Комитет по законодательству
и судебно-правовой реформе
4 февраля 1997 г. N 3.1-86
В Совет Государственной Думы
Комитет Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе просит включить в повестку дня заседания Государственной Думы рассмотрение проекта Федерального закона "Об обеспечении непрерывного исполнения полномочий главы государства", внесенного депутатами Государственной Думы С.Н.Бабуриным, С.С.Говорухиным на 7 февраля 1997 года.
Приложение: на 23 л.
Председатель Комитета |
А.И.Лукьянов |
Заключение по проекту Федерального закона
"Об обеспечении непрерывного исполнения полномочий главы государства"
Рассмотрев на своем заседании от 23 января 1997 г. проект Федерального закона "Об обеспечении непрерывного исполнения полномочий главы государства", внесенный депутатами Государственной Думы С.Н.Бабуриным и С.С.Говорухиным, Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе установил:
Законопроект восполняет ряд пробелов в российском законодательстве, связанных с правовым регулированием досрочного прекращения полномочий главы государства.
Четко фиксируя юридические факты, с которыми связывается досрочное прекращение полномочий Президента Российской Федерации, проект закона последовательно устанавливает порядок назначения досрочных выборов, порядок отставки и порядок временного исполнения полномочий главы государства. Комитет считает, что предлагаемая законопроектом процедура признания стойкой неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия (факт устанавливается в судебном порядке Верховным Судом по результатам им назначенного медицинского консилиума) более предпочтительна, чем вариант с учреждением особого государственного органа, наделяемого полномочиями по освидетельствованию здоровья высших должностных лиц страны.
Вместе с тем Комитет считает, что текст законопроекта нуждается в доработке.
1) Существующая редакция части 1 статьи 5 не соответствует Конституции Российской Федерации, поскольку официальное сообщение об отставке Президента Российской Федерации должно исходить не от Правительства, а от Совета Федерации, органа, к компетенции которого, согласно части 1 статьи 102 Конституции, относится назначение выборов Президента Российской Федерации.
2) Вызывает сомнение правомерность распространения на случай стойкой неспособности главы государства по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия сроков продолжительности заболевания (более четырех месяцев подряд), которые установлены нормами трудового права.
3) Редакция ст. 12 законопроекта также противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку в круг лиц, на которых может быть возложено временное исполнение полномочий главы государства, включены иные, помимо Председателя Правительства Российской Федерации, высшие должностные лица.
Наконец, нуждаются в редактировании тексты положений и некоторых других статей законопроекта (в частности, часть 2 статьи 7 и часть 2 статьи 8).
Однако Комитет считает, что недостатки текста законопроекта могут быть преодолены в процессе его доработки. Исходя из изложенного, Комитет заключает:
Рекомендовать Государственной Думе принять в первом чтении проект Федерального закона "Об обеспечении непрерывного исполнения полномочий главы государства".
Председатель комитета |
А.И.Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.