Пояснительная записка
к проекту Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
1. Обоснование необходимости принятия данного законопроекта
Необходимость обновления законодательства о торговом мореплавании, действующего на территории Российской Федерации и пересмотра всего нормативного материала, составляющего содержание устаревшего сегодня Кодекса торгового мореплавания Союза ССР 1968 года (далее - КТМ Союза ССР 1968 г.), определяется, с одной стороны, изменениями, затронувшими в последние десятилетия международно-правовые основы деятельности в этой области, и, с другой стороны, глубокими переменами в государственной и экономической жизни страны.
Отсутствие отвечающей современным требованиям регламентации деятельности в области торгового мореплавания отрицательно сказывается на эффективности такой деятельности и политике делового сотрудничества с другими странами.
Кодификацию правовых норм, призванных отразить особенности регулирования в современных условиях отношений, возникающих из торгового мореплавания, предлагается осуществить на уровне федерального закона Российской Федерации, придав ему форму кодекса, известную отечественной и зарубежной законотворческой практике.
Принятие проекта Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - проект КТМ) соответствует нормам Конституции Российской Федерации и Федеративного договора, предусматривающим разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации. Проект построен на законоположениях, относящихся к предметам ведения Российской Федерации - гражданскому законодательству, функциям федеральных органов исполнительной власти в области торгового мореплавания, имплементации норм международных договоров, применяемых в этой области, федеральному коллизионному праву.
2. Цели и задачи принятия законопроекта
Целью проекта КТМ является подготовка современного законодательного акта, регулирующего широкий круг имущественных, административных, трудовых и иных отношений, возникающих в области торгового мореплавания.
Использование судов в торговом мореплавании в большинстве случаев выходит за пределы одного государства, в связи с чем в отношения, возникающие из торгового мореплавания, вовлекаются граждане и организации разных государств. Расширение правовых основ для сотрудничества России с другими государствами в области торгового мореплавания требует построения морского законодательства страны в соответствии с правилами международных конвенций в этой области. В связи с этим в проекте КТМ были, прежде всего, учтены правила конвенций, участником которых является Российская Федерация (Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г., Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г.), но не получившие ранее отражение в ее законодательстве. Были учтены также конвенции, получившие широкое международное признание (Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. с Протоколом об изменении ее 1968 г., Конвенция об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 г. и др.), установившие современный международный правовой режим в соответствующей области (Международная конвенция о спасании 1989 г. и др.), имеющие большое будущее и представляющие интерес для России (Международная конвенция о морских залогах и ипотеках 1993 г.) и ряд других конвенций.
Вместе с тем проект КТМ является отражением принципа взаимного уважения национальных правовых систем, о чем свидетельствует включение в него раздела "Применимое право", предусматривающего систему коллизионных норм морского права, а также возможность включения в договоры с иностранными организациями и гражданами условий о применении иностранного права.
3. Общая характеристика и основные положения законопроекта
Проект КТМ включает 28 разделов, содержащих 427 статей.
Одна треть из этих разделов посвящена отношениям, которые впервые регулируются Кодексом торгового мореплавания: "Ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью", "Ответственность за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ", "Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер)","Договор морского агентирования", "Договор морского посредничества", "Оператор морского терминала", "Морской залог на судно. Ипотека судна или строящегося судна", "Арест судов". Правила, касающиеся судна, регистрации судов, государственного портового контроля, применимого права, составили самостоятельные разделы в отличие от КТМ Союза ССР 1968 г., в котором этим вопросам были посвящены лишь отдельные статьи.
Многие разделы, предметом регулирования которых являются те же отношения, что и в КТМ Союза ССР 1968 г., содержат полностью или в значительной части новые правила (разделы, посвященные спасанию судов и иного имущества, договору перевозки пассажиров, договору буксировки, ограничению ответственности по морским требованиям, морским лоцманам и др.).
В проекте КТМ практически отсутствует раздел, правила которого не претерпели бы изменений в той или иной степени.
Нормы, составляющие содержание проекта КТМ, являются завершенными по своей форме правовыми нормами, готовыми к применению на практике (нормы прямого действия), в результате чего, как правило, исключается потребность в создании дополнительных второстепенных норм. Однако в отдельных случаях целесообразность принятия на основании Кодекса иных правовых актов сохраняется.
4. Состояние законодательства в сфере правового регулирования торгового мореплавания и место законопроекта в системе действующего законодательства
КТМ Союза ССР 1968 г., который применяется на территории Российской Федерации к отношениям в области торгового мореплавания, был утвержден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1968 г. КТМ Союза ССР 1968 г. является основным законодательным актом, регулирующим отношения в этой области.
За период применения КТМ Союза ССР 1968 г. в него вносились изменения и дополнения в статьи 14, 22, 24, 25, 29 и 68 соответственно в 1974, 1982 и 1987 годах.
В связи с изменениями, затронувшими в последние десятилетия международно-правовые основы деятельности в области торгового мореплавания, и переменами в государственной и экономической жизни страны, КТМ Союза ССР 1968 г. не отражает особенностей регулирования в современных условиях отношений, возникающих из торгового мореплавания.
5. Финансово-экономическое обоснование
Государственное управление в области торгового мореплавания осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Вносимый проект Кодекса не предполагает образования новых федеральных органов исполнительной власти и изменения существующего порядка их финансирования.
Вступление в силу Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации дополнительных расходов, влекущих изменение статей федерального бюджета, не потребует.
Перечень
законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих в сфере торгового мореплавания
1. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 г.
2. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1964 г.
3. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях 1984 г.
4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации 1995 г.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации 1995 г. (ч. I) и 1996 г. (ч. II).
6. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г.
7. Закон СССР от 13 декабря 1968 г. N 3404-У11 "Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР "Об утверждении Кодекса торгового мореплавания Союза ССР".
8. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1968 г. N 3095-VII "Об утверждении Кодекса торгового мореплавания Союза ССР". 9. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1974 г. N 6001-VIII "О внесении дополнений в Кодекс торгового мореплавания Союза ССР".
10. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1981г. N 4237-Х "О размерах возмещения судовладельцем убытков, причиненных загрязнением моря нефтью и иными веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря".
11. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 июля 1982 г. N 7599-Х "О внесении изменений и дополнений в Кодекс торгового мореплавания Союза ССР"
12. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 апреля 1983 г. N 9064-Х "О присоединении Союза Советских Социалистических Республик к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года".
13. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2декабря 1987 г. N 8089-XI "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР в связи с Законом СССР "О государственном предприятии (объединении)".
14. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 мая 1987 г. N 7062-ХI "О присоединении Союза Советских Социалистических Республик к Международной конвенции о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью".
15. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 ноября 1988 г. N 9778-ХI "О присоединении Союза Советских Социалистических Республик к Протоколу 1976г к Международной конвенции о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 г.".
16. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 ноября 1988 г. N 9779-Х1 "О присоединении Союза Советских Социалистических Республик к Протоколу 1976 г. к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г.".
17. Постановление Верховного Совета СССР от 23 мая 1990 г. N 1517-1 "О ратификации Конвенции Международной организации труда N 133 "О помещениях для экипажа на борту судов (дополнительные положения)".
18. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 марта 1993 г. "О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации".
19. Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 г. N 2126 "О Государственном флаге Российской Федерации".
20. Постановление Совета Министров СССР от 7 апреля 1946 г. N 757 "О распространении статей 163-174 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР на корабли, плавающие под военно-морским флагом Союза ССР".
21. Постановление Совета Министров СССР от 20 мая 1974 г. N 378 "О разрешении Министерству морского флота поднимать Государственный флаг СССР на арендуемых иностранных судах".
22. Постановление Совета Министров СССР от 25 августа 1983 г. N 839 "Об утверждении Положения о знаниях лиц командного состава морских судов".
23. Постановление Совета Министров СССР от 25 мая 1984 г. N 496 "Об утверждении Устава о дисциплине работников морского транспорта".
24. Постановление Совета Министров СССР от 4 мая 1987 г. N 524 "Об одобрении и представлении на рассмотрение Президиума Верховного Совета СССР предложения о присоединении Союза Советских Социалистических Республик к Международной конвенции о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью".
25. Постановление Совета Министров СССР от 5 октября 1988 г. N 1169 "О присоединении СССР к Протоколу 1976 года к Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года".
26. Постановление Совета Министров СССР от 5 октября 1988 г. N 1170 "Об одобрении и представлении на рассмотрение Президиума Верховного Совета СССР предложения о присоединении Союза Советских Социалистических Республик к Протоколу 1976 года к Международной конвенции о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 года".
27. Постановление Совета Министров СССР от 5 октября 1988 г. N 1171 "Об одобрении и представлении на рассмотрение Президиума Верховного Совета СССР предложения о присоединении Союза Советских Социалистических Республик к Протоколу 1976 года к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года".
28. Постановление Совета Министров СССР от 6 марта 1990 г. N 247 "Об одобрении и представлении на ратификацию Конвенции Международной организации труда N 133 "О помещениях для экипажа на борту судов (дополнительные положения)".
29. Постановление Совета Министров СССР от 7 апреля 1990 г. N 331 "Об одобрении и представлении на ратификацию Конвенции Международной организации труда N 147 "О минимальных нормах на торговых судах".
30. Постановление Совета Министров СССР от 26 июня 1990 г. N 610 "О подписании Международной конвенции о спасании 1989 года".
31. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 1994 г. N 146 "Об утверждении Положения о паспорте моряка".
32. Распоряжение Совета Министров СССР от 4 октября 1990 г. N 1671-р (Об использовании по согласованию с соответствующими морскими пароходствами Минморфлота СССР и Внешэкономбанком СССР судов в качестве предмета залога при привлечении за границей кредитов и принятии других обязательств перед иностранными фирмами, банками и организациями).
Перечень
законодательных и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения или дополнения которых требует принятие Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации
1. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1964 г.
2. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях 1984 г.
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации 1995 г.
4. Закон СССР от 13 декабря 1968 г. N 3404-VII "Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР "Об утверждении Кодекса торгового мореплавания Союза ССР".
5. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1968 г. N с "Об утверждении Кодекса торгового мореплавания Союза ССР".
6. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1974 г. N 6001-VIII "О внесении дополнений в Кодекс торгового мореплавания Союза ССР".
7. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1981 г. N 237-Х "О размерах возмещения судовладельцем убытков, причиненных загрязнением моря нефтью и иными веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря".
8. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 июля 1982 г. N 7599-Х "О внесении изменений и дополнений в Кодекс торгового мореплавания Союза ССР"
9. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 декабря 1987 г. N 8089-Х1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР в связи с Законом СССР "О государственном предприятии (объединении)"
10. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 марта 1993 г. "О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации".
11. Постановление Совета Министров СССР от 7 апреля 1946 г. N 757 "О распространении статей 163-174 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР на корабли, плавающие под военно-морским флагом Союза ССР".
12. Постановление Совета Министров СССР от 20 мая 1974 г. N 378 "О разрешении Министерству морского флота поднимать Государственный флаг СССР на арендуемых иностранных судах".
13. Постановление Совета Министров СССР от 25 августа 1983 г. N 839 "Об утверждении Положения о званиях лиц командного состава морских судов".
14. Постановление Совета Министров СССР от 25 мая 1984 г. N 496 "Об утверждении Устава о дисциплине работников морского транспорта".
15. Распоряжение Совета Министров СССР от 4 октября 1990 г. N 1671-р (Об использовании по согласованию с соответствующими морскими пароходствами Минморфлота СССР и Внешэкономбанком СССР судов в качестве предмета залога при привлечении за границей кредитов и принятии других обязательств перед иностранными фирмами, банками и организациями).
Перечень
законодательных и иных нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации
Для реализации Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации необходимо принятие федеральных законов об участии Российской Федерации в следующих международных конвенциях в области торгового мореплавания:
Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов 1952 г.;
Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 г.;
Протоколе 1979 г. к Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г., измененной Протоколом 1968 г.;
Международной конвенции о спасании 1989 г.;
Протоколе 1990 г. по внесению поправок в Афинскую конвенцию о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г.;
Конвенции ООН об ответственности операторов транспортных терминалов в международной торговле 1991 г.;
Протоколе 1992 г. об изменении Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г.;
Протоколе 1992 г. об изменении Международной конвенции о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 г.;
Международной конвенции о морских залогах и ипотеках 1993 г.;
Международной конвенции об ответственности и компенсации ущерба в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 г;
Протоколе 1996 г. об изменении Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.