Проект федерального закона N 97801823-2
"О государственных и муниципальных ценных бумагах"
Досье на проект федерального закона
справку о состоянии законодательства
перечень законов и нормативных правовых актов
финансово-экономическое обоснование
Глава 1. Общие положения
Глава 2. Федеральные ценные бумаги
Глава 3. Субфедеральные ценные бумаги
Глава 4. Муниципальные ценные бумаги
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования
Настоящим Федеральным законом регулируются особенности отношений, связанных с эмиссией, обращением и обслуживанием долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, возникающих в результате осуществления ими займа посредством выпуска ценных бумаг, а также отношений, вытекающих из гарантирования Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием обязательств третьих лиц, возникших в результате выпуска ими ценных бумаг.
Отношения, возникающие в результате эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются законодательством о валютном регулировании и валютном контроле.
Статья 2. Понятие федеральных ценных бумаг
Федеральными ценными бумагами признаются долговые обязательства Российской Федерации, выпущенные в форме ценных бумаг от имени Российской Федерации Правительством Российской Федерации или государственным органом исполнительной власти, к компетенции которого Федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации, отнесено право осуществлять государственные заимствования, а также ценные бумаги, выпущенные третьими лицами, исполнение обязательств по которым гарантировано Российской Федерацией.
Федеральные ценные бумаги являются государственными ценными бумагами.
Статья 3. Понятие субфедеральных ценных бумаг
Субфедеральными ценными бумагами признаются долговые обязательства субъекта Российской Федерации, выпущенные в форме ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (эмитентом субфедеральных ценных бумаг), к компетенции которого нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации, отнесено право осуществлять государственные заимствования, а также ценные бумаги, выпущенные третьими лицами, исполнение обязательств по которым гарантировано субъектом Российской Федерацией.
Субфедеральные ценные бумаги являются государственными ценными бумагами.
Статья 4. Понятие муниципальных ценных бумаг
Муниципальными ценными бумагами признаются долговые обязательства муниципального образования, выпущенные в форме ценных бумаг от имени муниципального образования уполномоченным органом местного самоуправления (эмитентом муниципальных ценных бумаг), к компетенции которого соответствующими нормативными актами, отнесено право осуществлять заимствования, а также ценные бумаги, выпущенные третьими лицами, исполнение обязательств по которым гарантировано муниципальным образованием.
Статья 5. Понятие бюджетных ценных бумаг
Бюджетными ценными бумагами признаются ценные бумаги, должником по которым является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, средства, вырученные в процессе размещения которых, используются в качестве источника финансирования дефицита соответствующего бюджета и исполнение обязательств по которым осуществляется за счет средств соответствующего бюджета.
Бюджетные ценные бумаги являются одной из форм долговых обязательств Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Сумма обязательств по бюджетным ценным бумагам включается соответственно в состав государственного долга Российской Федерации, долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга.
Статья 6. Выпуск бюджетных ценных бумаг
Эмиссия бюджетных ценных бумаг может осуществляться в форме отдельных выпусков.
В решении эмитента о выпуске может быть установлена возможность размещения части ценных бумаг данного выпуска в любую дату в течение периода обращения ценных бумаг данного выпуска, не совпадающую с датой первичного размещения. В этом случае доразмещение ценных бумаг выпуска осуществляется на основании ранее утвержденных Условий размещения и обращения.
Статья 7. Купон
В случаях, если бюджетные ценные бумаги удостоверяют право на получение держателем процента от номинальной стоимости или иного имущественного права до наступления срока погашения этих ценных бумаг, условиями их выпуска может быть предусмотрено выделение в качестве отдельной ценной бумаги купона, удостоверяющего указанные права.
Купон должен быть выпущен в той же форме, что и ценные бумаги, от которых он отделен. Субъектами прав, удостоверенных купоном, могут быть те же лица что и по основной ценной бумаге.
Признание основной ценной бумаги недействительной влечет за собой признание недействительным купона, срок погашения купонов не может наступать позже, чем срок погашения основной ценной бумаги.
Статья 8. Процедура эмиссии бюджетных ценных бумаг
Представительные органы государственной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, местного самоуправления определяют политику в отношении долговых обязательств Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в процессе рассмотрения и утверждения соответствующего бюджета на очередной финансовый год.
Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления утверждают Основные условия эмиссии бюджетных ценных бумаг определенного вида.
Условия эмиссии бюджетных ценных бумаг, не регламентированные в Основных условиях эмиссии, определяются органом, выступающим эмитентом бюджетных ценных бумаг данного вида.
В соответствии с Основными условиями эмиссии бюджетных ценных бумаг, эмитент определяет Условия размещения и обращения отдельных выпусков ценных бумаг данного вида. Указанные Условия устанавливаются в решении эмитента об Условиях размещения и обращения отдельного выпуска. Информация об Условиях размещения и обращения отдельного выпуска должна быть опубликована или раскрыта эмитентом иным способом.
Указанная процедура не распространяется на государственные и муниципальные ценные бумаги, исполнение обязательств по которым гарантировано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (гарантированные ценные бумаги).
Статья 9. Основные условия эмиссии бюджетных ценных бумаг
В Основных условиях эмиссии определяется вид ценных бумаг, права, которые ими закрепляются, форма эмиссии, порядок размещения и обращения, а также способ погашения бюджетных ценных бумаг.
В Основных условиях эмиссии бюджетных ценных бумаг могут быть предусмотрены ограничения, касающиеся оборотоспособности ценных бумаг или круга лиц, которым данные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве, круга уполномоченных организаций через которые осуществляется обращение ценных бумаг, включая организации-агенты, банки, депозитарии. Принципы и порядок отбора уполномоченных организаций должны утверждаться представительным органом власти.
Статья 10. Условия размещения и обращения отдельного выпуска бюджетных ценных бумаг
Условия размещения и обращения отдельного выпуска бюджетных ценных бумаг должны включать следующую информацию:
- наименование эмитента;
- дату эмиссии;
- дату или период размещения;
- срок обращения;
- дату и порядок погашения;
- номинальную стоимость одной ценной бумаги;
- сроки и порядок размещения;
- иные условия, включая порядок налогообложения, имеющие значение для размещения и обращения указанного выпуска бюджетных ценных бумаг.
Сведения, включенные в генеральные условия, должны быть раскрыты в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".
Статья 11. Виды государственных и муниципальных ценных бумаг
Государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде:
- облигаций;
- векселей;
- иных ценных бумаг, относящихся к числу таковых в соответствии с законодательством Российской Федерации и удостоверяющих такого же рода имущественные права, что и облигация и вексель;
По решению исполнительных органов власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации производные ценные бумаги, удостоверяющие право на покупку или продажу указанных в настоящей статье ценных бумаг, могут быть признаны федеральными или субфедеральными ценными бумагами соответственно.
Статья 12. Особенности исполнения обязательств по государственным и муниципальным бюджетным ценным бумагам
Способы, порядок и источники финансирования расходов по обслуживанию и погашению долга Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, возникшего в результате эмиссии бюджетных ценных бумаг, определяются Бюджетным Кодексом Российской Федерации, а также законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами муниципального образования, регулирующими вопросы бюджетного устройства и бюджетного процесса.
В случаях предусмотренных Основными условиями эмиссии, эмитент имеет право осуществить страхование ответственности за исполнение обязательств по бюджетным ценным бумагам в соответствии с гражданским законодательством, или установить перечень конкретного имущества, подлежащего реализации для исполнения обязательств по бюджетным ценным бумагам.
Государственные долговые обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, долговые обязательства муниципального образования по соответствующим бюджетным ценным бумагам, если иное не вытекает их федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и международных соглашений, обеспечиваются принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Статья 13. Особенности исполнения обязательств по гарантированным ценным бумагам
Обязательства третьих лиц, возникшие в результате эмиссии ими ценных бумаг, могут быть гарантированы Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В целях настоящего закона, государственной (федеральной, субфедеральной) или муниципальной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (гарант) дают по просьбе эмитента ценных бумаг обязательство отвечать за исполнение его обязательств перед владельцем ценных бумаг (бенефициаром), возникших в результате осуществления эмитентом эмиссии, полностью или в части.
Указание на гарантийное обязательство должно содержаться в решении об эмиссии отдельного выпуска ценных бумаг, а также в сертификате выпуска, в случае если выпуск ценных бумаг осуществляется в документарной форме.
Принадлежащее бенефициару по государственной или муниципальной гарантии право требования к гаранту считается переданным с момента перехода к нему права собственности на ценные бумаги.
Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность по гарантированному им обязательству.
Сумма обязательств по гарантированным ценным бумагам включается соответственно в состав государственного долга Российской Федерации, долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга.
Статья 14. Форма бюджетных ценных бумаг
Бюджетные ценные бумаги могут выпускаться в документарной и бездокументарной форме. Форма выпуска бюджетных ценных бумаг устанавливается условиями их выпуска и обращения.
Основные условия эмиссии бюджетных ценных бумаг могут предусматривать возможность их одновременного выпуска в документарной и бездокументарной форме.
В случае выпуска бюджетных ценных бумаг в документарной форме с обязательным централизованным хранением, особенности оформления глобальных сертификатов, их реквизиты, устанавливаются органом уполномоченным выступать эмитентом указанных бюджетных ценных бумаг.
Статья 15. Способы фиксации прав на бюджетные ценные бумаги
По именным бюджетным ценным бумагам, хранящимся и/или учитываемым в депозитариях, уполномоченных осуществлять депозитарный учет в отношении данных ценных бумаг, система ведения реестра владельцев этих ценных бумаг не поддерживается. Права, закрепленные данными бюджетными ценными бумагами, осуществляются на основании учетных записей депозитариев, а также, по требованию эмитента, сертификатов этих ценных бумаг, хранящихся в депозитариях (головном депозитарии - при документарной форме выпуска с обязательным централизованным хранением).
Положения данной статьи не распространяются на систему учета прав на бюджетные ценные бумаги, которую ведет Казначейство Российской Федерации в рамках Государственной долговой книги.
Статья 16. Осуществление бюджетной политики в отношении эмиссии бюджетных ценных бумаг и выдачи государственных и муниципальных гарантий
Политика государства в отношении эмиссии бюджетных ценных бумаг и выдачи государственных и муниципальных гарантий по обязательствам третьих лиц, возникшим в результате выпуска ими ценных бумаг, реализуется в деятельности финансовых органов. Федеральными финансовыми органами, регулирующими и контролирующими выпуск бюджетных ценных бумаг, являются:
- Министерство финансов Российской Федерации;
- Казначейство Российской Федерации;
- Счетная Палата Российской Федерации.
Осуществление отдельных финансовых полномочий может быть возложено на иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с бюджетным законодательством.
Субъекты Российской Федерации в целях осуществления собственной бюджетной политики создают финансовые и иные органы в соответствии с законодательством субъекта Федерации.
Муниципальные образования в целях решения бюджетных вопросов создают финансовые и иные органы согласно Уставу муниципального образования.
Глава 2. Федеральные ценные бумаги
Статья 17. Регулирование эмиссии федеральных бюджетных ценных бумаг
Правительство Российской Федерации в соответствии законом о федеральном бюджете определяет Основные условия эмиссии федеральных бюджетных ценных бумаг.
Эмитентом федеральных бюджетных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, по специальному поручению Правительства Российской Федерации и от его имени может выступать Министерство финансов Российской Федерации. Иные государственные органы исполнительной власти не могут выступать в качестве эмитента федеральных бюджетных ценных бумаг.
Статья 18. Форма и порядок утверждения бюджетных показателей по виду и объемам выпускаемых федеральных ценных бумаг
Федеральные представительные органы государственной власти Российской Федерации определяют политику в отношении внешних и внутренних заимствований при утверждении федерального бюджета на очередной финансовый год, путем утверждения в законе о бюджете на очередной финансовый год верхних пределов отдельных типов государственного долга в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По решению законодательного органа власти в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год могут утверждаться:
- верхний предел на предоставление гарантий третьим сторонам;
- предельные объемы отдельных видов долговых обязательств, составляющих государственный долг Российской Федерации.
Статья 19. Виды федеральных бюджетных ценных бумаг
Федеральные бюджетные ценные бумаги могут выпускаться в виде:
- облигаций;
- векселей.
Государственные ценные бумаги Российской Федерации, выпущенные в ином виде, не признаются федеральными бюджетными ценными бумагами.
Статья 20. Ценные бумаги, гарантированные Российской Федерацией
Государственные гарантии Российской Федерации предоставляются субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, юридическим лицам для обеспечения их обязательств, в частности оформленных в ценные бумаги, перед третьими лицами. К соглашению о предоставлении государственной гарантии должны прилагаться проспект эмиссии и/или Основные условия эмиссии ценных бумаг, обязательства по которым обеспечиваются.
В законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год устанавливается верхний предел общей суммы гарантий.
Государственные гарантии предоставляются от имени Российской Федерации Правительством Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации представляет Правительство Российской Федерации на всех переговорах о предоставлении гарантии Российской Федерации и заключает соответствующее соглашение от имени Правительства Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации ведет учет выданных гарантий и представляет Государственной Думе Российской Федерации подробный отчет о предоставленных гарантиях в разрезе всех получателей гарантий.
Государственная Дума Российской Федерации может поручить Счетной Палате Российской Федерации провести проверку получателя государственной гарантии.
Статья 21. Регистрация эмиссии федеральных ценных бумаг
Регистрация эмиссии федеральных бюджетных ценных бумаг осуществляется Казначейством Российской Федерации путем внесения соответствующей записи в Государственную долговую книгу Российской Федерации.
Статья 22. Система учета прав на федеральные бюджетные ценные бумаги
Учет прав по федеральным ценным бумагам является:
- обязательным для владельцев именных ценных бумаг;
- добровольным для владельцев предъявительских ценных бумаг.
Владелец федеральных бюджетных ценных бумаг может зафиксировать права на эти ценные бумаги в Государственной долговой книге Российской Федерации. При фиксации прав в Государственной долговой книге федеральные бюджетные ценные бумаги приобретают статус зарегистрированных ценных бумаг.
Статья 23. Государственная долговая книга Российской Федерации
Государственная долговая книга Российской Федерации представляет собой систему учета и регистрации всех займов, произведенных Российской Федерацией, и их условий, которую ведет Казначейство Российской Федерации.
Государственная долговая книга предоставляет владельцам федеральных бюджетных ценных бумаг услуги по учету прав и хранению принадлежащих им федеральных бюджетных ценных бумаг всех видов и в любой форме выпуска. Услуги Государственной долговой книги в части учета прав и хранения федеральных ценных бумаг предоставляются бесплатно.
Статья 24. Зарегистрированные ценные бумаги
Государственные долговые обязательства Российской Федерации выпущенные в форме федеральных ценных бумаг могут быть преобразованы в зарегистрированные долговые обязательства. Преобразование производится путем занесения соответствующей записи в Государственную долговую книгу.
В Государственной долговой книге фиксируются гражданско-правовые сделки, совершенные с зарегистрированными ценными бумагами, и факты их обременения. Оформление зарегистрированного долга на имя юридического или физического лица, указанных в качестве кредитора, производится по заявке собственника ценной бумаги.
На каждого собственника федеральных ценных бумаг в Государственной долговой книге должно быть открыто не более одного счета. Факт внесения записи в Государственную долговую книгу лишает собственника права на соответствующие ценные бумаги. В остальном, к зарегистрированным ценным бумагам применяются нормы законодательства о государственных займах.
Зарегистрированные долговые обязательства могут быть увеличены путем внесения дополнительной записи, целиком или частично переведены на другие счета либо полностью или частично погашены.
В случае, если зарегистрированные ценные бумаги путем совершения гражданско-правовой сделки были переданы в залог Центральному Банку Российской Федерации и должник задерживает исполнение обязательства, обеспеченного залогом, Центральный Банк Российской Федерации имеет право на перевод зарегистрированных ценных бумаг на свой счет в Государственной долговой книге без документального подтверждения задержки.
Статья 25. Функции Казначейства Российской Федерации в отношении федеральных ценных бумаг
Казначейство Российской Федерации в рамках верхнего предела государственного долга Российской Федерации, установленного законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и в соответствии с программой государственных заимствований, проводит размещение отдельных выпусков федеральных бюджетных ценных бумаг, в соответствии с условиями выпуска определяет порядок размещения и погашения государственных займов.
Казначейство ведет Государственную долговую книгу Российской Федерации и обеспечивает учет прав владельцев федеральных бюджетных ценных бумаг.
Статья 26. Полномочия и контрольные функции Министерства финансов в отношении федеральных ценных бумаг
Министерство финансов выполняет следующие функции:
- определяет стратегию управления государственным долгом Российской Федерации;
- разрабатывает программу государственных заимствований на очередной финансовый год, условия выпуска и размещения государственных займов;
- выступает в качестве эмитента федеральных бюджетных ценных бумаг;
- проводит регистрацию эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Глава 3. Субфедеральные ценные бумаги
Статья 27. Виды субфедеральных ценных бумаг
Субфедеральные ценные бумаги могут выпускаться в виде:
- облигаций;
- векселей;
- жилищных сертификатов.
Статья 28. Стандарты раскрытия информации
Основные условия эмиссии субфедеральных бюджетных ценных бумаг должны, кроме указанной в статье 9, следующую информацию:
- перечень андеррайтеров, официальных дилеров и маркетмейкеров;
- бюджет заемщика (эмитента) на год выпуска ценной бумаги с разбивкой на бюджет развития и минимальный бюджет;
- суммарную величину долга заемщика (эмитента) на момент выпуска ценной бумаги;
- гарантии под выпускаемые ценные бумаги;
Сведения, включенные в основные условия, должны быть раскрыты в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".
Статья 29. Регулирование эмиссии субфедеральных ценных бумаг
Регулированием вопросов эмиссии субфедеральных ценных бумаг занимается Министерство финансов Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации разрешает совместно с Центральным Банком Российской Федерации выпуск субфедеральных ценных бумаг номинированных в иностранной валюте.
Министерство финансов Российской Федерации вправе контролировать соответствие объема выпущенных и обращающихся на рынке бюджетных ценных бумаг субъекта Российской Федерации утвержденным плановым бюджетным показателям.
Регулированием вопросов, связанных с обращением субфедеральных ценных бумаг, занимается Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Статья 30. Эмитент субфедеральных бюджетных ценных бумаг
Орган, уполномоченный выступать эмитентом субфедеральных бюджетных ценных бумаг, определяется в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
Статья 31. Порядок государственной регистрации эмиссии субфедеральных бюджетных ценных бумаг
Регистрация эмиссии субфедеральных бюджетных ценных бумаг, предназначенных к публичному размещению, возлагается на Министерство финансов Российской Федерации. В случае регистрации выпуска Министерство финансов Российской Федерации несет ответственность за соответствие выпуска законодательству Российской Федерации на момент регистрации и за полноту представленной эмитентом информации.
Статья 32. Основания отказа в регистрации эмиссии субфедеральных бюджетных ценных бумаг
Основанием для отказа в регистрации эмиссии субфедеральных бюджетных ценных бумаг могут служить:
- несоответствие представленных для регистрации Основных условий эмиссии обязательным требованиям;
- нарушение эмитентом действующего законодательства, регулирующего эмиссию субфедеральных ценных бумаг;
- недостаточная величина бюджета развития заемщика (эмитента) в текущем году;
- превышение установленных в бюджетном законодательстве нормативов предельных значений дефицита бюджета на очередной финансовый год и предусмотренных в бюджете расходов на обслуживание и погашение долга субъекта Российской Федерации.
Основанием для отказа в регистрации эмиссии субфедеральных бюджетных ценных бумаг номинированных в иностранной валюте также может служить факт предоставления средств из федерального бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе в бюджет субъекта Российской Федерации в истекшем финансовом году.
В случае отказа в регистрации эмиссии Министерство финансов Российской Федерации обязано выдать потенциальному эмитенту аргументированный список несоответствий требованиям, предъявляемым к Основным условиям эмиссии и финансовому состоянию эмитента.
Эмитент вправе обжаловать решение об отказе в регистрации в арбитражном суде.
Статья 33. Предоставление гарантий субъектами Российской Федерации по ценным бумагам
Государственные гарантии субъектов Российской Федерации по ценным бумагам предоставляются субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, юридическим лицам для обеспечения их обязательств перед третьими лицами, владельцами и держателями гарантированных ценных бумаг. К соглашению о предоставлении гарантии должны быть приложены проспект эмиссии и/или Основные условия выпуска указанных ценных бумаг.
При утверждении бюджета на очередной финансовый год должен быть установлен верхний предел общей суммы гарантий.
Гарантии предоставляются уполномоченным органом исполнительной власти. Финансовый орган представляет соответствующий исполнительный орган на всех переговорах о предоставлении гарантий субъектов Российской Федерации и муниципальных гарантий.
Соответствующий финансовый орган ведет учет выданных гарантий и представляет представительному органу власти субъекта Российской Федерации подробный отчет о предоставленных гарантиях в разрезе всех получателей гарантий.
Статья 34. Принципы разграничения компетенции и сфер регулирования между представительным и исполнительным органами власти субъекта Российской Федерации
Представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют политику внутренних заимствований при утверждении бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год принимают решения относительно:
- предельного объема заимствований субъекта Российской Федерации в текущем году;
- обеспечения займов осуществляемых в предстоящем финансовом году, включая принципы управления обеспечением и его реализации, условия конвертации ценных бумаг, являющихся обеспечением, если последнее предусмотрено.
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, принимают нормативные правовые акты, определяющие:
- разбиение общего объема эмиссий на отдельные выпуски и дату их эмиссии;
- типовые условия договоров с организациями, через которые осуществляется размещение и обращение ценных бумаг (включая типовые расценки на оплату услуг);
- Основные условия эмиссии субфедеральных ценных бумаг;
- порядок реализации гарантий, управления обеспечением и конвертации ценных бумаг, являющихся обеспечением, если последнее предусмотрено.
В Основных условиях эмиссии субфедеральных ценных бумаг могут быть предусмотрены ограничения, касающиеся оборотоспособности ценных бумаг или крута лиц, которым данные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве, а также круга организаций, через которые осуществляется размещение и обращение ценных бумаг.
Глава 4. Муниципальные ценные бумаги
Статья 35. Виды муниципальных ценных бумаг
Органы местного самоуправления в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, вправе выпускать муниципальные займы, формировать рынок муниципальных ценных бумаг (облигаций, жилищных сертификатов и других ценных бумаг).
Статья 36. Регулирование эмиссии муниципальных ценных бумаг
Выпуск муниципальных ценных бумаг номинированных в иностранной валюте запрещается.
Регулированием вопросов эмиссии муниципальных ценных бумаг занимается Министерство финансов Российской Федерации.
Регулированием вопросов, связанных с обращением муниципальных ценных бумаг, занимается Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Статья 37. Эмитент муниципальных бюджетных ценных бумаг
Орган, уполномоченный выступать эмитентом муниципальных бюджетных ценных бумаг определяется в соответствии с нормативными актами представительных органов местного самоуправления.
Эмитент принимает решение о проведении частного либо публичного размещения. При проведении публичного размещения муниципальных ценных бумаг Основные условия эмиссии должны включать следующую информацию:
- проект бюджета муниципального образования на очередной финансовый год;
- список и оценку принадлежащего эмитенту имущества;
- технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта с оценкой независимого аудитора;
- текущую величину муниципального долга;
- сводную финансовую отчетность за три предшествующих года;
- информацию об обеспечении выпуска и оценку обеспечения, осуществленную независимым оценщиком.
Статья 38. Регистрация эмиссии муниципальных бюджетных ценных бумаг
Регистрация эмиссий муниципальных бюджетных ценных бумаг, предназначенных к публичному размещению, осуществляется Министерством финансов Российской Федерации. В случае регистрации выпуска Министерство финансов Российской Федерации несет ответственность за соответствие выпуска законодательству Российской Федерации на момент регистрации и за полноту представленной эмитентом информации.
Статья 39. Основания отказа в регистрации эмиссии муниципальных ценных бумаг
Основанием для отказа в регистрации эмиссии муниципальных бюджетных ценных бумаг могут служить:
- несоответствие представленных для регистрации Основных условий эмиссии обязательным требованиям;
- нарушение эмитентом действующего законодательства, регулирующего эмиссию ценных бумаг;
- недостаточная величина бюджета развития заемщика (эмитента) в текущем году и несбалансированность минимального бюджета муниципального образования на очередной финансовый год;
- превышение установленных в бюджетном законодательстве нормативов предельных значений дефицита бюджета на очередной финансовый год и предусмотренных в бюджете расходов на обслуживание и погашение долга муниципального образования;
- недостаточность предоставленного обеспечения.
Эмитент вправе обжаловать решение об отказе в регистрации в арбитражном суде.
Статья 40. Обеспечение долговых обязательств муниципальных образований
Выплата процентов и погашение долга по муниципальным займам обеспечивается за счет средств местных бюджетов, а в случае недостаточности этих источников - за счет средств соответствующих муниципальных внебюджетных фондов.
Статья 41. Взаимоотношение органов местного самоуправления с органами Казначейства Российской Федерации
Органы местного самоуправления взаимодействуют с органами Казначейства Российской Федерации на основе соблюдения государственных интересов и взаимном предоставлении информации. Гарантирование ценных бумаг муниципального образования Правительством Российской Федерации влечет за собой переход данных ценных бумаг в категорию федеральных, с возможностью учета прав по ним и хранения в Государственной долговой книге Российской Федерации.
Статья 42. Страхование ответственности за исполнение обязательств по ценным бумагам муниципального образования
Органы местного самоуправления вправе принимать решения о страховании ответственности за исполнение обязательств по выпускаемым бюджетным ценным бумагам. Соответствующие ассигнования для проведения страхования предусматриваются в расходной части местных бюджетов.
Органы местного самоуправления имеют право координировать использование резервов предупредительным мероприятий, образуемых страховыми организациями.
Статья 43. Принципы разграничения компетенции и сфер регулирования между представительным и исполнительным органами власти муниципального образования
Представительные органы местного самоуправления определяют политику внутренних заимствований при утверждении бюджета муниципального образования на очередной финансовый год и принимают решения относительно:
- предельного объема заимствований муниципального образования в текущем году;
- обеспечения займов, включая принципы управления обеспечением и его реализации, условия конвертации ценных бумаг, являющихся обеспечением, если последнее предусмотрено.
Органы исполнительной власти муниципального образования самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации субъекта Российской Федерации, другими нормативными актами, принимают решения определяющие:
- Основные условия эмиссии ценных бумаг;
- разбиение общего объема заимствований на отдельные выпуски и дату их эмиссии;
- типовые условия договоров с организациями, через которые осуществляется размещение и обращение ценных бумаг (включая типовые расценки на оплату услуг);
- порядок реализации гарантий, управления обеспечением и конвертации ценных бумаг, являющихся обеспечением, если последнее предусмотрено.
Статья 44. Порядок вступления в силу настоящего федерального закона
Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 января 1998 года.
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим федеральным законом.
Президент Российской Федерации |
Б.Н.Ельцин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.