Пояснительная записка
к проектам уточненных федеральных законов по вопросам налогообложения
Досье на проект федерального закона N 97079221-2
Досье на проект федерального закона N 97079223-2
Досье на проект федерального закона N 97079225-2
Досье на проект федерального закона N 97079226-2
Проекты вносимых Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", "О водном налоге" и "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах" уточнены Правительством Российской Федерации с учетом предложений, поступивших от депутатов при обсуждении ранее внесенных Правительством Российской Федерации проектов одноименных федеральных законов на заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 13 ноября текущего года, а также в Комитете по бюджету, налогам, банкам и финансам.
Уточненным проектом Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", внесены уточнения в режим применения предлагаемого к установлению на федеральном уровне налога с продаж. В частности, предельная ставка этого налога снижена до 3 процентов, а по алкогольной продукции - до 5 процентов. Одновременно предлагается расширение базы обложения за счет распространения этого налога помимо розничной торговли также и на платные работы и услуги, оказываемые населению. Предлагается рекомендовать органам местного самоуправления направлять средства, полученные от этого налога на социальные нужды.
В этот законопроект по рекомендации Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам также дополнительно включены некоторые из положений, предусмотренные принятым ранее Государственной Думой одноименным федеральным законом. Речь идет, в частности, о такой норме как введение в действие правовых актов о налогах не ранее первого числа первого месяца очередного налогового периода, а по законам, предусматривающим установление новых налогов, не ранее первого января года, следующего за годом их принятия. Важное значение имеет вводимое положение о том, что налоги (в том числе размеры их ставок и налоговые льготы) могут устанавливаться исключительно законами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления по вопросам налогообложения, а изменение режима налогообложения может осуществляться только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий нормативный акт о налогообложении. В отличие от действующего порядка устанавливается, что уплатой налога признается сдача налогоплательщиком поручения банку на перечисление в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд в установленный срок причитающихся сумм налога при наличии на счете налогоплательщика денежных средств, достаточных для исполнения указанного поручения в полном объеме в установленные законом сроки. В законопроект дополнительно включено отсутствующее в настоящее время в Законе Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" положение о разрешении органам Госналогслужбы России предоставлять предприятиям и организациям отсрочки и рассрочки уплаты штрафов и пеней за нарушение налогового законодательства.
В проекте Федерального закона "О водном налоге" учтено концептуальное положение о включении непосредственно в федеральный закон минимальных и максимальных ставок налога, а также объединении в этих ставках платежей как за пользование водными объектами, так и предназначенных для восстановления и охраны водных объектов. При этом устанавливается, что направления использования полученных средств определяются бюджетным законодательством. Учтено также предложение об освобождении в течение последующих пяти лет от уплаты водного налога воды, используемой сельскохозяйственными предприятиями для орошения и нужд сельскохозяйственного водопользования.
Вносятся два одноименных проекта Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах". Это сделано с целью выделения в самостоятельный закон и рассмотрения его отдельно от других предложений по изменению акцизного обложения вопроса о подтверждении на законодательном уровне фактически действующего акциза на услуги по перекачке нефти по территории Российской Федерации.
Что касается второго одноименного закона, то в нем, в соответствии с принятым Комитетом по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы решением, предусмотрена индексация ставок акцизов по подакцизным товарам с учетом предполагаемого инфляционного изменения цен по сравнению с уровнем начала 1997 года. При этом в отношении алкогольной продукции предлагается сохранение имевшегося в этот период уровня налогообложения с учетом действовавшего на основании Постановления Правительства Российской Федерации сбора за производство такой продукции и предлагаемого к введению, начиная с 1998 года одноименного лицензионного сбора. Что касается предложенного перечня подакцизной продукции, то он, в основном, соответствует позициям, предусмотренным в действующем законе. В связи с этим заметно снижен против ранее внесенного законопроекта уровень акцизного обложения по табачным изделиям. Снижена также в три раза и ставка акциза по ювелирным изделиям, а также примерно на 20 процентов (против ранее внесенного законопроекта) ставка акциза на автомобильный бензин. Учитывая сложную ситуацию с неплатежами за отпущенный природный газ предлагается не распространять на эту продукцию предусмотренный порядок перехода при расчете акцизов "по отгрузке продукции".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.