Проект федерального закона
"Об инженерно-технической сфере агропромышленного комплекса"
Досье на проект федерального закона
справку о состоянии законодательства
Глава I. Общие положения
Глава II. Полномочия и государственное управление в
инженерно-технической сфере агропромышленного комплекса
Глава III. Государственный технический надзор в агропромышленном
комплексе и защита агропромышленных товаропроизводителей
Глава IV. Стандартизация, метрология, испытания и сертификация в
инженерно-технической сфере агропромышленного комплекса
Глава V. Экономические и финансовые механизмы в
инженерно-технической сфере агропромышленного комплекса
Глава VI. Научно - техническое обеспечение инженерно - технической
сферы агропромышленного комплекса, образование и
подготовка кадров
Глава VII. Международное сотрудничество и информационное обеспечение
инженерно-технической сферы агропромышленного комплекса
Глава VIII. Ответственность за нарушение положений настоящего
федерального закона
Глава IX. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения между участниками инженерно-технической сферы агропромышленного комплекса в процессе создания, изготовления, использования и обслуживания технических и энергетических средств производства.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
агропромышленный комплекс - совокупность взаимосвязанных отраслей народного хозяйства, обеспечивающих производство, переработку сельскохозяйственной продукции и обслуживание агропромышленных товаропроизводителей;
агропромышленный товаропроизводитель - юридическое и физическое лицо, занятое производством (акционерное общество, товарищество, кооператив, колхоз, совхоз, машинно-технологическая станция, экспериментальное, опытное и учебные хозяйство, фермерское (крестьянское) хозяйство) и (или) переработкой сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50 процентов от общего объема производимой ими продукции;
инженерно-техническая сфера агропромышленного комплекса - система обеспечения агропромышленных товаропроизводителей техническими и энергетическими средствами производства и эффективного их использования;
участники инженерно-технической сферы - юридические и физические лица: агропромышленные товаропроизводители, предприятия машиностроения для агропромышленного комплекса, структуры сервиса, организации, обеспечивающие научно-технический прогресс и подготовку кадров, а также органы государственного управления инженерно-технической сферой агропромышленного комплекса;
техническая политика в агропромышленном комплексе - система правового, научного, организационного и финансово-экономического регулирования деятельности участников инженерно-технической сферы агропромышленного комплекса, направленная на повышение его эффективности;
технические ресурсы - уровень оснащенности агропромышленных товаропроизводителей техническими средствами производства, которые используются в настоящее время или могут быть полезно использованы в перспективе;
энергетические ресурсы - уровень оснащенности агропромышленных товаропроизводителей энергоносителями и энергопроизводящим оборудованием, которые используются в настоящее время или могут быть полезно использованы в перспективе;
машиностроение для агропромышленного комплекса - система предприятий, независимо от форм собственности и принадлежности, изготавливающих технические средства производства для агропромышленных товаропроизводителей и элементноагрегатные компоненты к ним;
технический сервис - обеспечение работоспособности технических средств производства агропромышленных товаропроизводителей, включая обслуживание в предпродажный и гарантийный периоды и в процессе их эксплуатации;
энергетический сервис - обеспечение работоспособности энергетических средств производства агропромышленных товаропроизводителей;
производственно-технологический сервис - удовлетворение потребностей агропромышленных товаропроизводителей в услугах по выполнению технологических процессов производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
информационно-консультационный сервис - система обеспечения участников инженерно-технической сферы агропромышленного комплекса информацией о технических и энергетических ресурсах в процессе их создания, производства, использования и обслуживания.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации об инженерно-технической сфере агропромышленного комплекса
Законодательство Российской Федерации об инженерно-технической сфере агропромышленного комплекса состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации.
Статья 3. Область и объект применения и регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации.
2. Объектом государственного регулирования в инженерно-технической сфере агропромышленного комплекса являются отношения, возникающие в процессе деятельности ее участников:
установление со стороны государства для всех участников инженерно-технической сферы агропромышленного комплекса правил функционирования и контроля за соблюдением законодательства о ней;
создание и производство эффективных технических и энергетических средств;
технический, энергетический, производственно-технологический, информационно-консультационный сервис и материально-техническое обеспечение агропромышленных товаропроизводителей;
эффективное использование технических и энергетических средств производства;
освоение эффективных машинных технологий производства сельскохозяйственной продукции и ее переработки;
обеспечение научно-технического прогресса в агропромышленном производстве и машиностроении для агропромышленного комплекса;
осуществление государственного контроля качества технических и энергетических средств производства и услуг, поставляемых и оказываемых агропромышленным товаропроизводителям;
подготовка кадров массовых профессий, специалистов со средним и высшим образованием.
Глава II. Полномочия и государственное управление в
инженерно-технической сфере агропромышленного комплекса
Статья 4. Основы государственного управления в инженерно-технической сфере агропромышленного комплекса
1. Государственное управление инженерно-технической сферой агропромышленного комплекса выполняют органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, осуществляющие управление агропромышленным комплексом, и орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий управление промышленностью.
2. Органы государственного управления инженерно-технической сферой агропромышленного комплекса включают:
службу механизации и энергетики органа исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющего управление агропромышленным комплексом (в дальнейшем служба механизации и энергетики агропромышленного комплекса);
службу управления машиностроением для агропромышленного комплекса органа исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющего управление промышленностью, в том числе и оборонной;
органы исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющие управление научно-техническим прогрессом и подготовкой кадров;
государственную техническую инспекцию агропромышленного комплекса.
Статья 5. Организация государственной службы механизации и энергетики агропромышленного комплекса
1. В государственную службу механизации и энергетики агропромышленного комплекса входят:
служба механизации и энергетики органа исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющего управление агропромышленным комплексом;
система государственных испытаний и сертификации технологий, технических и энергетических средств производства и услуг в агропромышленном комплексе;
службы механизации и энергетики органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, осуществляющих управление агропромышленным комплексом;
инженерные структуры сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий агропромышленного комплекса.
2. Полномочия и функции государственной службы механизации и энергетики агропромышленного комплекса:
проведение государственной технической и энергетической политики в агропромышленном комплексе;
формирование и ведение совместно с другими службами органа исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющего управление агропромышленным комплексом, федерального регистра технологий и федерального регистра машин для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
освоение эффективных машинных технологий, технических и энергетических средств производства в агропромышленном комплексе;
совершенствование системы использования технических и энергетических ресурсов агропромышленными товаропроизводителями и сервисными предприятиями, в том числе и на кооперативной основе;
выполнение функций государственного заказчика по разработке и реализации государственных программ научно-технического прогресса в инженерно-технической сфере агропромышленного комплекса;
проведение государственных испытаний отечественных и зарубежных технологий и образцов технических и энергетических средств производства и принятие решений об освоении их производства;
сертификация и лицензирование технологий, технических и энергетических средств производства и услуг, поставляемых и оказываемых агропромышленным, товаропроизводителям;
разработка отраслевых стандартов, нормативов и правил для инженерно-технической сферы агропромышленного комплекса;
обеспечение роста производительности труда и снижения затрат средств и энергии на производство и переработку сельскохозяйственной продукции;
проведение мониторинга технических и энергетических ресурсов агропромышленного комплекса;
распоряжение и управление собственностью государственных предприятий и организаций, подчиненных службе;
разработка проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов в инженерно-технической сфере агропромышленного комплекса и контроль за их соблюдением;
защита интересов агропромышленных товаропроизводителей в инженерно-технической сфере агропромышленного комплекса;
участие в создании информационно-консультационных служб, организация выставок и ярмарок технологий, технических и энергетических средств производства для агропромышленного комплекса;
обеспечение охраны труда и экологической безопасности в агропромышленном производстве.
3. Руководитель службы механизации и энергетики органа исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющего управление агропромышленным комплексом, представляет ее интересы в международных отношениях.
4. Службы механизации и энергетики органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, осуществляющих управление агропромышленным комплексом, обеспечивают:
оптимизацию (нормирование) машинно-тракторного парка для конкретных агроландшафтных и производственно-экономических условий сельскохозяйственного производства на основе мониторинга его технических и энергетических ресурсов;
участие в формировании рынка технических, энергетических средств производства и услуг с учетом зональных условий;
разработку и утверждение норм и правил функционирования инженерно-технической сферы применительно к особенностям территорий.
Статья 6. Государственное управление машиностроением для агропромышленного комплекса
1. Государственное управление машиностроением для агропромышленного комплекса осуществляют органы исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющие управление промышленностью, в том числе и оборонной, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление агропромышленным комплексом.
2. Полномочия и функции служб управления машиностроением для агропромышленного комплекса Российской Федерации (в дальнейшем машиностроением):
формирование и реализация государственной технической и экономической политики в машиностроении;
взаимодействие со службой механизации и энергетики органа исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющего управление агропромышленным комплексом, в развитии и поддержании высокого технологического и технического уровня производства в агропромышленном комплексе, проведении структурных преобразований отрасли и развитии региональных центров сельхозмашиностроения;
разработка и реализация федеральных и отраслевых научно-технических программ развития машиностроения для агропромышленного комплекса;
организация разработки конструкций и освоения производства эффективной техники для агропромышленного комплекса с удовлетворением потребительского спроса в соответствии с федеральной системой технологий и машин для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
координация деятельности предприятий и организаций машиностроения и организация исполнения федеральных программ развития машиностроения для агропромышленного комплекса;
подготовка сертификации выпускаемых предприятиями отрасли технических и энергетических средств производства для агропромышленного комплекса и лицензирования предприятий машиностроения, отнесенных к федеральной собственности;
участие в разработке государственных стандартов, разработка и утверждение отраслевых стандартов, норм и правил в машиностроении;
государственный надзор за соблюдением стандартов, норм, правил и положений в машиностроении;
разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в машиностроении и контроль за их соблюдением;
владение, пользование, распоряжение и управление отнесенными к федеральной собственности объектами (или их долями) машиностроения;
защита интересов предприятий и организаций машиностроения;
участие в разрешении споров между субъектами Российской Федерации об использовании объектов машиностроения, отнесенных к федеральной собственности;
иные полномочия, определенные действующим законодательством Российской Федерации.
3. К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в машиностроении относятся:
владение, пользование, распоряжение и управление отнесенными к собственности субъектов Российской Федерации объектами (или их долями) машиностроения;
разработка, принятие, в соответствии с федеральными законами, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в машиностроении и контроль за их соблюдением;
разработка, утверждение, реализация и участие в финансировании программ создания и изготовления технических и энергетических средств и запасных частей к ним с учетом региональных особенностей технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
согласование программ производства технических и энергетических средств с органами исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющими управление машиностроением и агропромышленным комплексом, в случае вовлечения в них предприятий, подчиненных соответствующим органам исполнительной власти Российской Федерации;
иные полномочия, не отнесенные к полномочиям органов исполнительной власти Российской Федерации.
Статья 7. Государственное регулирование системы сервиса агропромышленных товаропроизводителей
1. В систему сервиса агропромышленных товаропроизводителей (в дальнейшем агротехсервис) входят технический, производственно-технологический, энергетический, информационно-консультационный сервис и материально-техническое обеспечение.
2. Государственное управление системой агротехсервиса осуществляют органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, обеспечивающие управление агропромышленным, топливно-энергетическим комплексами, и специально уполномоченные органы управления агротехсервисом.
3. К полномочиям органов исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющих управление агропромышленным и топливно-энергетическим комплексами, в регулировании системы агротехсервиса относятся:
определение государственной технической и технологической политики в агротехсервисе;
принятие и реализация федеральных программ развития агротехсервиса;
разработка проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов в агротехсервисе и контроль за их соблюдением;
владение, пользование, распоряжение и управление отнесенными к федеральной собственности объектами (или их долями) агротехсервиса;
участие в разрешении споров между субъектами Российской Федерации об использовании отнесенных к федеральной собственности объектов агротехсервиса.
3. К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление агропромышленным комплексом, в регулировании системы агротехсервиса относятся:
владение, пользование, распоряжение и управление отнесенными к собственности субъектов Российской Федерации объектами агротехсервиса;
разработка, принятие в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об агротехсервисе и контроль за их соблюдением;
разработка и финансирование программ развития агротехсервиса субъектов Российской Федерации;
иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации.
4. Органы местного самоуправления осуществляют:
владение, пользование и распоряжение объектами агротехсервиса, находящимися в муниципальной собственности;
защиту окружающей среды при агротехсервисе;
участие в экспертизе проектов агротехсервиса;
координацию и регулирование в пределах своей компетенции деятельности физических и юридических лиц, занятых агротехсервисом.
5. Специально уполномоченный орган управления агротехсервисом Российской Федерации во взаимодействии с коммерческими и некоммерческими организациями системы агротехсервиса, независимо от форм их собственности и принадлежности, осуществляет:
организацию эффективного и надежного технического, энергетического, производственно-технологического сервиса и материально-технического обеспечения в агропромышленном комплексе, расширение номенклатуры рынка услуг;
техническую политику по энергоресурсосбережению в агропромышленном производстве, социальной сфере и в быту;
формирование рациональной инфраструктуры агротехсервиса с учетом особенностей регионов Российской Федерации, вовлекает предприятия агротехсервиса в производство агропромышленной продукции;
мониторинг и стимулирование платежеспособного спроса агропромышленных товаропроизводителей;
формирование государственных резервов и страховых запасов технических и энергетических средств производства;
поддержку, в том числе через лизинг технических средств производства, агропромышленных товаропроизводителей из федерального бюджета;
вовлечение в энергобаланс агропромышленного комплекса альтернативных видов топлива (газ, биологическое топливо и другие), в том числе ветровых установок, оборудования для использования энергии солнца, малых рек и другие;
научные разработки, информационное обслуживание участников агротехсервиса, подготовку кадров;
разработку правовых документы для эффективного функционирования системы агротехсервиса;
лицензирование сервисных предприятий.
6. Положение о специально уполномоченных органах управления агротехсервисом утверждает Правительство Российской Федерации.
7. Представители агропромышленных товаропроизводителей потребителей топлива и энергии в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении" входят в состав федеральных и региональных комиссий и участвуют:
в контроле взаимоотношений производителей и потребителей энергоресурсов;
в установлении тарифов на энергоресурсы, в том числе при двухтарифной системе учета;
в определении санкций к нарушителям энергосберегающих мероприятий и льгот потребителям, эффективно использующим энергоресурсы;
в других функциях и мероприятиях по энергообеспечению.
Статья 8. Взаимодействие органов управления, предприятий и организаций инженерно -технической сферы агропромышленного комплекса
Участники инженерно-технической сферы агропромышленного комплекса осуществляют в пределах своей компетенции постоянное взаимодействие по вопросам обеспечения агропромышленных товаропроизводителей конкурентно способными на мировом рынке материально-техническими и энергетическими ресурсами и разнообразными услугами, используя в этом процессе общественные, кооперативные и другие меры взаимной заинтересованности.
Статья 9. Разработка и проведение государственной политики в инженерно-технической сфере агропромышленного комплекса
1. Государство осуществляет техническую и технологическую политику в агропромышленном комплексе, регулирует поддержание эффективного уровня оснащения разнообразных агропромышленных товаропроизводителей техникой и технологиями производства, их конкурентноспособности на рынке продовольствия.
2. Для регулирования технического и технологического уровня агропромышленного производства государство:
разрабатывает и осуществляет программы научно-технического прогресса в отраслях агропромышленного комплекса и секторах инженерно-технической сферы;
обеспечивает разработку федеральной системы технологий и машин для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
регулирует качественные и количественные параметры парка машин применительно к эффективным в конкретных условиях производства технологиям получения продукции растениеводства и животноводства;
нормирует уровни амортизации (износа) технических и энергетических средств производства для отраслей агропромышленного комплекса;
развивает лизинговые и другие формы обеспечения агропромышленных товаропроизводителей техническими средствами производства на льготных для них условиях;
осуществляет меры протекционистского характера для повышения конкурентноспособности национального машиностроения, ускоренного производства машин высокого технического и технологического уровня, в том числе и на базе зарубежных достижений;
поддерживает в приоритетном порядке агропромышленных товаропроизводителей, осваивающих производство продукции по технологиям высокого уровня эффективности.
Статья 10. Государственное статистическое наблюдение и мониторинг в инженерно-технической сфере агропромышленного комплекса
1. Государственное статистическое наблюдение за динамикой машиннотракторного парка, структурой потребления энергоносителей и их эффективным использованием организует и проводит федеральный орган исполнительной власти по статистике в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. Оснащенность агропромышленных товаропроизводителей техническими и энергетическими ресурсами, объемы производства технических и энергетических средств производства и их поставки предприятиям и организациям агропромышленного комплекса подлежат учету.
3. Учет потребляемых предприятиями и организациями агропромышленного комплекса технических и энергетических ресурсов осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
4. Органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление агропромышленным комплексом, проводят мониторинг технических и энергетических ресурсов агропромышленного комплекса - систематическое наблюдение за состоянием качественного и количественного уровня технического и энергетического обеспечения и показателей использования технических и энергетических средств производства на предприятиях и в организациях агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
5. Результаты мониторинга являются основой государственного регулирования поддержания оптимального уровня развития технологий и машин для отечественного производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Глава III. Государственный технический надзор в агропромышленном
комплексе и защита агропромышленных товаропроизводителей
Статья 11. Государственный технический надзор в агропромышленном комплексе
1. Деятельность органов государственного управления инженерно-технической сферой агропромышленного комплекса по государственному техническому надзору направлена на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений законодательства Российской Федерации по инженерно-технической сфере.
2. Государственный технический надзор в соответствии со своими функциями осуществляется должностными лицами службы механизации и энергетики агропромышленного комплекса в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а также государственными техническими инспекциями органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, осуществляющих управление агропромышленным комплексом.
3. Функциями государственного технического надзора в агропромышленном комплексе являются:
анализ процессов в инженерно-технической сфере и выработка мер по устранению негативных явлений функционирования системы;
разработка правил и других нормативных актов, обеспечивающих эффективное ведение отрасли и взаимодействие участников инженерно-технической сферы;
контроль за соблюдением предприятиями, организациями и гражданами правил использования технических и энергетических средств производства, охраны труда, экологической безопасности, а также за соответствием поставляемых на рынок технических и энергетических средств производства и услуг техническим условиям и действующим стандартам;
осуществление мер по пресечению нарушений законодательства Российской Федерации и применение санкций, установленных настоящим Федеральным законом.
Статья 12. Государственная техническая инспекция агропромышленного комплекса
1. Государственная техническая инспекция агропромышленного комплекса (в дальнейшем гостехнадзор) является полномочным представителем органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление агропромышленным комплексом, в части исполнения пункта 2 Статьи 11 настоящего Федерального закона и действует в соответствии с "Положением о государственном техническом надзоре в агропромышленном комплексе Российской Федерации", утверждаемым Правительством Российской Федерации.
2. Главный государственный технический инспектор агропромышленного комплекса Российской Федерации, главные государственные технические инспекторы агропромышленного комплекса субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и их заместители находятся под защитой государства, в своей деятельности независимы, руководствуются законодательством Российской Федерации по инженерно-технической сфере и имеют право:
проверки исполнения агропромышленными товаропроизводителями и предприятиями инженерно-технического сервиса законодательства Российской Федерации по инженерно-технической сфере, а также контроля за выполнением требований этого законодательства;
совместно с органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, осуществляющими управление агропромышленным комплексом:
- организовывать общественные технические инспекции по техническому надзору на предприятиях и в организациях агропромышленного комплекса;
- привлекать к ответственности должностных лиц предприятий, организаций и граждан за нарушение законодательства Российской Федерации по инженерно-технической сфере агропромышленного комплекса в соответствии с "Положением о государственном техническом надзоре в агропромышленном комплексе Российской Федерации".
Статья 13. Защита агропромышленных товаропроизводителей
1. Агропромышленные товаропроизводители пользуются приоритетной защитой государства на рынке технических и энергетических средств производства и услуг.
2. Ответственность перед агропромышленным товаропроизводителем за качество технических и энергетических средств производства и поддержание их в работоспособном состоянии в гарантийный период несет поставщик товара (исполнитель работы, услуги), непосредственно заключивший договор с их потребителями.
3. Производитель технических средств производства организует реализацию своей продукции, выполнение гарантийных обязательств, а также обеспечение потребителей запасными частями в течение срока службы изделия собственными силами или с участием посредников, работающих по договору с ним или по его поручению.
4. Мера ответственности посредников перед агропромышленными товаропроизводителями за выполнение обязательств производителя технических и энергетических средств производства устанавливается в договоре между посредником и производителем этих средств производства.
5. Общие требования к техническим и энергетическим средствам производства, поставляемым агропромышленным товаропроизводителям, порядок их реализации для государственных нужд определяется Правительством Российской Федерации, а требования к системе технических и производственно-технологических услуг - правительствами (администрациями) субъектов Российской Федерации.
Глава IV. Стандартизация, метрология, испытания и сертификация в
инженерно-технической сфере агропромышленного комплекса
Статья 14. Стандартизация
1. Основными целями стандартизации в инженерно-технической сфере агропромышленного комплекса являются установление требований к техническим и энергетическим средствам производства, направленных на обеспечение: выполнения параметров технологий; качества продукции; безопасности для жизни и здоровья потребителей; охраны окружающей среды; эффективного агрегатирования энергетических средств с наборами машин и оборудования, использующимися при выполнении технологических процессов.
2. Орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий управление агропромышленным комплексом, обеспечивает нормирование параметров технологий производства сельскохозяйственной продукции, ее хранения и переработки, осуществляет формирование и ведение федеральных регистров технологий и машин агропромышленного комплекса.
3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление агропромышленным комплексом, обеспечивают нормирование параметров технологий производства сельскохозяйственной продукции, ее хранения и переработки применительно к региональным условиям, формируют и ведут региональные регистры технологий и машин агропромышленного комплекса.
4. Орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий управление промышленностью, нормирует технологический и технический уровень производства технических средств производства, его трудоэнергоэффективность, элементно-агрегатную базу системы машин для агропромышленного комплекса и уровень унификации изделий.
Статья 15. Метрология
При разработке, производстве, использовании и техническом сервисе технических и энергетических ресурсов агропромышленного комплекса, а также при их испытании и сертификации осуществляется обязательный государственный метрологический контроль и надзор органом исполнительной власти Российской Федерации по стандартизации.
Статья 16. Испытания и сертификация
1. Новые образцы технических и энергетических средств производства, разрабатываемые при государственной поддержке по техническим требованиям службы механизации и энергетики органа исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющего управление агропромышленным комплексом, подвергаются государственным испытаниям на зональных машиноиспытательных станциях.
2. По результатам государственных испытаний государственный заказчик технических средств производства принимает решения:
о постановке на производство технического средства;
о выдаче на техническое средство сертификата соответствия действующим стандартам, техническим условиям, требованиям безопасности и экологии;
о включении технического средства производства в федеральный регистр техники для агропромышленного комплекса.
3. Новые технологии и технологические процессы производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции подвергаются государственным испытаниям по решению органа исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющего управление агропромышленным комплексом. Данный орган по результатам испытаний принимает решения:
о выдаче разработчику технологии или технологического процесса сертификата соответствия установленным параметрам;
о включении технологии или технологического процесса в федеральный регистр технологий агропромышленного комплекса.
4. Технологии, технологические процессы, технические и энергетические средства производства, транспортировки, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, работы и услуги агротехсервиса, поступающие на рынок технических и энергетических ресурсов и услуг, подлежат сертификации.
5. Сертификация производится в соответствии с правилами, установленными Федеральным законом "О сертификации продукции и услуг".
6. Функции Центрального органа по сертификации технологий, технологических процессов, технических и энергетических средств производства, транспортировки, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, работ и услуг агротехсервиса в агропромышленном комплексе возлагаются на орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий управление агропромышленным комплексом.
7. Производители технических средств производства обязаны подтверждать сертификат соответствия на изделия в сроки, устанавливаемые органом исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим управление агропромышленным комплексом.
8. Положение о государственных испытаниях технических средств, технологий, технологических процессов и их сертификации утверждает орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий управление агропромышленным комплексом, по согласованию с органом исполнительной власти Российской Федерации по стандартизации.
9. Порядок испытания и сертификации технологий и технологических процессов, технических и энергетических средств производства, предназначенных для применения в условиях отдельных регионов, определяется правительством (администрациями) субъектов Российской Федерации этих регионов.
10. Реализация технических и энергетических средств производства для агропромышленного комплекса, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации, без наличия сертификата соответствия запрещается.
Статья 17. Лицензирование деятельности в инженерно - технической сфере агропромышленного комплекса
1. Деятельность предприятий, организаций и граждан (юридических и физических лиц) - участников инженерно-технической сферы агропромышленного комплекса независимо от форм собственности осуществляется на основе специального разрешения (лицензии), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
2. Виды деятельности в инженерно-технической сфере, подлежащие лицензированию, и порядок лицензирования этих видов деятельности определяется Правительством Российской Федерации.
Глава V. Экономические и финансовые механизмы в инженерно-технической
сфере агропромышленного комплекса
Статья 18. Программы развития инженерно - технической сферы агропромышленного комплекса н их финансирование
1. Регулирование развития различных направлений инженерно-технической сферы агропромышленного комплекса, поддержание в приоритетном порядке эффективного технического и энергетического уровня агропромышленного производства осуществляется путем разработки и реализации научно-технических программ на конкретные периоды. Программы по статусу подразделяются на президентские, федеральные, межрегиональные, региональные (программы субъектов Российской Федерации), отраслевые программы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в инженерно-технической сфере агропромышленного комплекса.
2. Финансирование президентских, федеральных и межрегиональных программ, отраслевых программ научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в инженерно-технической сфере агропромышленного комплекса осуществляется за счет средств федерального бюджета, региональных - за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации, а также средств российских и иностранных инвесторов, средств предприятий и организаций.
Статья 19. Стимулирование потребителей и производителей технических, энергетических средств производства и услуг в агропромышленном комплексе
1. Потребителям и производителям технических, энергетических средств производства и услуг, в том числе в случае производства и использования машин и энергоносителей с лучшими показателями, чем предусмотрено государственными нормативными документами, предусматриваются льготы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. Государство за счет средств государственной финансовой поддержки из федерального бюджета, бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и других источников обеспечивает кредитование, в том числе льготное (финансовый лизинг, финансовые дотации на возвратной основе и другие), агропромышленных товаропроизводителей, производителей средств производства и других участников инженерно-технической сферы.
3. Государство устанавливает и поддерживает порядок паритетности цен на реализуемую агропромышленными товаропроизводителями продукцию и поставляемые им технические и энергетические средства производства.
4. Государство стимулирует направление финансовых и материально-технических ресурсов отечественных и зарубежных инвесторов в инженерно-техническую сферу агропромышленного комплекса, приоритетно поддерживая те ее производственные секторы, которые позволяют более эффективно использовать ландшафтный, трудовой потенциал и основные фонды агропромышленного комплекса.
Статья 20. Амортизационная политика в инженерно - технической сфере агропромышленного комплекса
1. Государство осуществляет мониторинг покупательной способности агропромышленных товаропроизводителей на рынке технических и энергетических ресурсов и поддерживает необходимый показатель их активности прежде всего регулированием уровня амортизационных отчислений собственников технических и энергетических средств производства на восстановление и развитие технических параметров их производства.
2. Правительство Российской Федерации:
устанавливает нормативы амортизации (износа) активных фондов в агропромышленном комплексе;
устанавливает ускоренную амортизацию технических и энергетических средств производства для тех отраслей агропромышленного комплекса, в которых состояние технических и энергетических ресурсов по количеству и качеству препятствует эффективному ведению производства, поддержанию машинных технологий на высоком уровне выгодности;
обеспечивает формирование агропромышленными товаропроизводителями специальных фондов (счетов) амортизационных отчислений и осуществляет контроль за их использованием по назначению;
формирует рынок подержанной техники путем освобождения агропромышленных товаропроизводителей от всех видов налогов, регистрационных и иных сборов сделки вторичной и последующей купли-продажи технических и энергетических средств производства, учитывая, что эти сборы были осуществлены при покупке новой техники.
Глава VI. Научно-техническое обеспечение инженерно-технической сферы
агропромышленного комплекса, образование и подготовка кадров
Статья 21. Научно - техническое обеспечение инженерно - технической сферы агропромышленного комплекса
1. В целях научно-технического обеспечения инженерно-технической сферы агропромышленного комплекса государство в приоритетном порядке обеспечивает:
развитие фундаментальных исследований в инженерно-технической сфере агропромышленного комплекса;
разработку и реализацию научно-технических программ и проектов повышения производительности труда, снижения ресурсоемкости производства, улучшения условий труда, обеспечения его экологической безопасности и конкурентноспособности отечественного продовольствия;
стимулирование создания и освоения производства эффективных технических и энергетических средств производства для федеральных и межрегиональных нужд.
2. Научное обеспечение инженерно-технической сферы агропромышленного комплекса на федеральном уровне ведется через органы исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющие управление наукой и технологиями, сельскохозяйственной наукой, агропромышленным комплексом и сельхозмашиностроением.
3. Органы исполнительной власти Российской Федерации по научному обеспечению инженерно-технической сферы осуществляют:
разработку прогнозов и концепций развития инженерно-технической сферы агропромышленного комплекса;
проведение фундаментальных и приоритетных прикладных научных исследований для получения новых знаний о закономерностях функционирования инженерно-технической сферы агропромышленного комплекса, создания новых поколений машинных технологий, технических и энергетических средств для производства и переработки сельскохозяйственной продукции и агротехсервиса, включая создание принципиально новых типов рабочих органов и конструктивно-технологических схем машин;
формирование и проведение государственной технической политики в инженерно-технической сфере агропромышленного комплекса через президентские, федеральные, межрегиональные и прикладные программы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
формирование и ведение федеральных регистров технологий и машин для поддержания высокого технического и энергетического уровня агропромышленного производства;
мониторинг федерального технологического и федерального технического регистров агропромышленного комплекса;
координацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и научно-методическое руководство ими независимо от ведомственной и территориальной принадлежности и форм собственности научных, конструкторских и проектных организаций;
проведение структурных преобразований, направленных на развитие научно-конструкторского потенциала, предприятий федерального и регионального сельхозмашиностроения;
развитие инфраструктуры предприятий, производящих элементно-агрегатные компоненты технических и энергетических средств производства для агропромышленного комплекса;
повышение конкурентноспособности отечественных технических и энергетических средств производства на мировом рынке;
развитие интеграции науки и производства путем создания различных агротехнопарковых формирований и осуществление иных мероприятий по рекламе и продвижению разработанных проектов на рынок.
4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление агропромышленным комплексом, обеспечивают:
разработку и реализацию региональных научно-технических программ развития инженерно-технической сферы агропромышленного комплекса;
разработку и реализацию региональных систем технологий и машин для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
стимулирование развития инфраструктуры предприятий регионального сельхозмашиностроения и агротехсервиса;
заказ на создание и освоение производства региональной (зональной) техники для собственных нужд и, при наличии возможностей, для поставки ее в другие регионы (территории), оказание самостоятельно или в кооперации с другими субъектами Российской Федерации финансовой поддержки ее разработчикам и производителям из средств собственных бюджетов.
5. Порядок разработки новых машинных технологий, технических и энергетических средств производства для агропромышленного комплекса устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 22. Образование и подготовка кадров
1. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для инженерно-технической сферы агропромышленного комплекса осуществляется в соответствующих образовательных учреждениях начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования.
2. Учебные заведения среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, в программах по обучению предусматривают изучение правовых основ построения и функционирования инженерно-технической сферы агропромышленного комплекса, функции государства, предприятий и граждан в процессе развития различных направлений сферы, основы стимулирования научно-технического прогресса в ней.
Глава VII. Международное сотрудничество и информационное обеспечение
инженерно-технической сферы агропромышленного комплекса
Статья 23. Международное сотрудничество в инженерно - технической сфере агропромышленного комплекса
1. Международное сотрудничество в инженерно-технической сфере агропромышленного комплекса осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Основными направлениями международного сотрудничества в инженерно-технической сфере агропромышленного комплекса являются:
взаимовыгодный обмен эффективными технологиями, техническими и энергетическими средствами производства с иностранными и международными организациями;
участие российских предприятий и организаций инженерно-технической сферы агропромышленного комплекса в международных проектах в области машиностроения для агропромышленного комплекса, агротехсервиса и высоких машинных технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции, в международных научно-технических программах;
привлечение иностранных инвесторов в совместные предприятия по производству зарубежной техники высокого технического уровня в регионах Российской Федерации;
проведение на территории Российской Федерации международных выставок техники и технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
участие предприятий и организаций инженерно-технической сферы агропромышленного комплекса Российской Федерации в международных, транснациональных компаниях, корпорациях, международных финансово-промышленных группах и других;
согласование показателей эффективности, экологичности, безопасности труда, предусмотренных государственными стандартами и иными нормативными актами Российской Федерации с требованиями международных стандартов, норм и правил, а также взаимное признание результатов сертификации.
3. В случае установления международным договором Российской Федерации иных правил, чем предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Статья 24. Информационное обеспечение инженерно - технической сферы агропромышленного комплекса
1. Информационное обеспечение инженерно-технической сферы агропромышленного комплекса осуществляется путем:
обсуждения президентских, федеральных, межрегиональных и иных программ развития инженерно-технической сферы агропромышленного комплекса;
подготовки и рекламы демонстрационных проектов высокой эффективности для развития отдельных секторов инженерно-технической сферы;
экспертизы и координации работ по реализации программ и проектов;
организации выставок эффективных технических и энергетических средств, технологий и организации производства, оказания услуг;
представление потребителям информации по вопросам эффективного построения и функционирования инженерно-технической сферы, по техническим и энергетическим средствам производства;
формирование эффективной информационно-консультационной инфраструктуры.
2. Информационное обеспечение инженерно-технической сферы агропромышленного комплекса осуществляет орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий управление агропромышленным комплексом, в том числе путем издания информационных материалов и создания федеральной автоматизированной информационно-консультационной системы.
Глава VIII. Ответственность за нарушение положений настоящего
федерального закона
Статья 25. Основные принципы ответственности
Нарушение настоящего Закона влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Глава IX. Заключительные положения
Статья 26. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Нормативные акты Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные акты, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные акты органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.