Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 97700190-2 "О Высшем Совете по этике и нравственности в области кинематографии и телерадиовещания в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Целью разработки настоящего Федерального закона является реализация положений Конституции Российской Федерации, Основ законодательства о культуре, законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации и ряда других законодательных актов, касающихся основных прав граждан Российской Федерации.
Законодательное недопущение в Российской Федерации цензуры массовой информации, введенное статьей 4 закона "О средствах массовой информации" (это положение в настоящее время во многом реализовано, хотя случаи цензуры, к сожалению, еще встречаются), безусловно, сыграло положительную роль и в сфере телерадиовещания. Нельзя, однако, не отметить, что ситуация в отечественном кинематографе, культурная деятельность телерадиовещателей пока оставляют желать много лучшего. Показательно, что положение дел в телерадиовещании не удовлетворяет и тех, кто трудится в этой области (Председатель ФСТР В.Лазуткин в газете "Век" пишет: "Трудовой телевизионный люд совестится того, что происходит. Не нравится ему это").
Государства с развитой демократической системой уже пришли к необходимости контроля со стороны общества за показом фильмов и электронными средствами массовой информации.
Во многих странах Европы и Америки существуют органы, осуществляющие контроль за показом фильмов и телерадиовещанием (правда, в большинстве этих стран полномочия таких органов существенно шире, чем защита нравственности), и в разработке данного законопроекта широко использовался их опыт. В частности, подобный орган функционирует во Франции около 10 лет и за это время оказал существенное положительное влияние на телевидение страны. Совсем недавно, 31.0797 г., в Италии принят закон, учреждающий Службу контроля СМИ, призванную осуществлять надзор за соответствием продукции СМИ действующему законодательству. Создание такой службы было признано необходимым, в частности, из-за большого количества передач, противоречащих морально-этическим устоям общества, наносящих вред воспитанию подрастающего поколения.
В Российской Федерации имеется правовая база для создания подобного органа. Статья 13 "Декларации прав и свобод человека и гражданина", принятой ВС РСФСР 22 ноября 1991 года, допускает в целях охраны нравственности законодательные ограничения права свободно распространять информацию. Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации устанавливает, что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Сравнительно недавно принятый Гражданский кодекс в статье 1 повторяет эту норму: "гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты ... нравственности, ... прав и законных интересов других лиц".
Учреждаемый в соответствии с настоящим Федеральным законом Высший Совет по этике и нравственности в области кинематографии и телерадиовещания (далее - Совет) призван контролировать соблюдение демонстраторами фильмов и телерадиовещателями норм нравственности, обеспечивать права граждан на доступ к культурным ценностям посредством телерадиовещания, поощрять культурную деятельность демонстраторов фильмов и телерадиовещателей и т.д.
В законопроекте прописаны:
а) гарантии независимости Совета:
- порядок его формирования - по три члена Совета назначаются Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом (В России существует орган, подобный Высшему Совету - это Центральная избирательная комиссия РФ. Она прописана в законе "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ", порядок ее формирования аналогичен предлагаемому для Высшего Совета, она не принадлежит ни к одной ветви власти, в рамках регулирования избирательного процесса имеет достаточно широкие полномочия и т.д.);
- порядок его финансирования;
б) полномочия Совета по контролю некоторых аспектов деятельности демонстраторов фильмов, телерадиовещателей, причем такой контроль ведется с использованием записей теле- и радиопрограмм после их выхода в эфир, что гарантирует общество от присвоения Советом цензорских функций.
Контролируются:
- соблюдение норм нравственности и этики;
- распространение рекламы;
- программы и фильмы с элементами насилия, порнографии;
- выполнение требований федеральных законов и т.д.
в) права Совета в рамках своей компетенции:
- давать рекомендации по запросам Президента Российской Федерации. палат Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;
- привлекать государственные органы и экспертов для получения и анализа информации;
д) достаточно широкий спектр санкций к демонстраторам фильмов, телерадиовещателям, нарушающим данный и другие федеральные законы (от штрафа до лишения лицензии в соответствии со статьей 32 закона "О средствах массовой информации").
Перечисленные санкции могут применяться только при повторном нарушении, после письменного предупреждения, выносимого Советом при первом нарушении.
Необходимо отметить, что Совет своими полномочиями ни в коей мере не вторгается в сферу деятельности Федеральной комиссии по телерадиовещанию, которая, согласно статьи 30 закона "О средствах массовой информации", "вырабатывает государственную политику в области лицензирования радио- и телевещания и проводит ее как непосредственно, так и через территориальные комиссии по телерадиовещанию".
Представляется, что появление такого независимого органа, как Высший Совет, позволит обеспечить защиту интересов отечественных производителен кинопродукции, работающих в лучших российских традициях культуры и нравственности, а также, гарантируя свободу массовой информации, устранить возможность нарушения прав человека электронными средствами массовой информации.
Законопроект был разослан субъектам законодательной инициативы, получен 41 отзыв. Отрицательных всего 4 (Правительство РФ, законодательные органы Нижнего Новгорода, С.-Петербурга и Республики Бурятия), и основной их пафос в том, что Совет не нужен, поскольку он "дублирует функции Судебной палаты, ФСТР, Госкино и Федеральной комиссии по телерадиовещанию" (Правительство РФ). Однако в информации о проверке Счетной палатой деятельности ВГТРК (письмо заместителя Председателя Ю.Ю.Болдырева N 02-677/12 от 12 августа 1997 г.) приводятся такие данные о нарушениях лицензионных условий на российском телевидении в 1996 году: объем культурно-просветительных программ всего 8,6% вместо 40% согласно лицензии, а объем вещания для детей - 2,7% вместо 15%. Объем культурно-просветительных программ на Радио России в марте 1997 года составил 21% вместо 55% согласно лицензии. О каком выполнении соответствующих функций перечисленными госорганами может идти речь!
Некоторые указывают на дополнительные бюджетные расходы на обеспечение деятельности Совета (порядка 9 млрд. руб.). Но нарекания на работу электронных СМИ можно слышать практически от всех. Расходы бюджета на них - 2,7 трлн. руб. Лучше потратить 0,3% этой суммы на орган, который сможет навести порядок.
В законопроекте учтен ряд замечаний Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам, Комитета по делам женщин, семьи и молодежи, Правового управления ГД, некоторых законодательных органов субъектов федерации, не затрагивающих его концепции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.