Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
В целях закрепления принципиально нового подхода к предоставлению гражданам, имеющим детей, ежемесячного пособия на ребенка, в зависимости от среднедушевого дохода семьи подготовлен проект федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Существующая практика выплаты ежемесячного пособия на ребенка в возрасте до шестнадцати лет (учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) всем семьям независимо от уровня их дохода является одним из примеров неэффективной социальной помощи. В результате для обеспеченных родителей сумма этого пособия не имеет никакого значения, а в бедных семьях его явно недостаточно для того, чтобы обеспечить ребенка даже самым элементарным.
Расходы средств бюджетов субъектов Российской Федерации на выплату ежемесячного пособия на ребенка в 1996 году составили около 25 трлн.рублей. Из-за отсутствия средств в бюджетах субъектов Российской Федерации указанное пособие в 1995-1996 годах выплачивалось нерегулярно. В 1997 году положение с его выплатой не изменилось. Общая сумма задолженности по выплате ежемесячного пособия на ребенка составляла к 24 марта 1997 г. более 7,8 трлн.рублей. В 30 процентах субъектов Российской Федерации ежемесячное пособие на ребенка не выплачивается по несколько месяцев.
В соответствии с законопроектом ежемесячное пособие на ребенка должно предоставляться семьям с детьми, среднедушевой доход которых не превышает определенного уровня, устанавливаемого субъектами Российской Федерации для каждого региона, исходя из складывающейся в нем социально-экономической ситуации. При этом закрепляется безусловное право на пособие для наиболее социально уязвимых семей, среднедушевой доход которых не превышает 100 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона.
Данный подход расширяет полномочия субъектов Российской Федерации при реализации установленных на федеральном уровне социальных гарантий семьям с несовершеннолетними детьми и позволяет повысить эффективность социальной поддержки населения. Из 66 субъектов Российской Федерации, высказавших свою позицию по введению критерия предоставления права на ежемесячное пособие на ребенка в зависимости от доходов семьи, в целом такой подход поддержали 46.
При введении выплаты ежемесячного пособия на ребенка только семьям со среднедушевым доходом, не превышающим размера прожиточного минимума, установленного для данного субъекта Российской Федерации, объем расходов на выплату пособия в годовом исчислении по оценкам сократится на 25 процентов. Таким образом, будет обеспечено более эффективное и адресное использование бюджетных ресурсов в условиях их дефицита. Ежемесячное пособие на ребенка будет предоставляться наиболее нуждающимся в государственной поддержке семьям с детьми.
Правительству Российской Федерации предлагается утвердить порядок исчисления среднедушевого дохода для назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.