Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 97065343-2 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 1998 год"
Досье на проект федерального закона
Проект бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) на 1998 год разработан на основании законодательных актов и нормативно-методических документов по обязательному медицинскому страхованию (далее - ОМС) с учетом прогнозируемого страхового взноса на обязательное медицинское страхование в соответствии с проектом Налогового кодекса.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 1997 г. N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен", проект бюджета представлен с учетом деноминации на 01.01.98 в новых стоимостных показателях.
В 1998 году доходную часть бюджета Фонда планируется сформировать за счет следующих источников:
(млн. руб.)
- остатка средств на 1 января 1998 года 8,8
- социального налога в части, подлежащей 3195,0
перечислению в Фонд
- возврата ранее размещенных временно свободных 10,0
финансовых средств
- доходов от использования временно свободных 1,2
финансовых средств
- прочих доходов 47,7
Для разработки доходной части проекта бюджета Фонда использовались прогнозные оценки по фонду оплаты труда, принятые Министерством экономики Российской Федерации в сумме 710,0 млрд. рублей.
Расчет доходной базы осуществлялся на основе проекта Налогового кодекса, согласно которому предполагается направлять в фонды ОМС часть социального налога по ставке 3,9% для плательщиков, чей совокупный доход составляет до 60 млн. рублей в течение налогового периода, и по ставке 2,5% соответствующей базы в размере свыше 60 млн. рублей. При этом налог, зачисляемый в Фонд, в обоих случаях принимается в размере 0,5%.
В проекте доходной части бюджета Фонда на 1998 год поступления социального налога запланированы в сумме 3195,0 млн. рублей от расчетного фонда оплаты труда при 90% уровне сбора.
Доход от размещения временно свободных финансовых средств предусмотрен в сумме 1,2 млн. рублей. Возврат ранее размещенных временно свободных финансовых средств - 10,0 млн. рублей. Прочие доходы (ошибочно перечисленные страховые взносы) - 47,7 млн. рублей.
Общая сумма доходов с учетом остатка на конец 1997 года 3262,8 млн. рублей.
В 1998 году предполагается направление финансовых средств Фонда на следующие цели:
(млн. руб.)
субвенции на выравнивание условий деятельности 2790,6
территориальных фондов обязательного
медицинского страхования по обеспечению
программ обязательного медицинского страхования,
включая нормированный страховой запас
из них:
- нормированный страховой запас 120,0
финансирование целевых программ в рамках 326,3
обязательного медицинского страхования
компьютеризация системы обязательного 35,0
медицинского страхования
мероприятия по подготовке и переподготовке 5,3
специалистов для системы обязательного
медицинского страхования
научные исследования в области обязательного 4,0
медицинского страхования
проведение региональных совещаний и конференций 1,5
международное сотрудничество по вопросам 0,7
обязательного медицинского страхования
содержание исполнительной дирекции Фонда 27,0
прочие расходы 48,0
Общая сумма расходов Фонда на 1998 год составит 3238,4 млн. рублей.
Согласно положению о Фонде, утвержденному Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г. N 4543-1, правление Фонда определяет направление использования доходов.
В соответствии с решением правления Фонда от 13 мая 1994 г. определены следующие направления использования доходов:
- 80% - субвенции на выравнивание условий деятельности территориальных фондов по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
- 10% - на централизованные мероприятия по охране и укреплению здоровья населения во исполнение решений Президента и Правительства Российской Федерации, а также по предложению Минздрава России;
- 10% - на целевые программы подготовки и переподготовки специалистов системы обязательного медицинского страхования, федеральные программы и научные исследования в этой области, содержание исполнительной дирекции Фонда, международное сотрудничество и решение других задач по развитию и совершенствованию системы ОМС.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" ОМС является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объемах и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Основной задачей Фонда является обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС в субъектах Российской Федерации, во исполнение которой осуществляется выравнивание условий деятельности территориальных фондов по финансированию программ ОМС.
Распределение субвенций территориальным фондам ОМС осуществляется с применением положения о порядке предоставления Фондом субвенций территориальным фондам ОМС субъектов Российской Федерации и методики комплексной оценки территории и деятельности системы обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации для обоснования потребности в субвенциях Фонда, утвержденными приказом Фонда от 07.08.97 г. N 71 "Об обеспечении целевого и рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования".
Всего субвенций на выравнивание условий деятельности территориальных фондов ОМС по финансированию территориальных программ обязательного медицинского страхования предусмотрено в размере 2670,6 млн. рублей.
Для стабильного функционирования системы ОМС предполагается создать нормированный страховой запас в размере 120,0 млн. рублей.
На финансирование целевых программ в рамках ОМС в 1998 году будут направлены средства в сумме 326,3 млн. рублей. Приоритетными программами в 1998 году определены следующие:
- Охрана материнства и детства в Российской Федерации, в т.ч. безопасное материнство и мероприятия по вакцинации детей. Основанием для участия Фонда в финансировании мероприятий в рамках Президентской программы "Дети России" явились высокий уровень показателей детской и материнской смертности, заболеваемости детей, подростков и женщин фертильного возраста в Российской Федерации, а также рост заболеваемости полиомиелитом и угрозой его распространения в стране. Финансирование целевых мероприятий осуществляется на основе согласованных действий Минздрава России, РАМН, Фонда, ЦК профсоюза медработников Российской Федерации и органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
- Частичная оплата дорогостоящих видов диагностики и лечения в центрах Минздрава России и РАМН. С целью сохранения высоких технологий, обеспечивающих оказание высококвалифицированной специализированной помощи гражданам всех регионов Российской Федерации в медицинских учреждениях федерального уровня, Фонд примет долевое участие в оплате дорогостоящих видов диагностики и лечения, предоставленных в указанных учреждениях.
- Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Сердечно-сосудистые заболевания в структуре смертности населения Российской Федерации занимают первое место, что определяет необходимость проведения активных мероприятий по профилактике и использованию современных методов интенсивного лечения и наблюдения больных сердечно-сосудистыми заболеваниями.
- Финансирование мероприятий по сохранению и реконструкции Ожогового центра института хирургии им.А.В.Вишневского РАМН как головного медицинского учреждения федерального уровня, оказывающего уникальные виды медицинской помощи гражданам всех регионов Российской Федерации, пострадавшим от ожогов, в том числе в зонах конфликтов и стихийных бедствий.
В соответствии с концепцией информатизации системы ОМС Фонд продолжит в 1998 году создание единой коммуникационно-компьютерной сети, объединяющей Федеральный, территориальные фонды ОМС, страховые медицинские организации и медицинские учреждения, включенные в систему ОМС и обеспечивающей возможность автоматизированной обработки данных, в том числе межтерриториальных расчетов за медицинскую помощь по программе ОМС, оказанную гражданам вне пределов территории, где они застрахованы, статистической, финансовой и бухгалтерской отчетности в целях контроля эффективности расходования денежных средств, представление необходимой информации всем участникам системы. На это предусмотрено 35,0 млн. рублей.
На подготовку и переподготовку специалистов системы обязательного медицинского страхования, организацию и проведение тематических семинаров для руководящих работников территориальных фондов, организацию и проведение выездных региональных учебных циклов - 5,3 млн. рублей.
На научные исследования в области ОМС, разработку и совершенствование организации и управления ОМС, отработку механизмов функционирования системы, научный анализ деятельности и перспектив развития ОМС, интеграции системы ОМС в единую систему медико-социального страхования - 4,0 млн. рублей.
В соответствии с Положением о Фонде, утвержденном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1, Фонд осуществляет международное сотрудничество по вопросам ОМС и принят в 1996 году в члены Международной Ассоциации Социального Обеспечения (МАСО) и Европейской Ассоциации Управления Здравоохранением. Членские взносы в 1998 году составят 0,7 млн. рублей.
На проведение региональных совещаний и конференций предусмотрены расходы в сумме 1,5 млн. рублей.
На содержание исполнительной дирекции Фонда в соответствии с решением правления Фонда может направляться до 2,0% от всех доходов Фонда. В проекте бюджета на 1998 год указанные расходы запланированы в сумме 27,0 млн. рублей, или 0,8% от доходов Фонда Эти средства предназначены на содержание работников исполнительной дирекции Фонда, с учетом повышения заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.04.97 г. N 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих", расходы на служебные командировки сотрудников, хозяйственные расходы, с учетом увеличения расходов на коммунальные услуги, в том числе в связи с увеличением производственных площадей, занимаемых Фондом, на текущий ремонт, расходы на капитальный ремонт (теплоцентраль, фасад, кровля) и другие расходы, связанные с обслуживанием исполнительной дирекции Фонда.
Прочие расходы предусматривают средства на возврат ошибочно перечисленных страховых взносов, а также информационно-публицистическую деятельность. Итого прочие расходы составят - 48,0 млн. рублей.
Остаток средств на конец года - 24,3 млн. рублей.
Кроме того, проектом федерального закона "О Федеральном бюджете на 1998 год" (ст.29) предусмотрено, что из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации 23,45 процента направляется целевым назначением на дотации территориальным фондам обязательного медицинского страхования для страхования неработающих граждан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.