Пояснительная записка к проекту Федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации
"О страховании"
В связи со снятием с рассмотрения проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О страховании", принятого Государственной Думой в первом чтении 18 октября 1997 года, возникла необходимость неотложного решения ряда давно назревших острых проблем, негативно отражающихся на состоянии российского страхового рынка. Именно это является целью предлагаемого проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О страховании".
Предлагаемые в законопроекте поправки, кроме изменения названия закона, являются минимально необходимыми, и они уже неоднократно принимались Государственной Думой, одобрялись Советом Федерации и не вызывали возражений со стороны Президента Российской Федерации.
1. Учитывая, что глава 2. "Договор страхования" Закона Российской Федерации "О страховании" дублирует нормы, содержащиеся в главе 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, в данном проекте предлагается исключить эту главу из Закона.
Особого внимания требует вопрос об увеличении минимальных размеров уставных капиталов страховых организаций. До настоящего времени действуют установленные еще в 1992 году минимальные размеры уставных капиталов, необходимые для получения лицензии на осуществление страховой деятельности, в сумме 2 млн. рублей и на осуществление перестрахования - 15 млн. рублей.
Столь мизерные требования к минимальным размерам уставных капиталов страховых организаций уже давно не отвечают реальному положению дел на страховом рынке и на практике означают, что Закон фактически не регулирует один из основных элементов финансовой устойчивости страховщиков и обеспечения выполнения ими принятых обязательств.
Поэтому с целью получения возможности оперативно корректировать устаревающие требования к минимальному размеру уставных капиталов страховых организаций в пункте 6 статьи 1 законопроекта предусматривается, что требования к минимальным размерам уставных капиталов страховых организаций, создаваемых после вступления федерального закона в силу будут определяться Правительством Российской Федерации.
3. В целях предупреждения вывоза иностранными страховщиками российских капиталов за рубеж необходимо установить, что объекты страхования юридических и физических лиц Российской Федерации должны страховаться исключительно страховщиками, имеющими лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 1).
Это будет также способствовать защите имущественных интересов российских страхователей, поскольку при наступлении страхового случая они далеко не всегда получают страховые выплаты от иностранных страховщиков. К тому же, споры по страховым выплатам подлежат рассмотрению по месту нахождения страховщика, то есть за рубежом, что не всегда доступно российскому страхователю.
4. В законопроекте предусматривается решение вопроса о страховании гражданской ответственности владельцев автотранспорта, выезжающих в другие страны (пункт 4 статьи 1 законопроекта).
Полисы российских страховщиков по данному виду страхования в других странах недействительны, поскольку Российская Федерация еще не присоединилась к лондонскому соглашению по "зеленой карте" (полису по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспорта, признаваемому в других странах, присоединившихся к этому соглашению).
В связи с этим российские владельцы автотранспорта вынуждены при выезде в другие страны приобретать "зеленые карты" зарубежных страховщиков. В результате вся выручка от их реализации уходит за рубеж.
В случае же продажи российскими страховщиками "зеленых карт" зарубежных страховых компаний часть выручки в виде комиссионных остается в России. К тому же это выгодно и для российских владельцев автотранспорта, поскольку "зеленые карты", приобретаемые у посредников, обходятся намного дешевле, чем в случае их приобретения на границе при въезде в другую страну.
5. В связи с упразднением Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью необходимо наименование этой службы в Законе заменить словами "федеральный орган государственного страхового надзора" (пункт 2 статьи 1 законопроекта).
6. С принятием предлагаемого Федерального закона необходимо признать недействующими соответствующие пункты постановления Верховного Совета Российской Федерации "О введении в действие Закона Российской Федерации "О страховании" (статья 3 законопроекта).
Финансово-экономическое обоснование проекта Федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации
"О страховании"
Введение в действие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О страховании" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета. В этой связи в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьей 96 Регламента Государственной Думы заключение Правительства Российской Федерации на указанный законопроект не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.