Финансово-экономическое обоснование законопроекта
"О внесении дополнения в статью 6 Федерального закона
"О науке и государственной научно-технической политике"
Для реализации Федерального закона "О внесении дополнения в статью 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" необходимо привлечение финансовых средств из Федерального бюджета.
Общая ежегодная потребность Академии технологических наук Российской Федерации (АТН РФ) и ее Региональных отделений и Центров оценивается примерно в 6-7 миллиардов рублей (в ценах 1997 г.). В настоящее время ввиду отсутствия государственной финансовой поддержки, которая определяется на уровне осуществления необходимых мер по обеспечению деятельности Академии и ее Региональных отделений и Центров пунктом третьим Указа Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. N 257 "Об Академии технологических наук Российской Федерации" и подтверждена распоряжением Верховного Совета Российской Федерации от 8 сентября 1992 г. N 3476/1рп-1 "О государственной поддержке Академии технологических наук Российской Федерации", основным источником финансирования деятельности Академии и ее подразделений в регионах являются средства, получаемые за выполнение прикладных исследований по созданию и внедрению новых технологий по договорам с предприятиями, организациями, крупными добывающими и перерабатывающими промышленными объединениями.
Однако, для сохранения ведущих кадров технологов-ученых, авторов высоких технологий, для проведения исследований по широкому кругу фундаментальных технологических проблем, являющихся, согласно Указу Президента Российской Федерации, главной задачей Академии, требуется постоянная государственная поддержка из Федерального бюджета в объеме не менее 50% от указанной выше суммы, что составляет 3-3,5 миллиардов рублей.
Из Федерального бюджета планируется финансировать расходы на наиболее актуальные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проводимые АТН РФ в области науки и техники по развитию технологической науки, конверсионных и других высоких технологий для промышленного комплекса экономики страны, в которых она проводит исследование и участвует в их координации в соответствии с выше названным указом Президента Российской Федерации и распоряжением Верховного Совета Российской Федерации.
Согласно Бюджетной классификации Российской Федерации, введенной в действие приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 декабря 1994 г. N 177 - это расходы на фундаментальные исследования, разработку перспективных технологий и приоритетных направлений науки и техники. Применительно к Академии это относится к криогенным технологиям, наноэлектронике, высоким конверсионным технологиям, нанотехнологиям и др. Также из Федерального бюджета предполагается финансировать часть расходов на оплату труда управленческого аппарата Президиумов АТН РФ и ее Региональных отделений и Центров, командировки и служебные расходы, оплату транспортных услуг, услуг по связи, арендную плату за используемые помещения, коммунальные услуги, на оплату текущего ремонта оборудования и инвентаря, приобретенного оборудования, компьютерных сетей аналитических банков данных, предметов длительного пользования, информационно-издательской деятельности и т.д.
Предполагается частично (на уровне 50% от реальных расходов) финансировать из Федерального бюджета работы по подготовке, организации и проведению ежегодных Международных Конгрессов "Новые высокие технологии для индустрии и энергетики будущего", возложенные на Академию Указом Президента РФ, оказывать поддержку издательской деятельности по выпуску журналов "Вестник Академии технологических наук РФ", "Рынок нефтегазового оборудования РФ", "Новые высокие технологии", "Новые информационные технологии", а также участие в постоянных рубриках "Новые высокие технологии" в других журналах.
Для осуществления закупок за рубежом специальных материалов, которые не производятся отечественной промышленностью, может потребоваться выделение государством валютных средств. Более детальное распределение затрат по целевым статьям и видам расходов приведено в таблице.
Таблица
Фундаментальные исследования и содействие
научно-техническому прогрессу. Фундаментальные исследования.
-------------------------------------------------------------------------
N | Статьи и виды расходов |Потребность,
п/п| | млн. руб.
| | (1997 г.)
-------------------------------------------------------------------------
Текущие расходы (закупка товаров и услуг) 3434,8
1. Оплата труда служащих (основной оклад гражданских 1025,5
служащих)
2. Начисления на заработную плату (взносы на госстрах, пен- 35,5
сионный фонд, фонд обяз.мед.страх., Гос.фонд занятости)
3. Приобретение предметов снабжения и расходных материа- 2,7
лов, материалов для компьютерной и организационной
техники, канц.принадлежности и др.
4. Командировки и служебные разъезды (компенсационные 1,1
выплаты работникам по командировкам)
5. Оплаты услуг по связи 0,67
6. Оплата коммунальных услуг 91,5
7. Оплата прочих услуг и прочие текущие расходы на закупки 2277,8
товаров и услуг (оплата услуг научно-исследовательских
организаций, оплата текущего ремонта зданий и помеще-
ний, оплата расходов на подготовку ежегодных Конгрес-
сов "Новые высокие технологии для индустрии и энергети-
ки будущего" и публикации их трудов
8. Итого расходов 3434,8
Экономический эффект от реализации расходов из Федерального бюджета может быть оценен по результатам деятельности АТН РФ по выполнению главный задач Академии.
Основная доля расходов из Федерального бюджета предназначается для решения задачи проведения фундаментальных исследований и финансирования разработок прорывных перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса по следующим основным блокам технологических наук:
- разработка научных основ промышленной нанотехнологии;
- создание нанотехнологических комплексов;
- выполнение работ по направлениям нанотехнологии в машиностроении и нанофазные материалы;
- разработка технологий нанобиологии и др.;
- финансирование подготовки ежегодных Конгрессов по новым высоким технологиям для индустрии и энергетики будущего;
- оказание господдержки для научных изданий АТН РФ, технологических журналов и т.д.
Проведение АТН РФ исследований, поддерживаемых госфинансированием по указанным направлениям, позволит:
- сохранить уникальные кадры технологов-ученых промышленности;
- развить научные основы и методы новейшей промышленной нанотехнологии конца XX и начала XXI века;
- обеспечить Россию технологиями, которые послужат основой для большинства важнейших отраслей промышленности, обеспечить на этой базе эффективный обмен технологиями на международном рынке;
- создать многофункциональные нанотехнологические комплексы с расширением по горизонтали - 0,5 А, по вертикали - 0,05 А;
- создать образцы запоминающих устройств (носителей информации) с плотностью записи информации до 10/11 байт/см2 и выше;
- снизить габаритные и энергопотребительские характеристики вновь создаваемых РЭА на базе новейших изделий наноэлектроники, повысить на порядок ее надежность;
- создавать двигатели нового поколения;
- увеличить ресурс энергетических установок на 40-50%;
- увеличить межремонтный срок аппаратуры в 2-3 раза;
- снизить трудоемкость изготовления деталей в 2 раза; снизить расход запасных частей в 2-3 раза;
- создать ультрадисперсные материалы и оборудование для получения антикоррозионных и теплозащитных покрытий, пластичных смазок для узлов трения малогабаритной техники;
- создать постоянно действующую международную систему проведения регулярных конгрессов, конференций и выставок по новым высоким технологиям (включая конверсионные);
- создать банк данных и компьютерный рейтинг по основным направлениям развития высоких технологий, включая нанотехнологии, в регионах России и других странах, а также выполнить ряд других важных для отечественной технологической науки и промышленности работ.
Внедрение в практику нанотехнологических разработок позволяет по-новому подойти к проблемам экологии. В нанотехнологических комплексах обеспечиваются такие условия, при которых достигается ее совместимость с человеком и его средой обитания, что существенно экономит средства на мероприятия по борьбе с загрязнениями окружающей среды.
Будущие запоминающие устройства вычислительной техники, сконструированные на базе нанотехнологии, позволяют примерно в 100 раз повысить плотность интеграции информации и рабочие частоты в сравнении с лучшими образцами, построенными на основе традиционных технологий.
Высокая емкость запоминающих устройств на основе нанотехнологии может обеспечить существенный экономический эффект в процессе контроля управлением финансами в банковском деле, при использовании нанотехнологии в решении оборонных задач и задач развития космической техники.
Изготовление нанотехнологических схем с использованием в качестве проводящей Среды квантовых проводов вместо драгоценных металлов, позволяет сэкономить сотни килограммов золота и, следовательно, миллиарды рублей.
Получение защитных покрытий нанотехнологическим методом "сухой" гальваники позволяет на порядок уменьшить толщину наносимого покрытия, при этом затраты на дорогие и редкие металлы сокращаются в 10 раз и более.
Внедрение отработанных нанотехнологии в энергетическое машиностроение и авиационную промышленность может повысить износоустойчивость и срок службы узлов, деталей, инструмента в 2-3 раза, что влечет за собой суммарное снижение расходов. Так, применительно к плазменным покрытиям лопаток авиационного двигателя ПС-90, можно достичь экономии по комплексу эксплуатационных параметров на один образец до 5 млрд. руб. (в ценах 1994 г.).
Применение на практике уже разработанных устройств диагностического сканирования на базе сканирующих туннельных микроскопов будет способствовать решению важной задачи контроля безопасного состояния современных конструкций.
В материаловедении применение молекулярных нанотехнологических синтезов, создающих необходимое изделие и искусственные материалы с улучшенными свойствами, позволяет увеличить срок их службы и уменьшить их расходование и, как следствие, достичь экономии средств.
Получить интегральный показатель экономического эффекта от реализации финансовой поддержки АТН РФ из государственного бюджета весьма сложно. В целом, даже из приведенных сведений, очевидно, что развитие новых высоких технологий промышленной нанотехнологии, новых конверсионных технологий при незначительных затратах (единицы миллиардов рублей) на поддержку деятельности ученых-технологов Академии приведет к достижению значительного экономического эффекта в целом для страны, в десятки и сотни раз превышающего вложенные ресурсы.
Надежность развития высоких технологий для ведущих отраслей промышленности, которыми занимается АТН РФ, и вызываемые этим научно-технические и социальные достижения, активно способствуют переходу общества, которое использует их результаты, на более высокий уровень развития, а отставание в данном вопросе чревато серьезными негативными экономическими и социальными последствиями.
Депутат Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации |
Г.В. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.