Досье на проект федерального закона
Статья 92 Конституции Российской Федерации предусматривает три основания для досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации:
отставка;
стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия;
отрешение от должности.
Очевидно, что отставка Президента по собственному желанию не требует какого-либо внешнего решения и осуществляется на основе волеизъявления самого Президента.
Порядок отрешения Президента от должности подробно регламентирован статьей 93 Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации", регламентами палат Федерального Собрания.
Только прекращение полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия неурегулировано нигде.
Более того, из текста части второй статьи 92 Конституции Российской Федерации вообще не вытекает возможность какого-либо внешнего решения о прекращении полномочий Президента. Активный залог, примененный в данном тексте: "Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий...", в совокупности с текстом части первой той же статьи: "Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий...", приводит к выводу, что только сам Президент может принять решение о прекращении исполнения полномочий по состоянию здоровья.
Но если Президент сам принимает подобное решение, то это есть предусмотренная Конституцией отставка Президента по собственному желанию.
Таким образом, налицо явный пробел в Конституции как в самом понятии "досрочного прекращения полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия", так и в механизме его реализации.
Такой пробел может быть восполнен только законом. По юридической силе это должен был бы быть Федеральный конституционный закон, но статья 108 Конституции Российской Федерации устанавливает, что "Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации". Следовательно, остается только одна форма нормативного акта - "Федеральный закон".
Исходя из принципа аналогии правовых норм, восполнение пробела Конституции Федеральным законом наиболее юридически приемлемо "по аналогии" с текстом статьи 93 Конституции Российской Федерации. По крайней мере механизм имеет хотя бы какое-то объяснение, любой другой может быть подвергнут сомнению.
В статье 93 отправной точкой процедуры отрешения от должности является совершение Президентом Российской Федерации тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда. В данном случае, отправной точкой может стать длительная болезнь Президента, не позволяющая ему в течение определенного срока исполнять свои полномочия. Факт длительной болезни становится основанием для принятия решения о проведении обследования и получения медицинского заключения авторитетного медицинского органа о стойкой неспособности Президента исполнять свои полномочия в будущем.
По мнению некоторых, достаточно ограничиться диагнозом лечащего врача Президента. В проекте, внесенным депутатами Бабуриным и Говорухиным, специальный медицинский консилиум созывается академией медицинских наук. Но в первом случае лечащий врач становится ключевой фигурой и, безусловно будет подвергаться мощному давлению, при котором рассчитывать на его объективность вряд ли возможно. Во втором случае, консилиум, созываемый одним органом и под конкретный случай, также может быть подвержен сиюминутной политической конъюнктуре. Видимо более объективной может быть Государственная медицинская комиссия, образуемая по представлению Президента, обеих палат Федерального Собрания и Правительства на длительный срок, во всяком случае, значительно превышающий срок полномочий конкретного Президента.
Порядок образования и деятельности Государственной медицинской комиссии должен устанавливаться отдельным Федеральным законом.
После принятия Государственной Думой решения о направлении представления о досрочном прекращении полномочий Президента по состоянию здоровья, судебный орган должен подтвердить соблюдение установленной законом процедуры.
Согласно статье 93 Конституции Российской Федерации, заключение о соблюдении установленного порядка отрешения Президента от должности дает Конституционный Суд Российской Федерации. Однако применительно к досрочному прекращению полномочий по состоянию здоровья, это потребует принятия поправок в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", без чего Конституционный Суд не примет указанное заключение к рассмотрению.
На основании заключения Государственной медицинской комиссии Государственная Дума двумя третями голосов принимает решение о направлении представления о досрочном прекращении полномочий Президента в Совет Федерации.
Получив заключение Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка досрочного прекращения полномочий Президента, Совет Федерации двумя третями голосов принимает решение о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в связи со стойкой неспособностью по состоянию здоровья исполнять принадлежащие ему полномочия и назначает дату новых выборов Президента.
Принятие рассматриваемого Федерального закона потребует принятия Федерального закона "О Государственной медицинской комиссии" и внесения изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации".
|
В.Машинский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.