Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об инженерно-технической сфере агропромышленного комплекса"
Продовольственная безопасность России в значительной мере определяется уровнем собственного производства в аграрном секторе, эффективность которого, в свою очередь, напрямую зависит от его технической оснащенности.
В последние годы отечественное машиностроение многократно снизило объемы производства техники для агропромышленного комплекса по всем видам машин и оборудования. В 1966 году по сравнению с 1990 годом производство тракторов сократилось в 15 раз, зерноуборочных комбайнов - в 22, плугов - в 26, культиваторов - в 40, сеялок - в 51, доильных установок - в 58, льноуборочных комбайнов - в 31 раз. Выпуск картофелеуборочных комбайнов прекращен, производство машин для внесения минеральных удобрений уменьшилось с 8557 до б штук в год.
Ремонтно-обслуживающая база агропромышленного комплекса теряет технологический уровень и отдаляется от сельского хозяйства. Более 50 процентов ее мощностей изменили профиль своей специализации.
Валовое производство продукции сельского хозяйства в высокой степени коррелирует с обеспеченностью техникой. За пять последних лет индекс валового продукта сельского хозяйства уменьшился с 1 до 0,65 (на 35 процентов). За этот же период наличие зерноуборочных комбайнов сократилось на 32 процента, тракторов - на 28, сеялок - на 34, техники для животноводства - на 30-40 процентов.
Техническое разоружение агропромышленного комплекса в значительной мере происходит из-за слабой правовой защищенности участников инженерно-технической сферы.
С потерей жесткого государственного управления отраслями этой сферы, централизованного материально-технического и энергетического обеспечения рынок техники и услуг не получил соответствующей регламентирующей, нормативной базы. В этих условиях необоснованно сокращается производство машин и орудий, цены на них превысили всякие разумные пределы, при этом снижается качество техники и услуг, а главное, утрачена управляемость этим процессом, к участникам которого относятся 12 отраслей машиностроения для агропромышленного комплекса, 7 секторов топливно-энергетического комплекса, многоликая система сервиса, включая материально-техническое обеспечение, техническое и энергетическое обслуживание, производственно-технологический сервис, предприятия сельского хозяйства и переработки.
В инженерно-технической сфере отсутствуют законодательно закрепленные функции органов государственного управления на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Нет стройной системы контроля и надзора за участниками процесса, включая охрану труда и экологическую безопасность, не определена система научного и информационного обеспечения системы, а также многие другие аспекты. Это препятствует эффективной работе агропромышленного комплекса.
Представленный законопроект устраняет имеющийся пробел в законодательстве Российской Федерации.
Законопроект решает следующие основные задачи:
Законодательно закрепляет в качестве объекта государственного регулирования отношения, возникающие в процессе деятельности участников инженерно-технической сферы агропромышленного комплекса.
Определяет основные направления государственной технической и технологической политики в агропромышленном комплексе.
Устанавливает систему государственного управления в инженерно-технической сфере агропромышленного комплекса, полномочия, задачи и функции служб механизации и энергетики, государственной технической инспекции органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление агропромышленным комплексом и машиностроением для агропромышленного комплекса, регулирует их взаимодействие между собой и с организациями, осуществляющими технический, производственно-технологический, энергетический сервис и материально-техническое обеспечение агропромышленных товаропроизводителей.
Обязывает Правительство Российской Федерации определить порядок ведения мониторинга технических и энергетических ресурсов агропромышленного комплекса и меры государственного регулирования по поддержанию оптимального технологического и технического уровней отечественного производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Предусматривает приоритетную государственную защиту агропромышленных товаропроизводителей на рынке технических и энергетических средств производства и услуг.
Устанавливает полномочия, задачи и функции органов государственного технического надзора в агропромышленном комплексе.
Определяет цели и задачи органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по стандартизации в инженерно-технической сфере, нормированию параметров технологий производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Устанавливает обязательную сертификацию технологий, технологических процессов, технических и энергетических средств производства, транспортировки, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, работ и услуг агротехсервиса и закрепляет функции Центрального Органа по их сертификации за органом исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим управление агропромышленным комплексом.
Предусматривает обязательные государственные испытания новых образцов технических и энергетических средств производства, разрабатываемых при государственной поддержке.
Обязывает Правительство Российской Федерации определить виды деятельности в инженерно-технической сфере, подлежащие лицензированию, и порядок лицензирования этих видов деятельности.
Устанавливает экономические и финансовые механизмы развития различных направлений инженерно-технической сферы путем разработки и реализации научно-технических программ разного уровня за счет средств государственной финансовой поддержки федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств отечественных и иностранных инвесторов.
Обязывает Правительство Российской Федерации определить порядок установления льгот потребителям и производителям технических и энергетических ресурсов и услуг с высокими показателями.
Законодательно обязывает Правительство поддерживать паритетность цен на реализуемую агропромышленными товаропроизводителями продукцию и поставляемые им технические и энергетические ресурсы.
Определяет государственную амортизационную политику в инженерно-технической сфере агропромышленного комплекса.
Определяет органы исполнительной власти, ответственные за научно-техническое обеспечение и подготовку кадров для инженерно-технической сферы агропромышленного комплекса, их задачи и функции.
Определяет приоритетные направления и правила международного сотрудничества участников инженерно-технической сферы и формы их информационного обеспечения.
В основу концепции законопроекта положены принципы регулируемого рынка, включая экономические и финансовые механизмы, которые разработаны с учетом как отечественной практики, так и опыта развитых промышленных стран.
Концептуальная совместимость законопроекта с зарубежной законодательной базой стран с рыночной экономикой дает определенные гарантии того, что данный закон не войдет в противоречие с действующим законодательством Российской Федерации, включая и сельскохозяйственное законодательство, разработка которого далеко не завершена и потребует определенного времени.
Законопроект разработан творческим коллективом ученых Российской академии сельскохозяйственных наук и специалистов Министерства сельского хозяйства и продовольствия России с привлечением широкого круга научных работников научно-исследовательских институтов и практиков.
Принятие данного Федерального закона не потребует дополнительного финансирования из Государственного бюджета и не требует отмены, изменения и дополнения законов и иных нормативно-правовых актов в инженерно-технической сфере агропромышленного комплекса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.