Обоснование необходимости принятия федерального закона
"О гражданском контроле и управлении военной организацией
и деятельностью в Российской Федерации"
Необходимость и актуальность разработки предлагаемого закона вытекают из того, что установление стабильных и эффективных форм демократического гражданского контроля в военной области является одним из важнейших компонентов военной реформы, к осуществлению которой подошла наша страна. Идея гражданского контроля назрела и встречает поддержку как в политических, так и военных кругах. Сделаны уже и первые шаги в этом направлении. Согласно Конституции Российской Федерации Главнокомандующим является президент, гражданское лицо, который принимает важнейшие решения в области обороны и безопасности с учетом рекомендаций Совета Безопасности и Совета Обороны, где представлены многие гражданские руководители государства.
В сущности, существование демократического гражданского контроля в военной области предполагают части 1 и 2 Статьи 3 Конституции Российской Федерации, устанавливающие, что ее народ является носителем суверенитета и источником власти и что он осуществляет свою власть непосредственно или через органы государственной власти. В то же время не существует пока федерального закона, регламентирующего вопросы гражданского контроля в военной области. Именно этот пробел в законодательстве призван восполнить предлагаемый проект закона.
Закон призван впервые в российской правовой практике дать формальное определение гражданского контроля за военной организацией и деятельностью государства. Основной принцип гражданского контроля над военно-силовыми структурами и другими компонентами военной организации означает, прежде всего, что все политические решения, касающиеся военной деятельности, принимают исключительно избираемые народом гражданские лидеры и несут за это ответственность. Военные отвечают за профессиональное исполнение этого решения.
Устанавливаемая законом правовая регламентация вопросов гражданского контроля и управления будет способововать превращению всех военно-силовых структур в открытые обществу и понятные для него институты, которые при любых обстоятельствах действуют строго по своему предназначению, в порядке, установленном Конституцией и законами, и всегда остаются подконтрольными гражданскому обществу.
Предлагаемый закон должен быть в равной степени применим ко всем существующим в государстве военно-силовым структурам. Закон исключает узкий, ограниченный лишь рамками министерства обороны подход к гражданскому контролю: он должен распространяться на всю военную сферу - от утверждения военного бюджета до оснащения войск современным оружием, от разведки до материального обеспечения военнослужащих. Более того, такой контроль должен не только послужить преградой на пути превращения военно-силовых структур в самодовлеющую величину, но и не допустить их разложения и деградации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.