Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 97907554-2 "О ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении"
Досье на проект федерального закона
Введение
Обоснование необходимости принятия законопроекта
Цели и задачи принятия законопроекта
Общая характеристика и основные положения законопроекта
Состояние законодательства в рассматриваемой сфере правового
регулирования и место законопроекта в системе действующего
законодательства
Финансово-экономическое обоснование
Ожидаемые социально-экономические последствия принятия законопроекта
Введение
Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (далее именуется - Конвенция) представляет собой первый глобальный договор, предусматривающий ликвидацию целого вида оружия массового уничтожения под строгим международным контролем и предотвращение его появления вновь. Она явилась результатом переговоров государств на протяжении более двух десятков лет и разрабатывалась при активном участии России (и ранее СССР).
3 сентября 1992 г. на Конференции по разоружению в Женеве был принят текст Конвенции. После того, как Генеральная Ассамблея ООН в том же году одобрила Конвенцию, она была открыта к подписанию 13 января 1993 г. на специальной церемонии в Париже. Россия подписала Конвенцию в первый день двухдневной церемонии, по окончании которой под этим документом стояло уже 130 подписей.
На 1 февраля 1997 г. Конвенцию подписали 161 государство, 68 из которых сдали свои ратификационные грамоты на хранение генеральному секретарю ООН, который назначен депозитарием Конвенции. По условиям Конвенции она вступает в силу через 180 дней после сдачи на хранение 65-й ратификационной грамоты. Поскольку рубеж требуемых ратификаций был достигнут 31 октября 1996 г., определилась дата вступления Конвенции в силу. Это произойдет 29 апреля 1997 г.. После вступления в силу Конвенция будет осуществляться Организацией по запрещению химического оружия (далее именуется - ОЗХО), которая будет располагаться в Гааге (Нидерланды).
Обоснование необходимости принятия законопроекта
Национальным интересам России отвечает ее участие в Конвенции с самого начала. Это позволит помимо сохранения инициативной позиции России в международном процессе контроля за вооружениями иметь более широкие возможности по обеспечению наших интересов, в том числе в области безопасности, а также содействовать развитию химической промышленности. Ратификация Россией Конвенции будет приветствоваться мировым сообществом государств, настоятельно подчеркивающих ключевую важность для эффективности Конвенции участия в ней Российской Федерации и США как двух обладателей крупнейших объявленных запасов химического оружия (соответственно 40 и 31 тыс. тонн по весу отравляющих веществ).
Необходимость ликвидации химического оружия в России диктуется не только задачей выполнения международных обязательств, но и актуальной внутренней проблемой, связанной со старением наших запасов химического оружия и увеличением в этой связи опасности для населения и окружающей природной среды.
Цели и задачи принятия законопроекта
Принятие законопроекта о ратификации Конвенции позволило бы России стать полноправной участницей этого важнейшего международного договора. Россия располагала бы возможностью оказывать активное влияние на деятельность ОЗХО, создаваемой по Конвенции, через свое участие в ее руководящих органах, иметь российских граждан в Секретариате ОЗХО, в том числе в инспекторской группе, которая призвана контролировать соблюдение Конвенции.
Однако наиболее оптимальные условия для решения указанных выше задач создавались бы в случае вхождения России в число первоначальных участников Конвенции, для чего требуется сдать депозитарию российскую грамоту о ратификации Конвенции до ее вступления в силу 29 апреля 1997 г. Это давало бы России возможность иметь максимальный предусматриваемый Конвенцией срок для уничтожения своих запасов химического оружия - десять лет. Мы могли бы принять полноправное участие в первой сессии Конференции государств-участников Конвенции, которая откроется в Гааге 6 мая 1997 г. и которая будет принимать все основополагающие решения, касающиеся функционирования ОЗХО. Проекты этих решений были выработаны с участием представителей России в Подготовительной комиссии за более чем четырехлетний период ее деятельности.
Общая характеристика и основные положения законопроекта
Основные обязательства государств-участников Конвенции сводятся к следующему.
Конвенция запрещает разработку, производство, приобретение, сохранение, накопление и применение химического оружия. Запрещается проводить любые военные приготовления к применению химического оружия, помогать или поощрять кого бы то ни было к проведению любой запрещаемой деятельности, а также использовать химические средства борьбы с беспорядками в качестве средств ведения войны.
Под химическим оружием понимаются все токсичные химикаты и их прекурсоры, а также боеприпасы и устройства, специально предназначенные для применения этих токсичных химикатов, и любое специально предназначенное оборудование.
Каждое государство-участник обязуется уничтожить химическое оружие и объекты по его производству, находящиеся под его юрисдикцией и контролем, а также любое химическое оружие, которое могло быть оставлено им на территории другого государства. На уничтожение отводится десять лет с момента вступления Конвенции в силу (то есть 29 апреля 1997 г.). В Конвенции предусмотрено, что в исключительных случаях крайний срок уничтожения химического оружия может быть продлен дополнительно на период до пяти лет.
Конвенция обязывает государство уделять при уничтожении химического оружия первостепенное внимание обеспечению безопасности людей и защите окружающей среды.
Соблюдение Конвенции будет проверяться на основе комплекса требований о систематическом предоставлении информации, рутинных инспекций и инспекций на месте по запросу с коротким сроком уведомления. Проверке и инспекциям будут подлежать объекты по хранению и уничтожению химического оружия, бывшие объекты по его производству, объекты гражданской химической промышленности, которые производят, перерабатывают или потребляют химикаты, имеющие отношение к целям Конвенции, а также любые другие объекты или пункты. При этом инспекции по запросу проводятся исключительно с целью прояснения и урегулирования вопросов, установления фактов, имеющих отношение к возможному несоблюдению Конвенции.
Состояние законодательства в рассматриваемой сфере правового
регулирования и место законопроекта в системе действующего
законодательства
Современным международным правом регулируется лишь часть предмета Конвенции, к тому же лишь в общем плане.
Россия является участницей Протокола о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств, подписанного в Женеве 17 июня 1925 г. (так называемый Женевский протокол 1925 года). Протокол был ратифицирован СССР в 1928 году с оговорками о том, что обязательства по Протоколу связывают СССР только по отношению к участникам этого соглашения и что Протокол перестает быть для СССР обязательным в отношении всякого государства в случае его нарушения этим государством.
По Соглашению между государствами - участниками СНГ в отношении химического оружия от 15 мая 1992 г. Россия взяла на себя выполнение обязательств, вытекающих из Женевского протокола 1925 года и подтвердила оговорки в отношении возможного ответного применения химического оружия, сделанные при сдаче на хранение ратификационной грамоты СССР. (С ратификацией глобальной Конвенции, запрещающей любое применение химического оружия, эти оговорки становятся недействительными). В этом же Соглашении Россия также подтвердила свою решимость продолжать действовать с целью скорейшего запрещения разработки, производства, накопления запасов, применения химического оружия и его уничтожения, а также сотрудничать с другими государствами в этой области.
Россия является участницей Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и об их уничтожении 1972 года, в которой, среди прочего, содержится обязательство в духе доброй воли продолжать переговоры с целью скорейшего достижения соглашения об эффективных мерах по полному запрещению химического оружия.
По ряду международных соглашений с участием России запрещены определенные действия, касающиеся оружия массового уничтожения, например, размещение в космосе, на небесных телах, на дне морей и океанов.
Кроме того, Россия связана множеством политических обязательств в отношении запрещения и уничтожения химического оружия, зафиксированных в документах ООН, ОБСЕ и других международных организаций, а также в заявлениях высшего руководства страны.
В национальном плане, имеется целый ряд правовых норм, относящихся к предмету Конвенции.
На основании указа Президента Российской Федерации от 24 марта 1995 г. N 314, постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. N 881 и других документов сформирована концепция уничтожения химического оружия, развернута подготовка страны к выполнению международных обязательств России в области химического разоружения. Принята Федеральная целевая программа "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации".
Осуществляется строгий и соответствующий международным стандартам контроль за экспортом из Российской Федерации химикатов, оборудования и технологий, которые имеют мирное назначение, но могут быть применены при создании химического оружия.
Уголовный кодекс Российской Федерации, вступивший в силу 1 января 1997 г., содержит ряд положении, которые могут быть применены в отношении некоторых видов деятельности, запрещаемой по Конвенции. Так, предусматривается уголовная ответственность за производство, приобретение или сбыт химического оружия (Ст.355); применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором (Ст.356); незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, средств его доставки и военной техники (Ст.189); нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами (Ст.247) и др.
Вместе с тем для выполнения Конвенции потребуется дополнительная работа как в плане принятия имплементационного законодательства, так и внесения изменений в действующее законодательство. Определенная работа в этом направлении уже проведена. Государственная Дума приняла 27 декабря 1996 г. Федеральный закон "Об уничтожении химического оружия", призванный установить правовые основы проведения комплекса работ по уничтожению химического оружия на территории Российской Федерации и обеспечению безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении указанных работ. Закон продолжает рассматриваться Советом Федерации.
Разрабатываются проекты законов о социальной защите граждан при работах по уничтожению химического оружия и о компенсационных выплатах за вред, причиненный воздействием токсичных химикатов здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия. Завершается разработка проекта федеральной целевой программы уничтожения (конверсии) бывших объектов по производству химического оружия. В соответствии с Конвенцией потребуется принять решение о назначении или учреждении Национального органа, который будет выступать в качестве координационного центра для эффективной связи с ОЗХО и другими участниками Конвенции.
Финансово-экономическое обоснование
Финансирование расходов по реализации Конвенции предусматривается в основном за счет федерального бюджета. Ассигнования потребуются на уничтожение запасов химического оружия, уничтожение (конверсию) бывших объектов по производству химического оружия и ликвидацию последствий их деятельности, обеспечение международного контроля и осуществление некоторых других мероприятий.
Уничтожение химического оружия будет производиться в соответствии с утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. N 305 Федеральной целевой программой "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", которой Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 1996 г. N 542 придан статус президентской программы. Объем финансовых средств на реализацию указанной программы составляет около 24 трлн. рублей в ценах 1996 года. Темпы создания материально-технической базы уничтожения химического оружия должны обеспечивать возможность Российской Федерации уничтожить это оружие в предусмотренные Конвенцией сроки.
Для осуществления мероприятий по уничтожению (конверсии) бывших объектов по производству химического оружия и ликвидации последствий их деятельности потребуется 1,1 трлн. рублей в ценах 1996 года.
В соответствии с Конвенцией расходы на международный контроль объектов по хранению, производству и уничтожению химического оружия оплачиваются в основном государством-обладателем и составят для России 250 млн. долларов США.
Кроме того, расходы на уплату взносов Российской Федерации в регулярный бюджет ОЗХО составят около 80 млн.долларов США (за десять лет).
Имеются политические заверения ряда государств о возможности оказания нам помощи в данной области, в том числе со стороны Европейского союза, если Российская Федерация ратифицирует Конвенцию.
В целом же вклад международной помощи в дела практического уничтожения химического оружия носит вторичный характер, так как основная нагрузка по выполнению Конвенции ляжет на федеральный бюджет.
Таким образом, общие расходы на выполнение Российской Федерацией Конвенции составят свыше 25 трлн. рублей и 330 млн. долларов США.
При этом необходимым условием является надежное финансовое обеспечение мероприятий по Конвенции, так как к государствам-участникам, не выполняющим свои обязательства, предусмотрено принятие строгих санкций в рамках ОЗХО или по линии ООН, включая Совет Безопасности. В этой связи потребуется тесное сотрудничество законодательной и исполнительной властей при разработке и принятии соответствующих статей федерального бюджета.
Учитывая изложенное, а также исходя из национальных интересов и принимая во внимание внешнеполитические аспекты указанной проблемы, Правительство Российской Федерации считает возможным финансирование из федерального бюджета мероприятий, вытекающих из Конвенции.
Ожидаемые социально-экономические последствия принятия законопроекта
Принятие законопроекта о ратификации Конвенции и уничтожение в соответствии с ней запасов химического оружия в России устранит угрозу, которую представляет для населения страны хранящееся химическое оружие. При этом в соответствии с требованиями Конвенции при уничтожении химического оружия будет обеспечиваться безопасность населения и защита окружающей среды. Во исполнение этих обязательств одобренные Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации концепция и программа уничтожения химического оружия предусматривают опережающее развитие социальной инфраструктуры районов, где будет уничтожаться химическое оружие. Такой подход закрепляется и в разрабатываемом для реализации Конвенции имплементационном законодательстве.
Участие России в Конвенции будет обеспечивать благоприятные внешние условия для развития национальной химической промышленности. Осуществление масштабных программ уничтожения химического оружия и конверсии химических производств позволит значительно повысить занятость населения в соответствующих регионах на много лет вперед.
Департамент по вопросам безопасности и разоружения МИД России |
|
Управление радиационной, химической и биологической защиты Минобороны России |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.