Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 97802467-2 "О коренных малочисленных народах России"
В Российской Федерации проживает 65 коренных малочисленных народов России общей численностью около 500 тысяч человек, а 13 из них насчитывают всего от 100 до одной тысячи человек. Коренные малочисленные народы расселены практически по всей территории Российской Федерации: 6 - на территории Европейской части России, 23 - на Северном Кавказе, 36 в Сибири, на Севере и Дальнем Востоке.
В соответствии со статьей 69 Конституции Российской Федерации Российская Федерация гарантирует права коренным малочисленным народам в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В течение последних десятилетий государство уделяло крайне недостаточное внимание коренным малочисленным народам. В результате культура, самобытный уклад жизни этих народов подвергались существенной деформации.
Данный проект федерального закона направлен прежде всего на создание правовой базы гарантирующей право коренным малочисленным народам на сохранение и развитие культуры, традиционного образа жизни этих народов и сохранение их как этносов и создает необходимый правовой фундамент для принятия других законов Российской Федерации и законов субъектов Российской Федерации.
В первом разделе проекта "Общие положения" дается понятие коренных малочисленных народов и определяется порядок отнесения народов России к категории коренных малочисленных народов.
В соответствии с законопроектом коренными малочисленными народами Российской Федерации признаются народы, проживающие на территории традиционного расселения своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Указанный количественный критерий отнесения этносов к коренным малочисленным народам, по мнению специалистов этнографов, отражает то обстоятельство, что народы, насчитывающие менее 50 тыс. человек без государственной поддержки, не смогут сохранить себя как этнос, так как не способны к естественному воспроизводству.
Народам же численностью более 50 тыс. человек не грозит исчезновение, так как у них есть способность к естественному воспроизводству.
Для социально - экономического развития и сохранения коренных малочисленных народов, как этносов, необходимо разрабатывать целевые государственные программы. В связи с этим, проект возлагает на государственные органы обязанность разрабатывать и реализовывать специальные федеральные и региональные государственные программы возрождения, сохранения и развития коренных малочисленных народов, оказывать этим народам необходимую финансовую и иную помощь.
В законопроекте указывается, что коренные малочисленные народы России в соответствии с Конституцией пользуются равными со всеми народами Российской Федерации правами. Кроме того источниками прав этих народов могут быть международно-правовыми акты, ратифицированные Российской Федерацией и устанавливающие дополнительные гарантии сохранения и развития коренных малочисленных народов. Дается перечень политических, экономических и социальных прав, прав в области культуры и судебной защиты.
В то же время предусматривается, что реализация прав коренных малочисленных народов и предоставляемые им льготы не должны ущемлять права и законные интересы других этнических общностей и граждан, а лица, злоупотребляющие закрепленными в настоящем законе правами и льготами, несут ответственность в порядке, установленном законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
В З-ем разделе проекта закона "Самоуправление малочисленных народов, их участие в деятельности органов государственной власти" устанавливается право создавать самоуправляемые структуры коренных малочисленных народов на территории их расселения и хозяйственной деятельности, не противоречащие Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", позволяющие решать вопросы местного значения с учетом образа жизни, языка, обычаев, традиций этих народов.
В проекте закрепляется право коренных малочисленных народов (их объединений), на учет их мнения при решении органами государственной власти и органами местного самоуправления вопросов, затрагивающих права и законные интересы этих народов.
В целях координации и объединения усилий по защите прав и законных интересов коренные малочисленные народы вправе образовывать общественные объединения (ассоциации, землячества, культурные центры и другие).
В разделе 4-м законопроекта "Социально-экономическое развитие малочисленных народов" закрепляется право этих народов на владение и пользование землей и другими природными ресурсами для сохранения традиционного образа жизни. В тоже время, предусматривается возможность передачи земли из государственной, муниципальной собственности в общинное землевладение. Закон возложил на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязанность создавать необходимые условия для развития отраслей традиционного хозяйства, предусматривающих определенные льготы лицам, занятым в этих хозяйствах, а также порядок их реализации.
Для сохранения окружающей природной среды, развития традиционных отраслей хозяйства и традиционного образа жизни на территории расселения и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов могут быть образованы территории традиционного природопользования с особым режимом землепользования, которые без согласия коренных малочисленных народов не подлежат отчуждению под промышленное или иное освоение.
Предприятия и организации на территории расселения и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов могут функционировать только в соответствии с государственными программами освоения природных ресурсов, охраны окружающей природной среды с учетом интересов этих народов при обязательной предварительной экологической и этнологической экспертизе.
В проекте также предусмотрена норма об ответственности организаций, предприятий и граждан, причинивших ущерб природной среде на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.
В разделе 5-ом проекта закона "Социально-культурное развитие малочисленных народов" решаются вопросы специфики трудоустройства лиц, принадлежащих к этим народам, совершенствования системы образования на территории расселения и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, профессиональной подготовки национальных кадров с учетом условий проживания этих народов, характера и особенностей их традиционной и хозяйственной деятельности, определяются основные условия сохранения, развития национальных языков, культуры коренных малочисленных народов, особенности медико-санитарной помощи лицам, принадлежащим к этим народам.
Законопроект обязывает федеральные органы власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации ocущecтвлять контроль за деятельностью государственных органов и организаций, расположенных на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности этих народов.
В законопроекте устанавливается также положение, при котором интересы коренных малочисленных народов в суде могут представлять органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения коренных малочисленных народов.
Специальная статья посвящена нормам, согласно которым при рассмотрении в судах гражданских и уголовных дел могут приниматься во внимание традиции и обычаи этих народов, не противоречащие законам Российской Федерации.
Принятие Федерального закона не связано в 1997 году с дополнительными финансовыми затратами из федерального бюджета. Согласно статьи 6 проекта закона государственные органы разрабатывают и реализуют после принятия закона специальные федеральные и региональные государственные программы возрождения, сохранения и развития этих народов. Конкретные финансовые средства на расходы, предусмотренные отдельными статьями, могут быть определены при рассмотрении соответствующих программ или конкретных мероприятий, разработанных уполномоченными на то государственными органами и представленных в Правительство Российской Федерации в установленном порядке, а соответствующие ассигнования могут быть предусмотрены лишь в проекте бюджета на очередной финансовый год после принятия и опубликования данного закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.