Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 97801992-2 "О статусе академгородка Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Необходимость разработки проекта Федерального закона "О статусе академгородка Российской Федерации" обусловлена отсутствием правовых и экономических основ функционирования, развития и эффективной научно-технической деятельности крупных территориально обособленных академических научных центров.
В различные периоды времени на основании специальных решений органов власти создавались научные, научно-образовательные, научно-технические центры для обеспечения развития приоритетных направлений науки и техники.
Настоящий закон определяет порядок присвоения статуса академгородка существующим территориально-обособленным научно-образовательным центрам, в которых сосредоточен научно-педагогический и научно-технический потенциал, способный проводить фундаментальные и прикладные исследования, подготовку высококвалифицированных кадров.
В соответствии с законопроектом академгородком признается территориально обособленный научный центр, специально созданный или создаваемый для ведения и обеспечения многопрофильной комплексной научно, педагогической, научно-технической деятельности, в состав которого входят научно-исследовательские, конструкторско-технологические, опытные и производственные организации и предприятия.
Признаками академгородка являются так же единая система управления и координации деятельности научных и конструкторско-технологических организаций, ВУЗов, опытных и производственных предприятий, наличие необходимой и достаточной системы инженерных и транспортных сооружений, коммуникаций и служб, обеспечивающих его научную и научно-техническую деятельность, а также сферы социальных и коммунальных услуг, систем жизнеобеспечения населения академгородка.
Согласно законопроекту статус академгородка присваивается постановлением Правительства Российской Федерации по представлению Российской академией наук или отраслевой академией наук, согласованному с соответствующим субъектом Российской Федерации и с учетом приоритетности научной, научно-технической и научно-педагогической деятельности научно-образовательного комплекса академгородка. Одновременно с присвоением статуса академгородка Правительством Российской Федерации утверждается его устав.
Академгородок - административно-территориальное образование в составе субъекта Российской Федерации, функционирует на основе законов Российской Федерации, собственного устава. Научно-образовательная и научно-техническая деятельность учреждений, организаций и предприятий, осуществляется в соответствии с федеральными программами фундаментальных исследований, подготовки высших научных кадров и научно-техническими программами, пользуется целевой федеральной поддержкой. Кроме того, научно-технический потенциал осуществляет научно-образовательное обеспечение проблем социально-экономического и научно-технического развития регионов. Полагается, что за счет государственного бюджета финансируются научные исследования, подготовка специалистов, развитие материальной базы государственных научных и образовательных организаций, как путем выделения базовых средств, так и за счет участия на конкурсной основе в выполнении федеральных и региональных программ. В законопроекте предлагается ввести льготно-целевой характер налогообложения в академгородках, при котором федеральные и региональные налоги, собираемые на территории академгородка, являются источником его развития.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в законопроекте определены основные принципы самоуправления академгородков с учетом специфики их научно-технической деятельности. Представительным органом самоуправления академгородка является Представительная коллегия, а органом управления - администрация.
Представительная коллегия, руководствуясь, Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и ее субъекта, на территории которой находится академгородок, осуществляет нормотворческую деятельность и контроль за исполнением собственных решений на территории академгородка, а также решений федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации. Порядок формирования Представительной коллегии, предусмотренный законопроектом, должен обеспечить в ее составе в равном соотношении представительство:
- членов, выбранных от научных, образовательных, конструкторско-технологических и производственных организаций и предприятий академического научного центра;
- членов, выбранных по территориальным участкам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права;
- лиц, входящих в состав коллегии по должности.
Исполнительно-распорядительная деятельность в академгородке осуществляется администрацией. Глава администрации в соответствии с законопроектом является выборным должностным лицом. Структура администрации разрабатывается Представительной коллегией и утверждается администрацией соответствующего субъекта Федерации.
Закон "О статусе академгородка Российской Федерации" будет составной частью федерального законодательства, призванного обеспечивать сохранение и развитие научно-образовательного потенциала Российской Федерации. Принятие данного законопроекта дает правовую основу федеральным органам власти и органам власти субъектов Российской Федерации присваивать статус академгородков территориям с развитым научно-техническим потенциалом академического научного центра, что позволит обеспечить приоритетные направления фундаментальных и прикладных исследований как в интересах общегосударственных, так и региональных программ.
Член Совета Федерации |
В.М. Кресс |
Перечень законодательных актов Российской Федерации, отмены, изменения или дополнения которых требует принятие Федерального закона "О статусе академгородка Российской Федерации"
1. Закон "Об основах налоговой системы Российской Федерации" (в части налоговых и таможенных льгот для стимулирования научно-технической и инновационной деятельности).
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации часть 1 (дополнить нормами, касающимися понятий научной организации).
3. Федеральный закон "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации" ( в части особенности формирования и организации органов самоуправления академгородков и наукоградов).
II. Указы Президента Российской Федерации:
1. О присвоении статуса наукограда Российской Федерации (по представлению Правительства Российской Федерации и органов власти субъекта Российской Федерации).
2. О реорганизации (ликвидации) наукограда Российской Федерации (по представлению Правительства Российской Федерации и органов власти субъекта Российской Федерации).
III. Постановления Правительства Российской Федерации:
1. Об организации деятельности наукоградов Российской Федерации. (Документ включает в себя "Положение о наукоградах Российской Федерации").
2. О федеральной целевой программе: "Программа развития и государственной поддержки научных городов Российской Федерации, включая академические научные центры".
Член Совета Федерации |
В.Н. Кресс |
Справка
о состоянии законодательства в сфере правового регулирования вопросов функционирования академгородка
По вопросам правового регулирования функционирования академгородка Российской Федерации специальные законы и иные нормативно-правовые акты не принимались.
Научные и научно-производственные учреждения наукограда руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами, касающимися вопросов науки и научно-технической деятельности.
Член Совета Федерации |
В.М. Кресс |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.