Досье на проект федерального закона
Название рассматриваемого законопроекта направлено на реализацию одного из положений части 2 статьи 92 Конституции Российской Федерации и в этом отношении согласуется с ней. Однако воплощение названия в содержании законопроекта дает основание для признания ряда его положений противоречащими Конституции Российской Федерации.
1. Не соответствующими Конституции Российской Федерации следует рассматривать положения статей 3, 4 проекта, касающиеся Конституционного Суда Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 108 Конституции Российской Федерации федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации, а не федеральными законами. Из нормы, содержащейся в части 3 статьи 128 Конституции Российской Федерации с очевидностью следует, что полномочия и порядок деятельности Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются Федеральным конституционным законом, но никак не Федеральным законом.
Кроме того, указанные положения законопроекта находятся в противоречии и со статьей 2 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не предусматривающей определения полномочий и порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации федеральными законами.
2. Согласно части 3 статьи 102 Конституции Российской Федерации постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации (то есть абсолютным большинством) если иной порядок принятия решений не предусмотрен самой Конституцией. Установление Федеральным законом иного порядка принятия решений Совета Федерации (часть 2 статьи 5 проекта) квалифицированным, а не абсолютным большинством голосов Совета Федерации по вопросам, не предусмотренным Конституцией Российской Федерации, означало бы ее подмену Федеральным законом, что недопустимо.
3. Смещение акцента в статье 1 проекта с необходимости определения понятия стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия и официального признания факта такой неспособности, на документальное оформление диагноза и установление требований к диагнозу, представляется неоправданным. Диагноз логично считать неотъемлемым составляющим заключения о состоянии здоровья конкретного лица, необходимым условием констатации наличия у лица стойкой неспособности по состоянию здоровья выполнять работу определенного вида. Общеизвестно, что термин "диагноз" используется в медицине, и употребление его со словом "медицинский" представляется неудачным.
Содержание частей 3 и 4 данной статьи проекта, касающееся отставки Президента Российской Федерации не относится к предмету рассматриваемого проекта.
4. Вызывает сомнение целесообразность докладывать Председателю Правительства Российской Федерации диагноз, а не заключение о состоянии здоровья Президента Российской Федерации (статья 2 проекта). Видимо правильно было бы вести речь о направлении (представлении) Председателю Правительства Российской Федерации официального заключения, содержащего оценку состояния здоровья Президента Российской Федерации, определение степени его способности осуществлять принадлежащие ему полномочия. При этом имеется в виду, что незамедлительное сообщение вовсе не исключается.
5. В тексте законопроекта имеются термины и фразы, вызывающие возражение, например: "действующий Президент Российской Федерации" (статья 1), "новый Президент Российской Федерации" (статья 5)" не позднее двух суток с момента" (статья 2) и другие.
6. В соответствии со статьей 96 Регламента Государственной Думы на титульном листе законопроекта необходимо указать фамилии инициаторов законопроекта.
Отдел правовой экспертизы законопроектов по конституционному законодательству и правам человека |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.