Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 97802181-2 "О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения"
Досье на проект федерального закона
Забвение и отказ от духовных традиций лишает человеческое бытие целостности и здоровья. Здоровье, его защита и мораль неотделимы друг от друга. Забота о здоровье, предполагающая помощь страждущим, проявление добра в обществе и государстве, противодействие опасным явлениям и нарушению прав человека в сфере здравоохранения, самым непосредственным образом связана с понятием биоэтики.
В широком смысле под биоэтикой понимается совокупность норм и требований, направленных на обеспечение уровня и качества жизни населения, которые прежде всего соотносятся со здоровьем и его охраной. Ориентация на эти критерии позволяет определить эффективность государственной политики и дать ей нравственную оценку.
Необходимость принятия Федерального закона "О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения" обусловлена социальной потребностью включения нравственного фактора в решение вопросов здравоохранения в России, что проявляется на государственном, групповом (коллективном) и индивидуальном уровнях.
Проведение экономических реформ в отрыве от человеческих ценностей крайне негативно отразилось на социальных и демографических процессах в России и прежде всего это коснулось здоровья и здравоохранения.
По данным демографов, история цивилизованных государств ХХ века не знает подобной интенсивности вымирания мирного населения. Прирост смертности среди гражданского населения в России в настоящее время намного превышает этот показатель в целом по Европе в период первой и второй мировой войн. Прогрессирующее превышение смертности над рождаемостью свидетельствует о депопуляции российского общества и может привести к этнической деградации. Более чем реально, что естественная убыль населения достигнет уровня 10 человек на 1000 населения. Тогда население России к 2060 году уменьшится в 2 раза.
Если государство не проявляет такой заботы о здоровье народа, которая по крайней мере обеспечивает его безопасность и выживание, то политика этого государства не может считаться нравственной. И чтобы не допустить осуществления подобной политики, требуется введение законодательных норм этического характера, в том числе направленных на решение таких критически значимых для жизни и судьбы российского общества проблем, как:
понижение общего уровня здоровья, рост заболеваемости и смертности населения в трудоспособном возрасте;
падение рождаемости и увеличение смертности (в 1996 году число умерших в целом по России превысило число родившихся в 1,6 раза. Естественная убыль населения отмечена в 69 регионах);
серьезное ухудшение репродуктивного здоровья народа, общая генетическая деградация населения;
рост социально значимых заболеваний, в том числе психических расстройств (включая связанные с ними немотивированные убийства и самоубийства, алкоголизм и наркоманию, а также расстройства типа зависимости личности);
беспрецедентная агрессивность лиц, групп и организаций, использующих в псевдомедицинских целях методы оккультно-мистического и религиозного происхождения, в результате применения которых происходит преступное и бесконтрольное манипулирование человеческой психикой и сознанием их полное разрушение; стремление подменить этими методами официальную медицину и таким образом ее вытеснить;
резкое увеличение социально обусловленных инфекций таких, как туберкулез (ежегодно умирает свыше 21 тыс. россиян) и заболевания, передаваемые половым путем (в 1996 году в России зарегистрировано 376 тыс. больных сифилисом, 197 тыс. больных гонореей, число ВИЧ-инфицированных по сравнению с 1995 годом возросло в 7,5.
Эти кризисные явления усугубляются еще одной серьезной проблемой - проблемой невозможности получить необходимую медицинскую и лекарственную помощь, то есть их недоступностью для социально уязвимых слоев населения и групп риска или частичной доступностью для большинства населения.
Ориентация на охрану здоровья народа и обеспечение условий, позволяющих ему выжить и достойно существовать, является показателем нравственности политики государства, одним из важнейших условий его сохранения, безопасности и развития. Больные люди не могут построить здоровое государство, здоровую экономику, создать истинные духовные и культурные ценности.
Таким образом биоэтика является фактором политической и государственной значимости и гарантии ее обеспечения ввиду их жизненной значимости для каждого человека, группы и общества в целом должны быть закреплены законодательно.
Биоэтическая концепция, заложенная в законопроекте исходит из неразрывной связи физического, психического и духовного здоровья, при определяющей роли последнего.
Как убедительно показывают последние научные данные именно духовное неблагополучие, проявляющееся на социальном, коллективном и индивидуальном уровнях, во многом является причиной демографического кризиса в России.
Ключевыми категориями биоэтики являются категории жизни, личности и смерти человека.
Представление о них должно быть сформулировано на основе духовно-нравственных традиционных ценностей, закреплено в законодательном порядке и положено в основу государственной политики в области здоровья и здравоохранения.
Исходя из этого проект федерального закона "О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения", касается таких важных вопросов, как безопасность для жизни и здоровья граждан, охрана репродуктивного здоровья народа, допустимые пределы вмешательства в геном человека, эксперименты на людях, трансплантация органов и тканей.
Предметом особой заботы государства и общества является обеспечение безопасности для жизни и здоровья граждан. Отсутствие в нашей стране законодательных гарантий в этой сфере не позволяет защитить население от деятельности тех организаций, которые наносят вред физическому и психическому здоровью человека, создают угрозу здоровью семьи и детей. К таким организациям относятся, в частности, клубы самоубийц, организации, эксплуатирующие женщин и детей в сексуальном отношении либо использующие наркотики и мощные дозы психотропных препаратов для привлечения новых членов и формирования у них полной зависимости от структуры.
Охрана репродуктивного здоровья является проблемой огромной государственной важности, имеющей политические, социальные, демографические, медицинские и духовно-нравственные аспекты.
Учитывая этот подход, законопроект вводит ограничения на осуществление тех биологических и медицинских технологий, которые представляют опасность для жизни и здоровья матери и ребенка и противоречат нормам нравственности и традиционным духовным ценностям. В частности это относится к запрещению использования человеческих эмбрионов и плодов в экспериментальных, диагностических, терапевтических, коммерческих и промышленных целях. Таким образом, налагается запрет на использование тканей плода для целей фетальной терапии, которая считается недопустимой практически во всех странах мира, а в нашей стране стала предметом бизнеса, в том числе международного.
Особое внимание, которое уделяется в законопроекте нравственным аспектам охраны репродуктивного здоровья, обусловлено драматической ситуацией, которая сложилась в этой сфере в России.
Частота бесплодных браков среди супругов репродуктивного возраста в ряде регионов России - 25%. Общие потери в числе новорожденных в России в связи с сокращением рождаемости составили за последние 5 лет около 4 млн. человек.
За 1991-1995 годы число нормальных родов (без осложнений) снизилось с 46,8% до 36,0%.
В 1995 году зарегистрировано около 20 тыс. больных сифилисом в возрасте до 18 лет (в 45 раз больше по сравнению с 1989 г., в том числе врожденным в 30 раз).
У 48-60% женщин фертильного возраста регистрируются гинекологические заболевания, прежде всего из-за перенесенных ранее абортов.
При этом снимаются ограничения на производство абортов и стерилизации.
Например, показанием для стерилизации по медицинским показаниям является хроническая пневмония или иное заболевание при наличии врачебного заключения.
Количество абортов в России в 1995 году составило 2,7 млн. (в 1991 г. во всем СНГ этот показатель равнялся 4,5 млн.).
Учитывая эти обстоятельства, законопроект налагает запрет на аборты по социальным показаниям, т.е. аборты на поздних сроках беременности (от 12 до 22 недель). Такая мера обусловлена тем, что действующая нормативная база позволяет абсолютному большинству женщин принимать неограниченное ничем решение об уничтожении ребенка. Аборт на поздних сроках имеет крайне негативные последствия для психического и репродуктивного здоровья женщины. После его проведения резко повышается вероятность развития так называемого постабортного синдрома, являющегося разновидностью посттравматического стресса, который испытывают жертвы катастроф, войн и стихийных бедствий. Последствием этого становится разрушение психического здоровья женщины, асоциальное поведение (алкоголизм, наркомания) и разводы. Аборты в поздние сроки крайне разрушительно сказываются на репродуктивном здоровье женщины, вызывая серьезные осложнения, грозящие бесплодием. Опыт показывает, что половина абортов на поздних сроках оканчиваются осложнениями. В структуре материнской смертности аборт занимает одно из ведущих мест. Опасность аборта для жизни беременной возрастает с увеличением срока беременности. Резко увеличивается при этом вероятность потери детородной функции женщины, в том числе в результате ампутации матки.
Не вызывает сомнения и то, что в этом случае создаются условия для масштабного использования тканей плода для фетальной терапии. Появляется возможность манипулирования решением женщины в корыстных целях, направленных на использование тканей и органов плода.
Законопроект касается такой актуальной этической проблемы, как возможность вмешательства в геном человека.
Необходимость правового регулирования этой сферы обусловлена тем, что в настоящее время в России ведутся работы по клонированию (биологическому копированию путем манипуляций с генами), а также по созданию так называемых трансгенных животных, посредством вживления им человеческих генов для использования полученных особей полуживотного получеловека в целях источника органов для трансплантации. Подобные эксперименты противоречат нормам биоэтики, законодательству многих стран и могут привести к непредсказуемым последствиям.
Нарушения этих норм отмечаются в России и в области проведения экспериментов на людях, которые могут стать объектом испытаний не подозревая об этом, не давая на то своего добровольного информированного согласия. Особенно опасно, когда такие эксперименты проводятся на детях без их согласия и согласия их родителей.
Важным условием реализации норм, заложенных в законопроекте является уважение человеческой личности, прав граждан на информацию, личную неприкосновенность и неприкосновенность личной жизни, сохранение физической и психической целостности. Эти общечеловеческие права легли в основу рассматриваемых в проекте специфических прав пациентов на информацию, допуск к информации, согласие на медицинское вмешательство и отказ от него. В целях гармонизации содержания законопроекта с нормами международного права при формулировании статей, касающихся прав граждан в сфере здоровья и здравоохранения, были использованы следующие документы: Всеобщая Декларация прав человека (1948), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), Европейская социальная хартия (1961), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Декларация прав ребенка (1959), Декларация социального прогресса и развития (1969), Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (1948), Мексиканская декларация 1975 года о равенстве женщин и их вкладе в развитие и мир, Декларация об использовании научно-технического прогресса в интересах мира и на благо человека (1975), Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основании религии или убеждений (1981), Резолюция 37/194 Генеральной Ассамблеи ООН Принципы медицинской этики (1982) и др.
Структура законопроекта определяется комплексом изложенных проблем и включает следующие разделы:
Структура законопроекта определяется комплексом изложенных проблем и включает следующие разделы:
Раздел I. Общие положения, правовые основы этики государственной политики в области здоровья и здравоохранения
Раздел II. Правовые основы биоэтики отношений, возникающих в сфере здоровья
Раздел III. Гарантии обеспечения биоэтики в вопросах связанных с геномом человека
Раздел IV. Правовые основы биоэтики научных исследований
Раздел V. Биоэтика в области трансплантации органов и тканей
Раздел VI. Организационные основы обеспечения гарантий в области биоэтики
Раздел VII. Заключительные положения
Содержание проекта учитывает опасные тенденции в области здоровья и здравоохранения, наметившиеся в России, и определяет правовые пути их преодоления. Законопроект направлен на формирование и повышение уровня правосознания личности и общества, которые оказались противостоящими угрозе от стремительно развивающихся и в ряде случаев непрогнозируемых по своим последствиям биологических и медицинских технологий.
Реализация закона будет способствовать охране физического, психического и духовного здоровья населения, а также обеспечению связанных со здоровьем гарантий нравственной ориентации государственной политики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.