Проект федерального закона N 97801992-2
"О статусе академгородка Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См.: пояснительную записку
перечень законодательных актов для изменения
справку о состоянии законодательства
Раздел 1. Общие положения
Pаздел 2. Особенности финансово - экономического функционирования
академгородка
Раздел 3. Особенности самоуправления академгородка
Раздел 4. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон определяет правовой статус, правовые, экономические и социальные основы функционирования территориально обособленных комплексов учреждений, организаций и предприятий академических научных центров - академгородков Российской Федерации.
Закон направлен на обеспечение условий для эффективной научной научно-технической деятельности, подготовки кадров высшей квалификации, регулирует отношения органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах, установленных законом.
Раздел 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Академгородком является муниципальное образование в форме академического научного центра Российской Федерации, специально созданного или создаваемого для ведения и обеспечения многопрофильной комплексной научной, научно-педагогической и научно-технической деятельности.
Академгородок, как академический научный центр координационно объединяет деятельность входящих в его состав академических научных учреждений и организаций, учебных учреждений отраслевых научно-технических организаций и опытно-производственных предприятий, направленную на проведение комплексных междисциплинарных научных исследований и практическую реализацию их результатов.
Академгородок имеет необходимую систему инженерных и транспортных сооружений, коммуникаций и служб, обеспечивающих эффективную научную, научно-техническую, опытно-производственную и инновационную деятельность, а также сферу социальных и коммунальных услуг.
Статья 2. Субъекты научной деятельности академгородка
Субъектами научной деятельности академгородка являются учреждения, организации и предприятия, участвующие в выполнении главных задач академического научного центра и имеющие в оперативном управлении, хозяйственном ведении или собственности научные, производственные и вспомогательные объекты, территорию, инженерные и транспортные коммуникации, закрепленные за ними или за академическим научным центром в целом, объекты жилья, коммунальное хозяйство и социальную инфраструктуру и осуществляющие на территории академгородка те или иные виды деятельности в соответствии с настоящим законом.
Субъекты научной деятельности функционируют на территории академгородка в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставом академгородка и собственными уставными документами.
Имущественные отношения и отношения собственности между субъектами научной деятельности академгородка, иными юридическими лицами регулируются законодательством Российской Федерации.
Статья 3. Регулирование деятельности академгородка
Деятельность академгородка регулируется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, настоящим законом, другими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принимаемыми в пределах их полномочий, и уставом академгородка.
Статья 4. Порядок присвоения статуса академгородка
Статус академгородка присваивается постановлением Правительства Российской Федерации по ходатайству Российской академии наук или отраслевой академии наук, федерального органа исполнительной власти и при согласии субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен академгородок, получающий одновременно статус муниципального образования, если он такового не имел до этого, и его границы, если они не были определены ранее. Присвоение статуса академгородка не предполагает пересмотра ведомственной принадлежности и имущественных и территориальных отношений для субъектов научной деятельности академгородка.
Одновременно с присвоением статуса академгородка Правительство Российской Федерации утверждает его устав.
Постановлением Правительства Российской Федерации присвоении статуса академгородка определяются главные задачи академического научного центра и субъектов научной деятельности академгородка, формы государственной поддержки проведения комплексных междисциплинарных научных исследований и практической реализации их результатов, материально-технического обеспечения развития инфраструктуры и социальной сферы академгородка.
Pаздел 2. Особенности финансово-экономического функционирования
академгородка
Статья 5. Основа экономической деятельности академгородка
Основой экономической деятельности академгородка являются результаты фундаментальных и прикладных исследований субъектов научной деятельности: инфраструктура, обеспечивающая внутрироссийские и международные коммуникационные и научно-технические связи, а также рабочие площади и земельные участки, предоставляемые для развития предприятий академического научного центра разных форм собственности.
В академгородке могут осуществляться любые виды деятельности, направленные на выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований, реализацию научно-технических достижений, обеспечение жизнедеятельности академгородка и решение других задач, если они не противоречат целям, для достижения которых создан академгородок, и не запрещены законодательством Российской Федерации. Все виды научной и научно-технической деятельности стимулируются государством посредством налоговой, таможенной, финансово-кредитной и земельной политики.
Организации и предприятия, разрабатывающие и распространяющие новую наукоемкую продукцию и соответствующие технологии, освобождаются от налога на прибыль в соответствии с действующим законодательством. Платежи по взаимным поставкам продукции, произведенным работам и оказанным услугам, а также безвозмездная передача материальных ценностей между субъектами академгородка, освобождаются от налога на добавленную стоимость. Продукция, сырье и материалы, необходимые для выполнения основной научной деятельности, экспортируемые или импортируемые субъектами академгородка по перечню, утверждаемому федеральным правительственным органом, освобождаются от экспортных и импортных налогов и пошлин в соответствии с действующим законодательством.
Средства, получаемые в результате предоставляемых льгот, в обязательном порядке направляются на дальнейшее развитие наукоемких технологий.
Приватизация государственного имущества, находящегося в хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде или безвозмездном пользовании субъекта акдемгородка, не допускается. Сдача в аренду государственного имущества, находящегося на балансе субъекта академгородка, разрешается в порядке, оговоренном в Уставе академгородка.
Земли, занимаемые субъектами акдемгородка, находятся в федеральной собственности. Земельные отношения на территории академгородка регулируются действующим законодательством и Уставом академгородка.
Статья 6. Финансы академгородка
Финансы академгородка Российской Федерации как муниципального образования формируются из средств, выделяемых целевым образом из федерального бюджета и бюджета субъекты Российской Федерации, на территории которого расположен академгородок, а также местного бюджета и внебюджетных фондов.
Финансовые средства академгородка как муниципального образования пополняются за счет хозяйственной деятельности, а также гуманитарной и благотворительной помощи.
Дополнительные расходы органов местного самоуправления академгородка, возникшие в результате выполнения решений вышестоящих органов государственной власти, компенсируются органами, принявшими решения. Решения органов государственной власти реализуются органами местного самоуправления академгородка в пределах средств, переданных им в качестве компенсации.
Статья 7. Финансы субъектов научной деятельности академгородка
Бюджеты субъектов научной деятельности академгородка формируются из средств федерального бюджета, целевых выделений средств из бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен академгородок, за счет государственных внебюджетных фондов, грантов, контрактов, научно-производственной деятельности на базе результатов фундаментальных исследований и других источников, не запрещенных законодательством, в пропорциях, зависящих от характера деятельности субъекта научной деятельности академгородка.
Научная деятельность субъектов научной деятельности академгородка финансируются из государственного бюджета путем выделения базовых средств, а также на конкурсной основе за счет средств фондов и программ. За счет государственного бюджета финансируются научные, научно-технические и реализационные работы федерального значения; развитие материальной базы бюджетных организации содержание и развитие инженерных и транспортных коммуникаций и сооружений; содержание и развитие их жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, детских дошкольных и школьных учреждений.
Из средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого находится академгородок, финансируются научно-исследовательские, конструкторско-технологические и реализационные работы, выполняемые в непосредственных интересах субъекта Российской Федерации, в том числе в рамках региональных программ.
Статья 8. Особенности налогообложения академгородка
Льготное налогообложение в академгородке имеет программно-целевой характер.
Уровень и порядок налогообложения по региональным и местным налогам определяются субъектом Российской Федерации, на территории которого находится академгородок, и представительным органом местного самоуправления самостоятельно в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
Раздел 3. Особенности самоуправления академгородка
Статья 9. Основные принципы самоуправления академгородка
Самоуправление академгородка осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении, настоящим Федеральным законом, уставом академгородка.
Статья 10. Формирование представительного органа местного самоуправления академгородка
В составе представительного органа местного самоуправления академгородка в соответствии с Конституцией Российской Федерации должны быть представители, выбранные по территориальным участкам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права.
В соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом академгородка в состав представительного органа местного самоуправления по должности входят глава администрации, председатель президиума данного академического научного центра, а также другие должностные лица, если это оговорено в уставе академгородка, а также другие должностные или выбранные трудовыми коллективами наиболее крупных субъектов научной деятельности академгородка лица.
Статья 11. Срок полномочий лиц, входящих по должности в состав представительного органа местного самоуправления академгородка
Лица, входящие в состав представительного органа местного самоуправления по должности, являются ее членами в течение срока своих полномочий.
Статья 12. Участие в работе представительного органа местного самоуправления академгородка полномочного представителя федерального органа исполнительной власти
В работе представительного органа местного самоуправления академгородка по поручению Правительства Российской Федерации принимает участие полномочный представитель заинтересованных органов федеральной исполнительной власти. Полномочия этого представителя определяются уставом академгородка.
Статья 13. Устав академгородка
Академгородок действует на основании устава, обеспечивающего выполнение его основных задач и позволяющего учитывать интересы населения, проживающего и работающего в академгородке, а также организаций и предприятий, действующих на его территории.
Содержание устава академгородка должно соответствовать законодательству Российской Федерации о местном самоуправлении и настоящему закону.
В уставе академгородка дополнительно указывается:
порядок формирования и полномочия представительного и исполнительного органов местного самоуправления;
перечень основных научных, учебных, научно-технических организаций и опытно-производственных предприятий академического научного центра, трудовые коллективы которых принимают участие в формировании представительного органа местного самоуправления;
особенности взаимоотношений органов местного самоуправления и основных научных, учебных, научно-технических организаций и опытно-производственных предприятий;
Статья 14. Основные функции представительного органа местного самоуправления академгородка
Представительный орган местного самоуправления академгородка:
осуществляет в пределах своей компетенции, определяемой законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении, настоящим законом и законодательством субъекта Федерации, на чьей территории расположен академгородок, уставом академгородка нормотворческую деятельность путем принятия решений, обязательных для всех органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории академгородка (независимо от формы собственности), должностных лиц и граждан;
выходит с ходатайством в соответствующие государственные органы о предоставлении конкретным учреждениям, организациям и предприятиям налоговых и таможенных льгот на период реализации утвержденных программ и проектов;
осуществляет на территории академгородка контроль за исполнением собственных решений, а также решений органов государственной власти Российской Федерации и субъекта Федерации, на территории которого функционирует академгородок.
Статья 15. Администрация академгородка
Исполнительно-распорядительная деятельность в академгородке осуществляется администрацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, уставом академгородка.
Структура администрации разрабатывается представительным органом местного самоуправления академгородка и утверждается администрацией субъекта Федерации, на территории которого расположен академгородок.
Администрация подотчетна представительному органу местного самоуправления академгородка. Она руководствуется в своей деятельности актами, принимаемыми представительным органом в пределах полномочий, установленных федеральными законами Российской Федерации, настоящим законом, законами соответствующего субъекта Российской Федерации и уставом академгородка.
Статья 16. Глава и заместители главы администрации академгородка
Глава администрации является выборным должностным лицом Избрание главы администрации осуществляется на альтернативной основе путем всеобщих, прямых и равных выборов тайным голосованием Порядок проведения выборов определяется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и уставом академгородка.
Заместители главы администрации назначаются на должность главой администрации по согласованию с представительным органом местного самоуправления академгородка.
Раздел 4. Заключительные положения
Статья 17. Вступление настоящего Федерального закона в силу
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 18. Приведение нормативных правовых актов в соответствии с настоящим Федеральным законом
Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты, правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом Российской Федерации в течение 2-х месяцев со дня его вступления в силу.
Правительство Российской Федерации в 3-х месячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона вносит в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о приведении федерального законодательства в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации |
Б.Ельцин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.