Заключение Комитета Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам
на проект федерального закона N 97074626-2 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах", Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам отмечает следующее.
Указанный проект федерального закона предусматривает использование учетного метода отгрузки для уплаты акцизов с одновременным введением отсрочки по их уплате на срок от 45 до 60 дней.
Кроме того, для организаций производящих подакцизную продукцию, которая в дальнейшем вывозится за пределы Российской Федерации, предусматривается дополнительная отсрочка на срок 45 дней в случае представления указанными организациями гарантий банков о безакцептном списании с них сумм акцизов, в случае непредставления указанными организациями документов подтверждающих факт вывоза таких товаров за пределы Российской Федерации. Эффективность данного механизма, основанного на использовании института банковской гарантии, в условиях становления банковской системы, вызывает определенные опасения.
Указанный законопроект изменяет порядок исчисления налоговой базы в отношении подакцизных товаров на которые установлены адвалорные ставки, исключая из нее саму сумму акциза. Данное изменение не скажется на сумме акциза, подлежащей уплате налогоплательщиком.
Законопроектом предусматривается введение в налоговое законодательство расширительного перечня ювелирных изделий, подлежащих налогообложению акцизами, по отношению к перечню, содержащемуся в товарной номенклатуре, действующей на территории Российской Федерации. Так, например, в предлагаемый перечень подакцизной продукции включены изделия из недрагоценных материалов со вставками из драгоценных и (или) полудрагоценных камней, включая янтарь и жемчуг, в том числе искусственного происхождения. Включение в перечень подакцизных товаров драгоценных камней может привести к серьезным негативным последствиям в отечественной гранильной промышленности.
В пояснительной записке, прилагаемой к законопроекту указано, что законопроектом с 1 января 1998 года индексируются действующие ставки акцизов в "соответствии с изменением цен". В связи с этим необходимо отметить следующее:
1. Изменение ставок акцизов в законопроекте варьируется в пределах от 40 процентов снижения ставки на сигары до 140 процентов роста ставки на сигареты с фильтром 4 класса по ГОСТу. Очевидно, что предлагаемое изменение ставок, в некоторых случаях не связано с соответствующим изменением цен.
2. Повышение адвалорной ставки акциза на ювелирные изделия с 30 до 45 процентов (с учетом изменения налоговой базы) еще более усугубит бедственное положение, в котором находится отечественная отрасль ювелирной промышленности.
3. Предлагаемая ставка акциза на автомобильный бензин в размере 400 рублей за 1 тонну не подкреплена какими-либо расчетами.
4. Предлагаемое законопроектом радикальное изменение структуры акцизов на табачные изделия и ставок на них представляется экономически необоснованным и нецелесообразным, поскольку действующая в настоящее время система акцизного налогообложения, введенная в действие менее 1 года назад, привела к ощутимому росту производства табачной продукции и увеличению объемов поступлений акцизов в бюджет.
Введение единой ставки акциза на все сигареты с фильтром длиной менее 85 мм (что означает введение единой ставки акциза на импортируемые и производимые в Российской Федерации по ГОСТам сигареты и как следствие увеличение ставки акциза на сигареты с фильтром 1, 2 и 3 классов по ГОСТу на 80 процентов, а на сигареты с фильтром 4 класса по ГОСТу на 140 процентов) существенно подорвет позиции отечественной табачной промышленности.
5. Предусмотренная в законопроекте увязка ставок акциза на вина и виноградные, плодовые и медовые напитки с объемной долей этилового спирта до 25 процентов к литру абсолютного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах, приведет, в ряде случаев, к увеличению ставок акциза на указанную продукцию в 2-3 раза.
По указанным основаниям, Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам считает целесообразным принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах" и при подготовке его к рассмотрению во втором чтении доработать с учетом следующих замечаний:
- целесообразно рассмотреть более простой и эффективный механизм представления отсрочек по уплате акцизов по подакцизным товарам, реализуемым за пределы Российской Федерации, разработанный рабочей группой Комитета Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам при доработке II, III и IV части проекта Налогового кодекса, внесенного на рассмотрение в Государственную Думу Правительством Российской Федерации;
- предусмотреть возможность снижения ставки акциза на ювелирные изделия до 15 процентов;
- сохранить действующую структуру акцизов на табачные изделия и провести соответствующую индексацию ставок акцизов;
- в соответствии с решением трехсторонней рабочей комиссии по обсуждению основных характеристик федерального бюджета на 1998 год, провести индексацию ставок акцизов на алкогольную продукцию с учетом изменения характера лицензионного сбора на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции, предусмотренного проектом федерального закона "О сборе за выдачу лицензий на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции,", внесенного в Государственную Думу Правительством Российской Федерации;
- исходя из роста цен предусмотреть индексацию ставок за период действия Федерального закона "Об акцизах" в 1997-98 гг.
Председатель Комитета |
М.М.Задорнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.