Проект федерального закона N 96022451-2
"О порядке лицензирования пользования недрами"
Досье на проект федерального закона
Глава I. Государственная система лицензирования пользования недрами
Глава II. Лицензии на пользование недрами
Глава III. Система конкурсного (аукционного) отбора претендентов на
получение лицензии
Глава IV. Оформление и выдача лицензий на пользование недрами
Глава V. Лицензионные изменения при прекращении, приостановлении
или ограничении права пользования недрами
Глава VI. Особенности лицензирования пользования участками недр
в пределах внутренних морских вод, территориального моря
и континентального шельфа Российской Федерации
Глава VII. Особенности лицензирования участков недр при использовании
подземных вод
Глава VIII. Заключительные положения
Настоящий Закон имеет своей целью обеспечение единого порядка предоставления лицензий на пользование недрами, защиту прав их владельцев, при соблюдении общенациональных интересов и интересов субъектов Российской Федерации, требований по охране и рациональному использованию недр.
Глава I. Государственная система лицензирования пользования недрами
Статья 1. Организация государственной системы лицензирования пользования недрами
1. В соответствии с законодательством о недрах:
государственная система лицензирования пользования недрами - это единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление;
организационное обеспечение государственной системы лицензирования возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные подразделения;
лицензии на пользование недрами предоставляются совместно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением, а в случаях, установленных законом, - только этим федеральным органом.
2. Лицензии предоставляются на пользование недрами в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О недрах".
3. В случае предоставления недр в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, оценки), разведки и добычи полезных ископаемых предоставляются лицензии на несколько видов пользования недрами (совмещенные лицензии).
4. Получения лицензии не требуется при предоставлении недр для регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр. Предоставление недр в пользование для указанных целей осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основе регистрации планируемых работ.
5. Предоставление лицензий на пользование недрами для добычи подземных вод, закачки вод и захоронения жидких вредных веществ и отходов производства осуществляется с учетом требований, установленных Водным кодексом Российской Федерации.
6. Порядок предоставления лицензий на пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов и на право сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов устанавливается положениями, действующими в отдельных субъектах Российской Федерации. Указанные положения утверждаются совместным решением федерального органа управления государственным фондом недр и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Статья 2. Основания для предоставления лицензий на пользование недрами
Основанием для предоставления лицензии на пользование недрами является приобретение соискателем лицензии права пользования недрами в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах", Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции", другими законами и иными нормативными правовыми актами.
Статья 3. Владельцы лицензий на пользование недрами
1. Лицензии на пользование недрами предоставляются юридическим лицам и гражданам, в том числе других государств, наделенных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации правом осуществления предпринимательской деятельности и правом пользования недрами.
Юридические лица других государств, претендующие на получение лицензии, обязаны создать в Российской Федерации свое представительство или филиал.
2. В случае, когда лицензия предоставляется на основании заключенного в установленном порядке и вступившего в силу соглашения о разделе продукции и в качестве стороны, подписавшей это соглашение выступает объединение юридических лиц, не имеющее статуса юридического лица, то лицензия предоставляется одному из участников такого объединения с указанием в лицензии, что данный участник выступает от имени этого объединения, а также с указанием всех других участников объединения.
Статья 4. Определение пространственных границ участков недр при предоставлении лицензий на пользование недрами
1. В соответствии с законодательством о недрах участки недр предоставляются в пользование в виде горного или геологического отвода, представляющего собой геометризованный при помощи пространственных границ блок недр.
2. В лицензии на пользование недрами указываются пространственные границы предоставляемого участка недр, в пределах которого разрешается осуществление работ, указанных в лицензии. Границы устанавливаются в соответствии с законодательством о недрах и должны иметь подробное описание и координаты. Участки недр должны быть максимально компактными и по возможности ограничены прямыми линиями.
3. При предоставлении совмещенных лицензий на пользование недрами для геологического изучения недр с последующей разработкой месторождений полезных ископаемых участок недр предоставляется со статутом геологического отвода с последующим выделением участков недр со статусом горного отвода для разработки выявленных месторождений полезных ископаемых.
4. Предварительные границы горного отвода устанавливаются органами, предоставляющими лицензию с учетом материалов государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода и подготовленность объекта к технически безопасному ведению работ (с характерными разрезами и планами, ведомостью координат угловых точек), утверждаются органами государственного горного надзора.
Порядок разработки и согласования технических проектов, необходимых в соответствии с законодательством о недрах для документов, определяющих уточненные границы горного отвода, устанавливается федеральным органом государственного горного надзора, федеральным органом управления государственным фондом недр и федеральными органами управления, регулирующими добычу топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов.
5. При определении границ геологического отвода органами, предоставляющими лицензию, устанавливается площадь этого участка с ограничением по глубине или без такого ограничения. Ограничение по глубине может устанавливаться в метрах, исчисляемых от поверхности, или привязываться к определенному геологическому контакту (литологическому, возрастному, тектоническому и другим).
6. В случае, если выявленное в процессе поисков и оценки, месторождение полезного ископаемого выходит за границы предоставленного в соответствии с лицензией участка недр, то по заявке владельца лицензии и при отсутствии предоставленной лицензии на соответствующий сопредельный участок недр уполномоченными на то органами, ему может быть предоставлена в установленном порядке лицензия на пользование участком недр, содержащим все месторождение полезных ископаемых.
Статья 5. Особенности предоставления лицензий на пользование участками недр, расположенными на территории двух и более субъектов Российской Федерации
1. Если участок недр расположен на территории двух или более субъектов Российской Федерации и разработка находящегося в нем месторождения полезных ископаемых или строительство и эксплуатация подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, возможна только по единому проекту, то предоставление в пользование указанного участка недр осуществляется на основании совместного решения федерального органа управления государственным фондом недр и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых этот участок недр расположен. Указанное условие отражается в условиях конкурса (аукциона).
2. Лицензия на пользование недрами, другие входящие в ее состав документы подписываются всеми участниками, принявшими совместное решение, либо федеральным органом управления государственным фондом недр и представителем органа исполнительной власти одного из субъектов Российской Федерации, которому это право подписи делегировали другие субъекты Российской Федерации.
Статья 6. Взаимоотношения между владельцами лицензий, выданных на пользование сопредельными участками недр
1. Разработка одного месторождения полезных ископаемых разными пользователями недр, имеющими лицензии на пользование сопредельными участками недр, должна проводиться по согласованному проекту или технологической схеме, обеспечивающим выполнение требований законодательства о недрах по рациональному использованию и охране недр, а также по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами. Координация действий пользователей недр возлагается по их решению на одного из них, которому другие доверяют исполнение функций оператора (координатора), а при недостижении согласия выбор оператора (координатора) осуществляется органами, предоставившими лицензии. Указанное условие фиксируется в лицензиях на пользование недрами для добычи полезных ископаемых на этом месторождении.
2. Владельцы лицензий на пользование недрами в пределах одного месторождения должны соблюдать принцип удовлетворения интересов каждого из них. Все владельцы лицензий имеют равные права на доступ к информации в целом по этому месторождению и обеспечивают взаимное ознакомление с информацией о состоянии разработки выделенных им участков месторождений.
3. Владелец лицензии в границах предоставленного ему участка недр (горного или геологического отводов), а также земельного участка не может препятствовать строительству дорог, прокладке трубопроводов, линий электропередач и сооружению иных объектов инфраструктуры, которые необходимы для обеспечения работ на сопредельном участке недр, что должно найти отражение в условиях конкурса (аукциона) и в лицензии на пользование недрами каждым из сопредельных участков недр.
4. Все разногласия, возникающие между владельцами лицензий, разрабатывающими одно месторождение полезных ископаемых, разрешаются федеральным органом управления государственным фондом недр либо его территориальными подразделениями совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при участии федеральных органов управления, регулирующих добычу топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов.
Статья 7. Особенности применения норм по платежам за пользование недрами при предоставлении лицензий
1. Конкретные размеры и условия платежей при пользовании недрами, а также применяемые скидки устанавливаются по каждому участку недр, предоставляемого в пользование, и фиксируются в лицензии на пользование этим участком недр. В случае предоставления совмещенных лицензий конкретные размеры и условия платежей за добычу полезных ископаемых могут устанавливать после оценки выявленного месторождения и государственной экспертизы запасов полезных ископаемых.
2. В случаях замены денежных платежей за пользование недрами поставками производимой продукции в лицензии указываются порядок и методы расчета объемов этой продукции, пункты ее доставки и другие необходимые данные.
3. В состав платежей за пользование недрами при добыче отдельных полезных ископаемых может включаться стоимость кондиционных подземных вод, извлекаемых из недр, а также не извлекаемых из недр, но ухудшивших свое качество при добыче полезного ископаемого или при использовании недр для других целей, не связанных с его добычей.
4. Платежи за пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции, осуществляется на условиях, определенных этими соглашениями.
Глава II. Лицензии на пользование недрами
Статья 8. Лицензии на пользование недрами
В соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий. Лицензия включает установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, заранее оговоренные и договорные условия пользования недрами, иные текстовые и графические документы, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие условия пользования недрами.
Статья 9. Срок действия лицензии на пользование недрами
Срок действия лицензии на пользование недрами устанавливается в соответствии со сроками пользования недрами, предусмотренными Законом Российской Федерации "О недрах" или соглашением о разделе продукции, и исчисляется со дня ее выдачи.
Статья 10. Условия лицензии на пользование недрами для геологического изучения недр
1. Лицензия на пользование недрами для геологического изучения недр с целью поисков и оценки месторождений полезных ископаемых дает право на поиски и оценку только того вида полезного ископаемого или комплекса полезных ископаемых, которые указаны в лицензии.
2. В лицензии на пользование недрами для геологического изучения недр должны быть определены сроки проведения работ, требования к их конечному результату, характер подготавливаемой информации, порядок и сроки ее представления.
Осуществление геологического изучения недр без согласованного и утвержденного в установленном порядке технического проекта запрещается.
3. Владелец лицензии на пользование недрами для геологического изучения недр обязан выполнить оговоренный в лицензии объем геологических исследований. Сокращение объема геологических исследований возможно только при согласии пользователей недр и органов, предоставивших лицензию.
4. Владелец лицензии на пользование недрами для поиска месторождений полезных ископаемых по мере их проведения может отказаться с согласия органов, предоставивших лицензию, от части выделенного геологического отвода с соответствующим пересчетом платы за пользование недрами. Порядок изменения границ геологических отводов устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
5. Если в процессе проводимых поисков и оценки месторождений полезных ископаемых на участке недр обнаружено месторождение с новыми полезными ископаемыми, не указанными в лицензии, для его изучения и оценки необходимо получить отдельную лицензию.
6. Добытые в процессе поисков и оценки месторождений полезные ископаемые могут находиться в любой форме собственности и их принадлежность определяется решением органов, предоставляющих лицензию, и должна найти отражение в условиях конкурса (аукциона) и в лицензии на пользование недрами.
7. Лицензия на поиски и оценку месторождений нефти и газа должна также предусматривать:
1) опробование перспективных геологических объектов на промышленную нефтегазоносность с попутной добычей нефти и газа не выше предельно допустимого уровня от оценочных промышленных запасов нефти и газа в зонах дренирования разведочных скважин с последующей государственной экспертизой этих запасов и включением их с соответствующей категорией достоверности в государственный баланс запасов полезных ископаемых;
2) дополнительное геологическое изучение месторождений в целях повышения достоверности запасов нефти и газа с их добычей не выше предельного допустимого уровня от числящихся в государственном балансе запасов этих полезных ископаемых и обязательным последующим предоставлением материалов для переутверждения объемов и категорий достоверных запасов нефти и газа;
3) предельно допустимый уровень и величина отбора (добычи) нефти и газа устанавливаемые в соответствии с проектами пробной, опытно-промышленной эксплуатации, утверждаемыми в установленном порядке, с учетом заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых.
Статья 11. Условия лицензии на пользование недрами для разведки и добычи полезных ископаемых
1. Лицензия на пользование недрами для разведки и добычи полезных ископаемых или лицензия на добычу полезных ископаемых дает право на разведку, доразведку и разработку месторождений полезных ископаемых, первичную переработку добытых полезных ископаемых, а также на переработку отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговаривается в лицензии.
2. В лицензии на пользование недрами для разведки и добычи полезных ископаемых должны быть установлены сроки начала строительства предприятия и начала добычи полезных ископаемых.
3. Лицензия на детальное изучение (разведку) месторождений полезных ископаемых отдельно не предоставляется, право разведки предусматривается в лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых.
4. Владелец лицензии на пользование недрами для добычи полезных ископаемых имеет право проводить в пределах предоставленного ему участка недр работы по геологическому изучению без дополнительной лицензии.
5. Лицензия может выдаваться на пользование недрами в пределах всего месторождения полезного ископаемого или его отдельной части.
6. Допускается одновременное предоставление нескольких лицензий на пользование недрами для добычи полезных ископаемых по группе близрасположенных месторождений полезных ископаемых одному заявителю, если экономически рентабельной является только общая разработка указанных месторождений одним пользователем недр, либо когда одновременное использование нескольких месторождений обусловлено технологией получения продукции.
7. Лицензия на пользование недрами для разведки и добычи полезных ископаемых предоставляется с указанием срока проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых.
8. Допускается предоставление на общих основаниях совмещенной лицензии или лицензии на пользование недрами для разведки и добычи полезного ископаемого на участке недр, где действует лицензия на геологическое изучение недр, после проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. В этом случае владелец лицензии на право геологического изучения должен быть безотлагательно извещен органами, предоставляющими лицензию, о принимаемом решении с предоставлением ему возможности подать заявку на получение лицензии на добычу полезного ископаемого на общих основаниях. В этом случае владелец лицензии на право геологического изучения вправе получить от владельца лицензии на право добычи полезного ископаемого компенсацию, связанную с досрочным прекращением действия ранее выданной лицензии.
9. Использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств может осуществляться как по лицензии на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, так и по самостоятельной лицензии.
10. В лицензии на пользование недрами для добычи полезных ископаемых устанавливаются условия попутного отбора подземных вод при разработке месторождений этих полезных ископаемых, а также определяются условия проведения мониторинга геологической среды в соответствии с установленным порядком в пределах предоставленного участка недр и зоны влияния эксплуатации объекта.
11. Лицензия на добычу нефти и газа должна также предусматривать право ее владельца осуществлять:
1) извлечение сопутствующих компонентов из нефти и газа, подготовку и первичную переработку указанных компонентов;
2) использование пластовых вод, извлекаемых при добыче нефти и газа, для поддержания пластового давления и извлечения сопутствующих компонентов, подготовку и переработку указанных компонентов на условиях, установленных в лицензии в соответствии с требованиями настоящего Закона;
3) сооружение трубопроводов для транспортировки нефти и газа от разрабатываемых месторождений до хранилища и от хранилища до пунктов доставки или экспорта, а также на подсоединение этих трубопроводов к системам магистральных трубопроводов в порядке, установленном федеральным законодательством;
4) консервацию всего выявленного месторождения или его части при большом содержании агрессивных компонентов, в том числе сероводорода.
Статья 12. Условия совмещенных лицензий на пользование недрами
1. При выявлении и оценке владельцем совмещенной лицензии на предоставленном ему участке недр месторождения полезных ископаемых он представляет материалы на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, после которой предоставленная ему лицензия уточняется в части условий отработки месторождения, границ горных отводов и платежей за пользование недрами или предоставляется отдельная лицензия в соответствии с полученным правом на добычу полезных ископаемых.
2. В отдельных случаях владельцем совмещенной лицензии добыча полезных ископаемых может производиться в процессе геологического изучения. Перечень видов полезных ископаемых, добыча которых может осуществляться в процессе геологического изучения недр, и порядок этой добычи устанавливается органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора и органами управления, регулирующими добычу минерального сырья.
3. В совмещенной лицензии может быть предусмотрена консервация выявленного месторождения полезных ископаемых, если оно расположено в труднодоступных районах и его освоение требует крупных капиталовложений или его разработка убыточна при существующей системе налогообложения, без включения срока консервации в срок действия лицензии.
Статья 13. Условия лицензий на пользование недрами для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых
1. В лицензии на пользование недрами для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, дополнительно должно быть предусмотрено:
1) регламентирование в соответствии с заключениями государственной экспертизы геологической информации и государственной экологической экспертизы максимально возможных величин сброса сточных вод, объемов захоронения и концентраций вредных веществ, отходов и сточных вод, с учетом возможности активизации неблагоприятных геологических процессов;
2) компенсация негативного воздействия в зоне влияния эксплуатации проектируемых сооружений на условия водопользования, экологические условия и эксплуатацию инженерных сооружений;
3) условия сопутствующего извлечения подземных вод и их использования;
4) организация при необходимости санитарно-защитных зон;
5) создание и ведение мониторинга геологической среды в пределах горного отвода и зоны влияния эксплуатации объекта.
Статья 14. Условия лицензии на пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов
Лицензия на пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное назначение (научных и учебных полигонов, геологических заповедников, заказников, памятников природы, пещер и других природных подземных полостей), предоставляется после принятия соответствующими органами решений об образовании таких объектов и выделения в соответствии с законодательством о недрах для этих целей участков недр.
Статья 15. Условия лицензии на пользование недрами в соответствии с договорами о разделе продукции
Лицензия на пользование участком недр, предоставленным в пользование в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции", должна содержать основные данные, предусмотренные Законом Российской Федерации "О недрах", а также необходимые условия пользования недрами, определяемые соглашением о разделе продукции и являющиеся составной частью лицензии на пользование недрами.
Глава III. Система конкурсного (аукционного) отбора претендентов на
получение лицензии
Статья 16. Подготовка перечней объектов лицензирования
1. Федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные подразделения ведут учет имеющихся и вновь выявляемых объектов лицензирования и совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготавливают перечень таких объектов лицензирования на 2 года или иной срок в соответствии с государственными программами развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы, конъюнктурой минерального сырья, поступающими заявками на разработку месторождений полезных ископаемых.
2. Федеральный орган управления государственным фондом недр согласовывает подготовленный перечень объектов лицензирования с федеральными органами управления, регулирующими добычу топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов или использование недр в иных целях, федеральными и территориальными органами охраны окружающей природной среды, федеральным органом управления в сфере экономики, органами государственного горного надзора. Согласование осуществляется в течение 30 дней со дня поступления документов в согласующий орган.
3. Согласованный перечень объектов лицензирования утверждается совместно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением.
4. Перечни участков недр, предоставляемых в пользование на основе соглашений о разделе продукции, утверждаются федеральными законами.
5. Объекты лицензирования, включенные в утвержденный в установленном порядке перечень, выносятся на конкурсы или аукционы, кроме случаев предоставления участков недр в пользование без проведения конкурсов (аукционов), предусмотренных законодательством о недрах.
Статья 17. Виды конкурсов (аукционов)
1. По совместному решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федерального органа управления государственного фонда недр могут быть объявлены открытые или закрытые конкурсы (аукционы).
2. Открытый конкурс (аукцион) проводится без каких-либо ограничений по численности и категории недропользователей.
3. Закрытый конкурс (аукцион) проводится для определенных категорий недропользователей, в том числе для:
1) юридических и физических лиц Российской Федерации;
2) юридических лиц - малых предприятий (включая старательские артели);
3) государственных предприятий Российской Федерации или зависимых от государства хозяйственных обществ с целью получения права на разработку месторождений радиоактивных руд или комплексных руд, в которых радиоактивные минералы являются сопутствующими компонентами.
Статья 18. Подготовка условий конкурсов (аукционов)
1. Условия конкурса или аукциона разрабатываются до начала их проведения и после официального опубликования, изменению не подлежат.
2. Основными условиями конкурсов могут являться размеры разовых и систематических платежей за пользования недрами, сроки ввода предприятий в действие, темпы освоения месторождения, степень извлечения полезных ископаемых из недр, применение прогрессивных технологий, требования к охране окружающей среды.
3. С учетом специфики конкретных объектов лицензирования в качестве условий конкурсов и аукционов могут быть установлены темпы и интенсивность геологоразведочных работ, порядок найма местной рабочей силы, особые требования к безопасным условиям труда, условия по социально-экономическому развитию территорий.
4. Допускается в качестве одного из условий проводимых конкурсов и аукционов устанавливать привлечение к участию в разработке месторождения предприятий и организаций, ранее участвовавших в геологическом изучении и оценке этого месторождения и иных работах, связанных с его освоением, при согласии этих предприятий и организаций.
5. В случае, если на конкурс выносится участок недр, пользование которым будет осуществляться на основе соглашения о раздели продукции, то в условиях конкурса должны быть отражены основные показатели или критерии, в соответствии с которыми будет заключаться это соглашение.
6. Условия конкурса (аукциона) подготавливаются по каждому объекту недропользования или по группе однотипных объектов.
7. В случае, если достижение экономической рентабельности возможно только при совместной разработке группы близрасположенных месторождений (участков, блоков), то разрабатываются единые условия конкурса или аукциона для такой группы месторождений (участков, блоков) вне зависимости от административно-территориального деления.
8. Единые условия конкурса или аукциона разрабатываются также для двух или более месторождений, добываемое сырье из которых может использоваться только совместно.
9. Условия конкурса (аукциона) согласовываются:
с федеральными органами управления, регулирующими добычу топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов или использование недр в иных целях, федеральным органом управления в сфере экономики и с органами государственного горного надзора в части сроков ввода объектов в промышленную эксплуатацию, объемов добычи минерального сырья, полноты и комплексности извлечения разведанных запасов полезных ископаемых, техники безопасности, условий транспортировки минерального сырья;
с федеральными и территориальными органами по охране окружающей природной среды в части условий выполнения требований по охране окружающей природной среды;
с федеральными органами управления в сфере экономики и финансов в части платежей за пользование недрами (указанное согласование осуществляется после согласования других вопросов).
10. Федеральные органы управления могут делегировать право согласования условий конкурсов и аукционов по конкретным объектам своим территориальным подразделениям или органам, предоставляющим лицензию.
11. Согласование проводится в течение 60 дней со дня поступления материалов на согласование.
12. Сроки проведения, порядок и условия конкурсов и аукционов утверждаются совместным решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и федерального органа управления государственного фонда недр (или по его поручению территориальным подразделением).
13. Информация о предстоящих конкурсах или аукционах публикуется в средствах массовой информации не менее чем за 2 месяца до даты окончания приема заявок и должна содержать наименование месторождения полезных ископаемых или участка недр, которые намечается предоставить в пользование; основные условия, определяющие выбор владельца лицензии; время и место проведения конкурсов и аукционов; срок окончания подачи заявок. В информации указываются стартовые размеры платежей за пользование недрами, стоимость пакета геологической информации и размер сбора за участие в конкурсе или аукционе и выдачу лицензии, а также время и место, где можно подробно ознакомиться с материалами о предстоящем конкурсе (аукционе).
14. В федеральном органе управления государственным фондом недр или его территориальном подразделении подготавливаются и выставляются обзорные геологические карты и Другие данные, характеризующие участки недр, которые выносятся на конкурс или аукцион. Федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальное подразделение несут ответственность за достоверность геологических и других данных, характеризующих участки недр, выставляемые на конкурс (аукцион).
Статья 19. Порядок формирования и работы экспертных комиссий
1. Для обеспечения проведения конкурсов или аукционов формируются экспертные комиссии.
2. Задачами экспертной комиссии в процессе проведения конкурса являются оценка соответствия представленных участниками конкурса материалов условиям конкурса.
Задачей экспертной комиссии в процессе проведения аукциона является непосредственное проведение аукциона, а в случае, если аукцион поручено проводить специализированной организации, - контроль за соблюдением установленного порядка проведения аукциона.
3. В состав экспертных комиссий могут включаться представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федерального органа управления государственного фонда недр и (или) его территориальных подразделений, федеральных и (или) территориальных органов управления, регулирующих добычу топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов, органов государственного горного надзора экологического контроля, экспертов различного профиля по вопросам, возникающим в процессе проведения конкурса или аукциона.
4. Полномочия, персональный состав экспертных комиссий, их председатель или сопредседатели назначаются совместным решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и федерального органа управления государственного фонда недр или по его поручению территориальным подразделением.
5. В состав экспертных комиссий не могут быть включены представители юридических лиц, претендующих на пользование участками недр, выносимых на конкурс (аукцион), а также должностные лица, подписывающие лицензии на пользование этими участками недр.
6. Персональный состав экспертной комиссии формируется отдельно для каждого конкурса (аукциона). Экспертная комиссия не является юридическим лицом и прекращает свою деятельность по завершении конкурса (аукциона).
7. Порядок работы экспертных комиссий устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
Статья 20. Порядок предоставления заявок на участие в конкурсе (аукционе)
1. Соискатель лицензии должен в установленный срок подать в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальное подразделение заявку, содержащую:
1) копии регистрационных и учредительных документов соискателя, его устав, данные о месте его основной деятельности, его хозяйственные взаимоотношения с финансовыми и производственными партнерами;
2) данные о руководителях или владельцах организации-соискателя и лицах, которые представляют его при проведении конкурса (аукциона);
3) данные о финансовых возможностях соискателя, необходимых для выполнения работ, связанных с намеченным пользованием недрами;
4) данные о технических и технологических возможностях соискателя, а также о специализированных предприятиях, привлекаемых им в качестве подрядчиков, если работы будут выполняться этими подрядчиками;
5) информацию о предыдущей деятельности соискателя, включая список государств, на территории которых он осуществлял свою деятельность за последние 5 лет;
6) предложения соискателя по условиям пользования недрами.
2. Если соискатель лицензии, подавший заявку, участвовал в геологическом изучении недр объекта, выносимого на конкурс, то он предоставляет данные о проделанной работе и ее результатах.
3. Если соискатель лицензии предполагает выполнять основные работы не собственными силами, а с помощью подрядных организаций, то он обязан указать подрядчика, который будет выполнять работы с его письменным согласием.
4. Если данные о том, что соискатель представил о себе неверные сведения будут установлены в процессе проведения конкурса (аукциона), то он может быть исключен из числа его участников.
5. Заявки, поданные на участие в конкурсе (аукционе), проходят в федеральном органе управления государственным фондом недр или его территориальном подразделении экспертизу с целью проверки финансовой и технической компетентности соискателя лицензий. О принятии заявки или ее отклонении соискатель извещается не позднее 30 дней со дня ее поступления. Заявка считается принятой после уплаты соискателем сбора за участие в конкурсе (аукционе) и оплаты пакета геологической информации.
6. Предоставление пакета геологической информации по интересующему участку недр осуществляется после объявления конкурса (аукциона). Пакет должен содержать необходимый объем геологической, горно-технической, технологической и иной информации для проведения предприятием-заявителем технико-экономических расчетов показателей ведения работ.
7. На основании изучения геологической информации соискатель лицензии в установленный срок разрабатывает и представляет основные технико-экономические показатели ведения работ, связанные с намечаемым пользованием недрами, в соответствии с условиями конкурса.
Статья 21. Механизм проведения конкурсов (аукционов) и порядок принятия решений
1. При конкурсной системе победителем признается соискатель лицензии, отвечающий условиям конкурса и представивший экономически приемлемые и наиболее соответствующие требованиям охраны недр и окружающей природной среды технические решения. В случае, если на конкурс подана только одна заявка, лицензия на право пользования недрами может быть предоставлена этому соискателю на условиях объявленного конкурса.
2. Конкурс по участку недр считается несостоявшимся, если ни один из соискателей лицензии не отвечает выдвинутым условиям. Затраты, понесенные участниками конкурса, не компенсируются.
3. При аукционной системе предоставления лицензий победителем признается соискатель лицензии, предложивший наибольшую плату за получение права на пользование недрами. При одном соискателе аукцион не проводится.
4. Оценка соответствия разработанных соискателем лицензии технико-экономических показателей условиям конкурса производится экспертной комиссией и оформляется протоколом.
5. В случае, если условиям объявленного конкурса отвечают материалы, представленные двумя или более соискателями лицензии, то решение о выявлении победителя принимается органами, предоставляющими лицензию, по дополнительным условиям. Одним из дополнительных условий может быть проведение аукциона среди соискателей, материалы которых признаны отвечающими условиям конкурса.
Если среди соискателей, чьи материалы отвечают условиям проведения конкурса, находится соискатель, осуществлявший за счет собственных средств поиски и оценку объекта, вынесенного на конкурс, то он имеет преимущественное право на получение лицензии, что может фиксироваться в качестве дополнительного условия конкурса.
6. Определение победителей конкурса из числа его участников, чьи материалы получили положительную оценку экспертной комиссии по основным и дополнительным условиям конкурса, осуществляется совместно органами, предоставляющими лицензию.
7. Условия конкурса (аукциона), утвержденные в установленном порядке, подлежат включению в лицензию в качестве заранее оговоренных условий недропользования.
Включение дополнительных условий и заключение договоров по этим условиям пользования недрами осуществляется по взаимному согласию всех сторон, подписывающих лицензию.
Статья 23. Предоставление лицензий без проведения конкурсов и аукционов
В предусмотренных законодательством о недрах случаях предоставление недр в пользование без проведения конкурсов и аукционов уполномоченными на то органами выдаются лицензии, содержание которых должно соответствовать Закону Российской Федерации "О недрах" и настоящему Закону.
Глава IV. Оформление и выдача лицензий на пользование недрами
Статья 24. Порядок выдачи и государственной регистрации лицензии на пользование недрами
1. Подготовка лицензий на пользование недрами и их выдача осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением в течение 60 дней после принятия решения о предоставлении недр в пользование. В случае, если при подготовке лицензии осуществляется подготовка договоров с пользователем недр, то лицензия оформляется в течение 30 дней по их завершении, но не более, чем через год после принятия решения о предоставлении недр в пользование.
2. Лицензия после подписания проходит государственную регистрацию в федеральном органе управления государственным фондом недр. В процессе регистрации проверяются правильность заполнения лицензии и ее соответствие действующему законодательству. При выявлении нарушений регистрация не производится, о чем незамедлительно информируются органы, предоставившие лицензию, и соискатель лицензии. Выдача лицензии осуществляется после ее государственной регистрации.
3. Порядок оформления и государственной регистрации лицензий устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
Статья 25. Переоформление лицензии на пользование недрами
Переоформление действующей лицензии осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах", а в случае, если лицензия предоставлена на основании соглашения о разделе продукции, - в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции".
Статья 26. Изменение условий лицензии на пользование недрами
1. Изменение условий лицензии на пользование недрами допускается при согласии органов, предоставивших лицензию, и владельца лицензии по заявлению одной из сторон. Условия лицензии, вытекающие из условий конкурса (аукциона), изменению подлежат только в исключительных случаях при обязательном согласовании этих изменений с органами, согласовавшими первоначальные условия.
2. При выявлении не известных на момент предоставления лицензии данных о новых видах полезных ископаемых и попутных ценных компонентах органы, предоставившие лицензию, и владелец лицензии вправе провести государственную экспертизу геологической информации дополнить условия лицензии по согласованию с органами управления, ранее согласовавшими эти условия.
3. При изменении условий лицензии, связанных с потреблением и ценой добываемого минерального сырья, владелец лицензии может временно приостановить работы и в установленном порядке законсервировать горные выработки и объекты инфраструктуры, связанные с пользованием недрами, письменно уведомив об этом за 60 дней федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальное подразделение и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Время консервации включается в общий срок действия лицензии.
Глава V. Лицензионные изменения при прекращении, приостановлении или
ограничении права пользования недрами
Статья 27. Аннулирование, приостановление срока действия лицензии на пользование недрами, ограничение предусмотренных лицензией правомочий пользователя недрами
1. При прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами в установленных законодательством случаях соответственно лицензия на пользование недрами аннулируется, срок ее действия приостанавливается или ограничиваются предусмотренные лицензией правомочия пользователя недрами.
2. Аннулирование действия лицензии означает, что пользователь недрами с момента принятия решения об аннулировании лицензии лишается предусмотренных ею прав, в установленные сроки производит остановку основного вида деятельности и получения продукции, указанных в лицензии, по указанию органов, предоставивших лицензию, проводит работы по консервации или ликвидации горных выработок и объектов инфраструктуры, связанных с пользованием недрами и исполняет все другие обязанности, предусмотренные лицензией.
3. Приостановление срока действия лицензии означает временное на период приостановления права пользования недрами прекращение правомочий пользователя недр, в том числе основного вида деятельности и, как правило, связанных с ней вспомогательных работ, за исключением выполнения обязанностей по поддержанию горных выработок, строений, сооружений и оборудования в безаварийном, безопасном для людей и окружающей природной среды состоянии. Лицензия у пользователя недрами сохраняется.
4. Ограничение предусмотренных лицензией правомочий пользователя недрами означает временное или постоянное, полное или частичное ограничение его прав по пользованию недрами, осуществлению отдельных видов деятельности в рамках лицензии с выполнением обязанностей по обеспечению необходимых мер безопасности. Лицензия у пользователя недрами сохраняется.
Статья 28. Порядок аннулирования, приостановления срока действия лицензии на пользование недрами или ограничения предусмотренных лицензией правомочий пользователя недрами
1. Решение об аннулировании, приостановлении срока действия или ограничении предусмотренных лицензией правомочий пользователя недрами принимается органами, предоставившими лицензию, и доводится до сведения владельца лицензии в установленные законодательством сроки.
2. Решение об аннулировании лицензии должно содержать:
1) основание, по которому аннулируется лицензия;
2) перечень вопросов, которые необходимо решить в связи с аннулированием лицензии, в том числе по консервации горных выработок и объектов инфраструктуры, связанных с пользованием недрами, порядок и сроки их решения;
3) состав комиссии по аннулированию лицензии с указанием полномочий и обязанностей членов комиссии;
3. Решение об аннулировании лицензии на пользование недрами в течение 30 дней с момента его принятия должно быть опубликовано в федеральном органе печати или органе печати соответствующего субъекта Российской Федерации.
4. Для исполнения решения об аннулировании действия лицензии создается специальная комиссия, состоящая из представителей органов, предоставивших лицензию, федеральных органов управления, регулирующих добычу топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов, государственного горного надзора, с участием владельца лицензии.
5. Решение о приостановлении срока действия лицензии или ограничении предусмотренных ею полномочий пользователя недрами должно содержать:
1) основание, по которому приостановлен срок действия лицензии или ограничены полномочия пользователя недрами;
2) срок, на который приостанавливается действие лицензии или ограничиваются предусмотренные лицензией правомочия пользователя недрами;
3) условия, при которых действие лицензии может быть восстановлено в полном объеме.
6. При ликвидации юридического лица - владельца лицензии на пользование участком недр этот участок недр переходит в управление федерального органа по управлению государственным фондом недр или его территориального подразделения, которые принимают меры по обеспечению рационального пользования недрами и техники безопасности в пределах этого участка до решения вопроса о новом владельце лицензии.
7. Досрочное прекращение права пользования недрами и действия лицензии по инициативе ее владельца может осуществляться не позднее чем через шесть месяцев со дня письменного уведомления им федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об этом с указанием аргументированных причин отказа от пользования недрами. В течение этого периода осуществляется государственная экспертиза геологических материалов, проверка выполнения владельцем лицензии взятых обязательств, состояние работ на объекте и определяются порядок консервации или ликвидации горных выработок, объектов инфраструктуры и порядок контроля за их состоянием, а также связанные с этим затраты владельца лицензии.
Статья 29. Условия признания лицензии на пользование недрами недействительной
1. Лицензия на пользование недрами в судебном порядке может быть признана недействительной. Признание лицензии недействительной означает, что она не порождает правовых последствий с момента ее получения.
2. Лицензия признается недействительной в случаях, когда:
1) она оформляет предоставление недр в пользование по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации;
2) при предоставлении недр в пользование и лицензировании нарушены требования законодательных и других нормативных правовых актов;
3) лицо, получившее лицензию, представило о себе неверные сведения в заявке на получение прав на пользование недрами.
Глава VI. Особенности лицензирования пользования участками недр
в пределах внутренних морских вод, территориального моря
и континентального шельфа Российской Федерации
Статья 30. Особенности лицензирования пользования участками недр в пределах внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации
1. В пределах внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации лицензирование пользования недрами осуществляется с учетом правового режима внутренних морских вод и территориального моря в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах", Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции", Водным кодексом Российской федерации и настоящим Законом.
2. Лицензии на пользование недрами в пределах внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации выдаются федеральным органом управления государственным фондом недр на основании решения Правительства Российской Федерации, подготавливаемого с участием заинтересованных субъектов Российской Федерации, по результатам конкурса или аукциона.
3. Условия пользования участками недр в пределах внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, в том числе в части обеспечения экологической безопасности и использования инфраструктуры прибрежных территорий, определяются федеральным органом управления государственным фондом недр с участием органов исполнительной власти прибрежных субъектов Российской Федерации.
В лицензию могут включаться не противоречащие настоящему Закону дополнительные условия использования объектов инфраструктуры на территории субъекта Российской Федерации или прилегающих к ним участках акватории (портовые сооружения, транспортные коммуникации, искусственные острова, установки и сооружения).
4. Лицензии на право пользования недрами в пределах внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации выдаются по согласованию со специально уполномоченным на то федеральным органом по обороне, федеральным органом по рыболовству, федеральным органом государственного горного надзора, федеральным органом по охране окружающей природной среды и природных ресурсов, федеральным органом управления использованием и охраной водного фонда, федеральным органом, регулирующим деятельность морского транспорта и с уведомлением федерального органа по пограничной службе, федерального органа по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Статья 31. Лицензирование пользования участками недр континентального шельфа Российской Федерации
Лицензирование пользования участками недр континентального шельфа Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О континентальном шельфе Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О недрах", Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции", настоящим Законом и международными договорами Российской Федерации. Условия лицензий, а при заключении соглашений о разделе продукции условия таких соглашений, подготавливаются при обязательном участии органов исполнительной власти прибрежных субъектов Российской Федерации, на территории которых будут выполняться работы, связанные с пользованием недрами континентального шельфа.
Глава VII. Особенности лицензирования участков недр при использовании
подземных вод
Статья 32. Лицензирование пользования недрами для добычи подземных вод
1. Лицензии на пользование недрами предоставляются для добычи всех видов подземных вод, используемых в питьевых, технических, теплоэнергетических, промышленных, минеральных и лечебных целях.
2. Пользование недрами для добычи подземных вод при проведении водопонизительных и природоохранных мероприятий, не связанных с другими видами недропользования, может осуществляться только на основе самостоятельной лицензии, а при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, предусмотренном в пункте 10 статьи 11 и в подпункте 2 пункта 1 статьи 13.
3. При предоставлении совмещенных лицензий на поиск, разведку и добычу подземных вод, лицензий на пользование участками недр с действующими водозаборами, запасы подземных вод которых ранее не прошли государственную экспертизу, а также на пользование участками недр предоставляемых для строительства и эксплуатации (которые сопровождаются извлечением подземных вод) подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в этих лицензиях устанавливается срок осуществления государственной экспертизы подземных вод.
Статья 33. Дополнительные условия к лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод
1. В лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод должно быть дополнительно предусмотрено:
1) регламентирование максимально возможных величин и режима отбора подземных вод, величины и режим извлечения подземных вод при разработке месторождений полезных ископаемых и других видах пользования недрами;
2) требования к качеству подземных вод;
3) допустимое понижение уровня подземных вод в водоносном горизонте, предоставленном пользователю недрами;
4) порядок и сроки проведения мероприятий для компенсации негативного воздействия водоотбора на условия водопользования, экологические условия и эксплуатацию инженерных сооружений;
5) допустимое уменьшение поверхностного стока и снижение уровня первого от поверхности водоносного горизонта;
6) организация зон (округов) санитарной охраны при добыче питьевых и минеральных лечебных вод;
7) порядок и сроки проведения мероприятий по оздоровлению санитарной обстановки;
8) места и условия сброса вод после их использования по целевому назначению;
9) условия проведения мониторинга подземных вод и сроки передачи информации в систему мониторинга геологической среды.
2. Перечисленные в части первой настоящей статьи дополнительные условия лицензии должны быть согласованы со специально уполномоченным государственным органом по управлению использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды, государственными органами санитарно-эпидемиологического и горного надзора, а для минеральных лечебных вод - государственными органами, регулирующими их использование, по вопросам, входящим в их компетенцию.
Подготовленная в соответствии с требованиями настоящего Закона лицензия на пользование недрами для добычи подземных вод одновременно является лицензией на пользование подземным водным объектом.
3. Лицензия на пользование недрами для добычи подземных вод (подземными водными объектами) предоставляется совместно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда и федеральным органом управления государственным фондом недр или их территориальными подразделениями.
Глава VIII. Заключительные положения
Статья 34. Порядок введения Закона в действие.
1. Ввести в действие настоящий Федеральный Закон со дня его официального опубликования.
2. Признать утратившим силу Постановление Верховного Совета Российской Федерации N 3314-1 от 15 июля 1992 года "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами" (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1992 г., N 33, ст. 1917).
3. Правительству Российской Федерации определить порядок и сроки приведения предоставленных ранее на бесконкурсной основе лицензий на пользование недрами в соответствие с настоящим Законом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.