Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 97053693-2 "О внесении изменений и дополнений в статьи 5 и 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике"
Досье на проект федерального закона
Принятый Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" призванный создать правовые основания функционирования научной и научно-технической деятельности, к сожалению, не смог сформулировать конкретные экономико - правовые аспекты деятельности в этой области. В первую очередь, это относится к конкретизации, в соответствие с действующим законодательством, вопросов правоотношений с федеральной собственностью, находящейся в распоряжении академий наук имеющих государственный статус, а так же правовые аспекты финансово-экономической деятельности государственных научных организаций и учреждений.
В свете сказанного предлагается в статьи 5 и 6 закона внести поправки имеющие следующий смысл:
1. Принимая во внимание тот факт, что перечисленные в ст.6 академии имеют свою историю развития на протяжении десятилетий и даже столетий, то можно говорить лишь о формулировании правовой основы нынешней их деятельности (а не учредительстве), которая, конечно же, не исключает возможное в будущем то или иное преобразование этих учреждений.
2. Определить правовой статус академий наук.
Принимая во внимание характер деятельности этих организаций, очевидно, что единственно возможным правовым определением является некоммерческая научная организация. Это определение отражая, принципиально бесприбыльный характер деятельности, позволяет отрегулировать правовые аспекты финансово-экономической деятельности, в соответствие с действующим законодательством.
Кроме того принимая во внимание правовые аспекты существования общественных академий, деятельность которых регулируется законами: "О некоммерческих организациях.", "Об общественных объединениях", Гражданским кодексом, вполне исчерпывающе, то эта статья может относиться только к академиям наук, имеющим государственный статус.
3. Определенность по отношению к федеральной собственности, а также к собственности приобретенной иным законным образом.
На основании ст.71 Конституции п-кт д), по смыслу ст.214 Гражданского кодекса и ст.125 п-кт 3 предоставляется возможным передача некоторых полномочий федеральной власти юридическим лицам, поэтому в законе возможно определить эти полномочия в части управления федеральной собственностью, кроме того в соответствие с Гражданским кодексом ст.298 п-кт 2 академии наук, имеющие государственный статус, вправе наделяться правами на самостоятельное распоряжение собственностью приобретенной за счет приносящей доходы деятельности.
Необходимо отметить, что эти предложения не являются правовым нововведением. Схожие правовые нормы применяются в ряде других правовых актов. (см. Таможенный кодекс, Постановление Правительства РФ N 59 от 25.01.96, письмо ГКИ от 06.12.95, закон "О федеральном железнодорожном транспорте" и ряд др.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.