Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 97802711-2 "О социальной помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и контроля за их поведением"
Досье на проект федерального закона
На протяжении ряда лет серьезное негативное влияние на состояние преступности в стране оказывают ранее судимые. Среди лиц, совершивших преступления, каждый четвертый ранее уже привлекался к уголовной ответственности. Ими ежегодно совершается свыше 40 процентов умышленных убийств, краж их квартир, более половины разбойных нападений.
Среди причин, способствующих росту рецидивной преступности, одно из основных мест занимает отсутствие государственно-правового механизма социальной помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, а также должного контроля за поведением наиболее криминогенной их части.
Специально проведенный анализ показывает, что каждый третий освобожденный утратил родственные связи, нуждается в трудовом и бытовом устройстве, материальной помощи. Не имея жилья, средств к существованию и встречая значительные трудности с устройством на работу, многие из них встают на путь решения этих и других личных проблем противоправными способами.
Существующая ныне система правового регулирования и сложившаяся практика трудового и бытового устройства лиц, отбывших наказание, не отвечает принципам гуманизма и социальной справедливости, не обеспечивает в полной мере реализацию прав и законных интересов указанной категории граждан. В связи с ухудшением социально-экономической обстановки в стране эта проблема в настоящее время еще более обострилась.
Острота проблемы социальной помощи гражданам, отбывшим наказание, обусловливается еще и тем, что многие из них страдают тяжелыми хроническими заболеваниями, находятся в пенсионном возрасте, в силу чего нуждаются в помещении в больницы, туберкулезные диспансеры, дома для престарелых и инвалидов. Между тем, решение этих жизненно важных вопросов законодательством четко не урегулировано и обеспечивается неудовлетворительно.
Рост рецидивной преступности, значительные трудности в решении вопросов трудового и бытового устройства граждан, отбывших наказание, побудил ряд местных органов власти пойти по пути создания центров социальной адаптации, ночлежных домов, общественных фондов материальной помощи таким лицам. Однако, постпенитенциарная помощь гражданам носит эпизодический характер, недостаточно обеспечена нормативно и организационно.
Все это вызывает необходимость разработать и принять закон, регулирующий принципиальные вопросы социальной помощи гражданам, отбывшим уголовное наказание и осуществление контроля за ними. Принятие таких законов предусмотрено ст.ст. 182-183 Уголовно-исполнительного кодекса.
В проекте представленного Закона предусмотрены: порядок оказания лицам, отбывшим наказание, помощи в трудовом и бытовом устройстве; принцип, в соответствии с которым основными субъектами, обеспечивающими социальную адаптацию лиц, отбывших наказание, являются местные органы власти и управления. Установлена их компетенция, а также направления деятельности организаций по данному вопросу; установления квоты рабочих мест на предприятиях для освобожденных граждан, нуждающихся в трудоустройстве; экономическое стимулирование предприятий, оказывающих помощь этой категории граждан в приеме их на работу; создание местными органами власти и управления центров социальной адаптации, ночлежных домов, а также специальных фондов материальной помощи.
Определенная часть освобожденных, отрицательно себя зарекомендовавших в период отбывания наказания и продолжающих вести антиобщественный образ жизни, в целях предупреждения совершения новых преступлений, требует осуществления контроля за их поведением. При этом наряду с некоторыми обязанностями, возлагаемыми в соответствии с настоящим проектом закона на освобожденных из мест лишения свободы, предусматриваются гарантии, обеспечивающие соблюдение их прав и свобод в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Одной из таких гарантий является положение проекта Закона, в соответствии с которым контроль за поведением гражданина может быть установлен только в судебном порядке. Причем строго определен круг лиц, за которым может устанавливаться контроль, основания его установления, а также виды правоограничений, налагаемых на ранее судимых.
В зарубежном законодательстве имеются аналоги представляемому проекту как в части оказания постпенитенциарной помощи, так и в части организации контроля за поведением освобожденных.
Так, в Великобритании помощь лицам, освобожденным из мест лишения свободы, в подыскании работы и жилья оказывает Национальная ассоциация попечительства и трудоустройства, финансируемая как из госбюджета, так и средств местных органов власти, а также частных лиц. Ассоциация организует общежития для временного проживания освобожденных, имеет специальные центры по профессиональной подготовке, выделяет средства для оказания материальной помощи этим лицам.
В ряде стран имеется практика осуществления контроля за судимыми лицами (пробация). Пробация предусматривает, в частности, ограничения в передвижении контролируемого лица, обязательное трудоустройство, запрет появляться в местах, пользующихся дурной славой и т.д.
Проект закона учитывает как существующую в нашей стране практику, так и опыт зарубежных государств в решении вопросов ресоциализации и осуществления контроля за лицами, отбывшими уголовное наказание.
Принятие Закона создаст определенные правовые гарантии своевременного трудового и бытового устройства нуждающихся в помощи граждан, будет способствовать профилактике совершения ими новых преступлений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.