Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 97069723-2 "О государственной монополии на массовый экспорт-импорт"
Досье на проект федерального закона
Проводимый с 1992 года по рецептам и под контролем МВФ, под лозунгами "либеральных реформ", "построения свободного рынка" бюджетный курс обусловил форсированный развал экономики России.
Настоящий законопроект определяет дополнительные источники существенного пополнения доходной части бюджета России на 1998 г. за счет введения государственной монополии на массовый экспорт-импорт.
Критическое положение с доходами бюджета уже заставило Президента и Правительство РФ принять решение о введении государственной монополии на продажу алкогольной продукции. Принято решение о проводке налоговых поступлений и бюджетных расходов исключительно через государственное казначейство. При всей половинчатости и недостаточности конкретных механизмов реализации принятых решений, усиление роли государства в экономике начинает приносить положительные результаты.
Государственная монополия на массовый экспорт - импорт, также не противоречит Конституции РФ, а определяемые проектом настоящего Закона механизмы осуществления совместимы с Гражданским Кодексом и большинством других правовых актов, определяющих правила поведение субъектов рынка. Сохраняется сложившийся порядок внешнеэкономической деятельности наиболее массовой категории индивидуальных и мелкооптовых экспортеров-импортеров, прежде всего, так называемых челноков, содействующих насыщению рынка продуктами питания и ширпотреба.
В то же время государственная монополия на массовый экспорт-импорт позволяет:
1) свести к минимуму потери России от занижения цен на продукты массового отечественного экспорта: нефть и нефтепродукты, газ, черные, цветные и редкоземельные металлы, удобрения, лес и др.;
2) уменьшить народнохозяйственные потери от недоброкачественного и более дорогого импорта иностранной продукции, который может быть замещен отечественной продукцией;
3) высвободить средства для развития отечественного производства, создать дополнительный рынок сбыта для продукции ныне недостаточно загруженных отечественных предприятий, особенно машиностроения и оборонного комплекса, поставить под контроль и направить в интересах России иностранные инвестиции;
4) перекрыть главные пути незаконного вывоза за границу материальных и финансовых ресурсов России;
5) Повысить государственные доходы от внешнеэкономической деятельности за счет вытеснения посреднических структур, введения принятых в мировой практике, общественно приемлемых норм частной прибыли, рентабельности, дивидендов, контроля себестоимости продукции предприятий, созданных в предшествующие периоды усилиями всего народа, сохранить и увеличить зарплату работников экспортных предприятий;
6) усилить контроль правильности расчетов и увеличить поступления в бюджет от таможенных пошлин, налогов, акцизов;
7) поставить под контроль ввоз наличных долларов, сделать действенный шаг в направлении остановки и ликвидации долларизации России.
В результате существенного увеличения доходной части бюджета появятся возможности значительного повышения заработной платы учителям, врачам, другим работникам бюджетной сферы, направления дополнительных средств на финансирование армии и оборонной промышленности, ликвидации задолженности государства перед предприятиями, увеличения финансирования науки, высшей школы, юридических органов и др. Высвобождение средств для развития отечественной промышленности и рост производства увеличит налоговые поступления в бюджеты всех уровней.
Оценка бюджетной эффективности государственной монополии на массовый экспорт-импорт
Таблица 1. Основные показатели внешнеторгового оборота РФ
Таблица 2. Объемы неорганизованного внешнеторгового оборота
Таблица 3. Консолидированные объемы бюджетных поступлений от
внешнеэкономической деятельности
Таблица 4. Оценки дополнительный поступлений в экономику России
в 1998 г. от государственной монополии на массовый
экспорт-импорт
Таблица 5. Оценки дополнительных поступлений в бюджет России
в 1998 г. от государственной монополии на массовый
экспорт-импорт
В табл. 1 приведены основные показатели внешнеторгового оборота РФ.
Таблица 1
Млрд. долл.
Годы |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 оцен- ка |
1998 прог- ноз |
Оборот | 152,9 | 95,4 | 79,4 | 71,1 | 87,1 | 135,7 | 151,4 | 153,6 | 166,7 |
Экспорт | 71,1 | 50,9 | 42,4 | 44,3 | 50,1 | 77,8 | 89,1 | 90,8 | 97,2 |
Импорт | 81,8 | 44,5 | 37 | 26,8 | 37,0 | 57,9 | 62,3 | 62,8 | 69,5 |
Сальдо | -10,7 | 6,4 | 5,4 | 17,5 | 13,1 | 19,9 | 26,8 | 28,0 | 27,7 |
Объемы неорганизованного внешнеторгового оборота (челноками) в последние два года и по представленному Государственной Думе прогнозу Правительства РФ на 1998 г. по максимальному 1-ому варианту показаны в табл. 2:
Таблица 2
Млрд. долл.
Годы | 1996 отчет |
1997 оценка |
1998 прогноз |
Оборот | 17,5 | 17,3 | 17,8 |
Экспорт | 1,5 | 1,4 | 1,4 |
Импорт | 16,0 | 15,9 | 16,4 |
Сальдо | -14,5 | -14,5 | -15 |
Предлагаемые на 1998 г. Правительством РФ консолидированные объемы бюджетных поступлений от внешнеэкономической деятельности с учетом налогов и таможенных пошлин по тем же данным приведены в табл. 3:
Таблица 3
N бюджетной позиции |
Наименования бюджетных позиций |
млн. руб. 1998 г. |
1060000 | Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономи- ческие операции |
26916,3 |
2080000 | Неналоговые доходы от ВЭД | 8065,7 |
Всего доходы Госбюджета от ВЭД | 34982,0 |
Оценки дополнительный поступлений в экономику России в 1998 г. от государственной монополии на массовый экспорт-импорт показаны в табл. 4.
Таблица 4
N п/п | Направления дополнительных поступлений | млрд. долл. |
млрд. руб. |
1. | Сокращение потерь государства от занижения цен на массовую продукцию отечественного экс- порта |
4,85 | 30,0 |
2. | Уменьшение недоброкачественного и более доро- гого импорта иностранной продукции, ее заме- щение отечественной |
3,47 | 21,5 |
3. | Прекращение незаконного вывоза эа границу ма- териальных и финансовых ресурсов России |
10,0 | 62,0 |
4. | Повышение полноты собираемости таможенных по- шлин, налогов, акцизов |
0,7 | 4,3 |
5. | Повышение государственных доходов от массово- го экспорта-импорта за счет вытеснения по- среднических структур, контроля себестоимос- ти, введения принятых в мировой практике, об- щественно приемлемых норм частной прибыли, рентабельности, дивидендов |
8,5 | 52,7 |
Всего дополнительных поступлений в экономику России |
27,52 | 170,5 |
Примечание. Обменный курс на 1998 г. принят 6,2 руб./долл.
Оценки дополнительных поступлений в бюджет России в 1998 г. от государственной монополии на массовый экспорт-импорт показаны в табл. 5.
Таблица 5
N бюджетной позиции |
Бюджетные статьи | Увеличение, млрд. руб. 1998 г. |
1060000 | Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэконо- мические операции |
4,3 |
2080000 | Неналоговые доходы от ВЭД | 82,7 |
1010000 | Налоги на доход (прибыль) предприятий (организаций) |
14,5 |
Налоги на товары и услуги, лицензионные сборы |
30,5 | |
Всего дополнительные доходы Госбюджета | 132,0 |
Как следует из табл. 4-5, при государственной монополии на массовый экспорт-импорт основой доходов консолидированного бюджета России становятся не таможенные пошлины, налоги и акцизы, а непосредственная внешнеэкономическая деятельность государства.
Возможность увеличения доходной части консолидированного бюджета России более чем на 130 млрд. руб., мощного импульса подъема отечественного производства, повышения уровня жизни населения за счет государственной монополии на массовый экспорт-импорт требует строго прагматического подхода как от Государственной Думы, так и от Правительства и Президента России. В сложившейся критической ситуации этими возможностями пренебрегать нельзя при всех возражениях теоретиков свободного рынка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.