Обоснование необходимости принятия Федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете
на 1997 год"
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1997 год" предусматривает крайне неудовлетворительное финансирование образования и науки. Объемы указанного финансирования не обеспечивают функционирование этих отраслей даже в режиме максимальной экономии. Однако без стабилизации положения в науке и образовании, без их развития невозможно обеспечить восстановление Российской Федерации, как единого, сильного государства. В настоящее время ситуация в науке и образовании характеризуется чрезвычайной социальной напряженностью, ростом числа забастовок и протестов. Последние годы для этих отраслей стали годами их постепенного разрушения из-за неудовлетворительного бюджетного финансирования.
Наиболее тяжелое положение в области образования сложилось в системе начального профессионального образования, где обучаются в основном дети из социально незащищенных семей. В 1996 году на эту отрасль образования из федерального бюджета предусматривалось выделить 3,279 трлн. рублей. При таком уровне финансирования в системе начального профессионального образования сложилась критическая ситуация. Из-за отсутствия средств в 1996 году во многих профессионально-технических училищах установилась хроническая многомесячная задолженность по заработной плате, резко ухудшилось питание учащихся, образовательными учреждениями не оплачивались коммунальные услуги, фактически прекращено строительство объектов профтехобразования, их капитальный ремонт, не приобретаются учебно-наглядные пособия, учебники.
Федеральным бюджетом на 1997 год на финансирование начального профессионального образования выделено всего 3,716 трлн. рублей, то - есть по сравнению с 1996 годом произошло увеличение финансирования только на 13 процентов. Указанное увеличение финансирования не сможет даже компенсировать инфляцию 1997 года (Минэкономики России прогнозирует инфляцию в среднем за 1997 год от 113 до 125% к 1996 году), а следовательно, ситуация в системе начального профессионального образования в 1997 году еще более осложнится. Такая практика финансирования профессиональных училищ приводит к резкому снижению качества образования квалифицированных рабочих и уменьшению объемов их подготовки, практическому прекращению нормального питания детей, разрушению материально-технической базы образовательных учреждений и не обеспечивает реализацию права граждан на общедоступность и бесплатность начального профессионального образования. Таким образом, установленный Федеральным законом "О Федеральном бюджете на 1997 год" объем финансирования начального профессионального образования фактически предусматривает сокращение реальных ассигнований на нужды этой отрасли образования, фиксируя государственный курс на ее разрушение.
Одновременно следует учитывать, что Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1996 год", принятым Государственной Думой, одобренном Советом Федерации, но не подписанным Президентом Российской Федерации, предусматривалось увеличить расходы на финансирование указанной отрасли образования на 2 трлн. рублей. В своем письме от 9 января 1997 года N Пр-40 Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин указывая, что нормы, содержащиеся в Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1996 год", не могут быть реализованы в 1996 году, рекомендовал вопросы финансовой поддержки науки и образования решать в рамках федерального бюджета на 1997 год.
Одновременно Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1997 год" противоречит ряду федеральных законов, регулирующих вопросы образования и науки.
В частности, Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" (статья 15) предусмотрено, что на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения выделяются из федерального бюджета не менее 4 процентов расходной части федерального бюджета. Федеральным бюджетом на 1997 год на указанные цели выделяется всего около 2,9 процента расходной части федерального бюджета (15,257 трлн. рублей);
Федеральными законами "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (соответственно статьи 40 и 2) установлено, что доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не может составлять менее трех процентов расходной части федерального бюджета. Фактически федеральным бюджетом на 1997 год на финансирование высшего профессионального образования выделено только около 2 процентов расходной части (10,568 трлн. рублей).
С учетом вышеизложенного предлагается внести в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1997 год" следующие изменения:
1. Увеличить расходы на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу на 5,933 трлн. рублей, доведя их до 4 процентов от расходной части федерального бюджета, что будет составлять 21,190 трлн. рублей;
2. Увеличить расходы на высшее образование на 5,324 трлн. рублей, доведя их до 3 процентов от расходной части бюджета, что будет составлять 15,892 трлн. рублей;
3. Увеличить расходы на профессионально-техническое образование на 3 трлн. рублей, доведя общие расходы на эти цели до 6,716 трлн. рублей. Указанная сумма позволит в 1997 году профинансировать образовательные учреждения начального профессионального образования в следующих объемах в расчете на одного обучающегося:
для обучающихся по очной форме и обеспечиваемых бесплатным питанием и обмундированием, - 6770 тыс. рублей (указанный контингент составляет 827338 чел.);
для обучающихся по очной форме, не обеспечиваемых бесплатным питанием и обмундированием, - 3100 тыс. рублей (указанный контингент составляет 208913 чел.);
для обучающихся по очно-заочной (вечерней) форме - 1340 тыс. рублей (указанный контингент составляет 16031 чел.)
Кроме того, 7 процентов от сумм, рассчитанных по приведенным ориентировочным нормативам, могут быть использованы для финансирования образовательных учреждений начального профессионального образования с учетом их профессиональной направленности, региональных и местных условий.
Общее увеличение расходной части федерального бюджета на образование составит 8,324 трлн. рублей, а совместно с увеличением на науку - 14,257 трлн. рублей. Это увеличение расходной части предполагается осуществить за счет соответствующего увеличения размера дефицита федерального бюджета.
Можно утверждать, что правовые нормы, заложенные в рассматриваемом проекте федерального закона, будут с одобрением восприняты большинством населения, всей научной и педагогической общественностью.
Члены Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации |
В.В.Сударенков |
М.Б.Машковцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.