Проект федерального закона
"О гражданском контроле и управлении военной организацией
и деятельностью в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. обоснование необходимости принятия проекта закона
Раздел 1. Основы гражданского контроля и управления
Раздел 2. Система гражданского контроля
Раздел 3. Об Уполномоченном по делам военнослужащих
Раздел 4. О гражданах, общественных объединениях, политических партиях
и средствах массовой информации
Раздел 5. Права и обязанности военных и гражданских должностных лиц
при осуществлении гражданского контроля
Раздел 6. Особенности осуществления гражданского контроля в период
проведения военной реформы и его организации в военное
время, в условиях чрезвычайного и военного положения
Раздел 7. Заключительные положения
Настоящий федеральный закон определяет цель, содержание, организацию и порядок функционирования системы гражданского контроля и управления военной организацией и деятельностью в Российской Федерации (в дальнейшем - гражданский контроль).
Гражданский контроль призван развивать и утверждать законность в интересах обороны и безопасности страны и ее граждан.
Гражданский контроль и управление военной организацией и деятельностью в Российской Федерации является обязательной составной частью обеспечения национальной безопасности страны и проведения военной реформы.
Раздел 1. Основы гражданского контроля и управления
Статья 1. Термины и определения
1. Гражданский контроль над военной организацией и деятельностью - есть система установлений, государственных и общественных институтов, а также осуществляемых ими мер, обеспечивающая законность и целесообразность функционирования военной организации Российской Федерации, соответствие ее деятельности Конституции Российской Федерации, федеральным законам, включая Федеральный закон "О федеральном бюджете Российской Федерации", иным законодательным актам, указам и распоряжениям Верховного Главнокомандующего, основным направлениям военной политики и военной доктрины, концепциям и планам военного строительства, федеральным государственным программам вооружения и развития оборонно-промышленного комплекса, концепции военной реформы и международным договорам в области обороны и безопасности.
2. Гражданское управление военной организацией и деятельностью - есть властно-распорядительная функция должностных лиц всех ветвей государственной власти, не являющихся военнослужащими и не находящимися в подчинении у военнослужащих, осуществляемая в пределах их законодательных полномочий.
3. Военная организация - есть система государственных институтов, учреждений, органов, а также предприятий и организаций всех видов собственности, общественных объединений, осуществляющих военную деятельность.
4. Военная деятельность - есть совокупность теоретических и практических действий органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций и предприятий различных видов собственности, должностных лиц и граждан, направленная на разработку, производство и поставку (торговлю) оружием, создание, подготовку и применение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, мобилизационную подготовку населения и экономики, обеспечивающая оборону и безопасность государства и выполнение международных соглашений и обязательств Российской Федерации.
5. Военно-силовые структуры - есть Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы, как это определено в статье 1 Федерального закона "Об обороне".
6. Гражданский контроль и управление осуществляется:
- контрольно-надзорной деятельностью специальных надведомственных органов власти;
- властно-распорядительными полномочиями высших органов государственной власти;
- правосудием;
- наблюдением и информированием общества о состоянии дел в сфере военной организации и деятельности государства институтами гражданского общества;
- обращениями, заявлениями и жалобами граждан.
Статья 2. Цель и основные задачи гражданского контроля и управления
1. Целью гражданского контроля и управления является обеспечение национальной безопасности страны путем повышения надежности и эффективности военной организации и деятельности в Российской Федерации.
2. Основными задачами гражданского контроля являются:
- утверждение демократических принципов и норм функционирования военной организации и деятельности в Российской Федерации;
- выработка решений, предложений и рекомендаций, направленных на укрепление военной безопасности страны, повышение в обществе авторитета военной службы;
- обеспечение органов государственной власти и общественности полной, достоверной и оперативной информацией о соответствии военной организации и деятельности государства Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации, нормам международного права, военно-политической обстановке, а также о демографических, экономических, научно-технических и других возможностях страны для обеспечения ее военной безопасности;
- предотвращение и/или пресечение бесконтрольного, несоответствующего реальным нуждам или нерационального планирования, формирования и расходования ресурсов и средств, выделяемых на национальную оборону, правоохранительную деятельность, предотвращение и ликвидацию чрезвычайных происшествий;
- исключение возможности использования Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации в интересах отдельных групп лиц, партий, общественных или иных объединений;
- предупреждение, выявление и пресечение нарушений прав личности в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах, а также ситуаций, связанных с деформациями в военно-гражданских отношениях;
- защита прав и интересов военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, гражданского персонала Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов и членов их семей;
- разработка предложений по координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и руководящих органов военно-силовых структур по реализации принятых решений в области обороны и безопасности, правовой и социальной защиты военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей.
3. Организационная структура, вооружение, стратегия и тактика Вооруженных Сил и других войск, воинских формирований и органов, а также оперативно-распорядительная деятельность соответствующих должностных лиц гражданскому контролю не подлежат.
Статья 3. Правовые основы гражданского контроля и управления
Правовыми основами гражданского контроля и управления являются:
- исключительная компетенция уполномоченных гражданских должностных лиц и органов государственной власти Российской Федерации по выработке военной политики государства, решению вопросов военного строительства, порядка и правил использования Вооруженных Сил, других войск, военизированных формирований и органов; органы военного управления ответственны за профессиональное исполнение принятых решений;
- реальная возможность граждан и их объединений, других структур гражданского общества свободно определять и отстаивать свою позицию в отношении военной организации и деятельности в Российской Федерации;
- государственные гарантии социальной и правовой защищенности военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также гражданского персонала Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;
- установление правовых основ гражданского контроля за военной деятельностью в Российской Федерации находится в исключительном ведении высших органов государственной власти Российской Федерации;
- законодательство Российской Федерации в области гражданского контроля основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и включает в себя федеральные конституционные законы, федеральные законы в области обороны, в том числе настоящий федеральный закон;
- законы действуют независимо от их объявления приказами и иными правовыми актами органов управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
Статья 4. Принципы организации и осуществления гражданского контроля и управления
1. Гражданский контроль организуется исходя из следующих основных принципов:
- верховенство закона. Компетенция, полномочия и функции контрольных органов и организаций определяются законодательством Российской Федерации, исключающим их произвольное вмешательство в деятельность органов управления военно-силовых структур и предприятий оборонного комплекса;
- внепартийность гражданского контроля. Должностные лица и граждане, осуществляющие контроль, руководствуются законодательством и при исполнении должностных обязанностей не могут быть связаны решениями партий, политических движений и иных общественных объединений;
- подотчетность всех военно-силовых структур и других компонентов оборонного комплекса высшим органам государственной власти Российской Федерации. Законодательное разделение функций и полномочий различных ветвей и уровней государственной власти в области обороны и безопасности страны;
- разграничение функций и полномочий между государственными специализированными контрольными службами, исключение параллелизма и дублирования в их работе;
- открытость ассигнований на национальную оборону, правоохранительную деятельность, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, утилизацию и ликвидацию вооружений в соответствии с Федеральным законом "О бюджетном классификаторе Российской Федерации".
2. Осуществление гражданского контроля регламентируется следующими принципами:
- представители военной организации не вправе отказываться от взаимодействия с субъектами гражданского контроля. Порядок такого взаимодействия определяется специальными подзаконными актами;
- свободный доступ субъектов гражданского контроля к официальной информации о состоянии дел в военной сфере, за исключением сведений составляющих государственную тайну;
- строгая ответственность должностных лиц военно-силовых структур за своевременность, полноту и достоверность представляемой общественности официальной информации;
- обязанность органов и должностных лиц военного управления принимать законные и обоснованные решения по выводам и оценкам надзорных и контрольных инстанций, принятых в пределах их компетенции, и обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений.
Статья 5. Предметы гражданского контроля и управления
Предметами гражданского контроля и управления за военной организацией и деятельностью в Российской Федерации являются;
- механизм формирования военной политики, принятия и выполнения военно-политических решений; обоснованность, правомерность и порядок применения военно-силовых структур в урегулировании внутренних конфликтов, а также при их применении не по назначению;
- международные обязательства, достижение целей договоров и соглашений, участницей которых является Российская Федерация, порядок участия Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов в миротворческих операциях за пределами страны;
- строительство Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, его соответствие целям национальной безопасности, а также экономическим, демографическим, научно-техническим и иным возможностям страны;
- формирование, принятие и исполнение оборонного бюджета, законность расходования денежных средств в Вооруженных Силах, других войсках, военных формированиях и органах;
- уровень и темпы военного производства, порядок составления к реализации государственного оборонного заказа, характер и результаты конверсии военного производства, военно-технического сотрудничества, состояние мобилизационной подготовки в стране;
- законность в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, социальная защищенность военнослужащих и членов их семей, а также лиц, уволенных с военной службы;
- морально-психологическое состояние войск;
- система военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи, формирования морально-психологической готовности граждан к защите Отечества;
- подбор, расстановка и движение кадров;
- уставы и другие внутриведомственные нормативные акты;
- состояние и облик вооруженных сил и других войск, формирование авторитета армии в обществе, укрепление престижа воинской службы.
Статья 6. Субъекты гражданского контроля и управления
Гражданский контроль и управление, как многоканальная система, представляет из себя комплекс взаимосвязанных субъектов, объединенных общей целью и реализующих присущие их должностному и общественному положению задачи. Систему составляют:
- Президент Российской Федерации;
- Правительство Российской Федерации;
- Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума;
- органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
- Уполномоченный Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам военнослужащих;
- гражданский Министр обороны;
- Прокуратура Российской Федерации;
- Судебная власть Российской Федерации;
- общественные объединения, политические партии и движения;
- научно-исследовательские учреждения;
- средства массовой информации;
- граждане Российской Федерации.
Раздел 2. Система гражданского контроля
Статья 7. Основание возникновения и содержание полномочий субъектов гражданского контроля и управления
1. Органы и должностные лица государственной власти Российской Федерации обладают властно-распорядительными полномочиями в области военной организации и деятельности в объеме, определяемом Конституцией Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными конституционными законами и федеральными законами Российской Федерации.
2. Специальные надведомственные и вневедомственные контрольно-надзорные органы, сфера деятельности которых распространяется на военную организацию и деятельность, создаются решениями высших органов федеральной государственной власти. Их полномочия, порядок и правила контроля регулируются настоящим федеральным законом, либо законодательно утвержденными Положениями о них.
3. Конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство по вопросам, касающимся военной организации и деятельности, осуществляется в общем порядке в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах. Создание чрезвычайных судов не допускается. Для рассмотрения дел о преступлениях военнослужащих и лиц, приравненных к ним по закону, решением Верховного Суда Российской Федерации учреждаются военные суды. В своей деятельности они руководствуются общим законодательством, действующим на территории Российской Федерации.
4. Общероссийские общественные объединения, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, взаимодействуя с органами военного управления Вооруженных Сил, других войск, военных формирований и органов, вырабатывают предложения и рекомендации для политического и военного руководства по совершенствованию обороны, демократизации и гуманизации военной службы, повышению правового и социального статуса военнослужащих.
5. Политические партии, массовые общественные организации, средства массовой информации, научные учреждения и исследовательские центры, другие структуры гражданского общества разрешенными законом способами собирают и распространяют информацию о военной организации и деятельности, предлагают меры по повышению их эффективности, участвуют в выработке решений органов государственной власти в порядке и объеме, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
6. Граждане Российской Федерации, реализуя конституционное право участвовать в управлении делами государства, имеют право обратиться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы по вопросам военной организации и деятельности.
Статья 8. Полномочия Президента Российской Федерации
1. Президент Российской Федерации, как глава государства и Верховный Главнокомандующий, помимо своих полномочий и обязанностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обороне", осуществляет следующие функции в области гражданского контроля и управления:
- руководит работой Совета Безопасности Российской Федерации, Совета Обороны Российской Федерации, Государственной военной инспекции при Президенте Российской Федерации, Главного контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации и других государственных органов, разрабатывающих решения по вопросам военного строительства, военно-гражданских отношений и использования Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, а также осуществляющих контроль за военно-силовыми структурами;
- вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы законопроекты по совершенствованию гражданского контроля;
- назначает, при необходимости, из числа гражданских лиц министров обороны, внутренних дел и руководителей других военно-силовых структур Российской Федерации;
- устанавливает перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами, назначает и освобождает их;
- утверждает перечень высших должностей в системе управления военной деятельностью, замещаемых гражданскими лицами, назначает и освобождает их.
Статья 9. Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации
1. Помимо своих полномочий и обязанностей в области обороны, военного строительства и военной деятельности, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обороне", Федеральное Собрание Российской Федерации, участвуя в системе гражданского контроля, осуществляет следующие функции:
- одновременно с проектом Федерального бюджета рассматривает доклад, содержащий планы и оценки расходования средств на оборону по основным статьям в течении трех финансовых лет после года, на который представлен проект бюджета;
- поручает Счетной палате осуществлять контроль за правильностью и рациональностью расходования бюджетных средств, выделяемых на обеспечение национальной безопасности и военную деятельность. По результатам проведенных проверок и расследований рекомендует Правительству Российской Федерации устранить обнаруженные нарушения;
- создает парламентские комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан в связи с военной деятельностью, а также иных правонарушений в военно-силовых структурах;
- проводит парламентские слушания по вопросам военного строительства;
- создает специальные комиссии для внесения изменений в действующее законодательство по военным вопросам;
- Государственная Дума утверждает по представлению Уполномоченного по правам человека кандидатуру Уполномоченного по делам военнослужащих.
2. Все государственные органы обязаны содействовать в предоставлении Федеральному Собранию необходимой объективной информации о военной организации и деятельности в Российской Федерации и оказывать помощь в осуществлении его функций.
Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации
Помимо обязанностей и полномочий в области обеспечения обороны и безопасности государства, возлагаемые Конституцией и федеральным законодательством Российской Федерации,
Правительство Российской Федерации:
- разрабатывает и представляет в Государственную Думу проект расходов на оборону в федеральном бюджете в соответствии с федеральным законодательством;
- представляет Государственной Думе, одновременно с проектом расходов на оборону, доклад, содержащий планы и оценки расходования бюджетных средств на оборону по основным статьям в течении трех финансовых лет после года, на который представляется проект;
- размещает государственный оборонный заказ на выпуск военной продукции, осуществляет контроль за его выполнением, за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения, а также за созданием, развитием и сохранением мобилизационных мощностей;
- осуществляет руководство финансово-хозяйственной деятельностью соответствующих организаций военно-силовых структур;
- определяет порядок расходования средств, выделяемых на оборону из федерального бюджета, а также источники финансирования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, привлекаемых к выполнению задач, не связанных с их предназначением. Финансирование всех звеньев военной деятельности, включая военное производство, осуществляется исключительно через государственное казначейство;
- устанавливает порядок передачи, предоставления в аренду, продажи и ликвидации вооружения и военной техники, оборонных объектов и другого военного имущества.
Статья 11. Полномочия гражданского министра обороны Российской Федерации
Министр обороны осуществляет руководство Вооруженными Силами в соответствии с политическими установками Президента и Правительства Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.
Министр обороны имеет штат назначаемых им гражданских инспекторов, наделенных полномочиями по проверке деятельности любой структуры Вооруженных Сил.
Статья 12. Полномочия прокуратуры и судебной власти Российской Федерации
1. Прокуратура Российской Федерации специализированную структуру в ее составе - Главную военную прокуратуру - осуществляет надзор за соблюдением законности и расследование дел о преступлениях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.
2. Главную военную прокуратуру возглавляет гражданское лицо, назначаемое Генеральным прокурором Российской Федерации.
3. Конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство по вопросам, касающимся Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, осуществляется в общем порядке в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах.
Создание чрезвычайных судов не допускается.
4. Конституционный Суд Российской Федерации обеспечивает верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации в области обороны и безопасности Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. В этих целях Конституционный Суд Российской Федерации:
- разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, законов и других нормативных актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам военной политики и военного строительства;
- разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области обороны и безопасности;
- по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан Вооруженных Силах и других военно-силовых структурах, а также по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
5. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор и гражданский контроль за деятельностью военных судов.
6. Высший Арбитражный Суд и арбитражные суды Российской Федерации рассматривают и разрешают экономические споры и иные подведомственные им дела, одной из сторон которой являются воинские части, учреждения и организации, в общем порядке.
7. Военные Суды Российской Федерации
Дела о преступлениях военнослужащих и лиц, приравненных к ним по закону, рассматривают военные суды, которые создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.
В компетенцию военных судов входят дела о правонарушениях, непосредственно связанных с деятельностью Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований или органов, а также правонарушениях, в совершении которых обвиняются исключительно военнослужащие.
Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. В своей деятельности они руководствуются общим законодательством, действующим на территории Российской Федерации. Слушание дел в закрытых заседаниях допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Приговоры и решения судов во всех случаях провозглашаются публично.
8. С целью повышения объективности рассмотрения судебных дел военнослужащих военные суды и прокуратуры выводятся из под ведомственного подчинения, экономической, административной и кадровой зависимости от Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и военных органов.
Финансирование и обеспечение деятельности военных судов впредь до вступления в силу соответствующего федерального конституционного закона осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации.
Военные прокуроры и их аппарат входят в штат Генеральной Прокуратуры Российской Федерации.
Статья 13. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Руководители органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления по должности входят в состав совещательных органов военного руководства, предназначенным для обсуждения и выработки рекомендаций и решений по принципиальным вопросам военной деятельности на подведомственных им территориях.
Раздел 3. Об Уполномоченном по делам военнослужащих
Статья 14. Статус и функции Уполномоченного по делам военнослужащих
1. Для защиты прав и свобод военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей в структуре Уполномоченного по правам человека Российской Федерации учреждается должность Уполномоченного по делам военнослужащих, который осуществляет в пределах своей компетенции функцию гражданского контроля над Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и военными органами.
2. Уполномоченный по делам военнослужащих осуществляет контроль за соблюдением конституционных прав и свобод рядового и офицерского состава и порядка прохождения военной службы в соответствии с воинскими уставами и законодательством Российской Федерации.
3. Уполномоченного по делам военнослужащих утверждает Государственная Дума по представлению Уполномоченного по правам человека Российской Федерации из состава депутатов на срок в пять лет. Уполномоченным по делам военнослужащих не может быть лицо, находящееся на действительной военной службе.
4. Уполномоченный по делам военнослужащих:
- осуществляет анализ поступающих к нему заявлений и готовит предложения и рекомендации для решения существующих проблем и устранения причин, их порождающих;
- выступает с законодательными инициативами в сфере своей деятельности;
- ежегодно представляет в Федеральное Собрание доклад и выступает перед Государственной Думой с устными сообщениями о проделанной за год работе;
- поддерживает контакты с общественными организациями и средствами массовой информации, предоставляя им по мере надобности сведения о своей деятельности;
- формирует в этих целях общественный Консультативный совет при уполномоченном по делам военнослужащих;
- комплектует свой аппарат специалистами, способными обеспечить максимальную эффективность контроля за Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
Статья 15. Права и обязанности Уполномоченного по делам военнослужащих
1. Если Уполномоченный по делам военнослужащих принимает поступившую к нему жалобу к рассмотрению, он в десятидневный (за вычетом выходных и праздничных дней) срок уведомляет о принятом им решении заявителя, орган или должностное лицо Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, решения и действия (бездействие) которых обжалуются, а также их командование.
2. Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный по делам военнослужащих вправе обратиться к командованию Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению. Ни Уполномоченным, ни командованием проверка не может быть поручена органу или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которого обжалованы.
3. В случае установления факта нарушения прав заявителя Уполномоченный по делам военнослужащих обязан принять соответствующие меры к его устранению в пределах своей компетенции и в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.
О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный по делам военнослужащих обязан известить заявителя.
4. При проведении проверки Уполномоченный по делам военнослужащих:
- имеет право запрашивать и получать от органов и любых должностных лиц Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, а также непосредственно из войсковых частей документы и материалы, а также объяснения, необходимые для рассмотрения жалобы;
- пользуется правом безотлагательного приема всеми лицами начальствующего состава Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;
- имеет право беспрепятственно и без предупреждения посещать любые воинские части и подразделения, а также присутствовать на заседаниях коллегиальных органов управления Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;
- принимает в соответствии с действующими правовыми нормами меры по защите прав военнослужащих.
5. Предоставление Уполномоченному по делам военнослужащих информации, составляющей государственную или военную тайны, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Раздел 4. О гражданах, общественных объединениях, политических партиях
и средствах массовой информации
Статья 16. Полномочия общественных объединений и политических партий в сфере гражданского контроля
Общественные объединения и политические партии, действующие в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право:
- запрашивать и бесплатно получать от органов военного управления и других органов, предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих военную деятельность, интересующую их информацию, документы и материалы, не составляющие государственной или военной тайны;
- осуществлять научные исследования проблем военной политики к обороны, а также проводить публичное обсуждение результатов таких исследований;
- проводить общественную экспертизу различных аспектов военной политики государства и создавать для этого временные коллективы экспертов;
- выступать с инициативами, предложениями и рекомендациями по военной деятельности и укреплению обороны государства;
- проводить мероприятия, имеющие целью информирование общественности и органов государственной власти о своем отношении к планам, решениям и действиям в военной области;
- участвовать в общественных дискуссиях и парламентских слушаниях по военной деятельности и обороне;
- устанавливать рабочие контакты с Уполномоченным по делам военнослужащих и использовать предоставляемую им информацию;
- по приглашению Уполномоченного по делам военнослужащих участвовать в общественном Консультативном совете.
Статья 17. Об общественных объединениях внутри военно-силовых структур
В Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах по инициативе военнослужащих и/или гражданского персонала могут создаваться общественные объединения, деятельность которых направлена на удовлетворение их профессиональных, культурно-бытовых и других интересов, социа льную и правовую защиту. Перечень, порядок образования и регистрация их определяются федеральным законом. В своей деятельности они руководствуются уставом или иными учредительными документами, подлежащими регистрации в органах юстиции.
Статья 18. Роль средств массовой информации в осуществлении гражданского контроля
Средства массовой информации имеют право на беспрепятственное получение любой информации, не составляющей государственной или военной тайны, относительно военной деятельности в Российской Федерации и на распространение такой информации.
Средства массовой информации:
- запрашивают в установленном порядке и бесплатно получают от органов военного управления, других органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, занятых в сфере обороны, документы и материалы по вопросам, входящим в их компетенцию;
- занимаются издательской деятельностью по тематике, связанной с военной деятельностью государства;
Статья 19. Права граждан по контролю за военной деятельностью в Российской Федерации
1. Граждане Российской Федерации имеют право быть информированными по проблемам военной деятельности и обороны государства в такой мере, чтобы иметь возможность составить объективное мнение в этой области.
2. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы управления Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.
Письменное обращение военнослужащего или гражданского лица должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества а также содержать, помимо изложения существа предложения, заявления либо жалобы также данные о месте его жительства, работы (службы) или учебы. Письменное обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению на подлежит.
Раздел 5. Права и обязанности военных и гражданских должностных
лиц при осуществлении гражданского контроля
Статья 20. Взаимные обязательства военных и гражданских должностных лиц
1. Руководители органов военного управления, должностные лица системы гражданского контроля и представители общественных объединений, партий и средств массовой информации при исполнении своих функций и во взаимных контактах обязаны сотрудничать и проявлять доброжелательность, уважение и общую заботу об укреплении обороноспособности Российской Федерации.
2. Гражданские должностные лица, осуществляющие функции гражданского контроля и управления, а также представители общественных объединений, партий и средств массовой информации в пределах, определяемых настоящим федеральным законом, имеют право на своевременное получение полной и объективной информации о положении в военно-силовых структурах.
3. Руководители органов военного управления обязаны своевременно предоставлять должностным лицам системы гражданского контроля и представителям общественности полную и объективную информацию в соответствии с их запросами. Порядок доступа к сведениям, составляющим государственную и военную тайну, определяется законом. Полное или частичное преднамеренное сокрытие военными должностными лицами информации от органов гражданского контроля влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
4. Должностные лица системы гражданского контроля и представители общественных объединений, партий и средств массовой информации несут в соответствии с федеральным законом ответственность за объективность распространяемой ими информации о военной деятельности, за нарушение государственной и военной тайны и требований настоящего федерального закона.
Статья 21. Обязанности военных ведомств по содействию в осуществлении гражданского контроля
1. В целях достижения максимальной открытости для общественности военной деятельности государства:
- ведомства, осуществляющие такую деятельность, ежегодно представляют Федеральному Собранию Российской Федерации доклады о состоянии и основных задачах Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов. Доклады в полном или сокращенном виде могут быть опубликованы в средствах массовой информации;
- пресс-службы и отделы по связям с общественностью Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов оперативно предоставляют средствам массовой информации объективную и исчерпывающую информацию о военной деятельности;
- органы управления Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов заблаговременно оповещают органы местной власти и население о предстоящих маневрах и учениях;
- в ежегодных докладах военно-силовых ведомств Федеральному Собранию обязательно представляются списки погибших и умерших военнослужащих с указанием причин смерти;
- распределение государственных оборонных заказов в промышленности и сельском хозяйстве осуществляется исключительно через процедуру открытого конкурса; закрытый конкурс проводится только в тех случаях, когда существует опасность разглашения государственной или военной тайны.
2. Руководители органов военного управления обязаны:
- обеспечивать военнослужащим и другим гражданам необходимые условия для осуществления провозглашенных и гарантированных Конституцией и законами Российской Федерации прав обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в письменной и устной форме;
- в пределах предоставленных прав и в установленные сроки разрешать предложения, заявления и жалобы военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.
Предложения и заявления депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации должны рассматриваться с принятием мер по их исполнению в срок до одного месяца, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно. О результатах рассмотрения таких предложений и заявлений и принятых по ним решениях руководитель военного органа сообщает лично депутату Государственной Думы или члену Совета Федерации;
- рассматривать не позднее трех дней сообщения в средствах массовой информации о нарушении, неисполнении или ненадлежащем исполнении законов и иных правовых актов актов Российской Федерации подчиненными им должностными лицами Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, об ущемлении или ограничении законных прав военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей;
- не позднее двух недель с момента опубликования критических материалов направлять в соответствующие средства массовой информации результаты их рассмотрения; если материалы требуют дополнительного изучения и проверки сообщение о решении по ним направляется не позднее трех месяцев.
Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья военнослужащих, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
3. Осуществление текущего взаимодействия Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с Федеральным Собранием, общественными организациями, средствами массовой информации возлагается на статс-секретарей при Министре обороны, Министре внутренних дел, Директоре ФПС, Директоре ФСБ, руководителях других силовых структур. Назначение на пост статс-секретарей производится руководителем соответствующего ведомства по согласованию с Комитетами по вопросам обороны и безопасности Государственной Думы и Совета Федерации.
Раздел 6. Особенности осуществления гражданского контроля в период
проведения военной реформы и его организации в военное время,
в условиях чрезвычайного и военного положения
Статья 22. Гражданский контроль и управление в период проведения военной реформы
1. Создание системы гражданского контроля и управления - важнейшая составная военной реформы в Российской Федерации, содействующая проведению реформы при минимальной затрате для этой цели материальных ресурсов, сохранению необходимого уровня обороноспособности государства и обеспечению гражданских прав военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала и увольняемых в запас, а также гарантирующая максимально возможную открытость для общества концепции и практики проведения в жизнь военной реформы.
2. Федеральное Собрание Российской Федерации через соответствующие комитеты в пределах своей компетенции вносит свой вклад в разработку концепции и осуществление военной реформы в стране и, отслеживая ее проведение в жизнь, предпринимает меры, направленные на своевременное законодательное обеспечение ее успешного завершения.
3. Государственная военная инспекция, Счетная палата, общественные объединения, партии и средства массовой информации, опираясь на настоящий федеральный закон и выполняя свои функции составных частей системы гражданского контроля, вправе вырабатывать и предлагать рекомендации относительно проведения военной реформы в Российской Федерации.
Руководство военно-силовых структур в своих действиях по осуществлению военной реформы в Российской Федерации обязано максимально учитывать рекомендации, поступающие от органов системы гражданского контроля, общественных объединений, партий и средств массовой информации.
4. Уполномоченный по делам военнослужащих и общественный Консультативный совет при нем готовят и предлагают Федеральному Собранию Российской Федерации и заинтересованным ведомствам рекомендации о соблюдении прав военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала и увольняемых в запас при проведении военной реформы в Российской Федерации.
Статья 23. Организация гражданского контроля и управления в военное время, в условиях чрезвычайного и военного положения
1. Состояние войны объявляется, а военное или чрезвычайное положение вводится на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законами.
В военное время, в условиях военного или чрезвычайного положения действует особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничения их надзорных и контрольных функций.
2. Объявление состояния войны, введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации или на отдельной ее части не прекращает деятельности Уполномоченного по делам военнослужащих и не влечет ограничения его компетенции.
3. Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время или в боевой обстановке, определяются законодательством Российской Федерации.
Раздел 7. Заключительные положения
Статья 24. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Правительству Российской Федерации в 6-тимесячный срок внести в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о приведении законодательных актов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.