признаки:
физические характеристики;
качество, товарный знак и репутация;
страна происхождения;
производитель.
Незначительные различия во внешнем виде не могут служить основанием для отказа в рассмотрении товара как идентичного, если в остальном такой товар соответствует требованиям настоящего пункта.
2. Цена сделки с идентичным товаром принимается за основу для определения таможенной стоимости товара, если идентичный товар:
продан для ввоза (импорта) на таможенную территорию Российской Федерации;
ввезен (импортирован) в то же, или почти в то же, время, как и оцениваемый товар;
ввезен (импортирован) примерно в том же количестве и (или) на тех же коммерческих условиях.
В случае, если идентичный товар ввозился (был импортирован) в ином количестве и (или) на других коммерческих условиях, декларант должен сделать соответствующую корректировку его цены с учетом этих различий и документально подтвердить таможенному органу Российской Федерации ее обоснованность.
3. Таможенная стоимость, определяемая по цене сделки с идентичным товаром, должна быть скорректирована с учетом расходов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона. Корректировка должна осуществляться декларантом на основании достоверных и документально подтвержденных данных.
4. В случае, если при применении данного метода определения таможенной стоимости товара выявляются более одной цены сделки с идентичным товаром, то применяется самая низкая из них.
5. Товар не считается идентичным, если он не был произведен в той же стране, что и оцениваемый товар, либо если его проектирование, опытно-конструкторские работы над ним, его художественное оформление, дизайн, эскизы, чертежи и иные работы выполнены в Российской Федерации. Товар, который произведен не производителем оцениваемого товара, а другим лицом, принимается во внимание, лишь тогда, когда не имеется идентичного товара, изготовленного производителем оцениваемого товара.
Статья 14. Определение таможенной стоимости товара по цене сделки с однородным товаром
При невозможности определения таможенной стоимости по цене сделки и по цене сделки с идентичным товаром применяется определение таможенной стоимости по цене сделки с однородным товаром.
Для оценки таможенной стоимости товара по цене сделки с однородным товаром принимается цена сделки по товару, который отвечает следующим требованиям:
является однородным с оцениваемым товаром, то-есть хотя и не является одинаковым во всех отношениях, но имеет схожие характеристики и состоит из схожих компонентов, что позволяет ему выполнять те же функции, что и оцениваемый товар, и быть коммерчески взаимозаменяемым;
учтены при определении схожести такие признаки, как физические характеристики, качество, товарный знак, репутация на рынке, страна происхождения, производитель;
в отношении его, подобно идентичному товару, также должны применяться положения пунктов 2 - 5 статьи 13 настоящего Федерального закона, которые касаются идентичного товара.
Статья 15. Определение таможенной стоимости на основе единичной стоимости
При невозможности определения таможенной стоимости товара в последовательном порядке, как указано в статьях 12 - 14 настоящего Федерального закона, таможенная стоимость товара определяется в соответствии с данной статьей или статьей 16 настоящего Федерального закона, за исключением тех случаев, когда по просьбе декларанта порядок применения статей 15 и 16 должен быть обратным.
Определение таможенной стоимости на основе единичной стоимости производится, когда оцениваемый, идентичный или однородный ввозимый (импортируемый) товар продается на территории Российской Федерации без изменения своего первоначального состояния лицам, которые не являются взаимозависимыми по отношению к лицам, у которых они покупают товары. При этом принимается за основу цена за единицу товара, продаваемого наибольшей по количеству партией на территории Российской Федерации одновременно или почти одновременно с импортом оцениваемого товара.
Из цены за единицу указанного товара должны быть исключены:
а) расходы на выплату комиссионного вознаграждения, обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей в Российской Федерации товаров того же вида и класса;
б) суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и иных платежей, подлежащих уплате в Российской Федерации в связи с ввозом (импортом) или продажей товаров;
в) обычные расходы в связи с транспортировкой, страхованием, погрузочными, разгрузочными и перегрузочными работами на территории Российской Федерации.
При отсутствии продажи оцениваемого, идентичного или однородного товара в таком же состоянии, в каком он находился на момент ввоза (импорта), по просьбе декларанта может быть использована цена товара, подвергшегося переработке, с поправкой на добавленную стоимость, и при соблюдении положений настоящей статьи.
Статья 16. Определение таможенной стоимости на основе расчетной стоимости
При определении таможенной стоимости на основе расчетной стоимости за основу принимается цена товара, которая определяется путем сложения:
а) стоимости материалов и издержек, которые понесены изготовителем при производстве оцениваемого товара;
б) общих затрат, которые являются обычными при продаже в Российскую Федерацию из страны вывоза товаров того же вида, в том числе расходов по транспортировке, погрузочным, разгрузочным и перегрузочным работам, страхованию до пункта пересечения таможенной границы Российской Федерации, и иных затрат;
в) прибыли, которую обычно получает экспортер при поставке такого товара в Российскую Федерацию.
Статья 17. Резервный метод определения таможенной стоимости
В случае, если таможенная стоимость не может быть определена декларантом в результате последовательного применения методов определения таможенной стоимости, указанных в статьях 12 - 16 настоящего Федерального закона, либо если таможенный орган Российской Федерации приводит убедительные доводы в письменной форме, что эти методы не могут быть использованы, то таможенный орган Российской Федерации должен представить декларанту имеющуюся у него ценовую информацию для определения таможенной стоимости товара с учетом мировой практики. Таможенная стоимость не должна определяться на основе:
- внутренней продажной цены товаров, производимых в Российской Федерации;
- цены товара на внутреннем рынке страны экспортера;
- цены товара при экспорте в страну иную, чем Российская Федерация;
- системы, которая предусматривает принятие для таможенной стоимости, стоимости наиболее высокой из двух альтернативных стоимостей;
- минимальных таможенных стоимостей;
- произвольных или фиктивных стоимостей.
Вся информация, которая является конфиденциальной или была предоставлена на конфиденциальной основе, должна рассматриваться таможенными властями как строго конфиденциальная и не должна раскрываться без специального разрешения лица, предоставившего информацию, за исключением случаев, когда ее раскрытие может быть потребовано в связи с судебными процедурами.
Статья 18. Отсрочка определения таможенной стоимости
Если в процессе определения таможенной стоимости возникает необходимость отложить окончательное решение в отношении конкретной сделки и товара, декларант может получить товары из таможни, предоставив достаточную гарантию в форме депозита, обеспечивающего окончательную оплату таможенных пошлин.
Раздел IV. Страна происхождения товара
Статья 19. Цели, порядок и критерии определения страны происхождения товара
1. Под правилами происхождения понимаются правила, используемые при применении непреференциальных инструментов торговой политики, в частности: режим наибольшего благоприятствования, антидемпинговые и компенсационные пошлины, защитные меры, требования к маркировке происхождения, дискриминационные количественные ограничения, тарифные квоты. Страна происхождения товара определяется с целью осуществления в соответствии с существующей международной практикой тарифных и нетарифных мер государственного регулирования ввоза (импорта) товара на таможенную территорию Российской Федерации.
2. Страной происхождения товара считается страна, в которой товар полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи. При этом под страной происхождения может пониматься группа стран, таможенный союз стран, регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения происхождения товара.
3. Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:
а) полезные ископаемые, добытые на ее территории, или в ее территориальных водах, или на континентальном шельфе, или в морских недрах, если страна имеет исключительное право на разработку этих недр;
б) растительная продукция, выращенная или собранная на ее территории;
в) животные, родившиеся и выращенные в ней;
г) продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных;
д) произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного и морского промыслов;
е) продукция морского промысла, добытая и (или) произведенная в Мировом океане судами данной страны либо судами, арендованными (зафрахтованными) ею (ее организациями);
ж) вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом производственных и иных операций, осуществляемых в данной стране;
з) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических кораблях, принадлежащих данной стране либо арендуемых ею (ее организациями);
и) товары, произведенные в данной стране исключительно из продукции, указанной в пунктах "а" - "з" настоящей статьи.
4. Если в производстве товара участвуют две или более стран, происхождение определяется в соответствии с критериями достаточной переработки товара.
Критериями достаточной переработки товара в данной стране являются:
а) изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по Товарной номенклатуре на уровне любого из первых четырех знаков, которое возникло в результате переработки товара;
б) правило адвалорной доли - когда процентная доля стоимости использованных импортных материалов или стоимости, добавленной в процессе переработки, достигает установленной законом доли цены перемещаемого через границу товара. В этом случае цены, используемые для расчета доли в цене перемещаемого через границу товара, должны быть:
- для импортных материалов или компонентов - таможенная стоимость в момент импорта или для товаров, происхождение которых не установлено, первая подтвержденная цена, уплаченная за них на территории Российской Федерации;
- для произведенного товара - цена франко-завод (отпускная цена предприятия).
Для целей настоящего закона товар считается происходящим из той страны, в которой стоимость, добавленная в процессе производства, составляет более 50%.
При этом считаются не отвечающими критериям достаточной переработки:
операции по обеспечению сохранности товара во время хранения или транспортировки;
операции по подготовке товара к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
простые сборочные операции;
смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристики, существенно отличающейся от исходных ее составляющих.
При определении страны происхождения товара происхождение используемых для его производства в стране происхождения энергии, машин, оборудования и инструментов не принимается во внимание.
В случае, если в отношении конкретного товара или конкретной страны происхождение товара особо не оговаривается, товар считается подвергнутым достаточной переработке, если произошло изменение товарной позиции по Товарной номенклатуре на уровне любого из первых четырех знаков.
5. В случае, если товар поставляется в разобранном или несобранном виде несколькими партиями при невозможности его отгрузки одной партией по производственным или транспортным причинам, либо если товар, подлежащий отгрузке одной партией, ошибочно поставляется несколькими партиями, то по желанию декларанта для определения происхождения товара он рассматривается как единый товар. При этом необходимо:
а) предварительно уведомить таможенный орган Российской Федерации о разбивке разобранного или несобранного товара на несколько партий с указанием причин этого, а также указанием в отгрузочной спецификации по каждой партии товара его кода по Товарной номенклатуре, стоимости и страны происхождения;
б) осуществить поставку всех партий из одной страны одним поставщиком;
в) ввезти (импортировать) все партии через один и тот же таможенный орган Российской Федерации;
г) ввезти (импортировать) все партии в срок, не превышающий шести месяцев с даты принятия таможенным органом Российской Федерации таможенной декларации либо срока подачи таможенной декларации для первой партии товара.
Статья 20. Подтверждение происхождения товара
1. В удостоверение происхождения товара, ввозимого (импортируемого) на таможенную территорию Российской Федерации, в таможенный орган Российской Федерации должен быть представлен в обязательном порядке сертификат о происхождении товара в следующих случаях:
а) товар происходит из страны, которой Российской Федерацией предоставлены тарифные преференции;
б) товар ввозится (импортируется) из страны, в отношении которой Российской Федерацией установлены количественные ограничения (квоты) ввоза (импорта);
в) предоставление сертификата о происхождении товара требуется в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
г) предоставление сертификата о происхождении товара требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, здоровья населения, защиты прав российских потребителей, общественного порядка и безопасности Российской Федерации;
д) в представленных декларантом для таможенного оформления документах отсутствуют сведения о происхождении товара или таможенный орган Российской Федерации располагает доказательствами недостоверности декларируемых сведений о происхождении товара.
2. В удостоверение происхождения товара, вывозимого (экспортируемого) за пределы таможенной территории Российской Федерации, в том случае, если в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или правилами страны ввоза товара предусмотрено предоставление сертификата происхождения товара и это зафиксировано во внешнеторговом договоре (контракте), сертификат о происхождении товара выдается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
3. Сертификат о происхождении товара должен содержать:
а) указание на то, что товар происходит из данной страны;
б) заявление поставщика товара, что товар удовлетворяет критериям происхождения товара, указанным в статье 19 настоящего Федерального закона;
в) заверение уполномоченного на выдачу сертификатов о происхождении товара органа страны вывоза (экспорта) товара о том, что представленные в сертификате сведения соответствуют действительности.
4. Сертификат о происхождении товара представляется декларантом вместе с таможенной декларацией и другими документами, необходимыми для таможенного оформления. При утрате сертификата о происхождении товара представляется его официально заверенный дубликат.
5. В случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений в сертификате таможенный орган Российской Федерации вправе обратиться к органу, выдавшему сертификат, или иной компетентный орган в стране, указанной в качестве страны происхождения товара, с просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.
6. Товар не считается происходящим из данной страны до тех пор, пока не представлен надлежащим образом оформленный сертификат о происхождении товара в случаях, установленных настоящим законом, или не получены запрошенные в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи сведения.
7. Особенности определения происхождения товара (критериев собственного производства) из свободной (особой) экономической зоны устанавливаются законодательством Российской Федерации о свободных (особых) экономических зонах.
Происхождение товаров, происходящих с территории развивающихся, в том числе наименее развитых стран, определяется в соответствии с Соглашением об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении преференций в рамках Общей Системы Преференций (Москва 05.06.80).
Происхождение товаров с территории стран-членов Содружества Независимых Государств определяется в соответствии с правилами определения происхождения товаров, утвержденными Решением Совета Глав Правительств Содружества Независимых Государств (24.09.93), с учетом решения об изменении пунктов 9 и 10 Правил определения страны происхождения товаров, принятого Главами Правительств Содружества Независимых Государств (15.04.94).
Статья 21. Основания для отказа в выпуске товара через таможенную границу Российской Федерации в связи с происхождением товара и особенности взимания таможенной пошлины при неуказании страны происхождения товара
1. Таможенный орган Российской Федерации вправе отказать в выпуске товара через таможенную границу Российской Федерации исключительно при наличии доказательств, что товар происходит из страны, товары которой не подлежат выпуску в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации. В остальных случаях непредставление надлежащим образом оформленного сертификата о происхождении товара или сведений о происхождении товара не является основанием для отказа в выпуске товара через таможенную границу Российской Федерации.
2. Товар, происхождение которого не подтверждено сертификатами или достоверными сведениями о стране происхождения в случаях, указанных в статье 20 п.1), выпускается в свободное обращение на таможенной территории Российской Федерации с уплатой таможенной пошлины по максимальной ставке Таможенного тарифа Российской Федерации.
Раздел V. Тарифные преференции и запрещение применения индивидуальных
тарифных льгот
Статья 22. Предоставление тарифных преференций
1. Тарифные преференции во внешней торговле Российской Федерации могут быть предоставлены в отношении товаров, происходящих из стран, которые являются:
а) странами, образующими вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз, либо подписавших международный договор с Российской Федерацией о намерении создать такую зону или такой союз;
б) странами, пользующимися в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации национальной системой преференций Российской Федерации, которая пересматривается не реже чем один раз в три года;
в) странами, входящими в Содружество Независимых Государств.
2. При предоставлении тарифных преференций странам, указанным в пункте 1 "а" настоящей статьи, таможенные пошлины во внешней торговле с ними не взимаются со всех товаров, если в международном договоре Российской Федерации не установлено иное.
3. При предоставлении тарифных преференций странам, указанным в пункте 1 "б" настоящей статьи:
а) таможенные пошлины не взимаются при ввозе (импорте) на таможенную территорию Российской Федерации товаров, происходящих из наименее развитых стран, перечисленных в приложении к настоящему Федеральному закону, при условии прямой поставки из этих стран;
б) ставки таможенных пошлин, которые предусмотрены для стран, пользующихся режимом наибольшего благоприятствования (базовые ставки), при ввозе (импорте) на таможенную территорию товаров, происходящих из развивающихся стран, которые перечислены в приложении к настоящему федеральному закону, уменьшаются вдвое.
4. При ввозе (импорте) на таможенную территорию Российской Федерации товаров, происходящих из стран, которые указаны в пункте 3 "б" настоящей статьи
а) тарифная преференция не предоставляется для товаров тех развивающихся стран, валовый национальный продукт которых за три предшествующих решению Правительства Российской Федерации года в годовом исчислении превышает 6 тысяч долларов США (по официальным данным Всемирного Банка).
б) по решению Правительства Российской Федерации может быть применена тарифная квота в форме взимания в ее пределах базовой ставки, уменьшенной вдвое, и взимания стопроцентной базовой ставки при превышении этой квоты для товара развивающейся страны, который успешно конкурирует с подобным отечественным товаром на внутреннем рынке Российской Федерации. При этом тарифная квота не может устанавливаться индивидуально для лица (группы лиц), осуществляющих ввоз (импорт) на таможенную территорию Российской Федерации товара, происходящего из указанной развивающейся страны.
Статья 23. Запрещение применения индивидуальных тарифных льгот
1. Применение индивидуальных тарифных льгот как для отдельных лиц (групп лиц), так и отдельных видов товаров и транспортных средств запрещается, за исключением следующих случаев, когда от уплаты таможенной пошлины полностью освобождаются:
а) транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств;
б) предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы таможенной территории Российской Федерации для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, ведущих морской промысел, а также продукция их промысла, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации;
в) товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимые с этой территории для официального или личного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз (вывоз) таких товаров на основании международных договоров Российской Федерации;
г) валюта Российской Федерации, иностранная валюта (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценные бумаги в валюте Российской Федерации или иностранной валюте;
д) товары, подлежащие обращению в собственность государства;
е) товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимые с этой территории беспошлинно в случаях, предусмотренных соответствующим таможенным режимом, установленным Таможенным кодексом Российской Федерации;
ж) товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования и не предназначенные для производственной и коммерческой деятельности;
з) оборудование, включая машины, механизмы, а также материалы, входящие в комплект поставки соответствующего оборудования, и комплектующие изделия (за исключением подакцизных), ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Освобождение от уплаты таможенной пошлины производится только в случаях, когда это предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
2. Возврат ранее уплаченной таможенной пошлины и снижение ставки таможенной пошлины осуществляются в случаях и на условиях, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации.
3. Лица, пользующиеся тарифными льготами, указанными в пунктах 1 "а"- "з", несут ответственность за целевое использование таких льгот. В случае установления таможенным органом Российской Федерации факта нецелевого использования таких льгот он вправе в судебном порядке потребовать взыскания в трехкратном размере суммы, полученной в виде тарифных льгот, с зачислением ее в федеральный бюджет.
Раздел VI. О таможенно-тарифной комиссии Правительства
Российской Федерации
Статья 24. Таможенно-тарифная комиссия Правительства Российской Федерации
1. Для подготовки рекомендаций Правительству Российской Федерации в отношении уровня таможенного обложения импортируемых и экспортируемых товаров, развития товарной номенклатуры таможенного тарифа и по другим вопросам сферы действия настоящего закона создается межведомственная Таможенно-тарифная комиссия Правительства Российской Федерации.
2. В комиссию входят в личном качестве представители федеральных органов исполнительной власти, имеющих прямое отношение к регулированию внешней торговли товарами, представители Федерального Собрания Российской Федерации, ассоциаций товаропроизводителей и потребителей, а также ведущие ученые в области регулирования внешней торговли. Комиссия обслуживается аппаратом федерального органа исполнительной власти, указанного в части четвертой статьи 12 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Председатель комиссии, ее персональный состав и Положение о комиссии утверждаются Постановлением Правительства Российской Федерации.
3. Комиссия готовит ежегодный доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о развитии таможенно-тарифной политики Российской Федерации.
Раздел VII. Заключительные положения
Статья 25. Международные договоры Российской Федерации и вопросы таможенно-тарифного регулирования
В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила по вопросам таможенно-тарифного регулирования внешней торговли, чем те, которые содержатся в настоящем Федеральном законе, то применяются правила вступившего в силу международного договора Российской Федерации.
Статья 26. Вступление настоящего Федерального закона в силу
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 60 дней со дня его официального опубликования."
Статья 2. Предложить Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок:
а) внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения по внесению изменении и дополнений в Таможенный кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы в связи принятием настоящего Федерального закона;
б) привести в соответствие с настоящим Федеральным законом постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.
Статья 3. Рекомендовать Президенту Российской Федерации привести положения соответствующих указов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.