Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнения в федеральный закон О средствах массовой информации"
Целью настоящего Федерального закона является дальнейшая реализация положений Конституции Российской Федерации в части защиты прав граждан на получение достоверной информации, в том числе и в судебном порядке.
Действующий Закон "О средствах массовой информации" наделяет журналистов и средства массовой информации широчайшими правами и предусматривает строгую ответственность за нарушение или ограничение этих прав.
В то же время в Законе важное место занимают:
- статья 4, которая в интересах общества запрещает злоупотребление свободой массовой информации;
- статья 51, которая предельно четко фиксирует признаки злоупотребления правами журналиста;
- статья 50, защищающая интересы граждан и организаций от незаконного использования журналистами скрытой аудио- и видеозаписи.
Предлагаемые поправки к закону "О средствах массовой информации" разработаны с учетом многочисленных обращений граждан и организаций, они устраняют ряд пробелов и неточностей в действующей редакции Закона, конкретизируя уже заложенные в нем механизмы наступления ответственности средств массовой информации и журналистов за нарушение законодательства РФ. Поправки призваны также повысить роль судебных органов в обеспечении прав граждан на достоверную информацию и защиту своих законных интересов.
1. Поправки к статье 2 и к пункту 2 части первой статьи 32 дают возможность законодательно устанавливать правила распространения специализированных радио- и телепрограмм, не внося изменения в базовый закон - Закон о СМИ.
2. Предлагаемая редакция части первой статьи 16, во-первых, устраняет упоминание несуществующего министерства, во-вторых, дает возможность юридическим и физическим лицам реализовывать свое право обращаться в судебные органы.
3. Поправка к части третьей статьи 16 (добавление в перечень статей 50 и 51) расширяет основания для вынесения предупреждения средству массовой информации в точном соответствии с перечнем статей, данном в статье 59 закона о СМИ, которая регламентирует ответственность за злоупотребление свободой массовой информации. При принятии такой поправки основаниями для предупреждения станут злоупотребление правами журналиста и нарушение условий использования материалов, полученных путем скрытой записи.
4. Норма, которой предлагается дополнить часть третью статьи 16, дает право суду прекратить деятельность средства массовой информации после неоднократных приостановлений его деятельности даже в том случае, если регистрирующий орган не выносил письменных предупреждений учредителю и (или) редакции.
5. В законе о СМИ статья 16 определяет правовые механизмы прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации, статья 32 - правовые механизмы аннулирования лицензии. Предложения по изменениям и дополнениям этих статей связаны с необходимостью сделать эти механизмы симметричными.
6. Изменение времени, в которое разрешена трансляция эротических программ, сужает круг потенциальных потребителей эротических теле- и радиопрограмм, в которых в настоящее время часто содержится откровенная порнография. Поправка соответствует норме в проекте закона о телерадиовещании. Статья в целом будет опущена в случае принятия ФЗ "Об ограничении оборота продукции, услуг и зрелищных мероприятий сексуального характера в Российской Федерации", призванного регулировать распространение таких программ.
7. Предлагаемая поправка к части 5 статьи 48 позволяет лишить журналиста аккредитации в случае допущенного им злоупотребления правами журналиста (то есть в случае, если журналист использовал эти права "в целях сокрытия или фальсификации общественно-значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений,... с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам ... профессии, места жительства или работы, а также в связи с их политическими убеждениями", ст. 51 Закона), что подтверждено вступившим в законную силу решением суда.
8. Тенденциозно подобранные фрагменты ("нарезка") выступлений официальных лиц часто служат поводом для нареканий, опровержений и обращений в судебные органы с исками о защите чести и достоинства. Исключение пункта 4 и небольшое изменение пункта 6 ст. 57 Закона отнюдь не лишают редакции н журналистов права монтировать фрагменты выступлений. В то же время, если такой монтаж осуществляется с нарушением запретов, установленных в ст.51, то ответственность за нарушение Закона должна наступать.
В Приложении к настоящей пояснительной записке приведены для сравнения действующие и предлагаемые редакции соответствующих статей закона "О средствах массовой информации".
Приложение
Таблица
Действующая и предлагаемая редакции статей закона
О средствах массовой информации"
Действующая | Предлагаемая |
Статья 2. Средства массовой ин- формации. Основные понятия Для целей настоящего Закона: под специализированным средс- твом массовой информации понимает- ся такое средство массовой инфор- мации, для регистрации или расп- ространения продукции которого настоящим Законом установлены спе- циальные правила; |
Статья 2. Средства массовой ин- формации. Основные понятия Для целей настоящего Закона: под специализированным средс- твом массовой информации понимает- ся такое средство массовой инфор- мации, для регистрации или расп- ространения продукции которого настоящим Законом и другими феде- ральными законами установлены спе- циальные правила; |
Статья 16. Прекращение и приос- тановление деятельности Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по реше- нию учредителя либо судом в поряд- ке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа или Министерства печати и информации Российской Федерации. |
Статья 16. Прекращение и приос- тановление деятельности Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по реше- нию учредителя либо судом в поряд- ке гражданского судопроизводства. |
Основанием для прекращения су- дом деятельности средства массовой информации являются неоднократные в течение двенадцати месяцев нару- шения редакцией требований статьи 4 настоящего Закона, по поводу ко- торых регистрирующим органом или Министерством печати и информации Российской Федерации делались письменные предупреждения учреди- телю и (или) редакции (главному редактору), а равно неисполнение постановления суда о приостановле- нии деятельности средства массовой информации |
Основанием для прекращения су- дом деятельности средства массовой информации являются неоднократные в течение двенадцати месяцев нару- шения редакцией требований статей 4, 50 или 51 настоящего Закона, по поводу которых регистрирующим ор- ганом или Министерством печати и информации Российской Федерации делались письменные предупреждения учредителю и (или) редакции (глав- ному редактору), а равно неиспол- нение постановления суда о приос- тановлении деятельности средства массовой информации либо неоднок- ратное приостановление судом дея- тельности средства массовой инфор- мации. |
Отсутствует | Законами Российской Федерации могут быть установлены дополни- тельные основания прекращения и (или) приостановления деятельности средств массовой информа- ции. |
Статья 32. Аннулирование лицен- зии Лицензия аннулируется в случа- ях: 2) если неоднократно нарушались лицензионные условия либо предус- мотренные настоящим Законом прави- ла распространения радио- и телеп- рограмм, по поводу чего делались письменные предупреждения: |
Статья 32. Аннулирование лицен- зии Лицензия аннулируется в случа- ях: 2) если неоднократно нарушались лицензионные условия либо предус- мотренные настоящим Законом и дру- гими федеральными законами правила распространения радио- и телепрог- рамм, по поводу чего делались письменные предупреждения; |
Отсутствует | 4) если судом установлены факты неоднократного в течение двенадца- ти месяцев нарушения статей 4, 50 или 51 настоящего Закона. |
Статья 48. Аккредитация ... Журналист может быть лишен акк- редитации, если им или редакцией нарушены установленные правила аккредитации либо распространены не соответствующие действительнос- ти сведения, порочащие честь и достоинство организации, аккреди- товавшей журналиста, что подтверж- дено вступившим в законную силу решением суда. |
Статья 48. Аккредитация ... Журналист может быть лишен акк- редитации, если им или редакцией нарушены установленные правила аккредитации либо распространены не соответствующие действительнос- ти сведения, порочащие честь и достоинство организации, аккреди- товавшей журналиста, либо допущено злоупотребление правами журналис- та, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда. |
Статья 57. Освобождение от от- ветственности Редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущем- ляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журна- листа: ... 4) если они являются дословным воспроизведением фрагментов выс- туплений народных депутатов на съ- ездах и сессиях Советов народных депутатов, делегатов съездов, кон- ференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц госу- дарственных органов, организаций и общественных объедине- ний; |
Статья 57. Освобождение от от- ветственности Редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущем- ляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журна- листа: ... Исключить |
6) если они являются дословным воспроизведением сообщений и мате- риалов или фрагментов, распрост- раненных другим средством массовой информации, которое может быть ус- тановлено и привлечено к ответс- твенности за данное нарушение за- конодательства Российской Федера- ции о средствах массовой информа- ции. |
6) если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов, распространенных дру- гим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.