Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 97044504-2 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 1996 год"
Досье на проект федерального закона
Доходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее именуется - Фонд) в 1996 году составили 855,8 млрд.рублей (или 75,6%) от 1132,6 млрд.рублей, предусмотренных бюджетом Фонда, принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 июня 1996 г. N 491-IIГД.
Основную долю в общей сумме доходов составляют страховые взносы предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов (94,6%).
Остаток средств Фонда на 1 января 1996 г. составил 9,2 млрд.рублей, или 1,1% от общей суммы доходов, а полученные доходы от размещения временно свободных финансовых средств составили соответственно 12,9 млрд.рублей, или 1,5%.
Недовыполнение доходной части бюджета Фонда на 276,9 млрд.рублей (что составило 24,4% от плановых назначений) обусловлено следующими основными причинами:
- фактический фонд оплаты труда (522,0 трлн.рублей) в стране сложился ниже, чем был предусмотрен при формировании бюджета Фонда (570 трлн.рублей);
- имеющейся значительной задолженностью по выплате заработной платы в народном хозяйстве;
- предоставлением плательщикам страховых взносов дополнительных льгот по уплате взносов и начисленных финансовых санкций в фонды обязательного медицинского страхования (предприятиям, выполняющим оборонный заказ, угледобывающим предприятиям и другим предприятиям сферы материального производства);
- внесением изменений в пункт 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации об очередности списания денежных средств по платежам в фонды обязательного медицинского страхования в четвертую очередь.
Кроме того, в проекте доходной части бюджета Фонда на 1996 год был предусмотрен 100-процентный уровень поступления страховых взносов со всех категорий плательщиков (за исключением общественных организаций инвалидов и принадлежащих им предприятий).
Общая сумма расходов Фонда за 1996 год составила 798,4 млрд.рублей против запланированных 1132,6 млрд.рублей (или 70,5%).
Основную долю расходов - 660,3 млрд.рублей (82,7%) составили субвенции территориальным фондам обязательного медицинского страхования, которые направлены в 87 территорий на выравнивание условий деятельности по финансированию программ обязательного медицинского страхования*. На финансирование целевых мероприятий по материально-техническому и лекарственному обеспечению медицинских центров, клиник, институтов федерального уровня выделены денежные средства в сумме 69,0 млрд.рублей или 8,6% всех расходов.
При оказании Фондом финансовой помощи территориальным фондам и учреждениям здравоохранения федерального уровня использован программно-целевой подход и решением правления Фонда N 9 от 27.03.96 г. определены следующие приоритетные направления целевого финансирования:
охрана материнства и детства в Российской Федерации;
охрана здоровья работников здравоохранения;
финансирование целевых мероприятий, осуществляемых медицинскими учреждениями федерального уровня системы Минздрава России и РАМН.
В 1996 г. на эти цели Фондом выделены денежные средства субъектам Российской Федерации на финансирование целевых мероприятий по охране материнства и детства на общую сумму 81,6 млрд.рублей, из которых:
65,9 млрд.рублей направлены 22 территориальным фондам, принимающим участие в реализации региональных программ по охране материнства и детства;
4,7 млрд.рублей - на оплату полиомиелитной вакцины, поставляемой в медицинские учреждения в связи с проведением Национальных дней иммунизации против полиомиелита;
5,6 млрд.рублей - на централизованную закупку лекарственных средств для онкогематологических центров, отделений медицинских учреждений 14 субъектов Российской Федерации;
5,4 млрд.рублей - по согласованию с Минздравом России на централизованную оплату и поставку инкубаторов для недоношенных детей медицинским учреждениям 47 субъектов Российской Федерации.
В связи с 10-летием со дня катастрофы на Чернобыльской АЭС, Фонд принял участие в финансировании мероприятий в части оплаты медицинского и лекарственного обеспечения пострадавшим в результате катастрофы.
На указанные цели Фонд направил денежные средства на общую сумму 36,3 млрд.руб., из них 12 территориальным фондам - 33,8 млрд.руб.
Согласно представленных территориальными фондами отчетов, выделенные средства использованы на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, оказывающих помощь пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы (Липецкая, Тамбовская, Белгородская области); на оплату лечения граждан, подвергшихся радиации (Тамбовская, Курская области); на централизованную оплату медикаментов для данной категории населения (Белгородская область), на централизованную закупку медицинского оборудования для оснащения медицинских учреждений (Орловская область) по разнарядке органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
Учитывая особую сложность и уникальность медицинских операций и исследований, проводимых медицинскими учреждениями федерального уровня, оказывающих медицинскую помощь жителям большинства субъектов Российской Федерации, в том числе и специализированную помощь детям, подросткам, женщинам - в рамках программы по охране материнства и детства в Российской Федерации, а также гражданам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы Фондом выделены денежные средства в сумме 69,0 млрд.рублей, или 8,6% всех расходов, на финансирование материально-технического и лекарственного обеспечения медицинских центров, клиник, институтов федерального уровня.
Из них Фондом направлены денежные средства:
17,5 млрд.рублей - на строительство и реконструкцию Ожогового центра Института хирургии им.А.В.Вишневского РАМН - с целью сохранения головного медицинского учреждения федерального уровня, оказывающего уникальную высококвалифицированную медицинскую помощь гражданам всех регионов Российской Федерации, пострадавшим от ожогов, в том числе в зонах конфликтов и стихийных бедствий;
7,0 млрд.рублей - на приобретение медицинского оборудования для созданного Федерального центра нейрохирургии боли Минздрава России;
2,5 млрд.рублей направлены медицинским учреждениям федерального уровня, оказывающим помощь пострадавшим от Чернобыльской катастрофы (клинической больнице N 6 Федерального управления "Медбиоэкстрем" Минздрава России - 1,0 млрд.рублей и НИИ онкологии им.Герцена Минздрава России - 1,5 млрд.рублей), в рамках финансирования медицинских мероприятий в связи с 10-летием Чернобыльской катастрофы;
5,3 млрд.рублей - на проведение летней оздоровительной кампании детей и подростков медработников Российской Федерации и укрепление материально-технической базы детских санаториев Минздрава России;
5,1 млрд.рублей - на укрепление материально-технической базы и текущее содержание медицинских учреждений федерального уровня системы Минздрава России (НИИ колопроктологии, лечебные учреждения ФУ "Медбиоэкстрем", Центральный научно-исследовательский кожно-венерологический институт, НИИ глазных болезней им.Гельмгольца, Кардиологический научно-производственный центр), а также Институт мозга человека РАН;
31,6 млрд.рублей медицинским учреждениям детства и родовспоможения системы Минздрава России на укрепление материально-технической базы (Республиканскому объединению по реабилитации детей-инвалидов, кафедре акушерства Медицинской академии им.И.М.Сеченова, Республиканскому детскому консультативно-диагностическому центру, Московскому НИИ педиатрии и детской хирургии, а также учреждениям РАМН (НИИ педиатрии, Научному центру акушерства, гинекологии и перинатологии, НИИ полиомиелита и вирусных энцефалитов, Центру охраны здоровья детей и подростков и др.) и лекарственное обеспечение (3,0 млрд.рублей - централизованная оплата лекарственных средств для онкогематологических центров, отделений клиник, в том числе НИИ онкологии им.Н.Н.Петрова, НИИ детской гематологии, НИИ педиатрии, НИИ детской онкологии и гематологии ОНЦ им.Н.Н.Блохина РАМН).
Одним из важнейших направлений деятельности Фонда является создание единой информационно-коммуникационной сети, которая должна связать фонды обязательного медицинского страхования, органы управления здравоохранением, медицинские учреждения, страховые медицинские организации. Приобретены и переданы в территориальные фонды, их филиалы, медицинские учреждения 1473 комплекта персональных компьютеров, что в два раза больше, чем в 1995 году. На эти цели в 1996 году израсходовано 21,5 млрд.рублей, или 2,7%.
Расходы на подготовку и переподготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования составили 3,8 млрд.рублей, или 0,4% к доходам. В 1996 году на курсах подготовки и переподготовки обучались 1865 руководителей и специалистов территориальных фондов.
На научные исследования в области обязательного медицинского страхования в 1996 году направлено 3,1 млрд.рублей, или 0,4%, что позволило обеспечить научную проработку и научную экспертизу разрабатываемых документов для системы обязательного медицинского страхования.
Фонд осуществляет также организационно-методическую работу, направленную на совершенствование обязательного медицинского страхования.
С этой целью проведены совещания, научные конференции, съезды:
совещание руководителей территориальных фондов обязательного медицинского страхования в г.Липецке по теме: "Совершенствование работы территориальных фондов по сбору, учету страховых взносов и обеспечению своевременного и полного их перечисления";
Всероссийское совещание и научно-практическая конференция в гг.Иркутске и Ростове-на-Дону по вопросам взаимодействия ведомственной и вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи, защиты прав пациентов;
при участии МПС России семинар-совещание директоров и бухгалтеров филиалов территориальных фондов "Совершенствование работы филиалов территориальных фондов обязательного медицинского страхования, взаимодействующих в системе обязательного медицинского страхования с ведомственными медицинскими учреждениями" в г.Снежинске Челябинской области;
Всероссийское совещание в г.Воронеже "Состояние и пути реализации и совершенствования информационной системы обязательного медицинского страхования";
совместно с Федеральным управлением медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России, Российским космическим агентством, отделом здравоохранения г.Байконура (Казахстан) совещание по вопросу организации бесплатной медицинской помощи гражданам России, работающим на объектах Ракетного комплекса, а также членам семей военнослужащих, проживающих на Байконуре;
Всероссийское совещание в г.Ярославле с работниками юридических служб территориальных фондов;
Всероссийское совещание в г.Сыктывкаре (Республика Коми) по теме: "Вопросы организации деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по лекарственному обеспечению в системе обязательного медицинского страхования" и др.
На эти цели израсходовано - 1,4 млрд.рублей, или 0,2%.
Расходы на текущее содержание исполнительной дирекции Фонда составили 16,98 млрд.рублей или 2,0% в общей сумме доходов и в пределах норматива, установленного правлением Фонда.
На прочие расходы направлено 22,5 млрд.рублей, или 2,8% от общих расходов, в том числе:
16,9 млрд.рублей на возврат территориальным фондам обязательного медицинского страхования, ошибочно перечисленных Фонду страховых взносов;
2,8 млрд.рублей на возмещение расходов по сбору страховых взносов.
2,8 млрд.рублей на информационно-публицистическую деятельность.
В связи с тем, что учет поступлений страховых взносов и контроль за полнотой, правильностью и своевременностью их внесения плательщиками в Фонд осуществляется территориальными фондами, возмещение расходов по выполнению указанных функций производится Фондом на основании заключенных между ними договоров в размере 20% от сумм начисленных пени и штрафов и 10% от дополнительно взысканных и поступивших страховых взносов.
Работа совещаний, конференций и съездов постоянно освещалась в средствах массовой информации (телевидение, журнал "Медицинское страхование", газеты: "Медицина для Вас", "Российская газета", "Медицинский вестник", "Медицинская газета" и др.).
Остатки денежных средств, которые образовались за счет поступлений страховых взносов в конце декабря 1996 года, составляют 57,3 млрд.рублей или 6,7% к доходам Фонда.
------------------------------
* Распределение финансовых средств Фонда на выравнивание условий деятельности территориальных фондов осуществляется в соответствии с перечнем оценочных критериев, утвержденных решением правления Фонда, при этом основными из них являются:
степень реализации Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (наличие утвержденной в установленном порядке территориальной программы обязательного медицинского страхования, обеспеченность ее финансовыми средствами);
полнота сбора страховых взносов (платежей);
наличие фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования;
дотационность территории;
показатели здоровья населения;
эффективность использования финансовых средств территориальным фондом обязательного медицинского страхования, страховыми медицинскими организациями и медицинскими учреждениями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.