Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 97700207-2 "О внесении дополнения в статью 35 Гражданского процессуального кодекса РСФСР"
Досье на проект федерального закона
В Комитет Государственной Думы по делам ветеранов поступают многочисленные письма инвалидов, ветеранов войны и труда, в которых они пишут о том, что Федеральный закон "О ветеранах" не финансируется государством, о том, что государство не защищает ветеранов от недобросовестных должников (различные коммерческие структуры, зарегистрированные государством и собирающие деньги вкладчиков).
В связи с обращением в Государственную Думу Московского городского совета ветеранов войны, труда и Вооруженных Сил по защите прав инвалидов и участников войны в связи с не возвращением их вкладов коммерческими банками, в Комитете было рассмотрено предложение Заместителя Председателя Государственной Думы С.Н.Бабурина о внесении изменений в соответствующие законы, с целью первоочередного удовлетворения требований данной категории граждан.
Инвалиды и участники войны - наиболее заслуженная перед Россией группа населения, в первую очередь, нуждающаяся в защите своих прав от произвола финансовых махинаций. Государство должно нести ответственность в случае обмана вкладчиков коммерческими финансовыми структурами. В противном случае может сложиться ситуация, которая имела место в Албании. Для предотвращения такой ситуации и обеспечения прав граждан предлагается внести дополнение в статью 35 Гражданского процессуального кодекса РСФСР.
Предлагаемое дополнение является актуальным и будет способствовать усилению социальной защиты всех граждан. Оно направлено не только на защиту граждан, добровольно внесших свои средства в банковские и другие кредитные учреждения, но и на распространенную категорию государственных служащих, чьи деньги, предназначавшиеся для выплаты в качестве заработной платы, были использованы для выплаты кредитов иным лицам. Как видно даже из сообщений средств массовой информации такие факты имеют распространение. В первом случае граждане хотя бы имеют право собственного выбора кредитного учреждения и риска, связанного с этой операцией, тогда как во втором - они лишены и этого.
Принятие данного закона не потребует дополнительных финансовых затрат со стороны государства. Вместе с тем, данный закон направлен на повышение ответственности Центрального банка России по выполнению возложенных на него функций. В частности, согласно Федеральному закону "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" основными целями деятельности Банка России является развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; устанавливает правила проведения банковских операций; осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и т.д. А что мы имеем?
В 1996 году банки 760 тысяч раз задерживали исполнение поручений свыше 60 дней. В первом квартале 1997 года - 350 тысяч. Кто-нибудь подсчитал сколько в результате этого федеральный бюджет недобрал миллиардов рублей?
Предлагая данный закон, мы руководствовались и Постановлением N 6/8 Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года, где отмечено: "В случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерации, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа".
В Комитет от депутатов Государственной Думы, от субъектов законодательной инициативы (из субъектов Российской Федерации) поступило 23 обращения, полностью поддерживающих принятие данного законопроекта.
Замечания Правительства Российской Федерации, Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам и Правового управления Государственной Думы частично учтены и текст законопроекта скорректирован. В тоже время, на наш взгляд, рецензенты не учли материалы Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и в ряде случаев касаются вопросов, не являющихся предметом регулирования данного законопроекта.
Дополнение к статье 35 Гражданского процессуального кодекса РСФСР не затрагивает оснований привлечения к ответственности. По общему правилу, гражданско-правовая ответственность возникает при наличии вины лица, не исполнившего обязанность, либо исполнившего ее ненадлежащим образом. Следовательно, принятие данного закона только будет способствовать улучшению работы соответствующих государственных органов, осуществляющих лицензирование и защиту прав вкладчиков.
В Комитет поступает много писем, в которых сообщается о том, что рухнул любимый ОРТ "Юнистрой" и люди остались без квартир и без денег, прекратили выплату платежей многочисленные банки. В Бурятии вкладчики банка "БАМ-кредит" намерены перекрыть движение поездов по Восточно-Сибирской магистрали, если не будут приняты меры по возвращению им просроченных платежей, причем, в письме прокурору они пишут, что оставляют за собой право "применить силу".
С тем, чтобы не допустить таких явлений мы предлагаем принять данный законопроект.
Председатель Комитета |
В.И.Варенников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.